• Преподавателю
  • Музыка
  • Методика организации и проведения на базе школьного музея музыкально-литературной композиции «Подвиг и судьбы»

Методика организации и проведения на базе школьного музея музыкально-литературной композиции «Подвиг и судьбы»

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Методика организации и проведения на базе школьного музея музыкально-литературной композиции

«Подвиг и судьбы»

Автор: Вечерева Ольга Петровна

Место работы: МОУ СОШ №22 имени генерала армии

Черняховского И.Д.

Должность: учитель музыки, заместитель директора по воспитательной работе

Пояснительная записка

Областью применения данного мероприятия являются уроки краеведения на базе школьного музея, конференции, семинары, уроки мужества.

Возраст обучающихся 13-17 лет.

Цель: Развитие системы патриотического воспитания школьников,

направленного на формирование патриотических чувств, сознания гражданского долга.

Задачи:

  1. На примерах проследить связь поколений, преемственность традиций и
    обычаев российского общества

  2. Воспитывать у учащихся любовь к родному Отечеству, чувство гордости за
    его прошлое, активную жизненную позицию.

  1. Формировать у школьников исследовательские и организаторские качества.

  1. Формирование и развитие у учащихся интеллектуальных, и практических
    умений для более глубокого осмысления исторической действительности.

Ожидаемые результаты:

  1. Воспитание патриотизма, гражданственности, активной жизненной
    позиции, милосердия у подрастающего поколения.

  2. Привлечение большого количества учащихся к изучению истории родного
    края.

  3. Выявление одаренных детей, обладающих ярко выраженными
    гуманитарными способностями и склонных к исследовательской работе.

Формы и методы реализации:

  1. Исследовательская работа

  2. Лекции

  3. Семинары

  4. Практические занятия

  5. Конференции

  6. Защита проектов

  7. Видеоуроки

  8. Экскурсии

Тематическое содержание

Работа по экспозициям школьного музея:

  1. История развития школы

  2. г. Воронеж в годы ВОВ

  3. Дважды Герой Советского Союза И.Д. Черняховский

  4. Выпускники школы - солдаты России

Перечень литературы для обучающихся и педагогов:

  1. В. Гагин. Битва за Воронеж. - Воронеж, 2005г.

  2. О. Дементьев. Шаг в бессмертие. - Псков, 2004г.

  3. В.Г. Руденко. Ты в памяти и сердце моем, Афганистан. - Воронеж, 1996г.

  4. В.Г. Руденко. Прощай, «шурави». - Воронеж, 1996г.

  5. А.Я. Сухарев. Легендарный Черняховский. - Москва, 2005г.

Основные знания, умения и навыки, характеризующие результативность усвоения материала.

  1. Самостоятельный поиск информации по предложенной тематике, ее анализ
    и отбор необходимых фактов.

  2. Представление в виде выступлений, презентаций результатов исследования.

  3. Обсуждение результатов исследований.

  4. Составлять биографическую справку, давать обобщенную оценку личности.

  5. Излагать оценки событий.

  6. Определять и аргументировать свое отношение к событиям и личностям.

Материально-техническое обеспечение:

  1. Экспонаты школьного музея (картины, фотографии, письма, боевое
    снаряжение).

  1. Телевизор

  2. Видеокассеты

  3. Книги

  4. Газеты






Используемая литература:

  1. Г.М. Анохина, Г.И. Веденеева, Т.М. Казакова. «Любите Россию!».
    ВОИПКРО, 1995г.

  2. Записки Воронежских краеведов, вып. 3 Воронеж 1987г.

  3. Г.И. Матюшин. Историческое Краеведение. - Москва, 1987г.

  4. Музей и школа. Пособие для учителя. Под редакцией Г. Кудриной.
    Москва 1985г.

  5. Г.Н. Рослякова. Воспитание юных россиян. - Воронеж, 1994г.






Подготовка историко-краеведческого урока:


  1. Руководитель школьного музея обговаривает с советом музея тему.

  2. Выбирается форма проведения мероприятия

  3. Методы работы:


  • учитель сам глубоко заинтересован избранной темой.

  • юные краеведы ведут обязательно самостоятельные изыскания.

  • организуются интересные школьные экспедиции, походы, туристско-краеведческие лагеря.

