ПРОГРАММА ПО МУЗЫКЕ 1-4 КЛАССЫ

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 9»

Утверждаю

Директор МАОУ «СОШ № 9»

М.И.Макаров _______________

Приказ № _____ от ___________



Приложение к основной образовательной программе начального общего образования Муниципального автономного общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа № 9»




Рабочая программа учебного предмета

«Музыка»

1-4 класс

Составитель: Артемова Надежда

Игнатьевна




Мегион, 2014-2015гг.



Содержание рабочей программы



  1. Пояснительная записка.

  2. Общая характеристика учебного предмета.

  3. Описание места учебного предмета в учебном плане.

  4. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.

  5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.

  6. Содержание учебного предмета.

  7. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

  8. Планируемые результаты изучения учебного предмета






МУЗЫКА

Пояснительная записка

Рабочая программа по музыке 1-4 классов составлена на основе программы Е. Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной «Музыка. Начальные классы», рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации, в соответствии с учебным планом школы и требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

ФГОС выступает нормативным ориентиром содержания обучения. Введение федерального компонента образ стандарта по музыке будет способствовать решению задач модернизации школы, повышения качества преподавания предмета «Музыка», достижения каждой школой определённого уровня музыкальной подготовки учащихся, современным социокультурным требованиям. Программа ориентирована на современные научные исследования, в которых отражается идея познания школьниками художественной картины мира и себя в этом. В программе указаны реальные цели и содержание. Содержание апробировано поколением программ и учебников, рекомендованных и допущенных к использованию в образовательных учреждениях в своей истории действия федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования с 2004 года. Структура программы тоже отражает требования ФГОС. Характеристика результатов и планируемые результаты, прежде всего, обосновываются средствами и формами обучения, организуемой деятельностью учащихся. Учебные пособия, оборудование, информационные технологии, интернет ресурсы, фронтальные, групповые формы обучения обеспечат учебную деятельность детей - разнообразную, посильную, эффективную. Это:

  • опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретённые при её изучении,

  • начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности обеспечат понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни,

  • постижение культурного многообразия мира.

Музыкальное искусство имеет особую значимость для духовно-нравственного воспитания школьников, последовательного расширения и укрепления их ценностно-смысловой сферы, формирования способности оценивать и сознательно выстраивать эстетические отношения к себе, другим людям, Отечеству, миру в целом.

Предмет музыка в начальной школе имеет цель: формирование фундамента музыкальной культуры учащихся как части их общей и духовной культуры.

Введение детей в многообразный мир музыкальной культуры через знакомство с музыкальными произведениями, доступными их восприятию и способствует решению следующих задач:

  • формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;

  • воспитание эмоционально - ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;

  • развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно - творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;

  • освоение музыкальных произведений и знаний о музыке;

  • овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально - пластическом движении и импровизации.

В программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Концептуальные основы и новизна образовательного стандарта по музыке:

В отличие от общепринятого представления о стандарте как унификации, сводящей значение предмета до перечня дидактических единиц, смысл данного образовательного стандарта по музыке заключается в том, что его содержание мыслится как ядро, оболочка которого может расширяться, наполняясь новыми содержательными связями, усиливающими его интеллектуальный и эмоциональный потенциал.

Опираясь на смысл образовательного стандарта по введению федерального компонента в уроки музыки, в МАОУ «СОШ №9» города Мегиона была организована целенаправленная деятельность по решению данных вопросов. Идея нашего замысла заключается в максимальном использовании потенциала коллективного инструментального музицирования для создания целостного образовательного процесса, реализующего идею художественно-эстетического развития личности обучающегося, с одной стороны и удовлетворения требований федерального государственного образовательного стандарта с другой стороны.

Так, в данной программе актуальным является внедрение на уроках музыки в инструментальную деятельность обучение игре на простом и очень доступном народном инструменте свирель (вторые и третье классы), который главенствует в инструментальной деятельности. В четвертых, пятых, шестых классах ребята обучаются на более сложном инструменте блокфлейта, что значительно расширяет как музыкальные, так и познавательные возможности обучающихся. Занятия на уроках подкрепляются обучением во внеурочное время модулем инструментального коллективного музицирования, на которых проходит знакомство и обучение игре на дополнительных инструментах: металлофонах, ксилофонах и этнических инструментах.

Практико-ориентированное освоение предмета осуществляется таким образом: теоретическая деятельность-20 минут, хоровая-10 минут и инструментальная-10 минут, что отвечает реалиям современного образовательного пространства. Коллективное инструментальное музицирование является наиболее эффективной формой художественно-эстетического развития личности ребёнка. Концерты, разнообразные конкурсы способствуют развитию коммуникативных способностей обучающихся, раскрепощению детей, стимулируют их творческое общение, активизируют развитие восприятия, адаптируют их в социальной среде. Работа со свирелью как раз и повышает качество преподавания предмета «Музыка», приподнимая предмет на ступень выше обычного.

В программе также нашли свое отражение песенное и инструментальное творчество народов ханты-манси, как народный региональный компонент ХМАО - Югры. Эта тематика раскрывается в разделах: «Россия-родина моя»2 кл., «О России петь - что стремиться в храм», «Чтоб музыкантом быть так надобно уменье» 3 кл., «Россия-Родина моя», «День полон событий», «Гори, гори ясно, чтобы не погасло» 4 классы.

Материально - техническое обеспечение описано в настоящей программе, его изменение фиксируется в паспорте учебного кабинета.

Информационно - методические условия тоже отражены в программе. Информирование учащихся о выполнении той или иной учебной работы проводится непосредственно на занятиях, предлагая её записывать в тетрадях или дневниках, а также через программу «Сетевой город».

Учёт и оценка выполнения детьми программы проводится тоже через программу «Сетевой город». Организация учебного занятия осуществляется через урочную систему школы (согласно расписанию). Осуществляется дополнение через внеурочные формы: кружки, концерты, конкурсы, музыкальные гостиные, походы в музыкальные школы, экскурсия, диспуты, семинары, кино, игры, и другие формы.

В программе заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Календарно - тематическое планирование оформляется приложением к данной программе. Оно содержит название тем, разделов, объём часов, сроки прохождения программы.

Данная программа действует на период действия учебно-методического комплекса (федеральный перечень учебников, утверждённый приказом Минобрнауки России от 31 марта 2014 года № 253), который указан в ней.

Общая характеристика учебного предмета музыка

Содержание рабочей программы направлено на реализацию приоритетных направлений музыкального образования: приобщение к музыкальному искусству как духовному опыту поколений, овладение способами музыкальной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка. Это изучение целостного представления о мировом музыкальном искусстве, постижения произведений золотого фонда русской и зарубежной классики, образцов музыкального фольклора, духовной музыки, современного музыкального творчества.

Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проведения и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно - временную природу музыки, ее жанрово - стилистические особенности. При этом, занятия музыкой и достижение предметных результатов ввиду специфики искусства неотделимы от достижения личностных и метапредметных результатов

Изучаются такие закономерности музыкального искусства, без которых невозможна ориентация в потоке музыкальной информации. Учащиеся получают представление об музыкальном искусстве как целостном явлении, поэтому темы программы формулируются так, чтобы избежать излишней детализации, расчлененности и препарирования явлений, фактов, событий. Это дает возможность сохранить ценностные аспекты музыкального искусства и не свести его изучение к узко технологической стороне.

Учитывая требования ФГОС НОО, изучение музыкального искусства в программе начальной школы направлено на:

  • развитие эмоционально-нравственной сферы младших школьников, их способности воспринимать произведения искусства как проявление духовной деятельности человека;

  • развитие способности эмоционально-целостного восприятия и понимания музыкальных произведений;

  • развитие образного мышления и творческой индивидуальности; освоение знаний о музыкальном искусстве и его связях с другими видами художественного творчества;

  • овладение элементарными умениями, навыками и способами музыкально-творческой деятельности (хоровое пение, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально пластическая и вокальная импровизация);

  • воспитание художественного вкуса, нравственно-эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям и героическому прошлому, к ее многонациональному искусству, профессиональному и народному музыкальному творчеству.

