• Преподавателю
  • Музыка
  • Практические рекомендации при исполнении Сонаты для скрипки и фортепиано Клода Дебюсси

Практические рекомендации при исполнении Сонаты для скрипки и фортепиано Клода Дебюсси

 Камерно-инструментальное творчество Клода Дебюсси представлено четырьмя произведениями: струнным квартетом и тремя сонатами для различных ансамблевых составов (для виолончели и фортепиано, флейты, арфы и альта, для скрипки и фортепиано). Сонаты, завершающие композиторский путь Дебюсси, закладывают основы современной камерной музыки, особенно в части колористической, тембровой стороны звучания инструментов.  Соната для скрипки и фортепиано Клода Дебюсси – последнее завершенное произведение компо...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

К моменту начала работы Дебюсси над скрипичной сонатой, жанр сонаты для скрипки и фортепиано, зародившись в 16 веке, прошел большой исторический путь и, при широком разнообразии индивидуально-стилевых композиторских решений (особенно в период романтизма), все же демонстрировал сохранение и устойчивое воспроизведение инвариантных черт. А именно: образность жанра, сопряженная с моделью человека, в силу социо-культурных обстоятельств конкретного исторического периода, определяет структуру произведений с тенденцией к преобладанию трех-четырех-частности и сонатной формы в первых частях цикла; части в цикле чередуются по принципу темпового контраста (с подвижными крайними и медленной средней частью); в тематическом материале преобладают жанровые истоки, циклу свойственна четкая логика драматургического развития; использование принципов монотематизма, позволяющее достичь особой стройности и спаянности цикла, партии инструментов в камерном ансамбле - равноправны.

Композиторский стиль Клода Дебюсси демонстрирует глубинный отход от крайностей романтической эстетики: он обратил субъективность к восприятию эстетических свойств окружающего мира. Композитор открывает для музыкального искусства новую тему - созерцание эстетической сущности объективного мира.

Одно из наиболее характерных свойств музыкальных образов Дебюсси - их способность к длительному и многостороннему развертыванию, при сохранении неизменной устойчивой сущности.

Подчиняясь новой эстетической концепции, для достижения новых горизонтов в своем творчестве, Дебюсси переосмысливает и способы достижения этих целей, т.е. область традиционной музыкальной технологии:

  • Форма в музыке Дебюсси, при абсолютной индивидуальности и «не административности», отличается особой прочностью и логичной естественностью каждого поворота музыкальной мысли.

  • Важнейшим конструктивным элементом музыкальной формы становится фактура, а основные черты музыкального мышления Дебюсси связаны не с вертикалью, а с горизонталью. Подтверждение тому - преобладающее движение параллельными комплексами.

  • Тембр в произведениях Дебюсси - одно из главнейших средств выразительности и важнейший фактор формообразования.

  • Классическая ладотональная система теряет свою незыблемость. Тональность в его произведениях утрачивает напряжённую структуру, она сохраняет лишь значение колористического тона с гармонией бесконечно варьируемой тонической функции.

  • Новый гармонический язык вызвал новые нестандартные структуры. Рельефность тематизма играет теперь решающую роль в формообразовании.

  • Весь творческий путь композитора демонстрирует непрерывный процесс сжатия, локализации мелодических образов, что отвечает задачам выражения переменчивых настроений, беглых и летучих эмоций. Однако, несмотря на новизну мелодический тематизм Дебюсси обнаруживает естественные и тесные связи с музыкой прошлого, в частности, с тематизмом фуг И.С. Баха, с вагнеровскими лейтмотивами.

Камерно-инструментальное творчество Клода Дебюсси представлено четырьмя произведениями: струнным квартетом и тремя сонатами для различных ансамблевых составов (для виолончели и фортепиано, флейты, арфы и альта, для скрипки и фортепиано). Сонаты, завершающие композиторский путь Дебюсси, закладывают основы современной камерной музыки, особенно в части колористической, тембровой стороны звучания инструментов.

Соната для скрипки и фортепиано Клода Дебюсси - последнее завершенное произведение композитора (1917 г.), единственное сочинение для солирующей скрипки, и одно из немногих произведений, непосредственно названных сонатой.