  • соблюдаются принципы добровольности и учета индивидуальных
    интересов и способностей учащихся.

  • учитель руководит исследованиями учеников, поддерживает
    атмосферу поиска.

  • учитель непосредственно участвует в исследовании вместе с
    учащимися.

- ученики знают, что результаты исследований будут бережно хранится в музее и широко использоваться в работе

  1. На основе поисковых краеведческих работ идет отбор материалов.

  2. Разрабатывается сценарий материала.

  3. Выпускается газета «Музейная правда»

Место проведения историко-краеведческого урока: школьный музей «Подвиг и судьбы» МОУ СОШ №22 имени генерала армии Черняховского И.Д.


I Учитель: «Музей - это место, где знания неотделимы от нравственности, в
нём обитает разум не только понимающий, но и чувствующий утраты,
скорбящий о них. Ибо музеи - это храм поминовения тех, кого можно
воскресить усилием сынов, не забывших долга относительно отцов

Ребята, наша задача - проследить связь поколений, которые выполняли и выполняют воинский долг - служение своему народу».

II Звучит песня « Даль великая». Слова: Р. Рождественского Музыка: Е. Птичкина

III Ученик-экскурсовод говорит на фоне музыки «А годы летят». Слова: Е.Долматовского Музыка: М. Фрадкина

Первая экспозиция музея посвящена истории школы и рассказывает о том, как в 1936 году на Октябрьском проспекте города Воронежа была открыта мужская семилетняя школа №22, директором которой был Туренко Иван Константинович. Смешанной она стала в 1954 году при директоре Муратове Василии Михайловиче.

В годы оккупации города Воронежа немецко-фашистскими захватчиками школа была переоборудована в военный советский госпиталь. В один из вражеских налетов, осколок взорвавшейся бомбы повредил здание, которое было восстановлено сразу же после освобождения города силами самих учеников и их родителей. Занятия проводились в три смены.

Начиная с 1962 года, пионерской дружине было присвоено имя дважды Героя Советского Союза Черняховского Ивана Даниловича, который был командующий 60-ой армией, освобождавшей город. Пионеры 6 «В» класса под руководством классного руководителя Золотарёвой А.Н. начали изучать его жизнь. Из музеев и архив страны пошли отклики. Был создан отряд красных следопытов. Постепенно по инициативе Баранникова Михаила Васильевича, вся школа было привлечена к поисково-патриотической работе. Так всё начиналось... В 1995 г. школе было присвоено имя прославленного генерала, освобождавшего г. Воронеж от немецко-фашистских захватчиков И.Д.Черняховского.

В 2002 году школьный музеи получил государственный статус и новое название «Подвиг и судьбы». Здесь собран материал о людях разных поколений, объединяет то, что их имена тесно связаны с историей страны, с подвигом, да только судьбы у них разные.

IV ученик - экскурсовод: «II экспозиция музея - г.Воронеж в годы Великой Отечественной войны».

(выходит группа юных краеведов, работающих по изучению истории Великой отечественной войны на территории города Воронежа).

• 22 июня 1941 года гитлеровская Германия вероломно напала на
Советский Союз.

Наступательная операция гитлеровцев на Воронежском направлении получила кодовое название «Бляу» («Синяя»). Для её осуществления фашистское командование создало специально в составе группы армии «Б» армейскую группировку «Вейнс» под командованием генерал - полковника барона фон Вейнса.

Фашисты полагали, что со взятием Воронежа сумеют добиться решающего успеха в ходе летней кампании. Листовки, обращенные к немецким солдатам, призывали: «Солдаты! За два года войны вся Европа склонилась перед вами. Ваши знамена прошелестели над городами Европы. Вам осталось взять Воронеж. Вот он перед вами. Возьмите его, заставьте склониться. Воронеж - это конец войны. Воронеж - это отдых. Вперёд!»

• Обстановка в городе осложнилась в июне 1942 года. К этому времени
штаб Юго-Западного фронта передислоцировался в Калач. Резко усилились

налёты вражеской авиации на Воронеж. 13 июня 1942 года немецкие самолёты сбросили бомбы в сад пионеров. Было убито и ранено много детей. 28 июня 1942 года немецко-фашистские войска неожиданно для советского командования перешли в наступление на южном крыле советско-германского фронта. Первый удар врага в летнем наступлении 1942 года был направлен на г. Воронеж. В течение нескольких дней город подвергался жестоким, непрерывным бомбардировкам с воздуха.

