- Преподавателю
- Музыка
- Методика организации и проведения на базе школьного музея музыкально-литературной композиции «Подвиг и судьбы»
Методика организации и проведения на базе школьного музея музыкально-литературной композиции «Подвиг и судьбы»
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Вечерова О.П. |
Дата | 11.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Методика организации и проведения на базе школьного музея музыкально-литературной композиции
«Подвиг и судьбы»
Автор: Вечерева Ольга Петровна
Место работы: МОУ СОШ №22 имени генерала армии
Черняховского И.Д.
Должность: учитель музыки, заместитель директора по воспитательной работе
Пояснительная записка
Областью применения данного мероприятия являются уроки краеведения на базе школьного музея, конференции, семинары, уроки мужества.
Возраст обучающихся 13-17 лет.
Цель: Развитие системы патриотического воспитания школьников,
направленного на формирование патриотических чувств, сознания гражданского долга.
Задачи:
-
На примерах проследить связь поколений, преемственность традиций и
обычаев российского общества -
Воспитывать у учащихся любовь к родному Отечеству, чувство гордости за
его прошлое, активную жизненную позицию.
-
Формировать у школьников исследовательские и организаторские качества.
-
Формирование и развитие у учащихся интеллектуальных, и практических
умений для более глубокого осмысления исторической действительности.
Ожидаемые результаты:
-
Воспитание патриотизма, гражданственности, активной жизненной
позиции, милосердия у подрастающего поколения. -
Привлечение большого количества учащихся к изучению истории родного
края. -
Выявление одаренных детей, обладающих ярко выраженными
гуманитарными способностями и склонных к исследовательской работе.
Формы и методы реализации:
-
Исследовательская работа
-
Лекции
-
Семинары
-
Практические занятия
-
Конференции
-
Защита проектов
-
Видеоуроки
-
Экскурсии
Тематическое содержание
Работа по экспозициям школьного музея:
-
История развития школы
-
г. Воронеж в годы ВОВ
-
Дважды Герой Советского Союза И.Д. Черняховский
-
Выпускники школы - солдаты России
Перечень литературы для обучающихся и педагогов:
-
В. Гагин. Битва за Воронеж. - Воронеж, 2005г.
-
О. Дементьев. Шаг в бессмертие. - Псков, 2004г.
-
В.Г. Руденко. Ты в памяти и сердце моем, Афганистан. - Воронеж, 1996г.
-
В.Г. Руденко. Прощай, «шурави». - Воронеж, 1996г.
-
А.Я. Сухарев. Легендарный Черняховский. - Москва, 2005г.
Основные знания, умения и навыки, характеризующие результативность усвоения материала.
-
Самостоятельный поиск информации по предложенной тематике, ее анализ
и отбор необходимых фактов. -
Представление в виде выступлений, презентаций результатов исследования.
-
Обсуждение результатов исследований.
-
Составлять биографическую справку, давать обобщенную оценку личности.
-
Излагать оценки событий.
-
Определять и аргументировать свое отношение к событиям и личностям.
Материально-техническое обеспечение:
-
Экспонаты школьного музея (картины, фотографии, письма, боевое
снаряжение).
-
Телевизор
-
Видеокассеты
-
Книги
-
Газеты
Используемая литература:
-
Г.М. Анохина, Г.И. Веденеева, Т.М. Казакова. «Любите Россию!».
ВОИПКРО, 1995г. -
Записки Воронежских краеведов, вып. 3 Воронеж 1987г.
-
Г.И. Матюшин. Историческое Краеведение. - Москва, 1987г.
-
Музей и школа. Пособие для учителя. Под редакцией Г. Кудриной.
Москва 1985г. -
Г.Н. Рослякова. Воспитание юных россиян. - Воронеж, 1994г.
Подготовка историко-краеведческого урока:
-
Руководитель школьного музея обговаривает с советом музея тему.
-
Выбирается форма проведения мероприятия
-
Методы работы:
-
учитель сам глубоко заинтересован избранной темой.
-
юные краеведы ведут обязательно самостоятельные изыскания.
-
организуются интересные школьные экспедиции, походы, туристско-краеведческие лагеря.
