Колокольные звоны

Воспитание художественной культуры невозможно без обретения эмоционально-духовного опыта поколений. Самыми ценными объектами передачи накопленного материала является национальный фольклор. Неотъемлемой составной частью русской музыкальной культуры являются колокольные звоны, традиции исполнения которых в нашей стране разнообразны.      Региональный компонент, ставший составной частью рабочей программы, предполагает включение в урок местных традиций. Своеобразие уральских колокольных традиций отр...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тверякова И.В. Методическая разработка по теме «Колокольный звон»

Класс: 3

Тип урока: интегрированный

Цель урока: создание условий для духовно-нравственного становления личности посредством погружения в традиционную народную и профессиональную национальную музыкальную культуру.

Задачи урока:

Образовательные:

- сформировать первоначальные знания об истории возникновения, развития и традициях колокольного звона;

- познакомить с уральскими традициями исполнения колокольного звона;

- побудить интерес к традиционной народной культуре, культуре родного края;

Развивающие:

- развить интерес к музыке через творческое слушание;
- развить наглядно- образное мышление и слуховую память;

- развить чувство ритма;
- развить познавательную активность.

Воспитательные:
- способствовать патриотическому воспитанию детей;

- воспитать в детях эстетический вкус, стремление к творчеству, прекрасному;

- воспитать уважение к традициям и культуре своего народа и края;
- воспитать эмоциональную отзывчивость.

Методы: словесный, междисциплинарных взаимодействий, научности, проблемного обучения, творческий, метод стимулирования и мотивации учения.

Оборудование урока: ноутбук, мультимедиапроектор, музыкальный центр, иллюстративный материал, карточки с изображением длительностей

Музыкальный материал:

Рус.нар.песни «Ой, звоны», «Звонили звоны»,

«Колокольный звон России» (Н.Волокитин -Н.Пехоцкая)

записи колокольного звона

Видеофрагменты:

«Собор Парижской Богоматери», «Андрей Рублев»

Ход урока.

I.Организационный момент.

Слайд 1

Музыкальное приветствие.

Распевание «Ой, звоны звонят»

2. Сообщение темы урока

Слайд 2

Звучат звуки колоколов

Учитель:

Колокол дремавший

Разбудил поля,

Улыбнулась солнцу

Сонная земля.

Понеслись удары

К синим небесам,

Звонко раздается

Голос по лесам.

Скрылась за рекою

Бледная луна,

Звонко побежала

Резвая волна.

Тихая долина

Отгоняет сон,

Где-то за дорогой

Замирает звон.

С. Есенин

3. Изучение нового материала

- Какие звуки мы услышали в начале урока? (Звук колоколов)

- Верно! Где мы можем их услышать? (В храме, на улице и т.д.)

Тема сегодняшнего урока - "Колокольные звоны на Руси»

Слайд 3

- Но у нас в городе мы можем их услышать и в самый разгар лета, когда проходит фестиваль колокольного звона «Благовествуй, земле Уральская».

- А как называют людей, дающих нам возможность услышать колокола? (Звонари)

- Именно они доносят до нас то, что нужно сообщить. Ранее колокола использовались при созыве народа на вече, во время бурь, опасностей, стихийных бедствий, при нападении врагов; с их помощью сообщали о победах и торжествах, одним словом, колокольный звон неразрывно связан с историей русского народа.

Вслушиваюсь в голоса веков минувших, впечатавшиеся в бронзовые колокола - стоят ли они в музейных экспозициях или смотрят на землю с высоких колоколен - и часто (как часто!) долетают оттуда тревожные, ранящие слух звуки, перебивающие гармоничные молитвенные колокольные призывы.

Слайд 4

В Ветхом Завете верующие к богослужению собирались с помощью труб, но уже к 6 веку практически повсеместно распространяются била и клепала - прямые либо изогнутые доски или медные или металлические пластины. В Греции, Черногории, Сербии и некоторых других странах била и клепала используются до сих пор.

Слайд 5

- Как же появились колокола? Изобретение колоколов обычно приписывают Павлину, епископу Ноланскому, жившему в начале 5 века. По преданию, ему приснился сон, в котором колокольчики издавали приятный звон. Затем св. Павлин повелел отлить несколько колокольчиков, которые, однако, не нашли большого применения в богослужебной практике. Колокола входят в церковный обиход в начале 7 века при папе Римском Савиниане. Их начинают отливать в провинции Кампания, отчего колокола часто именуют кампанами.

Видеофрагмент фильма «Собор Парижской Богоматери»

- Мы видели, как звонит из самых крупных европейских колоколов. Похож он на колокольчик? (Да, только очень большой).

- А колокола нашей страны звонят также? (Нет)

- Как вы думаете, почему? В какие колокола удобнее звонить? (В России)

- Разумеется, сам колокол намного тяжелее, чем та часть, которую раскачивают у нас. А как она называется? Язык. Обратите внимание, что все части колокола носят названия частей тела человека.

Слайд 6

К колоколам на Руси относились, как к живым людям, им давали имена.

Слайд 7

Самый большой в мире «Царь Колокол», который, к сожалению, никогда не звонил. Появился в 1733-35 г.г. В результате опустошительного пожара через 2 года колокол получил серьезные повреждения, и от него отвалился кусок весом более 10 т. В 19 веке Царь Колокол был поднят из ямы и водружен на постамент около колокольни Ивана Великого, где он находился до недавнего времени.

Слайд 8

А как же можно создать такие большие колокола? В России искусство литья колоколов достигло особого расцвета в 15-17 веках.

Кадры из фильма «Андрей Рублев»

Вы видели, как раньше отливали колокола. Но и сейчас способ изготовления практически не изменился. Красивое звучание колокола достигается в результате его правильного сплава (медь и олово, иногда - немного серебра), путем грамотной подвески кампана, а также его языка.

Слайд 9

В нашей области также есть колокололитейный завод. Он находится в Каменске-Уральском. Именно здесь изготавливают кампаны не только для Урала. Наши колокола есть на Валааме и в других городах России.

Запись колокольного звона

Можно ли сказать сколько колоколов звучало? (Очень трудно). Но есть группы, которые присутствуют на колокольне:

благовестник - самый большой, он издает самые длинные звуки.

подзвонные - группа средних колоколов, основной рисунок звона

зазвонные - самые мелкие, из которых извлекают короткие длительности.

Сейчас мы с вами составим из карточек ритм каждого кампана. Каждый ряд

будет изображать свою группу колоколов.

Создается и исполняется ритмическая партитура.

Итог урока:

Легенда о появлении колоколов;

Где и как отливают колокола на Урале;

Когда и для чего звонят колокола.

Дети дают оценку исполнения и работы на уроке

Заключение

Звучит песня «Колокольный звон России»



© 2010-2022