МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ ПРОЩАЙ МАСЛЕНИЦА

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ ПРОЩАЙ МАСЛЕНИЦА

МАОУ «СОШ №9» г. Мегион

Учитель музыки Артемова Н.И.


Методические материалы к уроку

«Проводы зимы. Масленица»

Методические материалы урока состоят из :

1.Методических рекомендаций по проведению урока.

2.Сценария урока.

3.Презентация к уроку

4. Музыкальное сопровождение урока

5.Технологической карты урока.

1.Методические рекомендации по проведению урока.

Методическая разработка урока на тему «Проводы зимы. Масленица» создана для учителей музыки, принимающих участие в апробации учебного предмета «Музыка», проходящих апробацию на региональных пилотных площадках.

Настоящая методическая разработка позволяет учителю варьировать применение материала в разных возрастных группах. В первом классе данная разработка в упрощённой форме может быть использована в разделе «Я -артист». При этом ребенок получает возможность реализовать свои артистические способности в сценах про подружку Масленицу и про скоморохов. Альтернативное применение материала возможно при проведении уроков во втором классе в рамках реализации усвоения раздела «Народное музыкальное искусство. Традиции и обряды». Методические материалы также можно рекомендовать для уроков музыки учителям, работающим и по программе Д.Б.Кабалевского и Е.Д.Критской.

Воспитательная концепция урока ориентирована на развитие нравственных и эстетических чувств, любви к человеку и к своему народу, уважения к Родине, ее истории и традициям, приобщение детей к музыкальной народной культуре России посредством праздника «Масленица». На уроке обучающиеся приобретают базовые знания по музыкальной грамоте, участвуют в разных видах деятельности, плавно сменяющих друг друга, что активизирует развитие творческих и музыкальных способностей. Атмосфера урока создает условия для свободного самовыражения в любом виде творческой деятельности.

Содержание урока строится на народных стихах, пословицах, поговорках, загадках. Базовой основой на уроке является познание народных песен, мелодичных масленичных хороводов, частушек. Интересная шуточная сценка как водили медведя по ярмарке, захватывает обучающихся и мотивирует их на познавательную деятельность. Ребята активно играют на музыкальном инструменте свирель, а также на шумовых и ударных инструментах.

Красочность и наглядность урока обеспечивается электронной презентацией, которая содержит фольклорный материал и помогает лучше запомнить теорию через образы. Использование стихов, загадок, игр, театрализации развивает фантазию обучающихся, и являются источником новых знаний, включающих фантазию и воображение.

Через активную учебную и творческую деятельность ученики сохраняют постоянный интерес к народной музыке, творчески интерпретируют явления окружающего мира, формируют понимание музыкального искусства как особой ценности и, как следствие, эффективное развитие духовно-интеллектуальных и художественно-творческих личностных качеств, а также музыкальных способностей обучающихся.

Урок музыки во 2 классе.

Раздел: Народное музыкальное искусство. Традиции и обряды.

Цель учителя: Cформировать представление о народном празднике «Масленица», его особенностях и традициях.

Цель ученика: Первичное знакомство с историей и традициями русской Масленицы.

Решаемые учебные задач:

  1. Формирование знаний о народном празднике, его обычае и традициях.

  2. Приобщение и развитие интереса к народному музыкальному и литературному фольклору.

  3. Развитие творческих и артистических способностей детей.

  4. Использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно-образного содержания народной музыки в различных видах деятельности: пении, слове, импровизации, игре на детских музыкальных инструментах.

  5. Воспитание интереса обучающихся к участию в обрядовых действиях.

Тип урока: Изучение нового материала через различные виды деятельности.

Форма урока: урок-праздник

Планируемые образовательные результаты:

Основной вариант

Обучающиеся смогут:

-Воспринимать в игровой форме народную музыку и выражать своё отношение к музыкальным фольклорным произведениям.

-Освоят основные действия праздничного календаря.

-Будут знать, и будут уметь исполнять обрядовые праздничные песни, частушки, хороводы.

Расширенный вариант.

Предметные

Слушание музыки

Обучающиеся смогут:

1. Узнавать изученные музыкальные народные произведения и называть имена их авторов.

2.Будут уметь определять характер музыкального произведения.

3. Иметь представление об интонации в музыке.

4. Иметь представления об инструментах оркестра русских народных инструментов. Знает особенности звучания оркестров и отдельных инструментов.

5. Знать особенности тембрового звучания народного хора.

