• Преподавателю
  • Музыка
  • Брошюра. знакомство с казахскими инструментами и композиторами Народное достояние

Брошюра. знакомство с казахскими инструментами и композиторами Народное достояние

Составитель Кайдаш Ксения Георгиевна. Эта брошюра для детей дошкольного возраста. а также начальной школы Казахстана. Очень удобна, компактна и информативна. В ней представлены иллюстрации казахских инструментов с описанием, так же композиторы Казахстана, загадки и притчи об инструментах. Плакаты с изображением композиторов и инструментов.
Раздел Музыка
Класс 13 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

54


Ақмола обласы Акмолинская область

Ерейментау ауданы Ерейментауский район



Брошюра. знакомство с казахскими инструментами и композиторами Народное достояние.


Балаларға айтыңдар.

Қазақтың музыка аспаптары.

Расскажите детям.

Казахские музыкальные инструменты.

Кайдаш К.Г.

«Сказка» балабақшасы

Музыка жетекшісі

Детский сад «Сказка»

Музыкальный руководитель





2015 жыл/год




«Ұлттық игілік» әдістемелік жинағы.

Методический сборник «Национальное достояние».

Құрастырушы: Кайдаш К.Г., Ақмола облысы, Ерейментау аудандық білім бөлімінің «Сказка» балабақша» МКҚК музыка жетекшісі.

Составитель Кайдаш К.Г., музыкальный руководитель ГККП «Детский сад «Сказка», Ерейментауского районного отдела образования, Акмолинской области.

Осы жинақта музыкалық қызметімен айналасуға арналған сабақтарда қазақ композиторларының шығармаларын тыңдау әдістемесі бойынша материалы, сабақтардың конспектілері ұсынылады. «Зерек бала» және «Біз мектепке барамыз» бағдарламаларына қазақ шығармаларын тыңдау бойынша иллюстрациялары бар жүз ұлттық күйлер мен қазақ ұлттық аспаптардың үндері әдістемелік жинақтары енгізілген.

В сборнике представлен материал по методике слушания на занятиях музыкальной деятельностью произведений казахских композиторов, конспекты занятий. Представлены методические сборники по слушанию казахских произведений к программам «Зерек бала» и «Біз мектепке барамыз». Сто национальных кюев, звучание казахских народных инструментов с иллюстрациями.

Рецензентшілер: «Сказка» балабақша шағын гимназиясы МКҚК әдіскері Оспанова Д.М., және Ақмола облысы, Ерейментау аудандық білім бөлімінің «Сказка» балабақша» МКҚК Стаценко Т.Ф меңгеруші.

Рецензенты: Оспанова Д.М., методист ГККП «детский сад «Сказка» и Стаценко Т.Ф., заведующая ГККП «Детский сад «Сказка» Ерейментауского районного отдела образования, Акмолинской области.

Ақмола облысы, Ерейментау аудандық білім бөлімінің «Сказка» балабақша МКҚК әдістемелік кеңесінде қаралып, бекітілді. Мектепке дейінгі мекемелерінің музыка жетекшілеріне және жалпы орта білім беру мектептерінің кіші блогінің музыка мұғалімдеріне ұсынылады.

2015 жылғы 17 наурыздағы № 5 хаттамасы

Рассмотрено, утверждено на заседании методического совета ГККП «Детский сад «Сказка», Ерейментауского районного отдела образования, Акмолинской области. Рекомендовано для музыкальных руководителей дошкольных учреждений и учителям музыки младшего блока общеобразовательных школ.

Протокол № 5 от 17 марта 2013 года.

