Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл

Раздел Музыка
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное образовательное учреждение МАОУ СОШ № 9 г.Видное

Преподаватель Шакирьянова Елена Сергеевна.

Конспект открытого урока по музыке в 5 классе.

Тема : «Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл».

Цель урока: Духовное развитие детей через постижение духовной музыкальной культуры

средствами различных видов искусств. Приобщение детей к осознанию прослушанной

музыки посредством эмоционального восприятия.

«….Мюзикл: разговорный жанр для не умеющих петь и музыкальный - для не умеющих говорить». ( Шарль Азнавур )

Задачи урока:

Образовательные:

Обобщить знания учащихся о творчестве выдающихся оперных исполнителей на основе

произведений мирового оперного искусства.

Воспитательные:

Создать условия для эмоционального раскрытия личности детей.

Воспитывать художественный вкус учащихся потребности к общению с музыкальными

произведениями.

Развивающие:

Развить музыкальный вкус, слух, память, восприятие, умение обьективно оценивать себя

и своих одноклассников. Привить интерес к прослушанным произведениям.

Оборудование и музыкальный материал:

Слайды портретов композиторов Р.Роджерса, Оскара Хаммерстайна, Э.Л.Уэббера, Р.Коччанте, А.Рыбникова,

писателей и создателей либретто мюзиклов Ховарда Линдси, Рассела Крауза, Гастона

Леру, Виктора Гюго, Люка Пламондона, Андрея Вознесенского, режиссера Марка

Захарова, мп3 файлы , компьютер, проектор, магнитофон.

Оформление доски: тема урока, фрагменты афиш с названиями мюзиклов.

План урока:

1 Приветствие

2 Определение темы урока.

3 Мюзикл Ричарда Роджерса и Оскара Хаммерстайна «Звуки музыки». 1959 г. (анализ и

история мюзикла, слушание фрагментов )

4 «Призрак Оперы»- мюзикл Эндрю Ллойда Уэббера. 1986 г. (анализ и история мюзикла,

слушание фрагментов ).

5 Мюзикл «Юнона и Авось» А.Рыбникова. 1981 г. (анализ и история мюзикла, слушание

фрагментов ).

6 Мюзикл « Нотр - дам де Пари» Р.Коччанте 1998 г. (анализ и история мюзикла,

слушание фрагментов ).

7 Музыкальная викторина.

8 Обобщение темы, подведение итогов.

9 Вокально-хоровая работа. Исполнение песни муз. А.Рыбникова на слова

А.Вознесенского «Аллилуйя любви».

Ход урока

Звучит музыка из мюзикла «Нотр Дам де Пари » « Le temps des cathedrales»

Учитель:

Здравствуйте ребята! Тема нашего урока: «Третье путешествие в музыкальный театр». А

ознакомимся мы с Вами с музыкальным жанром, который появился сравнительно

недавно -примерно 100 лет назад. И этот музыкальный жанр называется «мюзикл» .

Ребята, Вы слышали когда- нибудь о мюзиклах? Я уверена, что не просто слышали, но и

кто-то, из Вас, возможно, даже бывал на мюзикле. Ведь сейчас, уже в 21 веке мюзикл так-

же популярен, как и в двадцатом. И мюзиклов появилось огромное множество:

драматические, исторические, цирковые, водные, ледовые…. Кто-то считает мюзиклы

легким и развлекательным жанром, но это не совсем так. И мы сегодня поговорим о

мюзиклах, ставшими шедеврами этого жанра, их знают и любят во всем мире.

Что же такое мюзикл?

Выступление ученика:

Мюзикл - слово английского происхождения (musical comedy) музыкальная комедия или, иначе говоря, развлекательное представление. Мюзикл - это прекрасная сказка, подаренная нам 20 веком. Загадка, феерия, призрак, ставшая для многих людей жизнью, звездным часом.

В первую очередь мюзикл - музыкальный жанр, в котором соединены формы эстрадного искусства, драматического театра, балета, оперы, бытового танца и изобразительного искусства.

