Методическое сообщение Понятие об интонации

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Понятие об интонации

Интонация(от лат. intono - громко произношу), совокупность звуковых средств языка, которые, налагаясь на ряд произносимых и слышимых слогов и слов:

а) фонетически организуют речь, расчленяя её сообразно смыслу на фразы и знаменательные отрезки - синтагмы;

б) устанавливают между частями фразы смысловые отношения;

в) сообщают фразе, а иногда и знаменательным отрезкам повествовательное, вопросительное, повелительное и др. значения;

г) выражают различные эмоции.

Фонетические средства Интонации (интонационные средства): распределение силы динамического (иначе - экспираторного) ударения между словами (акцентный строй), мелодика речи, паузы, темп речи и отдельных её отрезков, ритмико-мелодические средства, громкость речи и отдельных её отрезков, эмоциональные оттенки голосового тембра.

На письме Интонация в известной мере выражается посредством знаков препинания и другими графическими средствами (например, членение письменного текста на абзацы, подчеркивание слов, вариация шрифтов).

В музыке (в том числе и скрипичной) то, что описано выше, тоже существует, но называется совершенно по-другому: фразировка.

А интонация - это более узкое явление, касающееся того, фальшиво или чисто (то есть с чистой интонацией) играет скрипач (виолончелист, альтист, контрабасист…)

Формально говоря, чистая интонация - это когда музыкант просто воспроизводит на скрипке ноты, соответствующие определенному числу герц. Учитывая, что на скрипке нет ладов, даже это уже достаточно трудно. Но в действительности всё куда сложнее и тоньше. На скрипке вообще всё не так просто!

Формальное соблюдение кол-ва герц в нотах, когда речь идет о ярко эмоциональных скрипичных мелодиях, сделает исполнение скучным и невыразительным. И поскольку в действительности перед нами стоят художественные, артистические, а не математические задачи, мы часто должны «заострить» интонацию (делается это чисто интуитивно).

Небольшие отклонения от математических рамок темперированного строя, когда та или иная нота подчинена законам «музыкально-смыслового тяготения», делают игру по-настоящему выразительной, художественной и проникновенной, и - как это ни парадоксально - еще более «чистой».

Единственный способ играть чисто - оттачивать свой слух и развить в себе дар предслышания того, что ты сейчас сыграешь. Речь идет о долях секунд, потому что времени на размышления, когда ты уже стоишь на сцене и играешь пьесу, нет. Все детали этого сложного и тонкого процесса подробно расписаны в книге Мостраса «Интонация на скрипке».



© 2010-2022