Тема востока в русской музыке

Раздел Музыка
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Фелонина Е.А.

ГБОУ школа лицей № 1420

4 класс

Урок по теме « В музыкальном театре»

по программе Е.Д. Критской ,Г. П. Сергеевой

Тема урока

«Тема ВОСТОКА в русской музыке»

Модульный урок (1час30 минут)

Цель урока: достижение образовательных результатов путем обобщения музыкального материала, расширение музыкального опыта о русской музыке , музыке с элементами востока в творчестве русских композиторов ,художников, артистов балета ,связь национальных культур с внутренним миром человека.

Личностный результат:

Организация учебного сотрудничества и совместной деятельности учителя и учащихся, умение работать в группе и индивидуально .

Метапредметный результат: уметь выдвигать гипотезы о особенностях русской музыки и музыки востока ,о музыкальной орнаментальности ,ладовой окраске. Используя средства музыкальной выразительности уметь анализировать музыкальные фрагменты, устанавливать причинно- следственные связи, делать выводы .

Предметный результат: на основе дидактического материала анализировать интонационное своеобразие музыки других народов, создавать собственные схемы по ходу урока( блиц -опрос, использовать прием ассоциативных гроздей, ритмизацию ), уметь оценивать свою работу и результат

-1-

Фелонина Е.А.

ГБОУ школа лицей № 1420

Задачи урока:

-Выявить отличительные черты русской и восточной музыки ,а также музыки с восточными интонациями.

-Используя иллюстративный и дидактический материал создать в группах кроссворд и синквейн по теме урока.

Планируемые результаты:

-Используя работу учащихся на первых уроках, перейти от жанра симфонической поэмы к жанру балета.

-В ролевой игре передать мимикой ,жестами характер героев( Шахриара ,Петрушки)

-Использовать наработанный материал в рабочих тетрадях для определения музыкальных жанров .

Перечень оборудования

СД проигрыватель

Компьютер
Проектор

Фортепиано

Дидактические карточки



-2-

Фелонина Е.А.

ГБОУ школа лицей №1420

Структура урока

Первый модуль (1 урок)

Здравствуйте ,ребята! .Сегодня тему урока Вы определите сами.

Вам предложено ответить на вопросы музыкального кроссворда и узнать ,о какой музыке сегодня пойдет речь.

Работа учащихся.

Итак- это слово Восток.

Демонстрация слайда №1.

Вопросы к учащимся.

- Что Вы знаете о востоке?

-Чем он покорял путешественников?

-Каких героев восточных сказок Вы знаете?

Итог ответов учащихся.

Слово учителя.

Итак, о востоке Мы с Вами знаем из разных областей географии, истории, культуры.

К восточным древним цивилизация относятся территории Месопотамии, Египта ,Палестины, Персии, Индии и Китая.

Демонстрация слайда №2.

Работа с карточками.

-3-

Фелонина Е.А.

ГБОУ школа лицей №1420

Вопросы:

- В древней Индии Вы знаете какую реку ,её называют священной?

-Какая религия была у индийцев?

-Кто был основателем религии, учения?

Обощение ответов учащихся.

Теперь давайте посмотрим видеофрагмент кинофильма, я думаю Вы справитесь с вопросом, из какого кинофильма этот фрагмент.

Ответы учащихся.

-это фрагмент из кинофильма о странствиях гусляра из города Новгорода, его звали Садко.

Вопросы .

-Как Вы думаете ,чем был покорён Садко?

-Что его прельстило?

Обобщение .

Конечно загадочный край, волшебный, с красивыми мифами, изделиями из драгоценный металлов, сказочной природой.

А теперь прослушаем образ Индии в симфонической поэме «Шехерезада» русского композитора Н.А .Римского- Корсакова.

Демонстрация слайда №3.

Вопросы.

- Какой образ возник у Вас при слушании музыки, один, два?

- Как передан образ женский Шехерезады и грозного султана Шахриара?

-Какими выразительными средствами пользуется композитор, раскрывая образ героев.

-4-

Фелонина Е.А.

ГБОУ школа лицей №1420

Итак, образ Шехерезады передан таинственно, нежно, зачарованно ,а султана Шахриара- грозно, величественно, мужественно, хладнокровно.

Шехерезада- сказительница ,и чтобы сохранить себе жизнь ,она вынуждена каждый вечер рассказывать ему сказки, останавливаясь на самом удивительном моменте и прося завтра дослушать продолжение.