6. Иметь представления о народной и профессиональной (композиторской) музыке; произведениях оркестра русских народных инструментов.

7. Иметь слуховой багаж из прослушанных произведений народной музыки, отечественной и зарубежной классики.

8. Уметь импровизировать под музыку с использованием танцевальных, хороводных движений.

Хоровое пение

Обучающийся:

1. Знать слова и мелодию народных песен, хороводов, частушек.

2. Грамотно и выразительно исполнять песни с сопровождением и без сопровождения в соответствии с их образным строем и содержанием.

3. Знать о способах и приемах выразительного музыкального интонирования.

4. Соблюдать при пении певческую установку. Использовать в процессе пения правильное певческое дыхание.

5. Петь преимущественно с мягкой атакой звука, осознанно употребляет твердую атаку в зависимости от образного строя исполняемой песни. Петь доступным по силе, не форсированным звуком.

6. Ясно выговаривать слова песни, петь гласные округленным звуком, отчетливо произносить согласные; использовать средства артикуляции для достижения выразительности исполнения.

7. Исполнять одноголосные произведения

Игра в детском инструментальном оркестре (ансамбле)

Обучающийся будет:

1.Иметь представление о приемах игры на элементарных инструментах детского оркестра, в отдельности: на свирелях, ложках, погремушках.

2.Уметь исполнять различные ритмические группы.

3. Иметь первоначальные навыки игры в ансамбле. Владеет основами игры в детском оркестре, инструментальном ансамбле.

4. Использовать возможности различных инструментов в ансамбле и оркестре, в том числе, тембровые возможности простых шумовых инструментов.

Метапредметные

-освоение способов решения проблем творческого характера в учебной, музыкально-исполнительской и творческой деятельности.

-использование театральных, инсценированных, литературных и художественных средств в процессе освоения истории русской Масленицы, её выражением через песни, пословицы, поговорки игры, хороводы.

-овладение логическими понятиями характеристики настроения народных произведений.

Личностные:

-формирование эмоциональной отзывчивости, личностного отношения при восприятии и исполнении народных песен.

-развитие духовно-нравственных качеств (всепрощение, доброта, миролюбие), уважительного отношения к обычаям и традициям русского народа.

- продуктивное сотрудничество со сверстниками.

-развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализации творческого потенциала в процессе коллективного хорового и инструментального музицирования.

Формирование УУД:

Познавательные: ориентироваться в праздничном календаре «Масленицы», её традициях и обрядах, в обрядовых песнях, хороводах.

Регулятивные: умение проявлять свое творчество и последовательность его действий в каждом праздничном дне праздничного календаря.

Коммуникативные: умение находить контакт вместе со сверстниками в разных видах деятельности, совместное сотрудничество.

Форма организации познавательной деятельности: работа в группах, индивидуальная деятельность, работа в парах, фронтальная работа.

Межпредметные связи: литература, история, изобразительное искусство, мировая художественная культура

Основные понятия, рассматриваемые на уроке: история Масленицы, ее традиции и обряды.

Форма контроля: устный опрос, групповая работа, наблюдение за вокальной и инструментальной исполнительской деятельностью, работа с карточками и солнышками.

Домашнее задание: Творческое альтернативное на осуществление самостоятельного выбора: рисунки, стихи, частушки к теме «Масленица»

Сценарий урока

Ход урока.


  1. Организационный этап

Фонограмма: № _1__

Р.н.п. «МАСЛЕНИЦА»

Дети входят в класс, рассаживаются по местам

Музыкальное приветствие:

Учитель: «Здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуйте, учитель! Уважаемые гости, здравствуйте!!!

Учитель: Дорогие ребята, вам и всем, кто пришел на наш урок музыки, я желаю хорошего настроения!

2. Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.

Учитель: Что за музыка встретила вас в классе?

Дети: русская народная песня.

Учитель: Правильно. А где , чаще всего, исполняют русские народные песни?

Дети: На праздниках, посиделках, на гуляньях.

3. Моделирование проблемной ситуации:

Учитель: Совершенно верно. Ребята, у нас на Севере весна приходит позже, чем в средней полосе России, где в это время ярко светит солнце, поют перелётные птицы. И хотя время уже прошло, но мы сегодня постараемся вспомнить то время, когда зима встречается с весной. В это время празднуется большой и веселый праздник, который предвещает приход весны. А какой это праздник, вы узнаете по стихотворению-загадке, которое приготовили наши ребята:

Ученик. Всю неделю отдыхают,

Всех блинами угощают!