Содержание:

Казасхкие музыкальный инструменты:

  1. жетыген. 4

  2. домбра 6

  3. кобыз. 8

  4. сазсырнай. 10

  5. сыбызгы. 12

  6. ускирик. 14

  7. шанкобыз. 16

  8. шертер. 18

  9. дабыл. 20

  10. уран. 22

  11. асатаяк. 24

  12. дангыра. 26

  13. конырау. 28

  14. дауылпаз. 30

  15. сакпан. 32

  16. зырылдак. 34

  17. туяктас. 36

  18. шатырлак. 38

  19. дудыга. 40

  20. желбуаз. 42

21.Загадки о казахских музыкальных инструментах. 44

22.Легенды о казахских музыкальных инструментах. 47

23.Композиторы и музыкальный инструменты плакаты Казахстана 52


Приложение:


На диске представлен музыкальный материал: звучание казахских инструментов, народные кию, иллюстрации, банеры.

Желаю Вам творческих успехов!


Жетыген

Струнный щипковый инструмент, представляющий собой деревянный ящик с натянутыми струнами. В прошлом изготавливался из выдолбленного цельного куска дерева. В настоящее время широко бытует у хакасов под названием "шатхан" , сохранился у тувинцев - "чадаган" и др. Существует легенда о происхождении жетыгена. Во время джута отец, имевший семь сыновей, потерял всех, одного за другим. После смерти каждого из них он натягивал по одной струне на выдолбленный кусок дерева и исполнял кюи, которые известны как семь кюев для жетыгена. В древности на жетыгене, задабривая духов, играли перед охотой, что служило залогом удачи. На жетыгене аккомпанировали себе древнетюркские поэты-сказители, воспевавшие славные подвиги батыров.




Брошюра. знакомство с казахскими инструментами и композиторами Народное достояние.

Домбра

Наиболее любимый и распространенный в народе двухструнный щипковый инструмент. Корпус домбры изготавливается из дерева, струны в прошлом изготавливались из тонких козьих или бараньих кишок, в настоящее время - из лески. При археологических раскопках древнего города Хорезма были найдены терракотовые статуэтки музыкантов, играющих на двухструнных музыкальных инструментах. Инструменты, явившиеся прототипом современной казахской домбры, были распространены среди сакских кочевых племен. Вобравшая страдания, чаяния и мудрость народа, домбра поистине универсальна - многие поколения кюйши создали для нее тысячи кюев. Она широко распространена в народном быту, является непременным атрибутом жырау и жырши, акынов, народно-профессиональных певцов и композиторов - салов и серэ.


Брошюра. знакомство с казахскими инструментами и композиторами Народное достояние.




Кобыз

Древнейший струнный смычковый инструмент, корпус которого изготавливается из цельного куска дерева. В прошлом струны и смычок кобыза изготавливались из конского волоса, а на гриф навешивали металлические пластинки. Инструмент украшали также перьями филина.

В традиционном представлении кобыз - атрибут шаманов, связывается с именем легендарного музыканта Коркыта. Игре на нем приписывается тайная, магическая сила. Кобызовые кюи имели магическое назначение - воздействовать на общество, природу, животных и духов предков.

Инструмент, аналогичный кобызу существует у кыргызов - кыяк, монголов - хур, алтайцев (ойротов) - икили и многих других.

Согласно исследованиям ученых кобыз распространился за пределы кочевого мира Центральной Азии и явился предком всех европейских смычковых струнных инструментов - скрипки, альта, виолончели и контрабаса.Иногда кобыз называют "кыл-кобызом".

Брошюра. знакомство с казахскими инструментами и композиторами Народное достояние.


Cаз-сырнай

Духовой инструмент типа свирели яйцевидной формы, изготавливаемый из глины. Был найден при раскопках сожженного войсками Чингис-хана в 1220 г. средневекового города Отрара.

Инструмент, аналогичный саз сырнаю, под различными названиями существует у многих евразийских народов: свилпе - у латышей, сави пиилу у эстонцев, чопо-чоор - у кыргызов, унгэрэк у алтайцев и др.





Брошюра. знакомство с казахскими инструментами и композиторами Народное достояние.