-
соблюдаются принципы добровольности и учета индивидуальных
интересов и способностей учащихся. -
учитель руководит исследованиями учеников, поддерживает
атмосферу поиска. -
учитель непосредственно участвует в исследовании вместе с
учащимися.
- ученики знают, что результаты исследований будут бережно хранится в музее и широко использоваться в работе
-
На основе поисковых краеведческих работ идет отбор материалов.
-
Разрабатывается сценарий материала.
-
Выпускается газета «Музейная правда»
Место проведения историко-краеведческого урока: школьный музей «Подвиг и судьбы» МОУ СОШ №22 имени генерала армии Черняховского И.Д.
I Учитель: «Музей - это место, где знания неотделимы от нравственности, в
нём обитает разум не только понимающий, но и чувствующий утраты,
скорбящий о них. Ибо музеи - это храм поминовения тех, кого можно
воскресить усилием сынов, не забывших долга относительно отцов
Ребята, наша задача - проследить связь поколений, которые выполняли и выполняют воинский долг - служение своему народу».
II Звучит песня « Даль великая». Слова: Р. Рождественского Музыка: Е. Птичкина
III Ученик-экскурсовод говорит на фоне музыки «А годы летят». Слова: Е.Долматовского Музыка: М. Фрадкина
Первая экспозиция музея посвящена истории школы и рассказывает о том, как в 1936 году на Октябрьском проспекте города Воронежа была открыта мужская семилетняя школа №22, директором которой был Туренко Иван Константинович. Смешанной она стала в 1954 году при директоре Муратове Василии Михайловиче.
В годы оккупации города Воронежа немецко-фашистскими захватчиками школа была переоборудована в военный советский госпиталь. В один из вражеских налетов, осколок взорвавшейся бомбы повредил здание, которое было восстановлено сразу же после освобождения города силами самих учеников и их родителей. Занятия проводились в три смены.
Начиная с 1962 года, пионерской дружине было присвоено имя дважды Героя Советского Союза Черняховского Ивана Даниловича, который был командующий 60-ой армией, освобождавшей город. Пионеры 6 «В» класса под руководством классного руководителя Золотарёвой А.Н. начали изучать его жизнь. Из музеев и архив страны пошли отклики. Был создан отряд красных следопытов. Постепенно по инициативе Баранникова Михаила Васильевича, вся школа было привлечена к поисково-патриотической работе. Так всё начиналось... В 1995 г. школе было присвоено имя прославленного генерала, освобождавшего г. Воронеж от немецко-фашистских захватчиков И.Д.Черняховского.
В 2002 году школьный музеи получил государственный статус и новое название «Подвиг и судьбы». Здесь собран материал о людях разных поколений, объединяет то, что их имена тесно связаны с историей страны, с подвигом, да только судьбы у них разные.
IV ученик - экскурсовод: «II экспозиция музея - г.Воронеж в годы Великой Отечественной войны».
(выходит группа юных краеведов, работающих по изучению истории Великой отечественной войны на территории города Воронежа).
• 22 июня 1941 года гитлеровская Германия вероломно напала на
Советский Союз.
Наступательная операция гитлеровцев на Воронежском направлении получила кодовое название «Бляу» («Синяя»). Для её осуществления фашистское командование создало специально в составе группы армии «Б» армейскую группировку «Вейнс» под командованием генерал - полковника барона фон Вейнса.
Фашисты полагали, что со взятием Воронежа сумеют добиться решающего успеха в ходе летней кампании. Листовки, обращенные к немецким солдатам, призывали: «Солдаты! За два года войны вся Европа склонилась перед вами. Ваши знамена прошелестели над городами Европы. Вам осталось взять Воронеж. Вот он перед вами. Возьмите его, заставьте склониться. Воронеж - это конец войны. Воронеж - это отдых. Вперёд!»
• Обстановка в городе осложнилась в июне 1942 года. К этому времени
штаб Юго-Западного фронта передислоцировался в Калач. Резко усилились
налёты вражеской авиации на Воронеж. 13 июня 1942 года немецкие самолёты сбросили бомбы в сад пионеров. Было убито и ранено много детей. 28 июня 1942 года немецко-фашистские войска неожиданно для советского командования перешли в наступление на южном крыле советско-германского фронта. Первый удар врага в летнем наступлении 1942 года был направлен на г. Воронеж. В течение нескольких дней город подвергался жестоким, непрерывным бомбардировкам с воздуха.
