- Преподавателю
- Музыка
- Тема востока в русской музыке
Тема востока в русской музыке
Раздел | Музыка |
Класс | 4 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Фелонина Е.А. |
Дата | 01.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Фелонина Е.А.
ГБОУ школа лицей № 1420
4 класс
Урок по теме « В музыкальном театре»
по программе Е.Д. Критской ,Г. П. Сергеевой
Тема урока
«Тема ВОСТОКА в русской музыке»
Модульный урок (1час30 минут)
Цель урока: достижение образовательных результатов путем обобщения музыкального материала, расширение музыкального опыта о русской музыке , музыке с элементами востока в творчестве русских композиторов ,художников, артистов балета ,связь национальных культур с внутренним миром человека.
Личностный результат:
Организация учебного сотрудничества и совместной деятельности учителя и учащихся, умение работать в группе и индивидуально .
Метапредметный результат: уметь выдвигать гипотезы о особенностях русской музыки и музыки востока ,о музыкальной орнаментальности ,ладовой окраске. Используя средства музыкальной выразительности уметь анализировать музыкальные фрагменты, устанавливать причинно- следственные связи, делать выводы .
Предметный результат: на основе дидактического материала анализировать интонационное своеобразие музыки других народов, создавать собственные схемы по ходу урока( блиц -опрос, использовать прием ассоциативных гроздей, ритмизацию ), уметь оценивать свою работу и результат
-1-
Фелонина Е.А.
ГБОУ школа лицей № 1420
Задачи урока:
-Выявить отличительные черты русской и восточной музыки ,а также музыки с восточными интонациями.
-Используя иллюстративный и дидактический материал создать в группах кроссворд и синквейн по теме урока.
Планируемые результаты:
-Используя работу учащихся на первых уроках, перейти от жанра симфонической поэмы к жанру балета.
-В ролевой игре передать мимикой ,жестами характер героев( Шахриара ,Петрушки)
-Использовать наработанный материал в рабочих тетрадях для определения музыкальных жанров .
Перечень оборудования
СД проигрыватель
Компьютер
Проектор
Фортепиано
Дидактические карточки
-2-
Фелонина Е.А.
ГБОУ школа лицей №1420
Структура урока
Первый модуль (1 урок)
Здравствуйте ,ребята! .Сегодня тему урока Вы определите сами.
Вам предложено ответить на вопросы музыкального кроссворда и узнать ,о какой музыке сегодня пойдет речь.
Работа учащихся.
Итак- это слово Восток.
Демонстрация слайда №1.
Вопросы к учащимся.
- Что Вы знаете о востоке?
-Чем он покорял путешественников?
-Каких героев восточных сказок Вы знаете?
Итог ответов учащихся.
Слово учителя.
Итак, о востоке Мы с Вами знаем из разных областей географии, истории, культуры.
К восточным древним цивилизация относятся территории Месопотамии, Египта ,Палестины, Персии, Индии и Китая.
Демонстрация слайда №2.
Работа с карточками.
-3-
Фелонина Е.А.
ГБОУ школа лицей №1420
Вопросы:
- В древней Индии Вы знаете какую реку ,её называют священной?
-Какая религия была у индийцев?
-Кто был основателем религии, учения?
Обощение ответов учащихся.
Теперь давайте посмотрим видеофрагмент кинофильма, я думаю Вы справитесь с вопросом, из какого кинофильма этот фрагмент.
Ответы учащихся.
-это фрагмент из кинофильма о странствиях гусляра из города Новгорода, его звали Садко.
Вопросы .
-Как Вы думаете ,чем был покорён Садко?
-Что его прельстило?
Обобщение .
Конечно загадочный край, волшебный, с красивыми мифами, изделиями из драгоценный металлов, сказочной природой.
А теперь прослушаем образ Индии в симфонической поэме «Шехерезада» русского композитора Н.А .Римского- Корсакова.
Демонстрация слайда №3.
Вопросы.
- Какой образ возник у Вас при слушании музыки, один, два?
- Как передан образ женский Шехерезады и грозного султана Шахриара?
-Какими выразительными средствами пользуется композитор, раскрывая образ героев.
-4-
Фелонина Е.А.
ГБОУ школа лицей №1420
Итак, образ Шехерезады передан таинственно, нежно, зачарованно ,а султана Шахриара- грозно, величественно, мужественно, хладнокровно.