Сыбызгы

Духовой инструмент типа свирели, изготавливаемый из тростника, дерева или серебра. Один из самых распространенных инструментов на территории Казахстана до XVIII века, с которым связано множество легенд и преданий. В далеком прошлом в среде батыров, охотников и воинов владение сыбызгы считалось обязательным.

Сыбызгы под различными названиями существует у многих евразийских народов - кавал у венгров, молдаван и болгар, курай - у башкир, гаргы тюйдук - у туркмен, цоор - у монголов, шоор - у алтайцев, чоор - у кыргызов и многих других. В настоящее время традиция игры на сыбызгы в Казахстане возрождается. Сыбызгы входит в состав музыкально-этнографических коллективов.



Брошюра. знакомство с казахскими инструментами и композиторами Народное достояние.











Узкирик

Духовой инструмент типа свирели в форме парящей птицы, родственный саз сырнаю. Изготавливался из глины. Звук узкирика похож на звук ветра, отсюда и его название ("узкирик" значит "свист ветра"). Аналогичный узкирику инструмент, гораздо меньший по размерам, сохранился у башкир. Инструменты, близкие саз сырнаю и узкирику в виде детской игрушки, свистульки существуют у тюркских народов Поволжья. В охотничьей практике казахов, проживающих в Монголии, узкирик выполняет прикладную функцию. Его свистящий звук служит на охоте манком при ловле лис.




Брошюра. знакомство с казахскими инструментами и композиторами Народное достояние.


Шанкобыз

Шанкобыз - это древний казахский металлический пластинчатый самозвучащий язычковый музыкальный инструмент. Шанкобыз состоит из кованой железной дуги в середине которой прикреплен язычок, в виде стальной пластинки с крючком на конце. Шанкобыз небольшой по размеру - всего 5-7 см. Играли на шанкобызе преимущественно женщины, баюкая своих младенцев в колыбели. Иногда на пальцы рук они надевали конырау - кольца с колокольчиками, которые создавали красочный звуковой фон.

Шанкобыз, изготавливаемый также из дерева, бамбука, кости, под различными названиями распространен у многих народов варган у русских, хомус у алтайцев и кыргызов, дрымба у украинцев, молдаван и белорусов, мукури у японцев и др. В традиционном мировоззрении шанкобыз связан с духами. В далеком прошлом при камлании шаманы при игре на шанкобызе мастерски имитировали звуки природы: шум дождя, пение кукушки, бег скакуна, стук дятла, шум ветра, журчание воды и др.

Техника игры на шанкобызе достаточно проста. Инструмент прижимают к зубам, рот при этом служит резонатором, и ударяя пальцами по крючку приводят язычок в состояние вибрации. Различная высота звука достигается сменой положения языка исполнителя. Звук шанкобыза отличается большим количеством обертонов (призвуков), что придает ему сходство с человеческим голосом, а также дает массу возможностей в звукоподражании.

Брошюра. знакомство с казахскими инструментами и композиторами Народное достояние.





Шертер

Трехструнный щипковый инструмент типа домбры, гораздо меньший по объему. Корпус шертера изготавливали из цельного куска дерева, который обтягивали кожей, струны - из конского волоса, либо из жил. Согласно преданиям, на шертере играли пастухи, созывая овец. На его красивый звук слетались птицы и садились рядом с музыкантом.

В настоящее время изменились строение и внешний вид инструмента - струны изготавливают из лески, а гриф разделен на лады. Реконструированный инструмент широко применяется в ансамблевой практике.

Вследствие разрыва преемственности в исполнительской традиции в советское время репертуар сольных исполнителей на шертере в настоящее время составляют два сохранившихся народных кюя для шертера "Ой-толгау" и "Сал курен", нотированных исследователем и исполнителем Замзагуль Измуратовой. Большинство же произведений репертуара составляют переложения домбровых кюев.

Брошюра. знакомство с казахскими инструментами и композиторами Народное достояние.