Веселится вся станица,

Ест блины куском большим.

Это что за праздник мчится

Вдоль по улицам родным?

Дети: МАСЛЕНИЦА!

4. Постановка цели и задач урока.

Мотивация учебной деятельности учащихся.

Учитель: Правильно! И тема нашего урока называется «Проводы зимы. Масленица»

Учитель: открывает занавес на доске, где записана тема урока:

«Проводы зимы. Масленица» . На экран выводится (слайд №1Масленица)

Учитель: Цель нашего урока - познакомиться с историей и традициями русской Масленицы, ее выражением через: русскую песню, частушку, игры, хороводы, загадки, пословицы и поговорки.

Учитель: Скажите, как по-вашему, почему этот праздник получил такое интересное название, не повлияла ли на это какая-нибудь традиция?

Дети: От традиции печь блины.

Учитель: Чем хозяйки смазывают блины?

Дети: Маслом.

Учитель: Есть такое выражение в народе - замаслить, значит задобрить. Кого ж надо было задобрить?

Дети: Зимушку!

4.1. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Учитель: Правильно! Ведь Зима еще не ушла, а весна не пришла. У русского поэта Федора Ивановича Тютчева есть такие строки:

«Зима недаром злится, прошла ее пора,

Весна в окно стучится и гонит со двора».

А хотите узнать, как в старину праздновали этот праздник, каким обычаям и традициям при этом следовали?

Дети: Да!

4.2Первичное усвоение новых знаний - в знакомой ситуации

Учитель: Давайте посмотрим слайды о традициях и обрядах масленицы. Давным-давно появился этот языческий праздник поклонения Богу солнца Яриле. Вот он, на экране. (Слайд №2 бог Ярило).

Древние славяне -земледельцы почитали солнце, ведь оно давало жизнь и силу всему живому. (Слайд №3праздник- Карусель).

Праздник длился целую неделю. Праздновали на Руси Масленицу шумно, разгульно, весело и «стар» и «млад». В каждом доме пекли блины, оладьи, пирожки, калачи. Праздник сопровождался обрядовыми играми, хороводами, танцами, песнями. Многие из них дошли и до наших дней. А кто же их придумывал?

Дети: Танцы, песни, игры придумывал народ.

Учитель: Как же получилось, что эти песни и игры дошли до нашего времени?

Дети: Они передавались из уст в уста, из поколения в поколение.

Учитель: Масленичные гуляния в разное время любили рисовать русские художники. Сегодня, на нашем уроке, мыс вами познакомимся с картиной русского художника Бориса Михайловича Кустодиева. (Слайд №4 Репродукция картины Бориса Кустодиева "Масленица")

Учитель: Вот посмотрите, как он изобразил Масленицу на этой картине. Как бы вы описали происходящее на картине? (слушает рассуждения детей)

Мы видим, как катаются на горках и качелях, на санях, строят снежные крепости, устраивают ярмарку. Ездят на тройках, поют, танцуют. Вглядываясь в эту яркую картину можно даже услышать шум праздничной толпы.

Учитель: Ребята, а давайте мы с вами отправимся на праздник Масленицы, и помогут нам в этом две подружки Масленицы, две русские красавицы Софья и Варя, которые приготовили календарь Масленицы, они-то нам и расскажут о празднике.

5. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации

(проблемные задания)

Выходят 2 девочки, подготовившие календарь Масленицы (опережающее задание)

Подружка 1:Открываем первую страничку календаря. Первый день недели масленицы

Дети: ПОНЕДЕЛЬНИК.

Подружка 1: Понедельник - его называют «ВСТРЕЧА». В понедельник наряжают куклу-чучело.( Слайд №5 понедельник).

Учитель: А из чего делали чучело? Может нам расскажут ребята?

Ожидаются ответы учеников. Если нет ответов, продолжает ученик 1

Подружка 1: А делали чучело из соломы, одевали в яркое женское платье, платок - и превращалось чучело в Масленицу, которую чествовали, величали, блинами угощали, в санях возили…( Слайд №6 чучело Масленица)

5.1. Организация вокально-хоровой и исполнительской деятельности

Любит Масленица, чтобы в ее честь пели песни да частушки.

a)Знакомство с жанром - Частушка

Учитель: Ребята, а вы знаете, что такое частушки?

Дети: (Ответы детей). Частушка-это маленькая народная песенка, в которой много куплетов и произошли они от шуточных прибауток и игровых припевок. Появились частушки 200 лет назад и исполняются они весело, задорно, всегда с юмором.