• 1 июля 1942 года во время воздушного боя над Воронежем
геройский подвиг совершил лётчик 513-го полка 101-й авиационной
истребительной дивизии П.В.О. младший лейтенант. В.Е.Колесниченко.
Израсходовав боезапас, Колесниченко направил свою машину на
немецкий бомбардировщик и таранил его. (Герой Советского Союза).

С 5 июля 1942 года развернулись бои советских воинов с врагом в пределах городской черты Воронежа. В течение нескольких дней гитлеровцам удалось захватить правобережные кварталы, исторический центр Воронежа. Однако их попытки переправиться на левый берег реки Воронеж были отражены. Левобережная часть города осталась в руках Красной армии.

• 12 августа 1942 года войска 40-й армии под командованием генерала
М.М.Попова начали наступление с левого берега Воронежа, с боем
форсировали реку Воронеж у Воронежской дамбы, закрепились на
правом берегу в приречной части бывшей слободы Чижовки и создали
на правобережье в южной части города плацдарм, получивший название
Чижовского.

Попытки немцев ликвидировать Чижовский плацдарм были отбиты с большими для них потерями.

•Немецко-фашистское командование вынуждено было направить в
Воронеж крупное пополнение, сняв их др. участков фронта, из резерва. Этим защитники Воронежа помогли защитникам Сталинграда, где осенью 1942 года развернулось одно из решающих сражений Великой Отечественной Войны.

В ночь с 24 на 25 января 1943 года советские войска 60-ой армии под командованием генерала И.Д.Черняховского перешли в наступление. Утром 25 января Воронеж был полностью очищен от врага. На полуразрушенном здании гостиницы «Воронеж» советские войска водрузили красный флаг.

• 212 дней продолжались городские бои. Воронеж выстоял и победил. 25 января 1943 г. он был полностью очищен от захватчиков.

В ходе боёв гитлеровцы на 97% уничтожили город. Воронеж вошёл в число 15 наиболее разрушенных городов СССР. Его восстановили за 15 лет, хотя гитлеровская пропаганда предрекала, что его не восстановят и за 50 лет.

V Звучит песня «На безымянной высоте». Музыка М. Матусовского Слова В. Баснера

VI Ученик - экскурсовод о третьей экспозиции «И.Д.Черняховский -
командующий 60-ой армией»

Переходим ещё к одной экспозиции, которая рассказывает о И.Д. Черняховском, человеке интересной судьбы, на истории жизни которого выросло не одно поколение учеников 22 школы.

Родился Иван Данилович 28 июня 1906 г. в городе Умань Киевской области в семье железнодорожника. Рано лишился родителей. С 12 лет вынужден был зарабатывать себе и младшим братьям и сестрам на хлеб. Работал на железной дороге.

Летом 1924 г. Черняховский уехал в Одесскую пехотную школу. Подав рапорт, был переведён на 2-й курс Киевского Артиллерийского училища. В 1938 г. Черняховского назначили на должность командира отдельного легкого танкового полка. В августе 1940 г. Ивана Даниловича назначили на должность заместителя командира 2-й танковой дивизии. В июне 1941 г. подполковник был переведён в г. Шауляй близ Восточной Пруссии.

В июньских боях 1941 г. полковник Черняховский командовал танковой дивизией, которая уже прославилась изумительной стойкостью, дисциплинированностью, сплочённостью её бойцов. В первой же встрече с фашистами 24 июня 1941 г. он мастерски провёл танковое сражение, заставив гитлеровцев топтаться на месте. Отходили солдаты Черняховского только по приказу, без паники, с боями. Он, в комбинезоне танкиста, всегда появлялся в самых угрожающих местах. Не растерявшись перед лицом врага, изматывал его, готовившись разгромить гитлеровскую армию.

В ночь со 2 на 3 июля 1942 г. немецкая армия определила направление главного удара.

