- Преподавателю
- Музыка
- Колокольные звоны
Колокольные звоны
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Тверякова И.В. |
Дата | 13.08.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тверякова И.В. Методическая разработка по теме «Колокольный звон»
Класс: 3
Тип урока: интегрированный
Цель урока: создание условий для духовно-нравственного становления личности посредством погружения в традиционную народную и профессиональную национальную музыкальную культуру.
Задачи урока:
Образовательные:
- сформировать первоначальные знания об истории возникновения, развития и традициях колокольного звона;
- познакомить с уральскими традициями исполнения колокольного звона;
- побудить интерес к традиционной народной культуре, культуре родного края;
Развивающие:
- развить интерес к музыке через творческое слушание;
- развить наглядно- образное мышление и слуховую память;
- развить чувство ритма;
- развить познавательную активность.
Воспитательные:
- способствовать патриотическому воспитанию детей;
- воспитать в детях эстетический вкус, стремление к творчеству, прекрасному;
- воспитать уважение к традициям и культуре своего народа и края;
- воспитать эмоциональную отзывчивость.
Методы: словесный, междисциплинарных взаимодействий, научности, проблемного обучения, творческий, метод стимулирования и мотивации учения.
Оборудование урока: ноутбук, мультимедиапроектор, музыкальный центр, иллюстративный материал, карточки с изображением длительностей
Музыкальный материал:
Рус.нар.песни «Ой, звоны», «Звонили звоны»,
«Колокольный звон России» (Н.Волокитин -Н.Пехоцкая)
записи колокольного звона
Видеофрагменты:
«Собор Парижской Богоматери», «Андрей Рублев»
Ход урока.
I.Организационный момент.
Слайд 1
Музыкальное приветствие.
Распевание «Ой, звоны звонят»
2. Сообщение темы урока
Слайд 2
Звучат звуки колоколов
Учитель:
Колокол дремавший
Разбудил поля,
Улыбнулась солнцу
Сонная земля.
Понеслись удары
К синим небесам,
Звонко раздается
Голос по лесам.
Скрылась за рекою
Бледная луна,
Звонко побежала
Резвая волна.
Тихая долина
Отгоняет сон,
Где-то за дорогой
Замирает звон.
С. Есенин
3. Изучение нового материала
- Какие звуки мы услышали в начале урока? (Звук колоколов)
- Верно! Где мы можем их услышать? (В храме, на улице и т.д.)
Тема сегодняшнего урока - "Колокольные звоны на Руси»
Слайд 3
- Но у нас в городе мы можем их услышать и в самый разгар лета, когда проходит фестиваль колокольного звона «Благовествуй, земле Уральская».
- А как называют людей, дающих нам возможность услышать колокола? (Звонари)
- Именно они доносят до нас то, что нужно сообщить. Ранее колокола использовались при созыве народа на вече, во время бурь, опасностей, стихийных бедствий, при нападении врагов; с их помощью сообщали о победах и торжествах, одним словом, колокольный звон неразрывно связан с историей русского народа.
Вслушиваюсь в голоса веков минувших, впечатавшиеся в бронзовые колокола - стоят ли они в музейных экспозициях или смотрят на землю с высоких колоколен - и часто (как часто!) долетают оттуда тревожные, ранящие слух звуки, перебивающие гармоничные молитвенные колокольные призывы.
Слайд 4
В Ветхом Завете верующие к богослужению собирались с помощью труб, но уже к 6 веку практически повсеместно распространяются била и клепала - прямые либо изогнутые доски или медные или металлические пластины. В Греции, Черногории, Сербии и некоторых других странах била и клепала используются до сих пор.
Слайд 5
- Как же появились колокола? Изобретение колоколов обычно приписывают Павлину, епископу Ноланскому, жившему в начале 5 века. По преданию, ему приснился сон, в котором колокольчики издавали приятный звон. Затем св. Павлин повелел отлить несколько колокольчиков, которые, однако, не нашли большого применения в богослужебной практике. Колокола входят в церковный обиход в начале 7 века при папе Римском Савиниане. Их начинают отливать в провинции Кампания, отчего колокола часто именуют кампанами.
Видеофрагмент фильма «Собор Парижской Богоматери»
- Мы видели, как звонит из самых крупных европейских колоколов. Похож он на колокольчик? (Да, только очень большой).
- А колокола нашей страны звонят также? (Нет)
- Как вы думаете, почему? В какие колокола удобнее звонить? (В России)
- Разумеется, сам колокол намного тяжелее, чем та часть, которую раскачивают у нас. А как она называется? Язык. Обратите внимание, что все части колокола носят названия частей тела человека.
Слайд 6
К колоколам на Руси относились, как к живым людям, им давали имена.
Слайд 7
Самый большой в мире «Царь Колокол», который, к сожалению, никогда не звонил. Появился в 1733-35 г.г. В результате опустошительного пожара через 2 года колокол получил серьезные повреждения, и от него отвалился кусок весом более 10 т. В 19 веке Царь Колокол был поднят из ямы и водружен на постамент около колокольни Ивана Великого, где он находился до недавнего времени.
Слайд 8
А как же можно создать такие большие колокола? В России искусство литья колоколов достигло особого расцвета в 15-17 веках.
Кадры из фильма «Андрей Рублев»
Вы видели, как раньше отливали колокола. Но и сейчас способ изготовления практически не изменился. Красивое звучание колокола достигается в результате его правильного сплава (медь и олово, иногда - немного серебра), путем грамотной подвески кампана, а также его языка.
Слайд 9
В нашей области также есть колокололитейный завод. Он находится в Каменске-Уральском. Именно здесь изготавливают кампаны не только для Урала. Наши колокола есть на Валааме и в других городах России.
Запись колокольного звона
Можно ли сказать сколько колоколов звучало? (Очень трудно). Но есть группы, которые присутствуют на колокольне:
благовестник - самый большой, он издает самые длинные звуки.
подзвонные - группа средних колоколов, основной рисунок звона
зазвонные - самые мелкие, из которых извлекают короткие длительности.
Сейчас мы с вами составим из карточек ритм каждого кампана. Каждый ряд
будет изображать свою группу колоколов.
Создается и исполняется ритмическая партитура.
Итог урока:
Легенда о появлении колоколов;
Где и как отливают колокола на Урале;
Когда и для чего звонят колокола.
Дети дают оценку исполнения и работы на уроке
Заключение
Звучит песня «Колокольный звон России»