• 1 июля 1942 года во время воздушного боя над Воронежем
геройский подвиг совершил лётчик 513-го полка 101-й авиационной
истребительной дивизии П.В.О. младший лейтенант. В.Е.Колесниченко.
Израсходовав боезапас, Колесниченко направил свою машину на
немецкий бомбардировщик и таранил его. (Герой Советского Союза).
С 5 июля 1942 года развернулись бои советских воинов с врагом в пределах городской черты Воронежа. В течение нескольких дней гитлеровцам удалось захватить правобережные кварталы, исторический центр Воронежа. Однако их попытки переправиться на левый берег реки Воронеж были отражены. Левобережная часть города осталась в руках Красной армии.
• 12 августа 1942 года войска 40-й армии под командованием генерала
М.М.Попова начали наступление с левого берега Воронежа, с боем
форсировали реку Воронеж у Воронежской дамбы, закрепились на
правом берегу в приречной части бывшей слободы Чижовки и создали
на правобережье в южной части города плацдарм, получивший название
Чижовского.
Попытки немцев ликвидировать Чижовский плацдарм были отбиты с большими для них потерями.
•Немецко-фашистское командование вынуждено было направить в
Воронеж крупное пополнение, сняв их др. участков фронта, из резерва. Этим защитники Воронежа помогли защитникам Сталинграда, где осенью 1942 года развернулось одно из решающих сражений Великой Отечественной Войны.
В ночь с 24 на 25 января 1943 года советские войска 60-ой армии под командованием генерала И.Д.Черняховского перешли в наступление. Утром 25 января Воронеж был полностью очищен от врага. На полуразрушенном здании гостиницы «Воронеж» советские войска водрузили красный флаг.
• 212 дней продолжались городские бои. Воронеж выстоял и победил. 25 января 1943 г. он был полностью очищен от захватчиков.
В ходе боёв гитлеровцы на 97% уничтожили город. Воронеж вошёл в число 15 наиболее разрушенных городов СССР. Его восстановили за 15 лет, хотя гитлеровская пропаганда предрекала, что его не восстановят и за 50 лет.
V Звучит песня «На безымянной высоте». Музыка М. Матусовского Слова В. Баснера
VI Ученик - экскурсовод о третьей экспозиции «И.Д.Черняховский -
командующий 60-ой армией»
Переходим ещё к одной экспозиции, которая рассказывает о И.Д. Черняховском, человеке интересной судьбы, на истории жизни которого выросло не одно поколение учеников 22 школы.
Родился Иван Данилович 28 июня 1906 г. в городе Умань Киевской области в семье железнодорожника. Рано лишился родителей. С 12 лет вынужден был зарабатывать себе и младшим братьям и сестрам на хлеб. Работал на железной дороге.
Летом 1924 г. Черняховский уехал в Одесскую пехотную школу. Подав рапорт, был переведён на 2-й курс Киевского Артиллерийского училища. В 1938 г. Черняховского назначили на должность командира отдельного легкого танкового полка. В августе 1940 г. Ивана Даниловича назначили на должность заместителя командира 2-й танковой дивизии. В июне 1941 г. подполковник был переведён в г. Шауляй близ Восточной Пруссии.
В июньских боях 1941 г. полковник Черняховский командовал танковой дивизией, которая уже прославилась изумительной стойкостью, дисциплинированностью, сплочённостью её бойцов. В первой же встрече с фашистами 24 июня 1941 г. он мастерски провёл танковое сражение, заставив гитлеровцев топтаться на месте. Отходили солдаты Черняховского только по приказу, без паники, с боями. Он, в комбинезоне танкиста, всегда появлялся в самых угрожающих местах. Не растерявшись перед лицом врага, изматывал его, готовившись разгромить гитлеровскую армию.
В ночь со 2 на 3 июля 1942 г. немецкая армия определила направление главного удара.