Сотни вражеских самолетов непрерывно бомбили древний Воронеж. Дым пожарищ клубился над городом. Гитлеровцы бешено рвались к Дону. Ценой невероятных усилий и жертв Советские танковые дивизии заставили гитлеровцев отступать. Преследуя танки фашистов, Черняховский получил контузию.

Готовясь к наступлению, Черняховский особое внимание уделял изучению противника, организации разведки, при всех обстоятельствах старался не обострять отношения с командующими, спокойно и безупречно выполнял свои обязанности.

В ночь на 25 января 1943 г. немецко-фашистское командование начало отводить свои войска за реку Дон из района Воронежа. Армия генерала Черняховского немедленно перешла к преследованию противника. 29 января

1943 г. в районе Касторное было завершено окружение крупной группировки противника.

К числу самых дерзких и успешных операций, осуществленных генералом Черняховским была Вильнюсская, позволившая ему окружить фашистскую группировку в районе литовской столицы и, развивая наступление, первым ворваться на территорию Восточной Пруссии. 18 февраля 1945 года, менее чем за три месяца до окончания войны, в районе города Мельзак в Польше командующий фронтом был смертельно ранен осколком снаряда. В правительственном сообщении погибший генерал был назван «Одним из талантливейших молодых полководцев, выдвинувшихся в ходе Отечественной войны». Приказом Верховного Главнокомандующего в час погребения Черняховского Москва салютовала ему 24 артиллерийскими залпами из 134 орудий.

Похоронили генерала в Вильнюсе, освобождённом от гитлеровцев войсками под его командованием. В знак признания этой заслуги над могилой Черняховского был воздвигнут памятник работы скульптора Николая Томского. А город Интербург Калининградской области был переименован в Черняховск.

Учитель: Мог ли кто предполагать, что в 90-е годы, в период разгула националистических страстей, которым сопровождался распад Советского Союза, в Литве, обретшей независимость, будет потревожен прах её освободителя? Полководец, внесший бесценный вклад в разгром фашизма, оказался приравненным к «оккупантам». Его останки пришлось вывезти в Москву и перезахоронить на Новодевичьем кладбище. А надгробный памятник генерала, демонтированный властями Вильнюса, был перевезён в Воронеж, который в январе 1943 года был освобождён от фашистов 60-й армией под командованием Черняховского.

Звучит запись обращения сына Черняховского И.Д. Олега Ивановича к учащимся школы.

VII Учитель истории.

Мы переходим к большой экспозиции «Ученики школы - солдаты России».

Учитель: Пономарёв Александр Иванович - выпускник школы, участник военной операции в Чечне.

С 21 мая 2000 Пономарёв А.И. в должности командира СОБР направлен для выполнения служебно-боевых заданий на территории Чеченской республики. Во время одной из зачисток группа из 10 человек под командованием Пономарёва погнала в плотное кольцо чеченских боевиков. Завязался бой. Заметив действия командира, снайпер направил на его шею винтовку. Три ранения он получил в левую руку. Подкрепление вызвать не смогли т.к. рация была разбита. И, тем не менее, группа смогла прорвать кольцо и вырваться.

За боевые заслуги и умелое руководство, связанны с сохранением жизни подчинённых А.И был представлен к званию Героя России.

Выступление Пономарева А.И.

Ученик: В.Ф. Стариков.

Я хочу рассказать о человеке, который для меня Владимир Фёдорович Стариков, для многих учителей просто Володя. Нас с ним объединяет то, что мы учились в одной школе, мы ходили по одному и тому же школьному двору, только он в 80-х годах, а я сейчас. В школе, как вспоминают бывшие одноклассники Володи его дразнили «Старый». Но вот все его сверстники повзрослели. Появилась проседь, а он в памяти все остался молодым парнем. В школе мало чем выделялся среди других, может быть немного упорнее, настойчивее других. Невысокого роста он немного комплексован. И это заставило его заняться серьёзно спортом. Записавшись в с секцию бокса он быстро достиг успехов. Закончив 8 классов в 1983 г. Владимир поступает в Воронежское авиационное училище. Затем работает слесарем на заводе. Заглянув как-то в школу он встретил своего классного руководителя Телкову Валентину Николаевну, которая его не узнала. Из маленького, худенького паренька он превратился в высокого, сильного молодого человека. 12 октября 1986 года Владимир Стариков был призван в Вооружённые силы СССР. Службу проходил в в/ч пп 38021 в первом отдельном трубопроводном батальоне. Служба подходила к концу. Даже письмо прислал матери: «Скоро, даже очень скоро отпустят домой. После Нового года обязательно окажусь дома. Так, что мать притаривай к праздничному столу что-нибудь покрепче. Писать больше не надо сюда. Когда ответ придёт, меня уже уволят из армии и даже может в дороге буду. Горевать, мама, больше нечего. Скоро приеду. Переписка закончилась. Всё, ваш Владимир. 12.12.88г.»