Постижение музыкального искусства учащимися подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально - ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта. В программе нашли свое отражение интересные задания разного уровня по работе со свирелью направлены на развитие мышления и проявление творческого потенциала обучающихся.

Также в программе отражены принципы, предложенные Д.Б. Кабалевским.

1. Изучение музыки как живого искусства, опора на закономерности самой музыки.

Реализуется данный принцип через построение программы обучения на трех китов (песня, танец, марш). Это самые широко распространенные сферы музыки. Они связывают музыку в ее богатейшем разнообразии с огромными массам людей.

2. Принцип связи музыки с жизнью. Кабалевский считал, что музыка и жизнь - это генеральная тема, своего рода «сверхзадача» школьных занятий, которую ни в коем случае нельзя выделять в самостоятельный раздел. Она должна пронизывать все занятия во всех звеньях с первого до последнего класса. Принцип предполагает постепенное, расширяющееся и углубляющееся раскрытие связей музыки и жизни.

3. Принцип интереса и увлеченности. Проблема интереса и увлеченности - фундаментальная в музыкальной педагогике, где без эмоциональной увлеченности невозможно достичь мало-мальски сносных результатов, сколько бы не отдавать этому сил и времени. Принцип характеризует атмосферу урока. Его реализация связана с развитием у школьников положительного эмоционально-эстетического отношения к музыке, к процессу усвоения знаний, к различным видам музыкальной деятельности.

Реализация принципа обеспечивается: 1) изучением музыки как живого искусства; 2) связью музыки и жизни; 3) музыкальным материалом; 4) различными формами общения с музыкой; 5) методами музыкального воспитании; 6) умениями учителя увлеченно рассказывать о музыке, выразительно исполнять ее.

4. Принцип единства эмоционального и сознательного. Восприятие музыки - основа формирования музыкальной культуры. Его развитие требует осознания вызываемых музыкой эмоциональных впечатлений, ее выразительных средств. Опора на данный принцип позволяет развивать у учащихся способность оценивать воспринятое, а через нее - воспитывать их интерес и вкусы.

5. Принцип единства художественного и технического основывается на том, что художественное, выразительное исполнение произведения требует соответствующих навыков и умений. Но их усвоение должно подчиняться художественным задачам. Единство художественного и технического обеспечивается, в первую очередь, при условии активизации творческой инициативы учащихся. Это позволяет детям осознать то, что навыки и умения необходимы для выразительного, художественного исполнения произведений.

Предпочтительными формами организации учебного процесса на уроке являются: групповая, коллективная и индивидуальная работа с учащимися. В программе предусмотрены нетрадиционные формы проведения уроков: уроки-путешествия, уроки-игры, урок-экскурсия, уроки-концерты.

Программа учитывает национально-региональный компонент, который предусматривает знакомство учащихся с музыкальными традициями, песнями и музыкальными инструментами коренных народов ханты-манси. Это жанры народных песен, инструментальные наигрыши, основные праздники народов Сибири и составляет 10% учебного времени.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Место учебного предмета определяется своей последовательностью и пропорциональностью на весь период обучения для получения начального общего образования. Определяется учебным планом, который представлен в основной образовательной программе начального общего образования.

Предмет «Музыка» реализуется все четыре года обучения и представлен в учебном плане своей частью:

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Музыка

33 часа в год

34 часа в год

34 часа в год

34 часа в год

Всего

135 часов

Данная структура поддерживается учебно-методическим комплексом, о котором сказано в разделе «Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса».

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Основной задачей предмета «Музыка» является формирование и развитие эстетических и духовно-нравственных качеств личности. Известно, что эстетическое означает «чувственное». Отсюда распространенное мнение, что на уроках надо говорить о чувствах и настроениях, которые возникают в результате контакта с искусством.

Любое чувство - это результат, реакция человека на какие-либо события или явления жизни, его эмоциональная оценка, следствие сознательных и подсознательных мыслительных процессов человека. Следовательно, общаясь с музыкой, нужно думать, оценивать, анализировать и обсуждать, не само чувство, а причины породившие её. В результате содержанием музыкального произведения окажутся не только чувства, а общечеловеческие ценности духовного порядка, выраженные в чувствах.

Таким образом, ученик познает музыкальное произведение как воплощение морально-нравственных понятий, что ведет к глубокому осмыслению музыки и духовному росту ученика.

Овладение основами музыкального языка, получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и музыкально-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.

Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении музыки диктует необходимость экспериментирования ребёнка начальной школы с разными музыкальными произведениями, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие музыкального материала материалов и видов деятельности, используемых на уроках, поддерживает интерес учащихся к музыкальному творчеству.

При изучении каждой темы, при анализе музыкальных произведений необходимо постоянно делать акцент на гуманистической составляющей музыки как: толерантность, красота, добро, истина, творчество, гражданственность, патриотизм, ценность природы и человеческой жизни.

Отличительная особенность программы - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в музыкальных образах близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы по учебному предмету «Музыка»

Личностные результаты:

Личностные результаты освоения образовательной программы начального общего

  • чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;

  • целостный, социально - ориетированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;

  • умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка - умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности;

  • уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  • развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;

  • ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

  • формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • развитие музыкально - эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально - ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.

Метапредметные результаты:

  • овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;

  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;

  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально - творческих возможностей;

  • овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;

  • приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;

  • формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщение, установления аналогий в процессе интонационно - образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально - творческой деятельности;

  • умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации и т.д.).

Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся:

  • целеполагание, как постановка учебной задачи на основе соотнесения т ого, что уже известно о музыке и усвоено учащимися, и того, что ещё не известно;

  • планирование-определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата музыкальных понятий; составление плана и последовательности действий;

  • прогнозирование-предвосхищение результата и уровня усвоения музыкальных знаний, его временных характеристик;

  • контроль в форме сличения способа музыкальных действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

  • оценка -выделение и осознание учащимися понятий того, что уже освоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения музыкальных определений;

  • саморегуляция как способность к мобилизации сили энергии к волевому усилию и преодолению препятствий музыкальных проблем.

Коммуникативные действия:

  • - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение музыкальной цели, функций участников, способов взаимодействия;

  • - постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе музыкальной информации.

  • - решение конфликтов, которые возникают на почве кто лучше играет, или поет.

  • - выявление, идентификация музыкальной проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

  • - управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка его музыкальных действий;

  • - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями музыкальной коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с правилами поведения на музыкальных праздниках, мероприятиях.

Предметные результаты:

  • - формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно - нравственном развитии;

  • - формирование общего представления о музыкальной картине мира;

  • - знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;

  • - формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

  • - формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому- либо виду) музыкально - творческой деятельности;

  • - умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;

  • - умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной, классической и современной; понимать содержание, интонационно - образный смысл произведений разных жанров и стилей;

  • - умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально - пластических композиций, исполнение вокально - хоровых произведений.

Содержание учебного предмета «Музыка»

1 класс:

Содержание программы первого года делится на два раздела: "Музыка вокруг нас" (посвящены музыке и ее роли в повседневной жизни человека) и второго полугодия "Музыка и ты" (знакомство с музыкой в широком культорологическом контексте). Учащиеся должны почувствовать, осознать и постичь своеобразие выражения в музыкальных произведениях чувств и мыслей человека, отображения окружающего его мира.

Раздел 1. «Музыка вокруг нас»

Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Песни, танцы и марши - основа многообразных жизненно-музыкальных впечатлений детей. Музыкальные инструменты.

Песни, танцы и марши - основа многообразных жизненно-музыкальных впечатлений детей. Музы водят хоровод. Мелодия - душа музыки. Образы осенней природы в музыке. Словарь эмоций. Музыкальная азбука. Музыкальные инструменты: свирель, дудочка, рожок, гусли, флейта, арфа. Звучащие картины. Русский былинный сказ о гусляре садко. Музыка в праздновании Рождества Христова. Музыкальный театр: балет.