Дабыл

Дабыл - ударный инструмент, ободок с ручкой с двух сторон обтянут кожей. Обычно дабылом пользовались воины (в наступлении). Это был инструмент с очень сильным громким звуком, служивший для подачи сигналов. В древние времена ударные инструменты (дабыл, дауылпаз и шындауыл) имели широкое применение в жизни казахов. Громкие звуки ударных инструментов созывали жителей аула на охоту, на совершение религиозных обрядов, извещали о предстоящих перекочевках.





Брошюра. знакомство с казахскими инструментами и композиторами Народное достояние.





Брошюра. знакомство с казахскими инструментами и композиторами Народное достояние.




Уран

Уран - духовой музыкальный инструмент, употреблявшийся воинами. Две различные по длине трубки имеют по три игровых отверстия. Изготовлен по рисунку музыканта, исследователя А. Эйхгорна, который встречал этот инструмент у казахов в 1880-е годы. Духовые инструменты у тюркских народов бытовали в глубокой древности. Исследователи указывают на восточное происхождение духовых инструментов, которые были обнаружены среди народов Средней Азии. Древние духовые инструменты не имели игровых отверстий и применялись лишь для подачи сигналов. С появлением отверстий на трубке духовые инструменты значительно обогащаются техническими возможностями.



Брошюра. знакомство с казахскими инструментами и композиторами Народное достояние.






Брошюра. знакомство с казахскими инструментами и композиторами Народное достояние.





Асатаяк

Асатаяк - ударный инструмент. Он напоминал жезл - трость с плоской головкой, украшенной орнаментом и металлическими кольцами, подвесками, имел открытый и резкий звук. Чтобы усилить звучание инструмента, баксы использовали конырау - колокольчики, которые прикрепляли к головке асатаяка. При встряхивании инструмента конырау дополняли звучание металлическим звоном. И асатаяк, и дангыра (бубен) были атрибутами шаманских обрядов, из-за чего они не получили распространения в музыкальном быту народа. Уже в прошлом столетии оба инструмента стали постепенно забываться, их заменил кобыз, взявший на себя роль данных ударных инструментов.




Брошюра. знакомство с казахскими инструментами и композиторами Народное достояние.










Дангыра

Дангыра - ударный музыкальный инструмент. Она представляла собой бубен: ободок, обтянутый с одной стороны кожей, внутри которого были навешаны металлические цепочки, колечки и пластинки, издающие при ударе по коже и при движении дополнительный шумовой эффект. Дангыра была атрибутом шаманских обрядов.

Распространению музыкального искусства способствовали постоянно разъезжавшие по аулам профессиональные певцы (оленши, энши) и музыканты (куйши).





Брошюра. знакомство с казахскими инструментами и композиторами Народное достояние.









Конырау

Ударный музыкальный инструмент с шестью настроенными колокольчиками. В прошлом этим инструментом баксы сопровождали свои мелодии. Инструменты изготавливались различной формы, колокольчики были без определенной высоты звучания. При встряхивании инструмента конырау дополняли звучание металлическим звоном. Инструмент предан забвению в связи с исчезновением шаманов.






Брошюра. знакомство с казахскими инструментами и композиторами Народное достояние.Брошюра. знакомство с казахскими инструментами и композиторами Народное достояние.







Дауылпаз

Имеет деревянный шлемовидный корпус, кожаную мембрану. Корпус украшен резьбой по дереву и тесьмой. Даулпаз использовался в качестве военного- сигнального, иногда охотничьего инструмента; прикреплялся обычно к седлу. Удары по мембране делались концом нагайки или рукой.







Брошюра. знакомство с казахскими инструментами и композиторами Народное достояние.










Сакпан

Сакпан - народный музыкальный инструмент, имеющий своеобразное звучание. Имеет вид трещотки. Состоит из нескольких деревянных дощечек крепких сортов дерева, скрепленных между собой леской и вставленных в деревянный фуляр, с ручкой, украшенной резьбой. Для того, чтобы звучание сакпана было более выразительным между каждой дощечки оставлены небольшие зазоры.






