Открытый урок по музыке 3 класс на тему творчество Жаяу Мусы

Раздел Музыка
Класс 3 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока:/Как Жаяу Муса остался пешим./3класс урок №7 1четверть/творчество великого певца,композитора,акына Мусы Байжанулы/

Цель:а) Развитие исследовательских умений учащихся при самостоятельном изучении большого количества учебного материала с целью выявления отличительных особенностей казахской народной музыки.

б)Формирование духовной культуры учащихся средствами музыки в интегративных связях с другими предметами: русский язык, казахский язык .ИЗО, лингвистика, риторика, география, использование информационных технологий, философия,народное творчество (пословицы, поговорки), экология, история, музыкальная литература.

Задачи:

Воспитательные: а) формирования эмоционального отношения к музыке - воспитывать эмоциональную отзывчивость и устойчивый интерес к музыке, обогащение музыкальных впечатлений. б) воспитывать средствами музыки, поэзии и ИЗО чувства патриотизма, любви и уважения к Родине.

Образовательные: формирование осознанного отношения к музыке - развитие музыкального мышления учащихся и образно-ассоциативного восприятия музыки, как самой жизни. Ознакомление с творчеством ЖаяуМусы,повторение темы/ Курмангазы/.

Развивающие: формирование деятельно-практического отношения к музыке - развитие слушательской и исполнительской культуры, культуры ответов, музыкального слуха, внимания, памяти, вокально-хоровой культуры (дыхание, дикция, артикуляция, звукообразование

Тип урока: интегрированный (предметы - «Музыкальная литература», «Вокал», «Хоровое пение», «Музыкальный инструмент»)

Форма: технология развивающего обучения

Методы обучения: словесные, объяснительно-иллюстративные, практические, репродуктивные

Оборудование: фортепиано, проигрыватель, наглядности музыкальных инструментов, портреты композиторов, теоретические тексты, нотная запись песни, фонохрестоматия, показ слайдов,..

Ход урока:

1. Орг. момент.

Эмоциональный настрой.

Встаньте ,дети ,встаньте в круг/3 раза/

Я твой друг и ты мой друг

Влево, вправо повернись

,И друг другу улыбнись

Руки к солнцу протяни,

Лучики поймали и ксебе прижали.

С этим лучиком в груди

Ты на мир яснейгляди.

2.Музыкальное приветствие

В этот чудесный день /хлопки1.2.3.

Дружно здороваться нам не лень.

Руки протягивай .не зевай.

песню весёлую запевай.

Я пою.хорошо пою./медленно/

Я пою,хорошо пою/быстро/

Пение Гимна.

Актуализация знаний

- Звучит музыка в исполнении домбры.

«Музыка стала великим летописцем жизни казахов, тем духовным родником, к которому мы сегодня с благодарностью приникаем» - - Многие поэты и писатели писали о музыке..

- Какой инструмент звучит? (домбра)-

Что почувствовали?/ответы детей/

Вывод: Музыка передает очень разные мысли, эмоции, чувства, настроение людей, и помогают это передать музыкальные инструменты. Послушайте отрывок из стихотворения «Домбра».

То радовалась домбра,

То испускала стон,

То был с рыданием схож

Струн ее громких звон.

То было весело ей,

И звонко смеялась она,

То гневалась, то опять

Печалью была полна.

Беседа с детьми:

Какое настроение дарит музыка? (весёлое, радостное, светлое, приподнятое, волнующее, стремительное, восторженное, счастливое, прекрасное, праздничное, солнечное, задорное, танцевальное и т.д.).

В каком темпе звучала музыка? (в быстром);

какими интонациями пронизана? (танцевальными).

Какому народу принадлежит? (казахскому).

На каком музыкальном инструменте исполнено произведение? (на домбре).

Определим жанр - музыка вокальная или инструментальная? (инструментальная).

Прозвучал Кюй Курмангазы «Балбыраун»

Этот кюй ассоциируется у казахов с образом героев-батыров, Родины.

Какая картина жизни предстала вашему внутреннему взору? (бескрайняя степь, неоглядный простор, стремительный бег коня).

Выберите из представленных иллюстраций наиболее созвучную вашему восприятию. Как красива наша Родина.

2. Ориентировочно - мотивационный этап.

Музыка передает не только эмоции и чувства, она может рассказать о многом.

(Звучит кюй Курмангазы «Золотая степь»)

- О чем рассказывает музыка?

Бесконечный простор, залитый светом солнца, синий небосвод, вольный ветер, играющий в гривах стремительно летящих коней слышны в мощной, светлой, жизнеутверждающей музыке. Образ степи - родной, прекрасной, напоенной запахом полыни, заполненной звуками, радостным ликованием, мощной энергией.

(Показ иллюстраций степи)

- Что такое кюй? (Инструментальная пьеса)

- Как называется и кто автор кюя? («Сары-Арка», Курмангазы)

(показ портрета Курмангазы)

- Кто исполнял кюй?

(оркестр казахских народных музыкальных инструментов)

Музыка могла и бороться против несправедливости.