Первые опыты вокальных, ритмических и пластических импровизаций. Выразительное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочих тетрадях.

Раздел 2. «Музыка и ты

Музыка в жизни ребенка. Своеобразие музыкального произведения в выражении чувств человека и окружающего его мира. Интонационно-осмысленное воспроизведение различных музыкальных образов. Музыкальные инструменты. Образы родного края. Роль поэта, художника, композитора в изображении картин природы (слова- краски-звуки). Образы утренней и вечерней природы в музыке. Музыкальные портреты. Разыгрывание музыкальной сказки. Образы защитников Отечества в музыке. Мамин праздник и музыкальные произведения. Своеобразие музыкального произведения в выражении чувств человека и окружающего его мира. Интонационно-осмысленное воспроизведение различных музыкальных образов. Музыкальные инструменты: лютня, клавесин, фортепиано, гитара. Музыка в цирке. Музыкальный театр: опера. Музыка в кино. Афиша музыкального спектакля, программа концерта для родителей. Музыкальный словарик.

Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочих тетрадях.

Содержание музыкального материала:

Раздел 1. «Музыка вокруг нас»

«Щелкунчик», фрагменты из балета. П. Чайковский.

Пьесы из «Детского альбома». П. Чайковский.

«Октябрь» («Осенняя песнь») из цикла «Времена года». П. Чайковский.

«Колыбельная Волховы», песня Садко («Заиграйте, мои гусельки») из оперы «Садко». Н. Римский- Корсаков.

«Петя и волк», фрагменты из симфонической сказки. С. Прокофьев.

Третья песня Леля из оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков.

«Гусляр Садко». В. Кикта.

«Фрески Софии Киевской», фрагмент 1-й части Концертной симфонии для арфы с оркестром. В. Кикта.

«Звезда покатилась». В. Кикта, слова В. Татаринова.

«Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика». К. Глюк.

«Шутка» из Сюиты № 2 для оркестра. И.-С. Бах.

«Осень» из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов.

«Пастушья песенка» на тему из 5-й части Симфонии № 6 («Пасторальной»). Л. Бетховен, слова К. Алемасовой.

«Капельки». В. Павленко, слова Э. Богдановой; «Скворушка прощается». Т. Попатенко, слова М. Ивенсен; «Осень», русская народная песня и др.

«Азбука». А. Островский, слова З. Петровой; «Алфавит». Р. Паулс, слова И. Резника; «Домисолька». О. Юдахина, слова В. Ключникова; «Семь подружек». В. Дроцевич, слова В. Сергеева; «Песня о школе». Д. Кабалевский, слова В. Викторова и др.

«Дудочка», русская народная песня; «Дудочка», белорусская народная песня.

«Пастушья», французская народная песня; «Дударики-дудари», белорусская народная песня, русский текст С. Лешкевича; «Веселый пастушок», финская народная песня, русский текст В. Гурьяна.

«Почему медведь зимой спит». Л. Книппер, слова А. Коваленкова.

«Зимняя сказка». Музыка и слова С. Крылова.

Рождественские колядки и рождественские песни народов мира.

Раздел 2. «Музыка и ты»

Пьесы из «Детского альбома». П. Чайковский.

«Утро» из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ.

«Добрый день». Я. Дубравин, слова В. Суслова.

«Утро». А. Парцхаладзе, слова Ю. Полухина.

«Солнце», грузинская народная песня, обраб. Д. Аракишвили.

«Пастораль» из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов.

«Пастораль» из Сюиты в старинном стиле. А. Шнитке.

«Наигрыш». А. Шнитке.

«Утро». Э. Денисов.

«Доброе утро» из кантаты «Песни утра, весны и мира». Д. Кабалевский, слова Ц. Солодаря.

«Вечерняя» из Симфонии-действа «Перезвоны» (по прочтению В. Шукшина). В. Гаврилин.

«Вечер» из «Детской музыки». С. Прокофьев.

«Вечер». В. Салманов.

«Вечерняя сказка». А. Хачатурян.

«Менуэт». Л. Моцарт.

«Болтунья». С. Прокофьев, слова А. Барто.

«Баба Яга». Детская народная игра.

«У каждого свой музыкальный инструмент», эстонская народная песня. Обраб. X. Кырвите, пер. М. Ивенсен.

Главная мелодия из Симфонии № 2 («Богатырской»). А. Бородин.

«Солдатушки, бравы ребятушки», русская народная песня.

«Песня о маленьком трубаче». С. Никитин, слова С. Крылова.

«Учил Суворов». А. Новиков, слова М. Левашова.

«Волынка». И. С. Бах.

«Колыбельная». М. Кажлаев.

«Колыбельная». Г. Гладков.

«Золотые рыбки» из балета «Конек-Горбунок». Р. Щедрин.

Лютневая музыка. Франческо да Милано.

«Кукушка». К. Дакен.

«Спасибо». И. Арсеев, слова З. Петровой.

«Праздник бабушек и мам». М. Славкин, слова Е. Каргановой.

Увертюра из музыки к кинофильму «Цирк». И. Дунаевский.

«Клоуны». Д. Кабалевский.

«Семеро козлят», заключительный хор из оперы «Волк и семеро козлят». М. Коваль, слова Е. Манучаровой.

Заключительный хор из оперы «Муха-цокотуха». М. Красев, слова К. Чуковского.

«Добрые слоны». А. Журбин, слова В. Шленского.

«Мы катаемся на пони». Г. Крылов, слова М. Садовского.

«Слон и скрипочка». В. Кикта, слова В. Татаринова.

«Бубенчики», американская народная песня, русский текст Ю. Хазанова.

«Ты откуда, музыка?». Я. Дубравин, слова В. Суслова.

«Бременские музыканты» из Музыкальной фантазии на тему сказок братьев Гримм. Г. Гладков, слова Ю. Энтина.

2 класс:

Содержание программы второго года делится на разделы:

1. "Россия - Родина моя"- 3 ч.

2. "День, полный событий"-6 ч.

3. "О России петь - что стремиться в храм"-7 ч.

4. "Гори, гори ясно, чтобы не погасло!" -5 ч.

5. "В музыкальном театре"-4 ч.

6. "В концертном зале"-3 ч.

7. "Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье"-6 ч.

Раздел 1. «Россия - Родина моя»

Музыкальные образы родного края. Песенность как отличительная черта русской музыки. Песня. Мелодия. Аккомпанемент. НРК. Музыкальное искусство обско-угорских народов

Раздел 2. «День, полный событий»

Мир ребенка в музыкальных интонациях, образах. Детские пьесы П. Чайковского и С. Прокофьева. Музыкальный материал - фортепиано.

Раздел 3. «О России петь - что стремиться в храм»

Колокольные звоны России. Святые земли Русской. Праздники Православной церкви. Рождество Христово. Молитва.

Хорал.

Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

Мотив, напев, наигрыш. Оркестр русских народных инструментов. Вариации в русской народной музыке. Музыка в народном стиле. Обряды и праздники русского народа: проводы зимы, встреча весны. Опыты сочинения мелодий на тексты народных песенок, закличек, потешек.

Раздел 5. «В музыкальном театре»

Опера и балет. Песенность, танцевальность, маршевость в опере и балете. Симфонический оркестр. Роль дирижера, ре жиссера, художника в создании музыкального спектакля. Темы-характеристики действующих лиц. Детский музыкальный театр.

Раздел 6. «В концертном зале»

Музыкальные портреты и образы в симфонической и фортепианной музыке. Развитие музыки. Взаимодействие тем. Контраст. Тембры инструментов и групп инструментов симфонического оркестра. Партитура.

Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...»

Композитор - исполнитель - слушатель. Музыкальная речь и музыкальный язык. Выразительность и изобразительность музыки. Жанры музыки. Международные конкурсы.