Мюзиклу подвластно многое: он может быть легкой комедией, может рассказать о жизни людей, может развернуть на сцене грандиозное эпическое действие, может быть рок-оперой или существовать в классических традициях.


  • Жанр сформировался в США, в конце 19-начале 20 вв., как развлекательное музыкально-театральное зрелище, затем обрел более содержательные черты, способность решать серьезные драматургические задачи.

  • Центром мирового мюзикла считается Бродвей, один из районов Нью-Йорка

  • Самые известные мировые мюзиклы: «Mоя прекрасная леди» (1956), «Чикагo» (1975), «Кошки» (1981), и многие другие .

Мюзиклы пришли в Россию из Америки в 60-е годы 20 века и быстро полюбились зрителям разных возрастов и различных музыкальных пристрастий.

Учитель:

А сейчас мы познакомимся с мюзиклом Ричарда Роджерса и Оскара Хаммерстайна, на

либретто Ховарда Линдси и Рассела Крауза, который был создан в 1959 г. по мотивам

автобиографии Марии фон Трапп. Которая и стала прототипом главной героини Марии. И

сейчас мы узнаем о сюжете мюзикла.

Выступление ученика:

Действие мюзикла «Звуки Музыки » происходит накануне Второй мировой войны в

Австрии.

Юная и жизнерадостная послушница аббатства Мария была отправлена настоятельницей

монастыря в семью овдовевшего капитана фон Траппа, на попечении которого осталось

семеро детей. Марии предстояло решить, каково же ее призвание в этой жизни: служба

Богу или мирская жизнь.

Дети приняли новую гувернантку настороженно и даже регулярно устраивали ей

маленькие и не всегда безобидные шалости. Однако сердечная доброта Марии и

безграничная любовь к детям растопила души семерых воспитанников. Со временем дети

поняли, как повезло им с воспитательницей, ведь Мария стала в доме лучиком света на

фоне суровых нравов и методов воспитания капитана фон Траппа.

Отлучившийся на продолжительное время из дома капитан по возвращении застает

множество нововведений: дети переодеты из формы, которую носили дома, в яркую и

удобную одежду, к тому же под чутким руководством няни был создан целый

музыкальный коллектив, который к тому же претендовал на участие в местном фестивале.

Реакция последовала незамедлительно: Мария была уволена, а на участие в фестивале

наложен строжайший запрет.

В свою очередь отец также приготовил новость - он прибыл в дом в сопровождении

баронессы, о помолвке с которой и объявил семье. В этот момент Мария понимает, что

любит капитана. Это понимает и проницательная баронесса. Прикрываясь искренним

интересом к судьбе девушки-гувернантки, она уговаривает ее вернуться в монастырь.

Мария принимает решение, что делать в миру ей больше нечего, и отправляется в

аббатство. Однако настоятельница монастыря - женщина мудрая и доброжелательная, -

услышав историю Марии, заставляет ее бороться за свою любовь.

Разумеется, участников этой запутанной, но такой доброй истории ждет хэппи энд, К

слову, сама Мария фон Трапп, ставшая прототипом главной героини мюзикла, узнав о

том, что на Бродвее готовится постановка, попыталась внести коррективы в сценарий. В

частности, она хотела, чтобы в образ ее мужа внесли больше реалистичности: он не был

настолько строг, а в доме не царила военная дисциплина. К тому же он был намного

старше юной гувернантки. Однако постановщики мюзикла имели свое мнение, с которым

Мария фон Трапп легко согласилась, когда увидела премьеру спектакля. По ее отзывам

мюзикл получился великолепным.

Учитель:

Ребята, давайте послушаем самую известную композицию из мюзикла «Звуки музыки»

которая называется «До ре ми».

Звучит композиция «До ре ми».

Учитель:

Ребята, Вам понравилась песня? Прототипы мюзикла «Звуки музыки» -- реальные люди.