Учитель: Исполнители частушек выходите смелее!

Частушки про Масленицу.

1.Начинаю петь частушки

Прошу не смеяться

Здесь народу очень много

Могу растеряться

2.В понедельник с ясной зорьки

Все катаются на горке.

Яства всякие жуют,

Громко песенки поют.

3.Я на Масленку готова

Скушать 50 блинов.

Закушу их сдобою,

Похудеть попробую.

4.

Пятый блин я слопала,

На мне юбка лопнула.

Пойду юбку зашивать,

Чтобы есть блины опять.

5.Ветер дует, ветер дует

Ветерочка, не унять

Лапти новые надену

Побегу весну встречать

6.Скоро, скоро снег растает,

Вся земля согреется

Убирайся, Вьюга злая

Да Пурга с Метелицей !

7.Ух, ты злющая, зима

Уходить тебе пора,

Налетим со всех сторон,

И тебя прогоним вон!

Учитель: Ну, а теперь, ребята, споем все вместе, частушку !

Веселей играй, гармошка.

Масленица, не грусти!

Приходи весна скорее,

Зиму прочь от нас гони! .

Учитель: Молодцы, ребята! Вот, как здорово, у нас получилось. Давайте сами себе поаплодируем! Аплодисменты.

Учитель: Как мы понедельник выразили?

Дети: ЧАСТУШКОЙ звонкой.

Учитель: Правильно! Переходим к следующему дню. Открываем еще одну страничку МАСЛЕНИЧНОГО КАЛЕНДАРЯ. (Слайд №7 ВТОРНИК - «ЗАИГРЫШ)

Учитель:

Как называется второй день недели?

Дети: ВТОРНИК!

Подружка 2: Вторник называли «Заигрыш». В это время проводили игры.

Заигрыш беспечный - вторника отрада. Все гулять резвиться вышли как один,

Игры и потехи, а за них награда - сдобный и румяный масленичный блин.

Одной из самых излюбленных забав на Масленицу было катание с ледяных горок. А еще, на Масленицу, собравшись от «мала до велика» и играли в игры.

5.2) Организация игровой деятельности

Подружка 2 :

А сейчас приглашаю детвору на веселую игру -

Называется игра - «Золотые ворота». (Фонограмма: № 3)

Русская народная игра «Золотые Ворота»

Правила игры:

Двое ведущих берутся за руки и строят «ворота» (поднимают сомкнутые руки вверх). Для того, чтобы выбрать пару детей на роль «ворот», воспользуйтесь детской считалкой.

Выбор первого из «ворот»:

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы собрались поиграть,

К нам сорока подлетела

И тебе водить велела.

Выбор второго из «ворот»:

Ехала телега темным лесом,

За каким-то интересом.

Стук, звон. Выйди, вон!

Остальные дети берутся за руки, и хоровод начинает двигаться, проходя под «воротами». Хоровод нельзя разрывать! Все хором произносят такие слова (сначала, пока ребята не разучили присказку, взрослый может говорить ее один):

«Золотые ворота,

Пропускают не всегда:

Первый раз прощается,

Второй воспрещается,

А на третий раз не пропустим вас!»

Когда звучит последняя фраза, «ворота закрываются» - водящие опускают руки и ловят, запирают тех участников хоровода, которые оказались внутри «ворот».

Тех, кого поймали, тоже становятся «воротами».

Учитель: Молодцы!

Учитель: А в какие ещё игры играли на масленицу?

Дети: А еще на Масленицу играли в такие игры, как:

• Катание с гор

• Бой мешками

• Ледяной столб

• Снежный тир

• Кулачные бои

• Перетягивание каната

• Жмурки

Учитель: Чем мы во вторник занимались?

Дети: ИГРАЛИ!

Учитель: Совершенно верно!

Открываем еще одну страничку МАСЛЕНИЧНОГО КАЛЕНДАРЯ. (Слайд № 8. СРЕДА - «ЛАКОМКА»)

Подружка масленицы 1: Третий день недели называется……

Дети: СРЕДА!

Подружка масленицы: Третий день - среда - «Лакомка» - в этот день, зять приходил в гости к теще. ЗЯТЬ - это наш папа, а мамина мама - ваша бабушка, приходится ему ТЕЩЕЙ. Теща угощала зятя вкусными блинами. На масленицу принято печь блины, потому что блины символ солнца.( Слайд № 9 блины)

Первые блинчики давали ребятам, они подбрасывали свои блинчики в небо: кто выше. А потом съедали: кто быстрее. Ох, и вкусный первый блинок!