Содержание музыкального материала

«Рассвет на Москве-реке», вступление к опере «Хованщина». М. Мусоргский.

«Гимн России». А. Александров, слова С. Михалкова.

«Здравствуй, Родина моя». Ю. Чичков, слова К. Ибряева.

«Моя Россия». Г. Струве, слова Н. Соловьевой.

Пьесы из «Детского альбома». П. Чайковский.

Пьесы из «Детской музыки». С. Прокофьев.

«Прогулка» из сюиты «Картинки с выставки». М. Мусоргский.

«Начинаем перепляс». С. Соснин, слова П. Синявского.

«Сонная песенка». Р. Паулс, слова И. Ласманиса.

«Спят усталые игрушки». А. Островский, слова З. Петровой.

«Ай-я, жу-жу», латышская народная песня.

«Колыбельная медведицы». Е. Крылатов, слова Ю. Яковлева.

«Великий колокольный звон» из оперы «Борис Годунов». М. Мусоргский.

Кантата «Александр Невский», фрагменты: «Песня об Александре Невском», «Вставайте,

люди русские». С. Прокофьев.

Народные песнопения о Сергии Радонежском.

«Утренняя молитва», «В церкви». П. Чайковский.

«Вечерняя песня». А. Тома, слова К. Ушинского.

Народные славянские песнопения: «Добрый тебе вечер», «Рождественское чудо»,

«Рождественская песенка». Слова и музыка П. Синявского.

Плясовые наигрыши: «Светит месяц», «Камаринская».

«Наигрыш». А. Шнитке.

Русские народные песни: «Выходили красны девицы», «Бояре, а мы к вам пришли».

«Ходит месяц над лугами». С. Прокофьев.

«Камаринская». П. Чайковский.

Прибаутки. В. Комраков, слова народные.

Масленичные песенки.

Песенки-заклички, игры, хороводы.

«Волк и семеро козлят», фрагменты из детской оперы-сказки. М. Коваль.

«Золушка», фрагменты из балета. С. Прокофьев.

«Марш» из оперы «Любовь к трем апельсинам». С. Прокофьев.

«Марш» из балета «Щелкунчик». П. Чайковский.

«Руслан и Людмила», фрагменты из оперы. М. Глинка.

«Песня-спор». Г. Гладков, слова В. Лугового.

Симфоническая сказка «Петя и волк». С. Прокофьев.

«Картинки с выставки». Пьесы из фортепианной сюиты. М. Мусоргский.

Симфония № 40, экспозиция 1-й части. В.-А. Моцарт.

Увертюра к опере «Свадьба Фигаро». В.-А. Моцарт.

Увертюра к опере «Руслан и Людмила». М. Глинка.

«Песня о картинах». Г. Гладков, слова Ю. Энтина.

«Волынка»; «Менуэт» из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах»; менуэт из Сюиты № 2; «За рекою старый дом», русский текст Д. Тонского; токката (ре минор) для органа; хорал; ария

из Сюиты № 3. И.-С. Бах.

«Весенняя». В.-А. Моцарт, слова Овербек, пер. Т. Сикорской.

«Колыбельная». Б. Флис - В.-А. Моцарт, русский текст С. Свириденко.

«Попутная», «Жаворонок». М. Глинка, слова Н. Кукольника.

«Песня жаворонка». П. Чайковский.

Концерт для фортепиано с оркестром № 1, фрагменты 1-й части. П. Чайковский.

«Тройка», «Весна. Осень» из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель».

Г. Свиридов.

«Кавалерийская», «Клоуны», «Карусель». Д. Кабалевский.

«Музыкант». Е. Зарицкая, слова В. Орлова.

«Пусть всегда будет солнце». А. Островский, слова Л. Ошанина.

«Большой хоровод». Б. Савельев, слова Лены Жигалкиной и А. Хайта.

3 класс:

Содержание программы третьего года выстраивается с учетом преемственности музыкального обучения учащихся и имеет те же разделы, что для II класса:

1. "Россия - Родина моя"- 3 ч.

2. "День, полный событий"-6 ч.

3. "О России петь - что стремиться в храм"-7 ч.

4. "Гори, гори ясно, чтобы не погасло!" -5 ч.

5. "В музыкальном театре"-4 ч.

6. "В концертном зале"-3 ч.

7. "Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье"-6 ч.

Раздел 1. «Россия - Родина моя»

Мелодия - душа музыки. Песенность музыки русских композиторов. Лирические образы в романсах и картинах русских композиторов и художников. Образы Родины, защитников Отечества в различных жанрах музыки.

Раздел 2. «День, полный событий»

Выразительность и изобразительность в музыке разных жанров и стилей. Портрет в музыке.

Раздел 3. «О России петь - что стремиться в храм»

Древнейшая песнь материнства. Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве. Образ праздника в искусстве. Вербное воскресенье. Святые земли Русской.

Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

Жанр былины. Певцы-гусляры. Образы былинных сказителей, народные традиции и обряды в музыке русских композиторов.

Раздел 5. «В музыкальном театре»

Музыкальные темы-характеристики главных героев. Интонационно-образное развитие в опере и балете. Контраст. Мюзикл как жанр легкой музыки. Особенности содержания музыкально го языка, исполнения.

Раздел 6. «В концертном зале»

Жанр инструментального концерта. Мастерство композиторов и исполнителей. Выразительные возможности флейты, скрипки. Выдающиеся скрипичные мастера и исполнители. Контрастные образы сюиты, симфонии. Музыкальная форма (трехчаст ная, вариационная). Темы, сюжеты и образы музыки Бетховена.

Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...»

Роль композитора, исполнителя, слушателя в создании и бытовании музыкальных сочинений. Сходство и различие музыкальной речи разных композиторов.

Джаз - музыка XX века. Особенности ритма и мелодики. Импровизация. Известные джазовые музыканты-исполнители. Музыка - источник вдохновения и радости.

Содержание музыкального материала

Симфония № 4, главная мелодия 2-й части. П. Чайковский. «Жаворонок». М. Глинка, слова Н. Кукольника. «Благословляю вас, леса». П. Чайковский, слова А. Толстого. «Звонче жаворонка пенье». Н. Римский-Корсаков, слова А. Толстого.

«Романс» из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пуш кина «Метель». Г. Свиридов.

Виватные канты: «Радуйся, Росско земле», «Орле Российский». Русские народные песни: «Славны были наши деды», «Вспом ним, братцы, Русь и славу!».

«Александр Невский», фрагменты из кантаты. С. Прокофьев. «Иван Сусанин», фрагменты из оперы. М. Глинка.

«Колыбельная». П. Чайковский, слова А. Майкова.

«Утро» из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ.

«Заход солнца». Э. Григ, слова А. Мунка, пер. С. Свириденко.

«Вечерняя песня». М. Мусоргский, слова А. Плещеева.

«Болтунья». С. Прокофьев, слова А. Барто.

«Золушка», фрагменты из балета. С. Прокофьев.

«Джульетта-девочка» из балета «Ромео и Джульетта». С. Прокофьев.

«С няней», «С куклой» из цикла «Детская». Слова и музыка М. Мусоргского.

«Прогулка», «Тюильрийский сад» из сюиты «Картинки с выставки». М. Мусоргский.

Пьесы из «Детского альбома». П. Чайковский.

«Богородице Дево, радуйся», № 6 из «Всенощной». С. Рахманинов.

Тропарь иконе Владимирской Божией Матери. «Аве Мария». Ф. Шуберт, слова В. Скотта, пер. А. Плещеева. Прелюдия № 1 (до мажор) из I тома «Хорошо темперированного клавира». И. С. Бах.

«Мама» из вокально-инструментального цикла «Земля». В. Гаврилин, слова В. Шульгиной.

«Осанна», хор из рок-оперы «Иисус Христос- суперзвезда». Л. Уэббер.