Брошюра. знакомство с казахскими инструментами и композиторами Народное достояние.










ЗБрошюра. знакомство с казахскими инструментами и композиторами Народное достояние.ырылдак

Зырылдак один из атрибутов обрядов баксы, которые он использовал во время камлания. Деревянная резная рукоятка, на которую насажена вертушка с язычком, если крутить по часовой стрелке издает стрекотание, при быстром вращении получается равномерный шум. Рукоятка украшена резьбой и украшена кисточкой из кожаных шнурков. Вертушка инкрустирована металлическими бляшками с выгравированными узорами.






Брошюра. знакомство с казахскими инструментами и композиторами Народное достояние.





Брошюра. знакомство с казахскими инструментами и композиторами Народное достояние.





Туяктас

Казахский народный музыкальный инструмент из копыта животного со своеобразным, неповторимым звуком. В ансамблях народных инструментов туяктас используется для имитации стука копыт несущегося по степи коня или другого животного. В старину девушки и молодые женщины использовали инструмент в качестве аккомпанемента при исполнении народных песен. Туяктас задает ритм, усиливает звучание песни.






Брошюра. знакомство с казахскими инструментами и композиторами Народное достояние.





Брошюра. знакомство с казахскими инструментами и композиторами Народное достояние.





Шатырлак

Двойной ремень из кожи, при разъединении и резком растягивании издает хлопающие звуки. Концы ремня скреплены деревянной ручкой. В старину на соколиной охоте для того, чтобы поднять уток из зарослей тростника, применяли шумовые инструменты: сокпан - трещетку, шертылдауык - двойной ремень, который при растягивании издавал резкий звук, наподобие удара бича.







Брошюра. знакомство с казахскими инструментами и композиторами Народное достояние.









Дудыга.



Дудыга - шумовой инструмент изготовлен из дерева, кожи и металла .Полузабытый ударный музыкальный инструмент древности








Брошюра. знакомство с казахскими инструментами и композиторами Народное достояние.










Желбуаз.

Желбуаз - казахская скрипка, хранящая в себе много тайн. В старину им пользовались колдуны и лекари. Желбуаз изготавливается козлиной шкуры, имеет свистковую систему в виде тростниковых трубочек с язычком и отверстиями На нем исполняются небольшие по диапозону несложные народные мелодии.


























Брошюра. знакомство с казахскими инструментами и композиторами Народное достояние.





































Загадки « казахские музыкальные инструменты».

Она помогла Кетбуге в беде.

Она музыканту была дорога.

В звуках её очень много добра.

Зовётся она очень просто ….

Домбра.

Только струн смычок коснется,

Всё вокруг тотчас проснется.

Заворожит мелодия и унесёт нас ввысь,

Такою силою обладает ….

Кобыз.

По форме с домброю м кобызом схожий.

Печалить и радовать звуками может.

Заплачет «аспан»,

Зацветает «туган жер»,

От музыки той, что дарит нам …

Шертер.

С виду он похож на гусли,

Создан ьыл отцовской грустью.

Много лет живёт, нетлен,

Легендарный ….

Жетыген.

Что за странная зверушка?

Она из глины, так и знай!

Свистулька это и игрушка, и зовётся …

Сазырнай.

И звучал тот срезанный тростник,

И звук той дудочки в сердца проник.

В той музыке веселья шум и тень тоски

И это всё о славном ….

Сыбызгы.

На нем давно играли дети,

Изображая птичье пение и крик.

Вы поскорее нам ответьте,

Как инструмент зовется…

Ускирик.

По русски это просто бубен.

В нем звон, задорная игра.

Он для веселья в танце нужен.

Зовется бубен…

Дангыра.

В поход военный, на охоту

Они зовут джигитов враз.