5.3. Организация совместной исполнительской деятельности

Раньше люди верили, чем больше они напекут блинов, тем солнцу будет легче преодолеть зимний холод и тем скорее наступит весна и помогали приходу весны песнями да хороводами. А хоровод - это символ солнышка.

Учитель: Почему, скажите ребята?

Дети: Потому, что его танцуют, двигаясь по кругу.

Учитель: А кто знает, что такое хоровод?

Дети: Хоровод - это старинный танец у славянских народов, который сопровождался песнями и действиями, но самое главное - движение по кругу, что символизировало солнце.

Учитель: Давайте встанем в круг и вместе встретим Масленицу хороводом.

Фонограмма: № 4. ХОРОВОД «Разрумяными блинами» (Дети водят хоровод)

Учитель: Молодцы! Очень хорошо! Скажите, а эта песня, под которую мы танцевали хоровод какая по настроению?

Дети: Песня веселая, радостная, задорная!

Учитель: Ребята, чем мы выразили среду?

Дети: ХОРОВОДОМ.

Учитель: Правильно, ребята! Открываем следующую страничку МАСЛЕНИЧНОГО КАЛЕНДАРЯ. ЧЕТВЕРГ - «РАЗГУЛЯЙ» (Слайд № 10).

Подружка масленицы 2: Четвертый день недели…..

Дети: ЧЕТВЕРГ!

Подружка масленицы: Четвертый день «Широкий четверг» или «Разгуляй». В этот день-то и было больше всего развлечений. Представим себе, что мы отправились в путешествие на площадь, где проходит народное гулянье. (Слайд №11). И вот мы с вами пришли на центральную площадь БАЛАГАН(Слайд №12).

5.4. Организация игровой деятельности и актерского мастерства.

Учитель: И чего здесь только нет!!!! Посмотрите, вон там находится БАЛАГАН - так раньше назывался театр (Слайд № 13), который располагался на ярмарках и народных гуляниях. И главными актерами здесь были скоморохи.

А давайте создадим свой театр!? И помогут нам наши скоморохи!

Проводится игра «ТЕАТР». Выходят два скомороха.

Первый скоморох выходит и говорит: «А не показать ли нам представление?»

Второй скоморох: «А кто будет выступать?»

Первый скоморох : «Я буду выступать!»

Представления скоморохов всегда сопровождались игрой на музыкальных инструментах, пением, плясками, а иногда и показом дрессированного медведя.

Сейчас мы покажем, как медведя по ярмарке водили. Я буду поводырем, а ты будешь Медведем.

Надевает скомороху маску МЕДВЕДЯ.

Сценка «МЕДВЕДЬ НА ЯРМАРКЕ»

Первый скоморох:

Расступись, народ честной,

Идет медведушко со мной!

Много знает он потех,

Будут шутки, будет смех!

1.Давай, Мишенька, поклонись честным господам на все четыре стороны.

МЕДВЕДЬ КЛАНЯЕТСЯ НА ВСЕ ЧЕТЫРЕ СТОРОНЫ

2.Покажи-ка, Михайло Потапыч, как наши девочки в школу собираются?

МЕДВЕДЬ КРАСИТ ГУБЫ, ВЕРТИТСЯ, ПРИХОРАШИВАЕТСЯ

3.А какие в классе мальчики?

МЕДВЕДЬ ДЕРЕТСЯ, РЫЧИТ

4.А как учитель по классу ходит?

МЕДВЕДЬ ВАЖНО ХОДИТ ПО ЗАЛУ

5.А как Катюша пляшет?

МЕДВЕДЬ ВЫСТАВЛЯЕТ НОГУ - каблучки

6.Да не та Катюша, что раньше была, а теперешняя!

МЕДВЕДЬ КРУТИТ ЗАДОМ

7.Ну, пора и честь знать! Пойдем, Мишенька дальше народ веселить, а вам всем до свиданьица!

МЕДВЕДЬ КЛАНЯЕТСЯ И УХОДИТ НА МЕСТО

Учитель: Молодчина, скоморох! Ты замечательный артист. Давайте, ребята, проводим нашего скомороха дружными аплодисментами.

Аплодисменты.

Маску и колпаки скоморохов - снять, убрать.

Учитель: РЕБЯТА, как мы четверг выразили?