«Вербочки». А. Гречанинов, стихи А. Блока. «Вербочки». Р. Глиэр, стихи А. Блока. Величание князю Владимиру и княгине Ольге. «Баллада о князе Владимире». Слова А. Толстого.

«Былина о Добрыне Никитиче». Обраб. Н. Римского-Корсакова. «Садко и Морской царь», русская былина (Печорская стари на).

Песни Баяна из оперы «Руслан и Людмила». М. Глинка. Песни Садко, хор «Высота ли, высота» из оперы «Садко». Н. Римский-Корсаков.

Третья песня Леля, Проводы Масленицы, хор из пролога оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков.

Веснянки. Русские, украинские народные песни.

«Руслан и Людмила», фрагменты из оперы. М. Глинка. «Орфей и Эвридика», фрагменты из оперы. К. Глюк. «Снегурочка», фрагменты из оперы. Н. Римский-Корсаков. «Океан - море синее», вступление к опере «Садко». Н. Рим ский-Корсаков.

«Спящая красавица», фрагменты из балета. П. Чайковский.

«Звуки музыки», Р. Роджерс, русский текст М. Цейтлиной. «Волк и семеро козлят на новый лад», мюзикл. А. Рыбников, сценарий Ю. Энтина.

Концерт № 1 для фортепиано с оркестром, фрагмент 3-й час ти. П. Чайковский.

«Шутка» из Сюиты № 2 для оркестра. И. С. Бах.

«Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика». К. Глюк. «Мелодия». П. Чайковский. «Каприс» Ns 24. Н. Паганини.

«Пер Гюнт», фрагменты из сюиты № 1 и сюиты № 2. Э. Григ. Симфония Ns 3 («Героическая»), фрагменты. Л. Бетховен. Соната № 14 («Лунная»), фрагмент 1-й части. Л. Бетховен. «Контрданс», «К Элизе», «Весело. Грустно». Л. Бетховен. «Сурок». Л. Бетховен, русский текст Н. Райского. «Волшебный смычок», норвежская народная песня. «Скрипка». Р. Бойко, слова И. Михайлова.

«Мелодия». П. Чайковский. «Утро» из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ. «Шествие солнца» из сюиты «Ала и Лоллий». С. Прокофьев. «Весна и Осень», «Тройка» из Музыкальных иллюстраций к по вести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов.

«Снег идет» из «Маленькой кантаты». Г. Свиридов, стихи Б. Пастернака.

«Запевка». Г. Свиридов, стихи И. Северянина. «Слава солнцу, слава миру?», канон. В. А. Моцарт-Симфония № 40, фрагмент финала. В. А. Моцарт. Симфония № 9, фрагмент финала. Л. Бетховен. «Мы дружим с музыкой». И. Гайдн, русский текст П. Синяв ского.

«Чудо-музыка». Д. Кабалевский, слова 3. Александровой. «Всюду музыка живет». Я. Дубравин, слова В. Суслова. «Музыканты», немецкая народная песня. «Камертон», норвежская народная песня. «Острый ритм». Дж. Гершвин, слова А. Гершвина, русский текст В. Струкова.

«Колыбельная Клары» из оперы «Порги и Бесс». Дж. Гершвин.

4 класс:

Содержание программы четвертого года выстраивается с учетом преемственности музыкального обучения учащихся и имеет те же разделы, что для III класса:

1. "Россия - Родина моя"- 4 ч.

2. "День, полный событий"-5 ч.

3. "О России петь - что стремиться в храм"-7 ч.

4. "Гори, гори ясно, чтобы не погасло!" -5 ч.

5. "В музыкальном театре"-4 ч.

6. "В концертном зале"-3 ч.

7. "Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье"-6 ч.

Раздел 1. «Россия - Родина моя».

Общность интонаций народной музыки и музыки русских композиторов. Жанры народных песен, их интонационно-образ особенности. Лирическая и патриотическая темы в русской классике.

Раздел 2. «День, полный событий»

«В краю великих вдохновений». Один день с А. Пушкиным. Музыкально-поэтические образы.

Раздел 3. «О России петь - что стремиться в храм»

Святые земли Русской. Праздники Русской православной церкви. Пасха. Церковные песнопения: стихира, тропарь, молитва, величание.

Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

Народная песня-летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов. Интонационная выразительность народных песен.Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музы кантах. Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов. Вариации в народной и композиторской музыке. Праздники русского народа. Троицын день.

Раздел 5. «В музыкальном театре»

Линии драматургического развития в опере. Основные темы-музыкальная характеристика действующих лиц. Вариациозность. Орнаментальная мелодика. Восточные молитвы в творчестве русских композиторов. Жанры легкой музыки. Оперетта. Мюзикл.

Музыкальные темы-характеристики главных героев. Интонационно-образное развитие в опере и балете. Контраст. Мюзикл как жанр легкой музыки. Особенности содержания музыкального языка, исполнения.

Раздел 6. «В концертном зале»

Различные жанры вокальной, фортепианной и симфонической музыки. Интонации народных танцев. Музыкальная драматургия сонаты. Музыкальные инструменты симфонического оркестра.

Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...»

Произведения композиторов-классиков и мастерство известных исполнителей. Сходство и различие музыкального языка разных эпох, композиторов, народов. Музыкальные образы и их развитие в разных жанрах. Форма музыки (трехчастная, сонатная). Авторская песня, Восточные мотивы в творчестве русских композиторов.

Содержание музыкального материала:

Концерт № 3 для фортепиано с оркестром, главная мелодия

1-й части. С. Рахманинов. «Вокализ». С. Рахманинов.

«Ты, река ль, моя реченька», русская народная песня. «Песня о России». В. Локтев, слова О. Высотской. Русские народные песни: «Колыбельная» в обраб. А. Лядова,

«У зори-то, у зореньки», «Солдатушки, бравы ребятушки», «Милый

мой хоровод», «А мы просо сеяли» в обраб. М. Балакирева, Н. Римского-Корсакова.

«Александр Невский», фрагменты из кантаты. С. Прокофьев. «Иван Сусанин», фрагменты из оперы. М. Глинка. «Родные места». Ю. Антонов, слова М. Пляцковского.

«В деревне». М. Мусоргский.

«Осенняя песнь» (Октябрь) из цикла «Времена года». П. Чайковский.

«Пастораль» из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов.

«Зимнее утро» из «Детского альбома». П. Чайковский.

«У камелька» (Январь) из цикла «Времена года». П. Чайковский.

Русские народные песни: «Сквозь волнистые туманы», «Зимний вечер»; «Зимняя дорога». В. Шебалин, стихи А. Пушкина; «Зим няя дорога». Ц. Кюи, стихи А. Пушкина; «Зимний вечер». М. Яков лев, стихи А. Пушкина.

«Три чуда», вступление ко II действию оперы «Сказка о царе Салтане». Н. Римский-Корсаков.

«Девицы, красавицы», «Уж как по мосту, мосточку», хоры из оперы «Евгений Онегин». П. Чайковский.

Вступление и «Великий колокольный звон» из оперы «Борис Годунов». М. Мусоргский.

«Венецианская ночь». М. Глинка, слова И. Козлова.

«Земле Русская», стихира. «Былина об Илье Муромце», былинный напев сказителей Рябининых.

Симфония № 2 («Богатырская»), фрагмент 1-й части. А. Бородин.

«Богатырские ворота» из сюиты «Картинки с выставки».

М. Мусоргский.

Величание святым Кириллу и Мефодию, обиходный распев. Гимн Кириллу и Мефодию. П. Пипков, слова С. Михайловски.

Величание князю Владимиру и княгине Ольге.

«Баллада о князе Владимире», слова А. Толстого.

Тропарь праздника Пасхи.

«Ангел вопияше», молитва. П. Чесноков.

«Богородице Дево, радуйся» № 6 из «Всенощной». С. Рахманинов.

«Не шум шумит», русская народная песня.

«Светлый праздник», фрагмент финала Сюиты-фантазии для двух фортепиано. С. Рахманинов.