Вы звонче инструментов не найдете,

Зовут их шиндауыл и….

Дауылпаз.

Пошла красавица плясать,

Его ей нужно в танец взять.

Тряхнет вот эдак, стукнет так -

И зазвучит….

Асатаяк.

Колокольчики звенят,

Звуком радуют ребят.

Я название их знаю.

Скажем хором:

«Конырау».

Звук копытцев - это значит:

В музыке лошадка скачет.

В степь зовет побегать нас

Непоседа….

Туяктас.

И з металла та подковка,

Зазвучит - заденешь только.

В сказку сразу звук зовет.

В горы, где туман живет.

Эхом в кюе отзовись,

Чудным звуком…

Шанкобыз.

ЛЕГЕНДА О ПРОИСХОЖДЕНИИ МУЗЫКИ

В те давние времена, когда, как говорят казахи, "Коза еще была бесхвостой", ни один из народов, населяющих землю, не знал что такое стих, что такое песня. Без стихов жизнь - вдова, без песни она - бесплодна. Люди, не слыша речитатива и мерного ритма стихов, жили без радости и смеха. В те времена не было праздников и тоев, веселых и шумных сборищ. Люди ходили мрачные, их давила ледяная тоска, ибо в момент скорби не могли они позвать на помощь волшебную песню, рассеивающую печаль и одобряющую душу. Человек, хоть один раз испытавший беду, всю жизнь ходил печальным и умирал в скорби, потому что в те времена песня жила вдали от земли. В те времена даже ручьи, бегущие из родников, ручьи с земляными берегами, с чистым каменистым дном - не звенели, не шумел лес от порывов мягкого ветра, когда торжественно всходило солнце и наступал прекрасный степной рассвет, не пели птицы; мертвую тишину, тяжко давившую степь, нарушал лишь дикий вой бури, ибо в те времена могуществом песни владело лишь небо и песня еще не сроднилась с земной природой. Наконец, прекрасная, таинственная, могущественная, волшебная песня решила оставить свое старое жилище и вышла в путь, чтобы осмотреть все четыре угла вселенной. Может быть, ей надоело бесполезно пребывать на высоте седьмого неба, или захотелось ей пронестись над широкой степью под необъятным синим куполом, или пожалела она лишенных радости и восторга искусства, печальных и горестных людей и решила сделать она им добро - неизвестно, но песня отправилась в полет. В зависисмости от настроения песня летела то низко над землей, то взмывала выше, а то уходила вверх в недосягаемое небо. Когда песня пролетала низко, то весь народ, обитающий в этом краю, ясно слышал все ее мелодии, напевы, кюи и жыры и навеки запоминал и заучивал их. Там, где песня летела выше, люди слышали лишь часть ее сокровищ. А народы, над которыми песня пролетала слишком высоко, остались чуть не совсем лишенными песен и музыки, стихов и жыров. Говорят, что песня прошла низко над казахской степью - и в этом секрет щедрости и богатства казахской поэзии. М. Магауин. - из кн.: Казахская музыкальная литература. - Алма-Ата, 1993.

ЛЕГЕНДА О ДОМБРЕ

Изнуренный сражениями с врагами и длинной дорогой, батыр по пути в аул решил отдохнуть. Присев в тени у оврага, он вырезал кусок дерева, натянул на него конские волосы и попытался извлечь из этой самоделки звуки. Но инструмент молчал. Положив его рядом с с обой, батыр заснул. Его разбудили звуки, исходившие от инструмента. Взяв его в руки, батыр с удивлением заметил у головки грифа небольшой деревянный порожек, кем-то подложенный под струны, и решил, что это проделки шайтана. Возможно, с тех пор в народе верхний порожек носит название "шайтан тиек". Натяжение струн из конских волос, отсутствие верхнего порожка были характерными для старинных инструментов. Cарыбаев Б. Казахские музыкальные инструменты. - Алма-Ата, 1978.