Дети: ТЕАТРОМ!

Учитель: Правильно!

А нам надо переходить к следующему дню праздничной недели. Открываем еще одну страничку МАСЛЕНИЧНОГО КАЛЕНДАРЯ. (Слайд № 14)

ПЯТНИЦА - «ТЕЩИНЫ ВЕЧЁРКИ»

5) Беседа о поговорках

Подружка масленицы 1: Пятый день …..

Дети: ПЯТНИЦА!

Подружка масленицы: Пятница - «ТЕЩИНЫ ВЕЧЁРКИ» - здесь, наоборот, ТЕЩИ приходили в гости к ЗЯТЬЯМ на блины. Слайд №14. Люди говорили:

«Хоть тещины блины сладки, да тещ угощают на Масленицу зятьки».

Это выражение называется поговоркой. Пословицы и поговорки - широко распространённый жанр устного народного творчества. Про Масленицу народ придумал много поговорок и пословиц.

Учитель: Ребята, а знаете ли пословицы и поговорки ?

Дети: Знаем.

Учитель: Ну, тогда вы мне поможете. Я приготовила для вас пословицы и поговорки, но мои карточки перепутались. Я прошу вас помочь мне, собрать пословицы и поговорки. А чтобы это было быстрее, давайте разделимся на группы.

(Дети делятся на группы, учитель раздает им карточки. Дети собирают пословицы из двух частей. Ученики говорят пословицы и поговорки.)

1. «Не житье - бытье, а Масленица»,

2. «На горках покататься, в блинах поваляться»,

3. «Не все коту масленица, а будет и Великий Пост»

4. «Как на масленой неделе в потолок блины летели»

5. «Маслница - объедуха, деньги приберуха»

6. «Блином масленым в рот лезет»

Учитель: Молодцы! Вы справились с заданием. Ребята, как мы пятницу выразили?

Дети: ПОСЛОВИЦАМИ И ПОГОВОРКАМИ.

Учитель: Правильно! Открываем еще одну страничку МАСЛЕНИЧНОГО КАЛЕНДАРЯ. Слайд № 13.

Подружка масленицы 2:

СУББОТА - «ЗОЛОВКИНЫ ПОСИДЕЛКИ»(Слайд №15).

Учитель: Как называется шестой день недели?

Дети: СУББОТА!

Подружка масленицы: Суббота - «ЗОЛОВКИНЫ ПОСИДЕЛКИ».

«ЗОЛОВКА» - так называют сестру нашего папы, она приглашала к себе в гости родственников на блины. В гостях - девушки пели и танцевали, а ребята играли на музыкальных инструментах. Я предлагаю сыграть на народном инструменте свирель, а сыграем мы народную песню «Как под горкой» (играем на свирели ).

Учитель: Чем мы субботу выразили?

Дети: Играли на инструменте и пели.

Учитель: Продолжаем! Открываем последнюю страничку МАСЛЕНИЧНОГО КАЛЕНДАРЯ. Последний день недели называется……?

Дети: ВОСКРЕСЕНЬЕ! Слайд № 16 (день седьмой - воскресенье)

ВОСКРЕСЕНЬЕ - «ПРОВОДЫ МАСЛЕНИЦЫ» или «ПРОЩЕНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ».

5) Первичное закрепление знаний

Подружка масленицы 1:Последний седьмой день

Дети: ВОСКРЕСЕНЬЕ

Подружка масленицы: «Проводы Масленицы» или «Прощеное воскресенье».

Слайд № 15 («Прощеное воскресенье»)

В этот день все просили прощенья у родных и знакомых за нанесенные обиды и, облегчив душу, весело пели и плясали, провожая Масленицу, проговаривая «Простите меня». Ребята, а давайте повторим это выражение. И попросим друг у друга прощения.

Дети: «ПРОСТИТЕ МЕНЯ!»

Учитель: «ПРОСТИТЕ МЕНЯ!»

Учитель: Чем мы воскресенье выразили?

Дети: Просили прощения.

Подружка масленицы: Всю неделю Масленицу славили, хвалили, а в воскресенье с ней попрощались. Все выходили на улицу, на большую площадь и сжигали чучело на костре.

Учитель: Праздник масленицы ярко изображали не только художники, но и русские композиторы. Как прощались с масленицей, мы узнаем, прослушав фрагмент из оперы Р-Корсакова «Снегурочка». (Слушаем фрагмент)

Учитель: Как звучала музыка?

Дети: Весело, задорно, игриво, торопливо.