Народные песни: «Он ты, речка, реченька», «Бульба», белорус ские;

«Солнце, в дом войди», «Светлячок», грузинские; «Аисты», узбекская;

«Солнышко вставало», литовская; «Сияв мужик просо», украинская;

«Колыбельная», английская; «Колыбельная», неаполитанская;

«Санта Лючия», итальянская; «Вишня», японская и др.

Концерт № 1 для фортепиано с оркестром, фрагмент 3-й части. П. Чайковский.

«Камаринская», «Мужик на гармонике играет». П. Чайков ский.

«Ты воспой, жавороночек» из кантаты «Курские песни». Г. Сви ридов.

«Светит месяц», русская народная песня-пляска.

«Пляска скоморохов» из оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков.

Троицкие песни.

«Музыкант-чародей», белорусская сказка.

«Иван Сусанин», фрагменты из оперы: интродукция; танцы из II действия; сцена и хор из III действия; сцена из IV действия. М.Глинка.

Песня Марфы («Исходила младешенъка») из оперы «Хованщи на». М. Мусоргский.

«Пляска персидок» из оперы «Хованщина». М. Мусорг ский.

«Персидский хор» из оперы «Руслан и Людмила». М. Глинка. «Колыбельная» и «Танец с саблями» из балета «Гаянэ». А. Хача турян.

Первая картина из балета «Петрушка». И. Стравинский.

«Вальс» из оперетты «Летучая мышь». И. Штраус.

Сцена из мюзикла «Моя прекрасная леди». Ф. Лоу.

«Звездная река». Слова и музыка В. Семенова.

«Джаз». Я. Дубравин, слова В. Суслова.

«Острый ритм». Дж. Гершвин, слова А. Гершвина.

«Ноктюрн» из Квартета № 2. А. Бородин.

«Вариации на тему рококо» для виолончели с оркестром, фрагменты. П. Чайковский.

«Сирень». С. Рахманинов, слова Е. Бекетовой.

«Старый замок» из сюиты «Картинки с выставки». М. Му соргский.

«Песня франкского рыцаря», ред. С. Василенко.

«Полонез»(пя мажор); Мазурки № 47 (ля минор), № 48 (фа мажор), № 1 (си-бемоль мажор). Ф. Шопен.

«Желание». Ф. Шопен, слова С. Витвицкого, пер. Вс. Рожде ственского.

Соната № 8 («Патетическая»), фрагменты. Л. Бетховен.

«Венецианская ночь». М. Глинка, слова И. Козлова.

«Арагонская хота».М. Глинка.

«Баркарола» (Июнь) из цикла «Времена года». П. Чайковский.

Прелюдия (до-диез минор). С. Рахманинов.

Прелюдии № 7и № 20. Ф. Шопен.

Этюд № 12 («Революционный»). Ф. Шопен.

Соната Ns 8 («Патетическая»). Л.Бетховен.

«Песня Сольвейг» и «Танец Анитры» из сюиты «Пер Гюнт» Э.Григ.

Народные песни: «Исходила младешенъка», «Тонкая рябина», русские; «Пастушка», французская, в обраб. Ж. Векерлена и др.

«Пожелания друзьями, «Музыкант». Слова и музыка Б. Окуд жавы.

«Песня о друге». Слова и музыка В. Высоцкого.

«Резиновый ежик», «Сказка по лесу идет». С. Никитин, слова Ю. Мориц.

«Шехеразада», фрагменты 1-й части симфонической сюиты. Н. Римский-Корсаков,

«Рассвет на Москве-реке». Вступление к опере «Хованщина». М. Мусоргский.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

  • Список научно-методического обеспечения.

  • Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т. С. Шмагина «Учебно-методический комплект «Музыка 1-4 классы».1

  • Артемова Н.И.: методическое пособие выпуск №1 «Мегионские свирельки».-М.:ООО «ПолиграфИнвест-сервис»

  • Артемова Н.И.: методическое пособие выпуск №2 «Мегионские свирельки».-М.:ООО «ПолиграфИнвест-сервис»

Информационно-коммуникативные средства:

Технические средства обучения:

• Проектор.

• Интерактивная доска.

• Школьная меловая доска.

• Магнитная доска.

• Принтер.

• Персональный компьютер.

• Звуковые колонки.

Наглядные пособия:

№ п/п

Наименование, описание, маркировка

Кол-во

1

Портреты композиторов

20

2

Картины инструментов

13

3

Колокольчики звуковысотные

24

4

Колокольчики простые

20

5

Бубенчики маленькие

10

6

Бубны

4

7

Молоточки большие

3

8

Молоточки маленькие

23

9

Дождь

1

10

Маракасы

10

11

Погремушки

12

12

Санквылтап

3

13

Тариг-сип-ив

2

14

Маракасы

20

15

Шумовые яички

12

16

Ложки

50

17

Свирели

26

18

Блок флейты

30

19

Трещотки

6

20

Металлофон

4

21

Треугольники

4

22

Джеме

1

23

Детская перкуссионная установка

1

24

Большой набор перкуссии

1

25

Детские стаканы

25

26

Палочки

20

27

Бинг

1

28

Детское пианино

2

29

Фортепиано

1

30

Баян

1

MULTIMEDIA - поддержка предмета

1. Мультимедийная программа «Учимся понимать музыку»

2. Мультимедийная программа «Соната» Лев Залесский и компания (ЗАО) «Три сестры» при издательской поддержке ЗАО «ИстраСофт» и содействии Национального Фонда подготовки кадров (НФПК)

3. Музыкальный класс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн».

4. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий»

5. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»

6. Электронный образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП)

7. Мультимедийная программа «Музыка. Ключи»

8.Мультимедийная программа "Музыка в цифровом пространстве"

9. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009г.»

10.Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»

11.Единая коллекция - collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164

12.Российский общеобразовательный портал - music.edu.ru/

13.Детские электронные книги и презентации - viki.rdf.ru/

14. Материалы сайта «Созвездие Ориона» - sozvezdieoriona.ru

15. CD-ROM. «Мир музыки». Программно-методический комплекс» под редакцией Г.П.Сергеевой. ЗАО «Новый диск», 2009.

16. «Уроки музыки с дирижером Скрипкиным». Серия «Развивашки». Мультимедийный диск (CD ROM) М.: ЗАО «Новый диск», 2008.

Планируемые результаты изучения учебного предмета

2 класс

  • Уметь выявлять характер музыки; слушать музыку внимательно, запоминать названия произведений и их авторов;

  • Уметь эмоционально откликаться на музыку; соблюдать певческую установку;

  • Иметь представление о музыке своего народа;

  • Уметь петь легко, напевно, без форсирования звука; делать самостоятельный разбор музыкальных произведений (характер, средства музыкальной выразительности)

  • Уметь разбираться в строении произведений; определять общий характер музыки;

  • Уметь придумывать свои песенки на предложенные стихи; охарактеризовать средства музыкальной выразительности;

  • Знать и любить народную музыку

  • Уметь находить простейшие ассоциации между музыкальными, живописными и поэтическими произведениями (общность темы, настроения)

  • Проявлять навыки вокально-хоровой деятельности.

  • Уметь различать жанры русской народной песни;

3 класс

  • Знать названия изученных жанров и форм музыки;

  • Знать образцы народного фольклора, народные музыкальные традиции родного края(праздники, обряды)

  • Знать названия изученных произведений и их авторов;

  • Знать певческие голоса, виды оркестров и хоров;

  • Уметь узнавать изученные музыкальные произведения, имена их авторов;

  • Уметь определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика);

  • Уметь использовать приобретённые знания и умения для исполнения песен;

  • Передавать настроение музыки и его изменение в пении, в музыкально-пластическом движении;

  • Понимать образцы музыкального фольклора, смысл понятий композитор, исполнитель, слушатель

  • Знать и понимать наиболее популярные в России музыкальные инструменты;

  • Узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов.