Сотни вражеских самолетов непрерывно бомбили древний Воронеж. Дым пожарищ клубился над городом. Гитлеровцы бешено рвались к Дону. Ценой невероятных усилий и жертв Советские танковые дивизии заставили гитлеровцев отступать. Преследуя танки фашистов, Черняховский получил контузию.
Готовясь к наступлению, Черняховский особое внимание уделял изучению противника, организации разведки, при всех обстоятельствах старался не обострять отношения с командующими, спокойно и безупречно выполнял свои обязанности.
В ночь на 25 января 1943 г. немецко-фашистское командование начало отводить свои войска за реку Дон из района Воронежа. Армия генерала Черняховского немедленно перешла к преследованию противника. 29 января
1943 г. в районе Касторное было завершено окружение крупной группировки противника.
К числу самых дерзких и успешных операций, осуществленных генералом Черняховским была Вильнюсская, позволившая ему окружить фашистскую группировку в районе литовской столицы и, развивая наступление, первым ворваться на территорию Восточной Пруссии. 18 февраля 1945 года, менее чем за три месяца до окончания войны, в районе города Мельзак в Польше командующий фронтом был смертельно ранен осколком снаряда. В правительственном сообщении погибший генерал был назван «Одним из талантливейших молодых полководцев, выдвинувшихся в ходе Отечественной войны». Приказом Верховного Главнокомандующего в час погребения Черняховского Москва салютовала ему 24 артиллерийскими залпами из 134 орудий.
Похоронили генерала в Вильнюсе, освобождённом от гитлеровцев войсками под его командованием. В знак признания этой заслуги над могилой Черняховского был воздвигнут памятник работы скульптора Николая Томского. А город Интербург Калининградской области был переименован в Черняховск.
Учитель: Мог ли кто предполагать, что в 90-е годы, в период разгула националистических страстей, которым сопровождался распад Советского Союза, в Литве, обретшей независимость, будет потревожен прах её освободителя? Полководец, внесший бесценный вклад в разгром фашизма, оказался приравненным к «оккупантам». Его останки пришлось вывезти в Москву и перезахоронить на Новодевичьем кладбище. А надгробный памятник генерала, демонтированный властями Вильнюса, был перевезён в Воронеж, который в январе 1943 года был освобождён от фашистов 60-й армией под командованием Черняховского.
Звучит запись обращения сына Черняховского И.Д. Олега Ивановича к учащимся школы.
VII Учитель истории.
Мы переходим к большой экспозиции «Ученики школы - солдаты России».
Учитель: Пономарёв Александр Иванович - выпускник школы, участник военной операции в Чечне.
С 21 мая 2000 Пономарёв А.И. в должности командира СОБР направлен для выполнения служебно-боевых заданий на территории Чеченской республики. Во время одной из зачисток группа из 10 человек под командованием Пономарёва погнала в плотное кольцо чеченских боевиков. Завязался бой. Заметив действия командира, снайпер направил на его шею винтовку. Три ранения он получил в левую руку. Подкрепление вызвать не смогли т.к. рация была разбита. И, тем не менее, группа смогла прорвать кольцо и вырваться.
За боевые заслуги и умелое руководство, связанны с сохранением жизни подчинённых А.И был представлен к званию Героя России.
Выступление Пономарева А.И.
Ученик: В.Ф. Стариков.
Я хочу рассказать о человеке, который для меня Владимир Фёдорович Стариков, для многих учителей просто Володя. Нас с ним объединяет то, что мы учились в одной школе, мы ходили по одному и тому же школьному двору, только он в 80-х годах, а я сейчас. В школе, как вспоминают бывшие одноклассники Володи его дразнили «Старый». Но вот все его сверстники повзрослели. Появилась проседь, а он в памяти все остался молодым парнем. В школе мало чем выделялся среди других, может быть немного упорнее, настойчивее других. Невысокого роста он немного комплексован. И это заставило его заняться серьёзно спортом. Записавшись в с секцию бокса он быстро достиг успехов. Закончив 8 классов в 1983 г. Владимир поступает в Воронежское авиационное училище. Затем работает слесарем на заводе. Заглянув как-то в школу он встретил своего классного руководителя Телкову Валентину Николаевну, которая его не узнала. Из маленького, худенького паренька он превратился в высокого, сильного молодого человека. 12 октября 1986 года Владимир Стариков был призван в Вооружённые силы СССР. Службу проходил в в/ч пп 38021 в первом отдельном трубопроводном батальоне. Служба подходила к концу. Даже письмо прислал матери: «Скоро, даже очень скоро отпустят домой. После Нового года обязательно окажусь дома. Так, что мать притаривай к праздничному столу что-нибудь покрепче. Писать больше не надо сюда. Когда ответ придёт, меня уже уволят из армии и даже может в дороге буду. Горевать, мама, больше нечего. Скоро приеду. Переписка закончилась. Всё, ваш Владимир. 12.12.88г.»