Учитель: Ну, а теперь посмотрим сцену «Прощание с масленицей» из мультфильма «Снегурочка».

Учитель: (после просмотра) Что нам здесь уже знакомо?

Дети: В мультфильме звучала та же музыка, которую мы только что прослушали.

Учитель: Правильно. А для чего сжигали чучело? Как вы думаете?

Подружка масленицы 2: Чучело сжигали как символ победы весны, сжигали лютую зиму. Чтобы весна быстрее пришла.( Слайд №17)

Ученик:

Пышные гулянья Ярмарка венчает.

До свиданья, Масленица, приходи опять!

Через год Красавицу снова повстречаем.

Снова будем праздновать, блинами угощать!

Подружка Масленицы 1: Угощайтесь, гости дорогие. Ровно через год, ждем мы в гости вас опять!!! (ребята несут гостям блины).

Масленицу провожали словами песни: «Прощай, масленица».

Учитель: Давайте мы попрощаемся с масленицей и споем. А вас, дорогие гости, мы приглашаем с нами в хоровод (Раздаем слова гостям). Дети исполняют «Прощай, масленица».

6)Рефлексия (подведение итогов занятия)

Учитель: Наш урок подошел к концу. Что мы сегодня узнали на уроке? Посмотрите на это солнышко (На доске солнышко со съемными лучами)

Вот на лучиках солнца - вопросы. Я буду снимать лучики и зачитывать вопросы и загадки, в ваша задача суметь ответить на них.

1.Желтая тарелка на небе висит, желтая тарелка всем тепло дарит? (СОЛНЦЕ)

2.С каким древним языческим праздником мы сегодня познакомились? (МАСЛЕНИЦА)

3.И с икрой, и со сметаной-всякие они вкусны! Ноздреваты и румяны - наши солнышки…(БЛИНЫ)

4.Как называются маленькие, шуточные песенки? (ЧАСТУШКИ)

5.Как называются веселые развлечения во время масленичных гуляний? (ИГРЫ)

6.Символом чего считают блины на Масленице ? (СИМВОЛ СОЛНЦА).

Учитель: Молодцы, на все вопросы ответили правильно!

Учитель:

Ребята, я принесла каждому из вас по маленькому солнышку, которое вы можете подержать в руках. Солнышки не простые, а со значением. На обратной стороне каждого солнышка написано для вас домашнее задание. Домашнее задание для каждого будет разное:

•кому-то найти поговорку про Масленицу,

•кому-то сочинить частушку,

• кому-то нарисовать рисунок по теме «Масленица».

Вы дома внимательно прочитаете домашнее задание и выполните его к следующему уроку.

Ну, а теперь, посмотрите, что не хватает на этих рисунках? (на лицевой стороне солнышка).

Дети: не хватает рта.

Учитель: (Показываю 3 образца.) Ребята, выберите ротик, соответствующий вашему настроению, и нарисуйте такой же на своем солнышке.

-если сегодня на уроке вы удивились, то нарисуйте овал

-если вам на уроке не понравилось, то нарисуйте ротик в виде «изгиба вниз»

-если наш сегодняшний урок вам понравился, нарисуйте, как ваше солнышко улыбается.

Ученики разбирают фломастеры и рисуют солнышкам ротики, затем становятся на середину класса .

Учитель: Ребята, поднимите ваши солнышки. Так мы оценим, насколько понравился вам урок.

Всем спасибо. Вы сегодня занимались замечательно. Все получают хорошие отметки. Урок окончен. До свидания!!!!

Технологическая карта урока «Проводы зимы. Масленица»

Этап урока

УУД:

проявление музыкальной отзывчивости

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Задания, выполнение, которых ведёт к достижению запланированных результатов

Результат взаимодействия

(сотрудничество)

1

Организационный этап

Личностные УУД

Музыкальное приветствие «Здравствуйте ребята»

Музыкальное приветствие: «Здравствуйте учитель.

Уважаемые гости, здравствуйте»

Вокализация данной попевки

Совместное исполнение попевки

2

Актуализация знаний

Познавательные УУД:

Самостоятельно делают выводы

Вопрос: «А где чаще всего звучат народные песни?

На праздниках и посиделках

Ответы на вопросы

Уточнение, где звучат песни

3

Постановка цели и задач урока.