4 класс

  • Уметь проникаться эмоциональным содержанием музыки;

  • Внимательно слушать, запоминать названия и авторов произведений;

  • Знать певческие голоса;

  • Уметь размышлять о музыке; применять знания,в процессе музыкальных занятий;

  • Знать жанры русских народных песен, характерные интонации, особенности ритма и другие средства выразительности;

  • Уметь сравнивать , делать разбор музыкального произведения, соотносить содержание музыкального произведения с использованием в нем выразительных средств;

  • Проявлять навыки вокально- хоровой деятельности; петь напевно, мягко

  • Знать изученные музыкальные произведения и называть их авторов;

  • Знать название изученных жанров и форм музыки, виды оркестров.

  • Уметь определять на слух основные жанры музыки

  • Размышлять о музыке, применять знания, полученные в процессе уроков музыки.










ТЕСТ по музыке № 1

2 класс

«Симфонический оркестр. Оркестр русских народных инструментов»

1. Кто впервые организовал оркестр русских народных инструментов?

а) П. И. Чайковский

б) В.В. Андреев

2. Сколько групп инструментов входит в состав симфонического оркестра?

а) четыре

б) три

3. Какие инструменты входят в состав оркестра русских народных

инструментов?

а) скрипка, флейта, фортепиано

б) домра, гусли, свирель.

4. Какой духовой деревянный инструмент с самым высоким тембром

  • звучания?

а) флейта,

б) кларнет,

в) фагот.

5. Существуют ли оркестры русских народных инструментов в наши дни?

а) нет

б) да

6. Какие инструменты симфонического оркестра относятся к группе

струнно-смычковые?

а) гитара, балалайка, гусли

б) скрипка, альт, виолончель, контрабас.



ТЕСТ по музыке №2.

2 класс.

1. Как называется музыкальное произведение русского композитора Модеста Петровича Мусоргского.

а) Картинки с выставки

б) Кузнечики и стрекозы

в) Музыка

2. Какие три чуда изображены в музыке Н. Римского - Корсакого.

а) белка

б) 33 богатыря

в) баба яга

3.Что такое опера.

а) большой музыкальный спектакль

б) музыкальный инструмент

в) танец

4.На каком музыкальном инструменте играл Садко в опере Н. Римского-Корсакого «Садко»

а) баян

б) гусли

в) пианино

5.Кто сочиняет музыку.

а) поэт

б) художник

в) композитор

6.Какой характер у частушки.

а) озорной

б) грустный

в) шутливый

. 3 класс ЗАКРЫТЫЕ ЗАДАНИЯ 1 вариант

Содержание задания

Варианты ответов

1

Определи настроение музыки

А. героическое

Б. задушевное

В. печальное

2

Какое время дня изображает музыка?

А. вечер

Б. полдень

В. утро

3

Кто автор музыки

А. М. И. Глинка

Б. С. С. Прокофьев

В. П. И. Чайковский

4

Деревянно-духовой инструмент

А. альт

Б. виолончель

В. флейта

5

Что обозначает слово «полонез»?

А. танец-шествие

Б. торжественная песня

В. военный марш

6

Какой народ сочинил эту песню?

А. белорусский

Б. немецкий

В. французский

7

Определи движение мелодии

А. стоит на месте

Б. движется вверх

В. движется вниз

8

В симфонической сказке «Петя и волк» Прокофьева тему птички исполняет…

А. гобой

Б. фагот
В. флейта

9

Что обозначает слово «форте»?

А. быстро

Б. громко

В. тихо

10

В каком балете звучит бой часов?

А. «Золушка»

Б. «Конек-горбунок»

В. «Щелкунчик»

11

Вступление к опере или балету

А. ария

Б. речитатив

В. увертюра

12

Какие черты характера девочки выразила музыка?

А. доброта

Б. злость

В. жадность

13

Какие чувства выражает музыка?

А. гнев

Б. веселье

В.печаль

14

Симфоническую сказку «Петя и волк» написал

А.Л.Бетховен

Б.М.Глинка

В.С.Прокофьев

15

Из какого балета эта музыка?

А. «Лебединое озеро»

Б. «Спящая красавица»

В. «Щелкунчик»

16

Определи тип музыки

А.песенный

Б.маршевый

В.танцевальный

3 класс ЗАКРЫТЫЕ ЗАДАНИЯ 2вариант

Содержание задания

Варианты ответов

1

Определи тип музыки

А.песенный

Б.маршевый

В.танцевальный

2

Определи темп музыки

А.быстрый

Б.медленный

В.стремительный

3

Где звучит ария?

А.в балете

Б.в опере

В.в симфонии

4

Струнно-смычковый инструмент

А.гобой

Б.контрабас

В.флейта

5

Что обозначает слово «хота»?

А.русский танец

Б.испанский танец

В.украинский танец

6

Определи настроение музыки

А.беззаботная

Б. печальная

В.мужественная

7

Назови звучащий инструмент

А.скрипка

Б.флейта

В.фортепиано

8

В симфонической сказке «Петя и волк» Прокофьева тему дедушки исполняет

А.гобой

Б.кларнет

В.фагот

9

Что обозначает слово « тембр»?

А.высота звука

Б.окраска звука

В.сила звука

10

На каком инструменте играл герой в песне «Сурок» Л.Бетховена?

А.балалайка

Б.гармонь

В.шарманка

11

Музыкальный спектакль, в котором все герои не говорят, а танцуют?

А.балет

Б.опера

В.мюзикл

12

Выбери название этой музыки

А. «Злюка2

Б. «Резвушка»

В. «Плакса»

13

Определи тип музыки

А.песенный

Б.маршевый

В.танцевальный

14

Оперу « Иван Сусанин» написал

А. Л.Бетховен

Б.М.Глинка

В.Ф.Шопен

15

Назови автора этой музыки

А.Ж. Бизе

Б.Р.Щедрин

В.П.Чайковский

16

Определи настроение музыки

А.грустная

Б.радостная

В.мужественная


4 класс ЗАКРЫТЫЕ ЗАДАНИЯ 1 вариант

Содержание задания

Варианты ответов

1

Назови жанр русской народной песни

А.плясовая

Б.солдатская

В.былина

Г.частушки

2

Выбери инструмент, не входящий в состав оркестра русских народных инструментов

А.гусли

Б.балалайка

В.валторна

3

Форма музыки, в которой тема появляется несколько раз, но каждый раз изменяется, развивается

А.вариация

Б.рондо

В.трёхчастная

4

Определи жанр русской народной песни

А.плясовая

Б.историческая

В.частушка

Г.трудовая

5

Определи тембр голоса

А.бас

Б.сопрано

В.тенор

6

Как звучит колокол

А.празднично

Б.призывно

В.спокойно

7

Короткие песенки-куплеты сатирического содержания

А.наигрыши

Б.романсы

В.частушки

8

Великий русский композитор, автор 3-х балетов: «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Лебединое озеро»

А. Глинка М.И.

Б. Прокофьев С.С.

В. Чайковский П.И.

9

Ударный инструмент, не имеющий определённой высоты звука

А.барабан

Б.колокола

В.челеста

10

Какая русская народная песня лежит в основе этого произведения

А. «Во поле берёза стояла»

Б. «Вниз по матушке по Волге»

В. «Со вьюном я хожу»

11

Назови композитора, который использовал в своей симфонии тему песни «Во поле берёза стояла»

А. Глинка М.И.

Б. Мусоргский М.П.

В.Чайковский П.И.

12

Что означает слово «пиано»?