Но так получилось, что немного задержали. И 22 января 1988г. он вместе с сослуживцами стоял на посту возле насосной станции. Духи напали завязался бой. Пытались увести Старикова с собой. Видимо он сумел вырваться, но пуля его настигла. Посмертно был представлен к ордену красной Звезды.
Судьба оказалась жестока к фамилии Стариковых, вслед за сыном не стало отца Фёдора Митрофановича, а затем не смогла пережить горя и мать Любовь Николаевна.
Вечная память солдату России Старикову Владимиру!
Песня «За того парня». Сл. - Р. Рождественского , муз. - Фрадкина.
.
Ученик: С.Помогалов.
Помогалов Сергей.
Я хочу рассказать о человеке, который особенно мне близок. Мы жили с ним в одном дворе. Для меня - Сергей Михайлович Помогалов, для наших общих с ним учителей он просто - Серёжа. В 1985 г. Сергей Помогалов закончил школу. Поступил и закончил Саратовское высшее командное училище. Женился на своей однокласснице Леночке. У них родилась дочка, тоже Леночка. В 1993 г. он отправлен в командировку в Чечню. Это была его первая командировка. Ему показалось, что ничто не сможет его остановить и сломить. Так уверенно он шел по жизни. В 1996г. Сергей второй раз едет в Чечню. И с дороги шлёт письмо своим родным, не зная, что оно последнее.
Зачитывается письмо.
«Здравствуйте, мои дорогие любимые Алёнки! У меня всё хорошо, ехали трое суток.
Стоим на месте. Всех нас приняли хорошо. Больше и не знаю о чём писать. Я вас всех люблю.
Целую вас крепко.
Сергей».
3 марта, возвращаясь с боевого задания, бронемашина попадает под обстрел. Серёжа погиб. Вечная память солдату России Сергею Помогалову!
Учитель: А. Рычин.
Александр Рычин
Саша Рычин родился 13 февраля 1981 г. В 1988 г. пошёл в первый класс в школу №22. Этот человек был умным, энергичным и целеустремлённым, что отмечали не только учителя, но и его друзья и одноклассники. Так же Саша был очень творческой личностью - писал стихи, песни, участвовал во всех классных и школьных мероприятиях. Вообщем, Сашу действительно можно было назвать «душой» любой компании. Он мечтал стать артистом, хотел добиться успеха и выступать на сцене. Но так сложилось, что дальнейшее обучение Саша продолжил в Воронежском колледже железнодорожного транспорта. В 2000г Александра Рычина призвали в ряды Российской Армии. Саша служит в военно-духовом оркестре. Его мечты начинают сбываться, он выступает на сцене, пишет и поёт свои песни, с друзьями создаёт группу «Чёрные береты». Служба подходит к концу, в кармане Саши уже лежит билет домой, но Саша решил остаться ещё раз пройти по площади со своим духовым оркестром.
9 мая 2002 года, участвуя в параде войск в Каспийске в составе духового оркестра Саша погиб в результате террористического акта.
Вечная память солдату России Рычину Александру.
Видеофильм о Рычине А. (запись его песен и эпизод теракта 9 мая 2002 г. в г. Каспийске).
Песня «Тишина» Сл. Л.Гурова Муз. Л.Гурова
Учитель: Идут годы поколения дедов и отцов меняет поколение сынов, которые достойно несут звание - солдата России, защитника родины.
Высказывание А.В. Суворова, как никакое подчёркивают значение этих слов: «Земля может сама себя накормить, земля может себя напоить, только защитить она себя не может. Так ведь кто-то должен её защищать».