Но героями далеко не всех мюзиклов становятся обычные люди, сейчас мы познакомимся

с мюзиклом, главным героем которого стал самый настоящий призрак, и не просто

призрак, а призрак оперы.

Выступление ученика:

«Призрак Оперы»- мюзикл Эндрю Ллойда Уэббера, основанный на одноименном романе

французского писателя Гастона Леру. Музыка была написана композитором Эндрю

Ллойдом Уэббером, основная часть либретто - Чарльзом Хартом,. Сюжет повествует нам

о талантливой певице Кристине Даэ, которая становится предметом одержимости

таинственного, изуродованного музыкального гения. Загадочный голос несущийся откуда

- то из мрачных и опасных недр знаменитой парижской оперы взывает к молодой и

талантливой оперной певице Кристине. Голос этот принадлежит неизвестному

композитору, чьё лицо настолько обезображено, что ему приходится жить в сыром и

тёмном подвале и скрываться от людей. Но это не мешает ему полюбить юную красавицу.

Он Призрак Оперы! И он пойдёт на ужасные жертвы ради того, чтобы Кристина стала

примадонной оперного театра. Однако, у Призрака есть противник - молодой виконт

Рауль де Шаньи, который с детства был влюблён в Кристину. Кристине предстоит

сделать трудный выбор: с кем она хочет остаться… И будет ли это правильный выбор?

Премьера мюзикла «Призрак Оперы» состоялась в Вест-Энде в 1986 году и на Бродвее в

1988 году. Спектакль стал самым продолжительным мюзиклом в истории Бродвея,

перегнав по показам мюзиклы «Кошки» и «Отверженные» в 2006 году. «Призрак Оперы»

выиграл премию «Оливера» в 1986 году и премию «Тони» в 1988 году в номинации

«Лучший мюзикл». Первый исполнитель роли Призрака - Майкл Кроуфорд выиграл

премию «Оливера» в 1986 году и премию «Тони» в 1988 году в номинации «Лучший

главный актёр в мюзикле». Шоу было поставлено в 151 городе 30 стран, его посмотрело

более 150 миллионов человек. С международными сборами в 6 миллиардов долларов,

«Призрак Оперы» - самое кассовое развлекательное событие всех времён. Одна только

нью-йоркская постановка собрала 853 миллиона долларов, что делает это шоу одним из

самых финансово успешных в истории Бродвея.

Учитель:

Сейчас мы прослушаем главную музыкальную тему Фантома из мюзикла «Призрак

оперы» .

Звучит тема Фантома из мюзикла «Призрак оперы».

Действительно, все творения Эндрю Ллойда Уэббера стали шедеврами шедеврами

современного музыкального искусства. Кроме «Призрака оперы» и «Кошек» он написал

большое количество произведений. Одно из них - рок-опера «Иисус Христос -

Суперзвезда», рассказывающая о последних днях земной жизни Иисуса Христа, вокруг

которой в начале разразился большой скандал, но спустя некоторое время, ее высоко

оценили как музыкальные критики, так и зрители. До сих пор «Иисус Христос -

Суперзвезда» идет во многих музыкальных театрах мира. Следующий композитор, о

котором мы хотели сегодня рассказать, родился, жил и работал в Советском Союзе. Он

тоже писал как мюзиклы, так и рок-оперы. Многие из них стали горячо любимыми и

популярными, не только в нашей стране, но и за ее пределами. А зовут этого композитора

- Алексей Рыбников. А рок-опера эта называется «Юнона и Авось».