Тема нашего урока: творческий облик Жаяу Мусы и история создания его песни:/Аксиса/]

Отец Жаяу Мусы Байжан был бедняком. Мальчик рано испытал тяготы сиротства, оставшись в детстве без матери. В судьбе Мусы принял участие дядя, давший ему воспитание. С 7-ми лет был отдан на учение мулле, у которого познал азы арабской грамоты. В детские годы Муса познакомился с искусством посещавших его родной аул певцов и кюйши, с разновидностями исполнителей школы народной музыки. Сам он также пел и играл на домбре.В 1851, приехав в Кызылжар (ныне Петропавловск), самостоятельно изучал русский язык. Помимо домбры и кобыза, осваивал скрипку и сырнай. . Образцами, опираясь на которые поэт устремлялся к поискам новых средств выразительности, служили произведения таких современных ему акынов и жыршы, как Токсанбай, Жанак, Тубек, Котеш, Жанабай и др.Вернувшись из Омска в родные края, Муса активно включился в общественную жизнь. В ту пору им сочинена песня «Аксиса» («Белый ситец»), в которой воссоздана картина социального неравенства, произвола правящей верхушки, протеста против несправедливости. Мелодия этой песни полностью передает композитор, манеру, творческого почерк Жаяу Мусы. .. Стремясь рассказать правду о тяжелой жизни народа, беспросветном существовании подневольных, деспотизме власть имущих, он отправился в Петербург. Однако он не нашел сочувствия, но и не был допущен на прием к правительственным лицам; вернувшись домой, он объехал, посещая самые отдаленные его уголки. Некоторое время жил в Казани. На творчество Жаяу Мусы значительное влияние оказала музыка, созданная разными народами, услышанная в различных городах, привнесшая в его произведения танцевальные ритмы, формы марша. В своих песнях он смело использовал не только интонации казахской народной музыки, но и интонации русской крестьянской и городской песниИзлюбленным инструментом народных казахских музыкантов была домбра.
. Жаяу Муса побывал в Польше и Литве, Петербурге и Владимире.В то время это были дальние путешествия. Все свои путешествия он совершал в основном пешком (не зря его называли Жаяу Муса - пеший Муса). Одно из его произведений прозвучит сегодня- это кюй «Ақ сиса», который был больше известен как песня.

Слушание кюя/2 варианта/

1.оригинал

2.в современной обработке.

Чем отличается музыка первого и второго исполнения ?

Характером исполнения ,музыка №2 созвучна нашему времени.

5. Конкретизация.

Эта песня актуальна и в наше время, так как высмеивает отрицательные качества человека :зависть ,злость ,жадность.

Творческое задание.

1.Сочинить стих о музыке кюя или о композоторе.

1.Поёт---------/домбра/

Звенит-------/домбра/

О беге быстрого--------/коня/

2.Без коня ходил-------1/пешком/2/акын/

Всей степи он стал -------1/знаком/2родным

3.Зовут акына ------------/Жаяу Муса/

Всем известна его песня-----------/Ак сиса/

4.Конечно, можно отобрать--------/коня/

Но песню эту запретить ----------/нельзя/

Физминутка. Танцевальная разминка. Девочки выполняют движения казахского танца, а мальчики имитируют игру на домбре под музыку кюя «Сарыарка» Курмангазы.

Слово учителя: давайте споём песню.

Перед исполнением песни что нужно сделать? (распеться);

Для чего мы распеваемся? (для того, чтобы разогреть голосовые связки и приготовить голосовой аппарат к пению).

2. Распевка:

- Начинаем упражнения с правильного певческого вдоха! А как правильно брать дыхание для пения ртом или носом? Рука рисует плавный вдох.

Напоминаю: «Как вдохнёшь, так и запоёшь!»

Учитель:У природы спросим

Ученики:наступила осень

Учитель:дует,задувает,листья обрывает

Ученики:это ветер озорной поиграть решил с листвой .

Учитель: небо хмурится и плачет:

Ученики:это дождик быстрый скачет .

Упражнение на дыхание:

У мишки дом огромный / встать на носочки.поднять руки вверх/.вдох

У мышки -очень маленький/присесть /выдох

Мышка ходит в гости к мишке/походить на носочках./

Он же к ней не попадёт.

Пение песни:/Осень/слова Георгиевой Л.Е.

1.Ты выходишь однажды и что-же?

Вместо зелени трав и цветов.

Пёстрой бабочкой ,яркой, похоже

Облетает с деревьев покров.

Припев :А все листья летят и кружатся ,

Их кружить будет ветром и пусть

.Пусть приснится вам жёлтая сказка

Сон ваш-светлая ,лёгкая грусть.

2.Осень,осень -ты добрая сказка

Про тебя мы читаем ,поём.

И тебя вспоминаем мы с лаской ,

Хотя лета любимого ждём.

Припев: А все листья лететь будут, падать

Их кружить будет ветром и пусть .

Пусть приснится вам жёлтая сказка

Сон ваш -лёгкая ,светлая грусть.

Творческое задание:/Музыкальный Эрудит/

Из букв названий 7 известных вам нот за 5 минут составить как можно больше слов.

Рефлексия, выставление оценок.

В качестве итога урока попрошу вас заполнить страничку «Рефлексия». На листе бумаги нарисуйте или обведите свою ладонь. Каждый палец означает определенную позицию, по которой необходимо высказать свое мнение.

  • Большой - для меня это важно и интересно потому, что _________

  • Указательный - я получил конкретные знания, которые _________

  • Средний - мне было трудно, потому _________________________

  • Безымянный - мои впечатления от урока _____________________

Мизинец - для меня было недостаточно ______________________

д/з: придумать творческую зарисовку к песне/ Ак-Сиса/

























© 2010-2022