Вопросы

-Как связан образ Шехерезады и султана с репродукциями картин Билибина и Верещагина?

Демонстрация слайда №4.

Итак, подведя итоги ,мы увидели восток в разных направлениях ,в музыке , истории, кинематографии, репродукциях.

Творческое задание. Рефлексия.

Я попрошу Вас изобразить образ одного из героев, попробуем сделать наоборот девочки нарисуют образ Шахриара ,а мальчики- Шехерезады. (Материал для работы кисти, краски, ватман находятся на столах).Работа в группах.

Итог урока : По окончании работы наилучшим живописцам вручается приз.

С героями восточных странствий мы не прощаемся, продолжим о них разговор на следующем уроке.

Домашнее задание. Создание кроссворда на тему « Восток в музыке»

-5-

Фелонина Е.А.

ГБОУ школа лицей №1420

Второй модуль.

Структура урока

Слово учителя.

Ребята, подскажите, я уверенна, Вы знаете что составляет оперный спектакль?

Ответы учащихся-это композитор ,автор текста (либреттист),художник- декоратор, гример ,вокальная группа, балетная. И это не всё участники из того, что Вы перечислили.

Демонстрация слайда№5.

Слово учителя.

Итак, мы посмотрели, что все участники оперного спектакля- это единое целое, без этого он просто не состоится.

-А что такое опера? Что это за жанр?

Давайте коснемся друг друга рукой и ещё раз повторим ,из чего состоит оперный спектакль.

- А что Вы скажите, если я попробую назвать слово, а вы его продолжите, поиграем в музыкальные ассоциации.

Например: Глинка, Россия, « Жаворонок», «Попутная песенка».

-Вы поняли задачу?

Прием ассоциативных связей

Итак я называю, город Новгород, дружина, продолжайте…..

Мы вспомнили легендарного героя былины Садко, который отправляется в далёкие страны ,к варягам ,в Веденецию (Венецию) и в Индию искать счастья.

-6-

Фелонина Е.А.

ГБОУ школа лицей №1420

Просмотр видеофрагмента. Садко в гостях индийского гостя.(кинофильм «Садко»)

-Что мы выяснили из прошлого урока об Индии?

Мы говорили о буддизме ,о индийских книгах-Ведах.

Давайте прослушаем музыкальный фрагмент из оперы «Садко».

Это ария индийского гостя.

Вопросы:

-Какой голос звучит?

-Каким представляется вам гость? (изнеженным, загадочным, похожим на колдуна)

-Как изображена его мелодия, какими средствами? (мелодия изобилует всходами и падениями, словно извивается, словно притягивает своими оборотами, будто заманивает, нежно звучит голос- тенор)

А вот наш герой Садко. Звучит Ария Садко.

-Каким видится Садко?

-Можно сказать .что в нем есть воля, выдержка, уверенность?

Задание.

Покажите мимикой, жестами образы героев.

Кто Вам больше импонирует ,кто близок и почему?

-7-

Фелонина Е.А.

ГБОУ школа лицей№1420

Демонстрация слайда №6.

Перед вами викторина, попробуйте отгадать ,какие герои сказок арабских тут представлены.

Итак , тут и маленький Мук, и Синдбад -мореход, Алладин.

-Что отличает всех героев нашего урока?

Конечно это жажда странствий путешествий, всего нового и неизведанного.

И конечно ,эти герои идут только дорогами добра.

Заключительный этап урока.

Разучивание песни «Дорогою добра» из кинофильма « Маленький Мук»

В этой песне герой не человек ,а маленький катер ,который мечтает стать большим, в нем столько радости, теплоты ,а он всего лишь катерок .Где он не бывает, ему рады и встречают с добром.

Работа над звуком, исполнение в умеренном темпе, неторопливо и мягко.

Итог урока.

Создание синквейна.

- Придумать собственное название урока.

-Назвать прилагательные по теме.

-назвать главные музыкальные существительные.

На двух уроках мы с Вами побывали в Древней Индии.

Рефлексия. Задайте друг другу вопросы, какие герои Вам запомнились , какие у них музыкальные интонации?

Домашнее задание.

Придумать афишу концерта, используя музыкальные фрагменты урока.

-8-

Фелонина Е.А.

ГБОУ школа лицей №1420

Урок 3.

Тема урока

Балет И. Стравинского « Петрушка»

Цели урока:

Найти отличительные особенности симфонической сюиты и музыкальных фрагментов балета.