Выступление ученика:

«Юно́на и Аво́сь» - одна из наиболее известных отечественных рок-опер композитора

Алексея Рыбникова на стихи поэта Андрея Вознесенского. Премьера состоялась 9 июля

1981 на сцене Московского театра имени Ленинского комсомола репертуар которого

спектакль входит до сих пор. (режиссёр Марк Захаров, постановка танцев -величайший

танцовщик и балетмейстер Владимир Васильев),,.В названии спектакля использованы

имена двух парусников, «Юнона» и

«Авось», на которых совершала своё плавание экспедиция Николая Резанова. Сюжет

поэмы «Авось!» и мюзикла основан на реальных событиях и посвящен

путешествию русского государственного деятеля Николая Петровича Резанова в

Калифорнию в 1806 и его встрече с юной Кончитой Аргуэльо, дочерью коменданта Сан-

Франциско.Николай Резанов, один из руководителей первой русской кругосветной

экспедиции, в 1806 прибыл в Калифорнию для того, чтобы пополнить запасы

продовольствия для русской колонии на Аляске. Его полюбила 16-летняя Кончита

Аргуэльо, с которой они обручились. Резанов был вынужден вернуться на Аляску, а затем

ехать к императорскому двору в Санкт-Петербург, чтобы выхлопотать разрешение на брак

с католичкой. Однако по дороге он тяжело заболел и умер в Красноярске в возрасте 43 лет

(годы жизни Резанова 1764-1807). Кончита не верила доходившим до неё сведениям о

смерти жениха. Только в 1842 английский путешественник Джордж Симпсон, прибыв в

Сан-Франциско, сообщил ей точные подробности его гибели. Поверив в его смерть лишь

тридцать пять лет спустя, она дала обет молчания, а через несколько лет приняла постриг

в доминиканском монастыре в Монтеррее, где провела почти два десятилетия и

скончалась в 1857 году.

А спустя ещё два века, произошел символический акт воссоединения влюбленных.

Осенью 2000 года шериф калифорнийского города Бениша, где похоронена Кончита

Аргуэльо, привез в Красноярск горсть земли с её могилы и розу, чтобы возложить к

белому кресту, на одной стороне которого выбиты слова «Я тебя никогда не забуду, а на

другой - Я тебя никогда не увижу».

Учитель:

Действительно, очень красивая и грустная история, основанная на реальных событиях.

«Юнону и Авось» называют как рок-

оперой, так и мюзиклом. И ошибки в этом нет. В театре «Ленинского Комсомола» на

афише написано «рок-опера», так как во время исполнения спектакля, на сцене, вместе с

артистами, присутствуют рок-музыканты. В театрах, где спектакль проходит под

звуковую фонограмму - «Юнону и Авось» называют мюзиклом. Несколько слов хочется

сказать о замечательных актерах, сделавшими «Юнону и Авось» величайшим и любимым

спектаклем для нескольких поколений. Это Александр Абдулов, Елена Шанина и,

конечно же, Николай Петрович Караченцов, более 30 лет выходил на сцену в роли графа

Резанова, пока в феврале 2005 года, актер не попал в аварию, после которой актер уже не

смог выходить на сцену. Спектакль идет с большим аншлагом и по сей день, графа

Резанова играют замечательные актеры. Но для многих поклонников «Юноны и Авось»,

лучшим Резановым навсегда останется Николай Караченцов.

Звучит песня из рок-оперы «Юнона и Авось» «Я тебя никогда не увижу. Я тебя никогда не забуду».

Учитель:

Наш следующий мюзикл, стал настолько популярным, что даже вошел в Книгу Рекордов

Гиннеса, как самый популярный в мире. Хотя была эта история, или нет на самом деле -

не знает никто. Но люди, приезжающие в Париж, в течение столетий, мечтают своими

глазами увидеть и разгадать все тайны самого загадочного в мире собора- Собора

Парижской Богоматери.

Выступление ученика:

Нотр-Дам де Пари - французско-канадский мюзикл по роману Виктора Гюго Собор

Парижской Богоматери. Композитор мюзикла - Риккардо Коччианте; автор либретто -

Люк Пламондон. Мюзикл дебютировал в Париже 16 сентября 1998 года. Мюзикл попал в

Книгу Рекордов Гиннеса, как имевший самый успешный в первый год работы.