Шехерезада- сказительница ,и чтобы сохранить себе жизнь ,она вынуждена каждый вечер рассказывать ему сказки, останавливаясь на самом удивительном моменте и прося завтра дослушать продолжение.
Вопросы
-Как связан образ Шехерезады и султана с репродукциями картин Билибина и Верещагина?
Демонстрация слайда №4.
Итак, подведя итоги ,мы увидели восток в разных направлениях ,в музыке , истории, кинематографии, репродукциях.
Творческое задание. Рефлексия.
Я попрошу Вас изобразить образ одного из героев, попробуем сделать наоборот девочки нарисуют образ Шахриара ,а мальчики- Шехерезады. (Материал для работы кисти, краски, ватман находятся на столах).Работа в группах.
Итог урока : По окончании работы наилучшим живописцам вручается приз.
С героями восточных странствий мы не прощаемся, продолжим о них разговор на следующем уроке.
Домашнее задание. Создание кроссворда на тему « Восток в музыке»
-5-
Фелонина Е.А.
ГБОУ школа лицей №1420
Второй модуль.
Структура урока
Слово учителя.
Ребята, подскажите, я уверенна, Вы знаете что составляет оперный спектакль?
Ответы учащихся-это композитор ,автор текста (либреттист),художник- декоратор, гример ,вокальная группа, балетная. И это не всё участники из того, что Вы перечислили.
Демонстрация слайда№5.
Слово учителя.
Итак, мы посмотрели, что все участники оперного спектакля- это единое целое, без этого он просто не состоится.
-А что такое опера? Что это за жанр?
Давайте коснемся друг друга рукой и ещё раз повторим ,из чего состоит оперный спектакль.
- А что Вы скажите, если я попробую назвать слово, а вы его продолжите, поиграем в музыкальные ассоциации.
Например: Глинка, Россия, « Жаворонок», «Попутная песенка».
-Вы поняли задачу?
Прием ассоциативных связей
Итак я называю, город Новгород, дружина, продолжайте…..
Мы вспомнили легендарного героя былины Садко, который отправляется в далёкие страны ,к варягам ,в Веденецию (Венецию) и в Индию искать счастья.
-6-
Фелонина Е.А.
ГБОУ школа лицей №1420
Просмотр видеофрагмента. Садко в гостях индийского гостя.(кинофильм «Садко»)
-Что мы выяснили из прошлого урока об Индии?
Мы говорили о буддизме ,о индийских книгах-Ведах.
Давайте прослушаем музыкальный фрагмент из оперы «Садко».
Это ария индийского гостя.
Вопросы:
-Какой голос звучит?
-Каким представляется вам гость? (изнеженным, загадочным, похожим на колдуна)
-Как изображена его мелодия, какими средствами? (мелодия изобилует всходами и падениями, словно извивается, словно притягивает своими оборотами, будто заманивает, нежно звучит голос- тенор)
А вот наш герой Садко. Звучит Ария Садко.
-Каким видится Садко?
-Можно сказать .что в нем есть воля, выдержка, уверенность?
Задание.
Покажите мимикой, жестами образы героев.
Кто Вам больше импонирует ,кто близок и почему?
-7-
Фелонина Е.А.
ГБОУ школа лицей№1420
Демонстрация слайда №6.
Перед вами викторина, попробуйте отгадать ,какие герои сказок арабских тут представлены.
Итак , тут и маленький Мук, и Синдбад -мореход, Алладин.
-Что отличает всех героев нашего урока?
Конечно это жажда странствий путешествий, всего нового и неизведанного.
И конечно ,эти герои идут только дорогами добра.
Заключительный этап урока.
Разучивание песни «Дорогою добра» из кинофильма « Маленький Мук»
В этой песне герой не человек ,а маленький катер ,который мечтает стать большим, в нем столько радости, теплоты ,а он всего лишь катерок .Где он не бывает, ему рады и встречают с добром.
Работа над звуком, исполнение в умеренном темпе, неторопливо и мягко.
Итог урока.
Создание синквейна.
- Придумать собственное название урока.
-Назвать прилагательные по теме.
-назвать главные музыкальные существительные.
На двух уроках мы с Вами побывали в Древней Индии.
Рефлексия. Задайте друг другу вопросы, какие герои Вам запомнились , какие у них музыкальные интонации?
Домашнее задание.
Придумать афишу концерта, используя музыкальные фрагменты урока.
-8-
Фелонина Е.А.
ГБОУ школа лицей №1420
Урок 3.