ЛЕГЕНДА О ДОМБРЕ

- Давно это было… Очень давно… Еще, когда домбыра была четырехструнной.

Жил на свете великий и жестокий хан Темучжин, известный в истории древнего мира как Чингисхан, завоевавший и объединивший многие тюркские народы. У него был старший сын Джучи.

Чингисхан был жестоким правителем, гнева которого боялись не только враги, но и подчиненные. Между войнами грозные степняки занимались скотоводством и охотой. Любили охотиться на диких зверей и дети Чингисхана.

Однажды с охоты не вернулся его любимый сын - Джучи и хан послал в степь гонцов с целью найти сына или принести весть о его судьбе.

Надо сказать, что в те годы существовал закон: за хорошую «красную» весть щедро награждать, а за плохую «черную» - жестоко наказывать.

Узнав о смерти молодого хана, гонцы испугались гнева грозного отца и не вернулись. Чингисхан метался в припадке ярости, требуя принести ему хоть какую-нибудь весточку о судьбе наследника. Но все было напрасно. Подданные боялись жестокой казни и не решались открыть, неутешному отцу, правды.

И тогда пришел к хану старый акын. Он прожил долгую жизнь и не боялся смерти.

Поклонившись повелителю мира в пояс, он сказал: «Слушай, великий хан, мою домбыру и ты узнаешь о судьбе своего сына».

И полилась печальная повесть о том, как охотился на диких куланов молодой хан Джучи, подстрелив одного из них. Но раненый кулан был разъярен и, ударив ногой охотника, поразил его насмерть...

Долго еще пела домбыра, рассказывая о неудачной охоте, долго текли слезы у жестокого властелина…

И пожелал тогда старый хан казнить домбыру. И плеснули на нее из ковша раскаленный свинец.

Застонала домбыра, в последний раз прозвенели ее струны. И две из четырех струн не выдержав боли,… лопнули.

С той поры у домбыры отверстие от свинца и осталось только две струны, но она по-прежнему поет.

ЛЕГЕНДА О ЖЕТЫГЕНЕ

В глубокой древности в одном ауле жил старик. Было у него семь сыновей. Однажды холодной зимой из-за джута (гололед и массовый падеж скота) люди остались без еды, и в доме старика поселилось горе. Смерть одного за другим унесла всех сыновей. После смерти старшего сына Кании убитый горем старик выдолбил кусок иссохшего дерева, натянул на него струну и поставив под нее подставку, исполнил кюй "Карагым" ("Родной мой"), после смерти Тореалыма старый отец натягивает вторую струну и импровизирует кюй "Канат сынар" ("Разбитое крыло"), третьему сыну Жайкелды он слагает кюй "Кумарым" ("Любимый мой"); четвертому - Бекену посвящает ся кюй "От сонер" ("Погасшее пламя"), пятому сыну Хауасу сочиняет "Бакыт кошти" ("Утерянное счастье"), шестому сыну Жулзару - "Кун тутылды" ("Затмившееся солнце"). После утраты последнего младшего сына Кияса старик натягивает седьмую струну и исполняет кюй "Жети баламнан айрылып куса болдым" ("Горе от утраты семи сыновей"). Извлекая из инструмента звуки полные скорби, исполнитель в различных по характеру мелодиях показывает образы своих детей. Эти импровизированные мелодии получили дальнейшее развитие и дошли до нас в форме инструментальных пьес-кюев под общим названием "Жетыгеннын жетеуы" ("Семь кюев жетыгена"). Название "жетыген", вероятно, состоит из двух слов: жеты (семь) и аган, которые можно расшифровать как "семь поющих струн" или "семь песен". Сарыбаев Б. Казахские музыкальные инструменты. - Алма-Ата,1978.






Брошюра. знакомство с казахскими инструментами и композиторами Народное достояние.





































Брошюра. знакомство с казахскими инструментами и композиторами Народное достояние.










© 2010-2022