История, рассказанная в мюзикле, довольно близка к оригинальной сюжетной линии романа

Виктора Гюго.

Юная девушка-цыганка по имени Эсмеральда своей красотой привлекает к себе внимание . В нее

влюблены- архидъякон Собора Парижской Богоматери Фролло, молодой красавец - капитан

королевских стрелков Феб и уродливый звонарь Квазимодо, воспитанник Фролло.

Эсмеральда влюбляется в самого красивого из них - Феба. Он не против воспользоваться этим,

несмотря на то, что у него есть невеста - Флер-де-Лис. Фролло же обуреваем ревностью и терзаем

сомнениями - ведь он, как священник, не имеет права жениться на Эсмеральде. Квазимодо

восхищается юной цыганкой, видя в ней ту недосягаемую неземную красоту, которая является

полной его противоположностью. Поэт Гренгуар, которого Эсмеральда спасает от гибели,

провозглашает девушку своей музой и женой по законам обитателей Двора Чудес (цыган, воров

и бродяг),. Клопен - "король" Двора Чудес - относится к ней с отеческой заботой. Кажется, что

весь мир вращается вокруг Эсмеральды.

По стечению трагических обстоятельств, спровоцированных ревностью Фролло, цыганка

оказывается в тюрьме - ее обвиняют в покушении на убийство Феба. Фролло дает девушке шанс

освободиться - если она ответит ему взаимностью". Эсмеральда отказывается, но ее спасают ее

друзья-цыгане и Квазимодо.

Но ненадолго - вскоре героиню вновь арестовывают. Эсмеральда заканчивает жизнь на виселице.

Квазимодо, узнав, что виновник этих событий - его воспитатель, сбрасывает Фролло с башни

Собора. Затем он обнимает мертвое, но все еще прекрасное тело Эсмеральды и остается с ней

рядом до тех пор, пока не умирает от разрыва сердца..

Учитель:

Этот мюзикл отличает от других наличие большого количества красивых песен, или

Саундтреков, а так же то, что в этот проект были приглашены не звезды, а начинающие

исполнители, которые благодаря «Нотр Даму» стали популярными. Например

исполнитель роли Квазимодо - певец Гару, или Гренгуара - Брюно Пельтье. И сейчас мы

услышим одну из самых красивых песен из этого мюзикла «Belle».

Звучит произведение из мюзикла «Нотр Дам де Пари » - « Belle».

Учитель:

Ребята, Вам понравилась песня? Сегодня мы поговорили с Вами далеко не обо всех

мюзиклах - их очень много, и с каждым годом появляется все больше: с разными

сюжетами и героями. И это говорит о том, что этот жанр и сейчас очень популярен. А

сейчас, я бы хотела устроить небольшую викторину на тему «Мюзиклы».

Викторина:

У меня есть нотки , в которых написаны задания, из которых Вы должны угадать названия мюзиклов:

1 Назовите пожалуйста мюзикл, написанный по трагедии У.Шекспира, о влюбленных, которые погибли из-за ненависти их родственников друг к другу. (Звучит песня «Короли ночной Вероны».)

2 Назовите пожалуйста название мультипликационного мюзикла, который был написан композитором Геннадием Гладковым.

(песня из мультфильма «Бременские музыканты») .

3 Назовите пожалуйста мюзикл, который рассказывает о девушке, попавшей во дворец к заколдованному принцу и полюбившей его несмотря на его уродливую внешность.

(песня из мюзикла «Красавица и Чудовище»).

4 Назовите пожалуйста мюзикл, действие в котором происходит на дне океана

(песня из мюзикла «Русалочка»).

5 Назовите пожалуйста мюзикл, который рассказывает о девушке, которая накануне свадьбы ищет своего отца. Этот мюзикл написан на песни шведской группы «Аbbа».

(песня из мюзикла «Маmmа Мia!»)

6 Мюзикл написанный по роману шотландского писателя Роберта Стивенсона о приключениях, морских разбойниках, одного из которых звали Флинт.