А.громко

Б.быстро

В.тихо

13

Определите тип музыки

А.маршево-песенный

Б.маршево-танцевальный

В.танцевально-песенный

14

Определите инструмент, исполняющий музыкальное произведение

А.балалайка

Б.гитара

В.гармонь

15

Определите характер музыки

А.грустная, задумчивая

Б.радостная, ликующая

В.сильная, мужественная

16

Определите тип музыки

А.маршевый

Б.песенный

В.танцевальный

4 класс ЗАКРЫТЫЕ ЗАДАНИЯ 2 вариант

Содержание задания

Варианты ответов

1

Определи тип оркестра

А.духовой

Б.народных инструментов

В.симфонический

2

Инструмент русского народного оркестра

А.валторна

Б.гусли

В.флейта

3

Музыкальное произведение для солирующего инструмента и оркестра

А.вариации

Б.концерт

В.рондо

4

Определи звучащий инструмент

А.гусли

Б.рожок

В.трещотки

5

Определи жанр русской народной песни

А.историческая

Б.плясовая

В.трудовая

Г.хороводная

6

Определи характер музыки

А.весёлый

Б.грустный

В.призывный

7

Выбери хороводную песню

А. «Во поле берёза стояла»

Б. «Дубинушка»

В. «Тонкая рябина»

8

Балет П.И.Чайковского на сюжет новогодней сказки

А. «Лебединое озеро»

Б. «Спящая красавица»

В. «Щелкунчик»

9

Деревянно-духовой инструмент

А.барабан

Б.гобой

В.рояль

10

Жанр русской народной песни, на которой основаны вариации

А.лирическая

Б.наигрыши

В.солдатская

11

У какого композитора в опере звучит ария «Ты взойдёшь, моя заря»

А. Глинка М.И.

Б. Прокофьев С.С.

В.Чайковский П.И.

12

Что означает слово «форте»?

А.громко

Б.медленно

В.быстро

13

Что обозначает слово «полонез»?

А.быстрый танец

Б.танец с подскоками

В.танец-шествие

14

К какой группе относится звучащий инструмент?

А.духовой

Б.струнной

В.ударной

15

Определите вид музыки

А.композиторская

Б.народная

В.композиторская в народном духе

16

Определите характер музыки

А.печальный

Б.тревожный

В.энергичный

4класс ОТКРЫТЫЕ ЗАДАНИЯ 1вариант

Выполни задания на чистом листе. Пиши кратко и логично.


17

Назови 5 русских народных инструментов

18

Перечисли характерные признаки русской народной песни

19

Тема какого героя из симфонической сказки С.С.Прокофьева «Петя и волк» не развивается, не изменяется?

20

Назови русские народные песни, которые ты слышал

21

Назови композиторов, которых ты знаешь

4класс ОТКРЫТЫЕ ЗАДАНИЯ 2вариант

Выполни задания на чистом листе. Пиши кратко и логично.


17

Назови 5 инструментов симфонического оркестра

18

Назови балеты, которые ты знаешь

19

Тема какого героя из симфонической сказки С.С.Прокофьева «Петя и волк» не развивается, не изменяется?

20

Назови автора и перечисли части из сюиты «Пер Гюнт»

21

На каких инструментах ты исполнил бы народную плясовую музыку?



СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ.

1.Русская народная песня «Светит месяц» (з.1).

2.Русская народная песня «Во кузнице» (з.4).

3.Русская народная песня «Эй, ухнем» в исп. Ф.И.Шаляпина (з.5).

4. С.Прокофьев. «Вставайте, люди русские!», часть из кантаты «Александр Невский» (з.6).

5. А.Даргомыжский. Вариации на тему «Вниз по матушке, по Волге» (з.10).

6. Ф.Шопен. Полонез (з.13).

7.Русская народная песня «Тонкая рябина» (гитара) (з.14).

8. И.Дунаевский. «Урожайная» (з.15).

9.Русская народная песня «Солдатушки, бравы ребятушки» (з.16).

КОДЫ ОТВЕТОВ ЗАКРЫТЫХ ЗАДАНИЙ.

1 вариант

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

ответ

А

В

А

А

А

Б

В

В

А

Б

В

В

Б

Б

Б

А

2 вариант

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

ответ

Б

Б

Б

Б

В

В

А

В

Б

А

А

А

В

Б

В

В

4 КЛАСС ИНСТРУКЦИЯ ПО ПРОВЕРКЕ ОТКРЫТЫХ ЗАДАНИЙ.

1 вариант

№№

Модель ответа

Баллы

17


5б.

Балалайка

Гусли

Бубен

Ложки

Рожок

Гармонь

1б.

1б.

1б.

1б.

1б.

1б.

+ по 1б. за дополнительный ответ

18


8б.

Протяжность

Распевы

Повторы

a capella

Солист

Многоголосье

Переменный лад

Поступенное движение мелодии

1б.

1б.

1б.

1б.

1б.

1б.

1б.

1б.

+ по 1б. за дополнительный ответ

19

Тема дедушки

2б.

20

«Во поле берёза стояла»

«Солдатушки»

«Со вьюном я хожу»

«Светит месяц»

«Дубинушка»

По 1б. за каждое название

21

По 1б. за каждый правильный ответ

2 вариант

№№

Модель ответа

Баллы

17


5б.

Флейта

Гобой

Скрипка

Альт

Валторна

1б.

1б.

1б.

1б.

1б.

Могут быть варианты ответов;

+ по 1б. за дополнительный ответ

18

8б.

С.Прокофьев «Золушка»

Р.Щедрин «Конёк-горбунок»

П.И.Чайковский «Щелкунчик»

и т.д.

2б.

2б.

2б.

19

Тема дедушки

2б.

20


6б.

Эдвард Григ

«Утро»

«В пещере горного короля»

«Танец Анитры»

«Песня Сольвейг»

2б.

1б.

1б.

1б.

1б.

21

Любые инструменты русского народного оркестра

По 1б. за каждый правильный ответ

3класс ОТКРЫТЫЕ ЗАДАНИЯ 1вариант

Выполни задания на чистом листе. Пиши кратко и логично.


17

Назови композитора, который написал сюиту «Пер Гюнт», назови части этой сюиты.

18

Назови имена и фамилии 5-ти композиторов.

3класс ОТКРЫТЫЕ ЗАДАНИЯ 2вариант

Выполни задания на чистом листе. Пиши кратко и логично.


17

Назови автора сказки и композитора, написавшего балет «Конёк-горбунок».

18

Назови 5 инструментов симфонического оркестра.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ.

  1. Ф.Шопен. Прелюдия №20 (з.1).

  2. Э.Григ. Сюита «Пер Гюнт», «Утро» (з.2).

  3. М.И.Глинка. Опера «Иван Сусанин», ария Сусанина «Ты взойдёшь, моя заря» (з.3).

  4. Белорусская народная песня «Перепёлочка» (з.6).

  5. Ф.Шопен. Прелюдия №7 (з.7).

  6. Д.Б.Кабалевский «Три подружки», «Злюка» (з.12).

  7. А.Попатенко. «Скворушка прощается» (з.13).

  8. П.И.Чайковский. Балет «Щелкунчик», марш у новогодней ёлки (з.15).

  9. Л.Бетховен. Симфония №5, часть3 (з.16).

КОДЫ ОТВЕТОВ ЗАКРЫТЫХ ЗАДАНИЙ.

1 вариант

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

ответ

А

В

А

В

А

А

Б

В

Б

А

В

Б

В

В

В

Б

2 вариант

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

ответ

Б

Б

Б

Б

Б

Б

В

А

Б

В

А

А

А

Б

В

В

3КЛАСС ИНСТРУКЦИЯ ПО ПРОВЕРКЕ ОТКРЫТЫХ ЗАДАНИЙ.

1 вариант

№№

Модель ответа

Баллы

17

10б.

Эдвард

Григ

Норвежский композитор

Утро

В пещере горного короля

2б.

2б.

2б.

2б.

2б.

18

20б.

Фридерик

Шопен

За другие имена

Возможны варианты

2б.

2б.

2б.

2 вариант

№№

Модель ответа

Баллы

17

10б.

Родион

Щедрин

Пётр

Ершов

3б.

2б.

3б.

2б.

18

20б.

За каждое название

Возможны варианты

4б.

_________________________________________________________________________________________________________________________Приложение к основной образовательной программе начального общего образования МАОУ «СОШ № 9»

Рабочая программа учебного предмета «Музыка», 2-4 класс



39

© 2010-2022