В своей скрипичной сонате композитор возвращается к «чистой» музыке. Здесь отмечается некий поворот в «официальном» стиле композитора. В сонате уже нет явных намеков на живописно-красочные ассоциации, свойственные его стилю прежде. Называя это произведение сонатой, Дебюсси не обращается к самой сонатной форме, а скорее пишет его в духе барочных сюит, с характерным выверено-импровизационным строением тематизма по принципу «ядро - развертывание». Барочность проявляется и в ритурнельной идее строения формы 2 и 3частей.

Композитор тонко и умело соединяет в своей сонате романтическую лирико-драматическую образность (1ч.) и импрессионистическую утонченность (2 и 3 ч.ч.).

Для Дебюсси это произведение в какой-то мере становится автобиографичным. Содержательно-сюжетную фабулу всей сонаты можно определить как взаимодействие личности с окружающим миром. Конфликт, в большей мере, остающийся как бы «за кадром», заключается в ощущении уходящего момента жизни для главного героя сонаты. В последние мгновения он вспоминает яркие краски чувств, которыми была наполнена его жизнь.

Эта соната является и своего рода подвигом композитора. В годы войны, смертельно больной, он нашел в себе силы закончить свое единственное произведение для солирующей скрипки. И именно исполнению этой сонаты, совместно с Гастоном Пуле, были посвящены два последних выхода Дебюсси, как исполнителя на эстраду.

В цикле 3 части, но, ни одна не написана в форме «чистого» сонатного Allegro. Отсюда - отсутствие характерного для сонатности сопряжения-противоборства конфликтующих начал. Богатое содержание сонаты насыщенно различными рельефными образами, что объясняет ее сложную и необычную структуру. Но при этом Дебюсси добивается потрясающего единства всего цикла, за счет использования связей на различных уровнях: большое количество лейтмотивов и даже лейтинтонаций, лейттембров, образуюют в своем развитии многочисленные образные арки от части к части.

Соната является одним из сложных в техническом и ансамблевом отношении произведений. Вследствие этого и к скрипачу, и к пианисту предъявляется ряд требований в плане технической оснащенности исполнительского аппарата. Приступая к работе над музыкальным текстом сонаты скрипачу необходимо свободное владение масштабным техническим комплексом.

В первую очередь исполнитель должен продемонстрировать свободное владение основными приемами игры на скрипке, в различных художественных ситуациях. В частности, для техники правой руки определяющим является виртуозное владение большим спектором штрихов: от протяжных до прыгающих в различных частях смычка, таких как легато, при исполнении кантиленных эпизодов, где важное значение так же приобретает незаметная смена смычка, плавное соединение струн в арпеджированных пассажах, хорошее владение штрихом деташе и спиккато в разных частях смычка, легкое исполнение пассажей штрихом стаккато и портато, свободное тремоло и владение приемом пиццикато. Техника левой руки предполагает, в первую очередь, чистоту интонирования, виртуозность в различных гаммообразных, арпеджированных и других видах пассажей в подвижных и быстрых темпах, владение техникой исполнения двойных нот и аккордов, исполнение флажолетов, как натуральных, так и искусственных, а так же исполнение свободного тремоло, умение играть короткое и длинное глиссандо, исполнение трелей и конечно огромное значение приобретает исключительное владение различными видами вибрато. Четкое, качественное исполнение всех видов штрихов и умение быстро и максимально гармонично переключаться с одного приема на другой в пределах даже одной музыкальной фразы, является залогом успеха исполнения сонаты.

Для успешного исполнения сонаты потребуется вдумчивая, кропотливая работа в плане построения ансамбля скрипки и фортепиано. Скрипачу необходимо удерживать во внимании особенности фортепианного тематизма и фактуры. Пианисту, в свою очередь - знать специфику скрипичного исполнительства.

Проблема кульминаций - важнейшая, как в исполнении отдельных разделов, так и всего произведения. Важно не только рельефно выделить кульминации (как яркие динамичные, так и самые тихие), но и суметь подчинить локальные кульминации главной, а также правильно выразить характер движения к кульминации.

Подводя итог, отметим, что целостность исполнения Сонаты - результат совершенного выявления идеи и характера произведения, охвата его художественной формы. В большой степени это зависит от сознания, ощущения единой, непрерывной линии развития художественного образа.

Чтобы исполнение Сонаты обрело свой завершенный вид, окончательно «созрело», потребуется известное время, многократное тщательное, вдумчивое исполнение в выверенных темпах, со всеми нюансами и в полную «эмоциональную силу».



© 2010-2022