Но так получилось, что немного задержали. И 22 января 1988г. он вместе с сослуживцами стоял на посту возле насосной станции. Духи напали завязался бой. Пытались увести Старикова с собой. Видимо он сумел вырваться, но пуля его настигла. Посмертно был представлен к ордену красной Звезды.

Судьба оказалась жестока к фамилии Стариковых, вслед за сыном не стало отца Фёдора Митрофановича, а затем не смогла пережить горя и мать Любовь Николаевна.

Вечная память солдату России Старикову Владимиру!

Песня «За того парня». Сл. - Р. Рождественского , муз. - Фрадкина.

.

Ученик: С.Помогалов.

Помогалов Сергей.

Я хочу рассказать о человеке, который особенно мне близок. Мы жили с ним в одном дворе. Для меня - Сергей Михайлович Помогалов, для наших общих с ним учителей он просто - Серёжа. В 1985 г. Сергей Помогалов закончил школу. Поступил и закончил Саратовское высшее командное училище. Женился на своей однокласснице Леночке. У них родилась дочка, тоже Леночка. В 1993 г. он отправлен в командировку в Чечню. Это была его первая командировка. Ему показалось, что ничто не сможет его остановить и сломить. Так уверенно он шел по жизни. В 1996г. Сергей второй раз едет в Чечню. И с дороги шлёт письмо своим родным, не зная, что оно последнее.

Зачитывается письмо.

«Здравствуйте, мои дорогие любимые Алёнки! У меня всё хорошо, ехали трое суток.

Стоим на месте. Всех нас приняли хорошо. Больше и не знаю о чём писать. Я вас всех люблю.

Целую вас крепко.

Сергей».

3 марта, возвращаясь с боевого задания, бронемашина попадает под обстрел. Серёжа погиб. Вечная память солдату России Сергею Помогалову!

Учитель: А. Рычин.

Александр Рычин

Саша Рычин родился 13 февраля 1981 г. В 1988 г. пошёл в первый класс в школу №22. Этот человек был умным, энергичным и целеустремлённым, что отмечали не только учителя, но и его друзья и одноклассники. Так же Саша был очень творческой личностью - писал стихи, песни, участвовал во всех классных и школьных мероприятиях. Вообщем, Сашу действительно можно было назвать «душой» любой компании. Он мечтал стать артистом, хотел добиться успеха и выступать на сцене. Но так сложилось, что дальнейшее обучение Саша продолжил в Воронежском колледже железнодорожного транспорта. В 2000г Александра Рычина призвали в ряды Российской Армии. Саша служит в военно-духовом оркестре. Его мечты начинают сбываться, он выступает на сцене, пишет и поёт свои песни, с друзьями создаёт группу «Чёрные береты». Служба подходит к концу, в кармане Саши уже лежит билет домой, но Саша решил остаться ещё раз пройти по площади со своим духовым оркестром.

9 мая 2002 года, участвуя в параде войск в Каспийске в составе духового оркестра Саша погиб в результате террористического акта.

Вечная память солдату России Рычину Александру.

Видеофильм о Рычине А. (запись его песен и эпизод теракта 9 мая 2002 г. в г. Каспийске).

Песня «Тишина» Сл. Л.Гурова Муз. Л.Гурова

Учитель: Идут годы поколения дедов и отцов меняет поколение сынов, которые достойно несут звание - солдата России, защитника родины.

Высказывание А.В. Суворова, как никакое подчёркивают значение этих слов: «Земля может сама себя накормить, земля может себя напоить, только защитить она себя не может. Так ведь кто-то должен её защищать».


© 2010-2022