Мотивация учебной деятельности

Познавательные УУД

-осознанное речевое высказывание в устной форме, самостоятельные логические выводы

Регулятивные УУД:

-целеполагание,

постановка учебной задачи

Мотивация учебной деятельности

«Зима не даром злится , прошла её пора, весна в окно стучится и гонит со двора»

«А хотите узнать как в старину праздновали этот праздник, соблюдали обычаи и традиции?»

Слушают стихотворение -загадку и определяют тему.

Предлагается посмотреть слайд «Масленица»

Уточнение темы урока, цели, задачи.

4

Первичное усвоение новых знаний

Познавательные УУД:

-умение ориентироваться в праздничном календаре по дням.

Личностные УУД:

-проявление эмоциональной отзывчивости, укрепление гражданской идентичности

Коммуникативные УУД:

-вместе договариваться, приходить к общему решению(в совместной деятельности хоровой и инструментальной деятельности)

Предлагает послушать действия каждого дня и принять участия в праздничных обрядах

Слушают, пытаются запомнить каждое действие по дням недели.

Слушать, размышлять, характеризовать каждое действие

Стараются передать правильно образы в каждом исполненном произведении

Вместе ищут пословицы и поговорки, договариваются, кто за них отвечает

Точное запоминание, верные ответы

Заинтересованность каждого ученика проявить свое видение как лучше

5

Первичная проверка понимания

Познавательные УУД:

Осознавать особенности русского праздника, его традиции и обряды

Личностные УУД:

Воплощать музыкальное развитие образах в собственном исполнении

в игре , пении

Коммуникативные УУД:

Передавать эмоциональное состояние в различных видах музыкально-творческой деятельности в пении, игре на музыкальных инструментах, участие в играх, сценках в процессе коллективного музицирования

Предлагает ответить на вопросы по праздничному календарю, петь песни, играть на инструментах, собрать пословицы.

Ребята рассказывают о празднике, пытаются размышлять, зачем сжигали чучело зимы, составляют пословицы и поговорки

Оценивают свою работу на уроке, отвечают на вопросы.

Отвечают на поставленные вопросы, поют и играют, выражая свое понимание музыкальных произведений

Играют, поют, участвуют в играх, хороводах, сценках

Участвовать в каждом задании, во всех видах деятельности на уроке





Осознание того, что вместе интересней и веселей

6

Первичное закрепление

Познавательные УУД:

Устные речевые высказывания о праздничном календаре, его особенностях, характере песен, настроении

Личностные УУД:

Проявление эмоциональной отзывчивости при прослушивании музыки.

Регулятивные УУД:

Само регуляция, мобилизация к участию в разных видах деятельности на уроке.

Коммуникативные УУД:

Сотрудничество со сверстниками и учителем, участие в коллективной деятельности со сверстниками и учителем

Принимаю участие в исполнении русских песен, обрядовых играх, хороводах, частушках

Характеризуют как звучит музыка

Выполняют задания

Вместе исполняют хороводы, играют и поют, участвуют в играх

Рисуют на солнышках ротики, отвечающие своему настроению от проведенного урока

Отвечают на вопросы учителя по лучикам солнышка

Стараются вспомнить пройденный материал на уроке

Учащиеся могут высказываться, характеризовать праздник по дням , анализирован действия каждого дня праздничной недели

Могут настраиваться и переключаться во время на меняющиеся виды деятельности

Могут сотрудничать я в процессе совместной деятельности

7

Информация о домашнем задании,

Познавательные УУД:

Применять знания , полученные на уроке в других ситуациях

Личностные УУД:

Осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных задач

Коммуникативные УУД:

Общаться, взаимодействовать

Предлагает игры, которые выучили на уроке применять на переменах

Предлагается дома подготовить разные задания: либо частушку, либо рисунок, дибо стихотворение

Дети забирают домой солнышки с заданиями для следующего урока

Приготовить домашние задания

Будут искать материал по теме.

Могут обмениваться мнениями по уроку.

8

Рефлексия, подведение итогов занятия

Познавательные УУД:

Представление о народном празднике

Личностные УУД:

Иметь свое мнение, свое представление о празднике

Регулятивные УУД:

Оценивают свою деятельность на уроке

Коммуникативные УУД:

Формулировать собственное мнение, устное высказывание, участвовать в составе коллектива в разных видах деятельности

Зачитывает вопросы, раздает солнышки без ротика

Дети рисуют солнышку ротик, который соответствует впечатлению обучающегося.

Стараются нарисовать на солнышке ротик, отражающий впечатление от урока

Выходят на средину класса, поднимают солнышко, подводят итоги



© 2010-2022