(песня из мюзикла «Остров сокровищ»)

7 Мюзикл который идет сейчас в концертном зале «Россия», он рассказывает о создании первых звуковых фильмов. В этом мюзикле много воды.

(песня из мюзикла «Поющие под дождем»)

Подведение итогов:

Учитель:

Молодцы! Но наше путешествие в мир мюзиклов подходит к концу. Но я хочу Вам напомнить о задании, которое Вам было дано в начале урока. Если бы Вы были композиторами, и решили бы написать музыку к мюзиклу -Кто бы стал героем Вашего мюзикла?

Ученики отвечают.

Учитель:

Молодцы ребята! Замечательные герои и задумки, которые, возможно, кто-нибудь из Вас однажды осуществит! А закончить наш урок мы бы хотели песней из рок-оперы А.Рыбникова «Юнона и Авось» «Аллилуйя любви».

Методическое обеспечение урока:

Урок строился с использованием элементов творческой мастерской. На нем были использованы разные методы и приемы. Прием повторения и обобщения изученного материала. На этапе прослушивания музыкального произведения - прием организации самостоятельной познавательной деятельности: анализ средств музыкальной выразительности, выявление основного художественного образа. Во время вокально-хоровой работы использовался метод применения знаний на практике. На этапе знакомства с художественными произведениями : словесный и наглядный методы. При работе с вокальными произведениями - практический метод (работа с текстом, анализ музыкального произведения), иллюстративный метод(показ презентации). В завершении урока - метод проверки и закрепления знаний и умений.

Основной темой второго полугодия является: «Музыка и литература». По- этому, на уроке представлены музыкальные и литературные примеры. Дети на уроке должны почувствовать слияние музыки и литературного искусства на примере наиболее красивых образов. Песенный и иллюстративный материал может быть изменен в соответствии с возможностями и желаниями учителя и детей. При подготовке необходимо учитывать возможности детей воспринимать различную информацию: просмотр художественного и прослушивание музыкального произведения, анализ. Между этой, довольно сложной деятельностью - фрагменты вокально-хоровой работы. Смена деятельности способствует активизации внимания в течении урока.

На уроке применялись современные педагогические технологии:

Игровая технология (Л.Г.Выготский, А.С. Ибрагимова, М.В.Кларин, Г.К.Селевко).

Компьютерные (новые информационные) технологии

обучения (из перечня современных образовательных технологий по Г.К. Селевко).

Технология уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов (Фирсов В.В.)

Групповые технологии (Первин И.Б., Виноградова М.В.)

Личностно-ориентированное обучение (И.С. Якиманская)

Итоги урока

Главным итогом урока является не только расширение общекультурного кругозора детей, развитие вокальных и музыкальных навыков, но и создание вокруг детей особой эстетической атмосферы, которая формирует внутреннее стремление к красоте, а так же определяет их личные ценности и отношение к окружающему миру.

Литература:

1. Алеев В.В. Музыка. 1-4 кл., 5-8 кл.: программы для общеобразовательных учреждений/ В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. - 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, -2006.

2.Алеев В.В., Науменко Т.В. и др. Учебно-методический комплект 5 класс. - М.,2008.

3.Затямина Т.А. Современный урок музыки: методика конструирования, сценарии

проведения, тестовый контроль: учебно-метод. пособие.- М.,2007.

4. Музыка: 1 - 4 кл. Методическое пособие/Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева,
Т.С.Шмагина. - М.: Просвещение, 2011
5. Музыка: учебник для учащихся 3 класс Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева,
Т. С. Шмагина. - М.: Просвещение, 2008
6. Уроки музыки: 1 - 4 класс/ Пособие для учителей 4 - е издание,/ Е. Д Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина, / М. «Просвещение», 2009 год
7. google.ru
8. audiopoisk.com
9. home.mgn.ru/~gmc/mus_a.html
10. wikikurgan.orbitel.ru/index



© 2010-2022