Найти « русские интонации» в балете « Петрушка» и «восточные интонации»в сюите «Шехерезада» ,а так же в образе Арапа.

Проанализировать сцены « Ярмарка» из 1 картины балета.

Задачи урока:

-проанализировать средствами музыкального языка образ ,площадной ,балаганной куклы- Петрушки, Арапа.

-Показать театральной импровизацией образы героев.

- Изобразить графически сцену ярмарочных гуляний.

Планируемые результаты:

В темах « Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье», продолжить знакомство с музыкой Римского- Корсакова на основе фрагментов из оперы « Снегурочка»( Хор « Прощай, Масленица»)

Создать коллаж из детских работ в изображении Петрушки.

Перечень оборудования: синтезатор, проектор, музыкальный центр ,пианино ,ватман ,фломастеры, учебник, иллюстративный материал на доске.

- 9-

Фелонина ЕА.

ГБОУ школа лицей №1420

Структура урока:

1 этап урока.

1.Учащиеся сами определяют тему по ходу урока.

2 Задание .Вписать в них верное слово.

-10-

Садко -это (поэма, рассказ, опера, былина?

Какими средствами передан сюжет в опере и в балете?

Перечислите сценические жанры.

Назовите создателей балетного спектакля.

Сценические жанры- сиюта,опера,песня,балет?



Тема востока в русской музыке

Игровой прием.

Учитель выбирается 2 учащихся ,способных мимикой ,жестами показать

героев - Шахриара и Шехерезаду.

Вопросы:

- Какую музыку подберет нам композитор ,в зависимости от характера?

- Как изобразят их в сюите инструменты? ( какие?)

- Какие костюмы сошьет костюмер для спектакля?

- Какие декорации подберет художник ?

-Я назвала столько профессий, где они применимы?( в опере, балете, мюзикле)

И сегодня мы с Вами будем играть роли.

-10-

Фелонина Е.А.

ГБОУ школа лицей № 1420

2 этап урока.

Показ слайда. «Ярмарка» Кустодиева.

Ярмарка- это всегда веселье ,шум, балаган ,крики, зазывалы ,игры и забавы.

На доске надпись « Эй, сюда ,заходи народ честной..»

Вопросы:

-Кто помнит из какого произведения эти строки?( М.Мусоргский « Картинки с выставки»)

Мы попробуем сейчас разделиться на 2 группы, среди Вас есть и декораторы, и костюмеры и изобразить 2 кукол ярмарки.

Мозговой штурм.

Каждой команде даются карточки с именем Петрушки и Арапа .Причем учащиеся не знают о каком герое идет речь.

Ученики делают костюм герою из бумаги ,клея.

Задача самого героя показать мимикой его.

Музыкальный фрагмент. Тема Петрушки.Тема Арапа.

1 учащийся представляет героя.

По аналогии звучит тема Арапа и его представление 2 учеником.

Вопрос

- Так если наши герои были не речевые, где мы с Вами, в каком театре, на каком представлении?

Рефлексия Как мы назовем тему урока?( Балетные сцены,Гуляние и.т.д)

Показ слайда.

Краткий рассказ о балете Стравинского, его героях ,о роли В. Нежинского.

Музыкальный фрагмент. « Ярмарка»

-11-

Фелонина Е.А.

ГБОУ школа- лицей №1420

Постарайтесь выстроить линию данного фрагмента (зигзагом ,волнообразную, пунктирную,неровную).

Под этими линиями подпишите, кто перед Вами танцует.

Кого Вы увидели в музыке? Какими музыкальными средствами они переданы?

Показ слайда

Учитель.

На уроке прозвучали музыкальные истории арабских сказок, русских.

У них есть свои черты и особенности.

Брейн- ринг.

-Шахриар -это герой сказки и…

Тема Шехерезады звучит в исполнении ударных инструментов

Переделайте наоборот фразу

« Прошу ,Вас,люди, не посещайте… »( Эй,сюда,заходи народ честной)

- Он смешон и любим толпой ,у него колпак и красный нос?

-В нем сюжет можно передать хореографией, что это?

Звучит песня «Добрые сказки детства»

Домашнее задание.

Создать театральную афишу к балету « Петрушка»

Итог. Вопросы друг другу. Правда ли что?( продолжают сами)

-12-

Фелонина Е.А.

ГБОУ школа лицей №1420

Используемые материалы:









-13-

[Введите текст]


© 2010-2022