Тема урока
Балет И. Стравинского « Петрушка»
Цели урока:
Найти отличительные особенности симфонической сюиты и музыкальных фрагментов балета.
Найти « русские интонации» в балете « Петрушка» и «восточные интонации»в сюите «Шехерезада» ,а так же в образе Арапа.
Проанализировать сцены « Ярмарка» из 1 картины балета.
Задачи урока:
-проанализировать средствами музыкального языка образ ,площадной ,балаганной куклы- Петрушки, Арапа.
-Показать театральной импровизацией образы героев.
- Изобразить графически сцену ярмарочных гуляний.
Планируемые результаты:
В темах « Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье», продолжить знакомство с музыкой Римского- Корсакова на основе фрагментов из оперы « Снегурочка»( Хор « Прощай, Масленица»)
Создать коллаж из детских работ в изображении Петрушки.
Перечень оборудования: синтезатор, проектор, музыкальный центр ,пианино ,ватман ,фломастеры, учебник, иллюстративный материал на доске.
- 9-
Фелонина ЕА.
ГБОУ школа лицей №1420
Структура урока:
1 этап урока.
1.Учащиеся сами определяют тему по ходу урока.
2 Задание .Вписать в них верное слово.
-10-
Садко -это (поэма, рассказ, опера, былина?
Какими средствами передан сюжет в опере и в балете?
Перечислите сценические жанры.
Назовите создателей балетного спектакля.
Сценические жанры- сиюта,опера,песня,балет?
Игровой прием.
Учитель выбирается 2 учащихся ,способных мимикой ,жестами показать
героев - Шахриара и Шехерезаду.
Вопросы:
- Какую музыку подберет нам композитор ,в зависимости от характера?
- Как изобразят их в сюите инструменты? ( какие?)
- Какие костюмы сошьет костюмер для спектакля?
- Какие декорации подберет художник ?
-Я назвала столько профессий, где они применимы?( в опере, балете, мюзикле)
И сегодня мы с Вами будем играть роли.
-10-
Фелонина Е.А.
ГБОУ школа лицей № 1420
2 этап урока.
Показ слайда. «Ярмарка» Кустодиева.
Ярмарка- это всегда веселье ,шум, балаган ,крики, зазывалы ,игры и забавы.
На доске надпись « Эй, сюда ,заходи народ честной..»
Вопросы:
-Кто помнит из какого произведения эти строки?( М.Мусоргский « Картинки с выставки»)
Мы попробуем сейчас разделиться на 2 группы, среди Вас есть и декораторы, и костюмеры и изобразить 2 кукол ярмарки.
Мозговой штурм.
Каждой команде даются карточки с именем Петрушки и Арапа .Причем учащиеся не знают о каком герое идет речь.
Ученики делают костюм герою из бумаги ,клея.
Задача самого героя показать мимикой его.
Музыкальный фрагмент. Тема Петрушки.Тема Арапа.
1 учащийся представляет героя.
По аналогии звучит тема Арапа и его представление 2 учеником.
Вопрос
- Так если наши герои были не речевые, где мы с Вами, в каком театре, на каком представлении?
Рефлексия Как мы назовем тему урока?( Балетные сцены,Гуляние и.т.д)
Показ слайда.
Краткий рассказ о балете Стравинского, его героях ,о роли В. Нежинского.
Музыкальный фрагмент. « Ярмарка»
-11-
Фелонина Е.А.
ГБОУ школа- лицей №1420
Постарайтесь выстроить линию данного фрагмента (зигзагом ,волнообразную, пунктирную,неровную).
Под этими линиями подпишите, кто перед Вами танцует.
Кого Вы увидели в музыке? Какими музыкальными средствами они переданы?
Показ слайда
Учитель.
На уроке прозвучали музыкальные истории арабских сказок, русских.
У них есть свои черты и особенности.
Брейн- ринг.
-Шахриар -это герой сказки и…
Тема Шехерезады звучит в исполнении ударных инструментов
Переделайте наоборот фразу
« Прошу ,Вас,люди, не посещайте… »( Эй,сюда,заходи народ честной)
- Он смешон и любим толпой ,у него колпак и красный нос?
-В нем сюжет можно передать хореографией, что это?
Звучит песня «Добрые сказки детства»
Домашнее задание.
Создать театральную афишу к балету « Петрушка»
Итог. Вопросы друг другу. Правда ли что?( продолжают сами)
-12-
Фелонина Е.А.
ГБОУ школа лицей №1420
Используемые материалы:
-13-
[Введите текст]