- Преподавателю
- Музыка
- Программа внеурочной деятельности по музыке 1-4 год обучения
Программа внеурочной деятельности по музыке 1-4 год обучения
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Кондратова В.В. |
Дата | 24.11.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 7» c. Патруши
Принята «Утверждаю»
На педагогическом совете Директор МАОУ СОШ № 7
«30» августа 2014 г. с. Патруши
М.В. Смирнова
Программа внеурочной деятельности
«Весёлые нотки»
Составитель программы:
Кондратова В.В.
«Весёлые нотки»
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности обучающихся основана на трёх направлениях: слушание музыки, вокально-хоровая работа и пластическое интонирование. Программа имеет художественно-эстетическое направление и предполагает получение дополнительного образования в сфере музыкального искусства. Данная программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО по организации внеурочной деятельности учащихся.
Наблюдая за детьми, можно увидеть, что первым источником незаинтересованной радости детей является музыка. Восприятие музыки - это процесс целостного, образного, эмоционально осознанного, личностно окрашенного постижения содержания музыкального произведения.
Младенец в колыбели, не понимающий слов матери, успокаивается под пение, затем старается воспроизвести услышанную мелодию сам, баюкая себя. С этих пор у ребёнка появляется потребность в песне. С этого момента малыш, подражая взрослому, подпевает отдельные звуки, концы фраз, а затем и несложные песенки - попевки, позже начинается становление собственно певческой деятельности. Пение - один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности, который может дать им очень много.
Вокально-хоровая работа на уроках музыки в школе в большинстве случаев сводится к разучиванию песен, т.к. специальной методики постановки певческого голоса в программе по музыке нет. При подготовке внеклассных мероприятий основной акцент ставится на постановку ярких, зрелищных номеров и разучивании эффектных, современных песен, соответствующих сценарию, но никак не возможностям ребёнка.
Музыкальная педагогика постоянно обращается к решению проблемы «музыка - движение». Известный швейцарский педагог Э.Жак - Далькроз разработал систему ритмического воспитания детей, а преподаватель Иерусалимской академии Вероника Коэн - пластического интонирования на уроке музыки, основой которой является развитие музыкального слуха посредством движений, органически сочетающихся с музыкой. Исследовали эту область и отечественные педагоги - Д. Кабалевский, Н.Г.Александрова, Н.П.Збруева и др.
Что же такое «пластическое интонирование»? Это познание музыки через жест, движение, превращение процесса восприятия музыки из пассивной формы работы (слушание) в активную.
При этом решается целый ряд проблем:
1. Психологическая: «музыка - часть меня, я - часть музыки». Новые ощущения себя активизируют восприятие, мышление, память, способствует увлечённости и творчеству и возникновению непроизвольного внимания.
2. Образовательная: помогает зрительно показать сложные музыкальные понятия, не разрушив процесса слушания:
секвенции, фразировку, динамические градации, смену лада, штрихов, среагировать на малейшее изменение эмоционального плана, наглядно показать построение музыки, превратив «сухую» беседу в увлекательную игру, где все эти понятия связываются в сюжет, участником которого становится каждый ребёнок.
Особенно заинтересовала меня методика «Зеркала». Объясняя суть новой игры ребятам, В.Коэн говорит: «Мои руки - это зеркала, в которых отражается музыка». И с этого момента в классе начинаются чудеса, ведь руки учителя, а затем и ребят, рассказывают гораздо больше, чем обычные слова. Всё ярче проявляется мудрость «Музыка начинается тогда, когда слова заканчиваются».
Требования к детям: наличие чувство ритма, музыкального слуха, чистота интонирования.
Итог творческих достижений - это участие в постановке театрализованных представлений и фольклорных праздников, где представлены различные жанры народного и авторского песенного и поэтического творчества. Именно там дети могут применить все свое умение, навыки сольного, ансамблевого и хорового пения, исполнения игровых действий, плясок и хороводных движений.
Цель программы - формирование благоприятной психологической среды для обучения навыкам слушания классической музыки;
формирование исполнительских навыков в области пения, музицирования, инсценирования ; способствовать развитию креативности учащихся; воспитывать любовь и интерес к вокальным произведениям различных музыкальных стилей;
Задачи:
· создать условия для самовыражения детей, актуализации их личностных качеств;
· воспитание желания и потребности музыкальной классики;
· развитие певческого диапазона голоса, формирование его естественного звучания;
· организация деятельности голосового аппарата, укрепление голосовых связок;
· совершенствовать певческие способности детей, формирование правильного дыхания, дикции, артикуляции в пении;
· формировать эмоционально-эстетическое восприятие окружающего мира через пение, слушание и исполнение музыки;
· развивать у детей творческое начало, поощрять самостоятельность, инициативу и импровизационные способности в пении и пластическом интонировании.
Занятия проводятся один раз в неделю.
Реализацию целевого назначения программы обеспечивают следующие принципы обучения:
1. Занятия строятся согласно логике творчества - от творческой до достижения творческого результата.
2. Занятия строятся таким образом, чтобы в активной работе могли участвовать все обучающиеся.
3. Занятия строятся так, чтобы дети имели возможность сменить типы и ритмы работы.
Занятия не только повышают общую музыкальную культуру, способствуют проявлению индивидуального творческого начала, но и в значительной степени способствуют всестороннему развитию обучающихся и формируют мировоззрение.
Методы обучения:
1. Музыкальное сопровождение как методический приём. Педагог своими пояснениями, примером может помочь детям приобрести умения начинать и заканчивать исполнять песню вместе с музыкой. Правильно подобранный репертуар несёт в себе эмоции, которые маленькие исполнители проявляют в пении.
2. Наглядно-зительный метод применяется для того, чтобы конкретизировать впечатления, разбудить фантазию, проиллюстрировать незнакомые явления, образы. Зрительная наглядность должна сочетаться со слуховой, помогать слуховому восприятию. (Практическое исполнение песен педагогом, видеозаписи исполнителей, наглядность в обучении певческому дыханию).
3. Словесный метод- с помощью слова можно углубить восприятие музыки, сделать его более образным, осмысленным. Особенностью словесного метода в воспитании детей является то, что здесь требуется не бытовая, а образная речь для пояснения содержания песен.
4. Социо - игровой метод - у младших школьников игра-ведущий вид деятельности. Следовательно, занятия должны быть так составлены, чтобы они напоминали игру, но отвечали задачам, которые необходимо решить на данном этапе.
Условия и необходимые для работы средства:
· помещение для занятий ;
· ТСО (музыкальный центр с функцией караоке);
· фортепиано;
· фонотека (необходимые для занятий музыкальные произведения и фонограммы в записи);
· видеомагнитофон с видеофильмами;
· ПК.
Планируемый результат:
Дети должны иметь устойчивый интерес к песне, уметь эмоционально исполнить её. Расширять певческий диапазон детей, учить правильно передавать мелодию, петь индивидуально, подгруппами, коллективно. Дети должны использовать песню в самостоятельной деятельности, изъявлять желание участвовать в концертах, на утренниках, в театрализациях.
Построение работы определяется в несколько этапов:
1. Развитие выразительности речи и координации между восприятием и выражением игрового образа, мысли, звука.
2. Развитие общей моторики, артикуляции, дикции, пластики
3. Развитие музыкальных способностей, фантазии, кругозора.
4. Приобщение детей к концертной деятельности.
5. Формирование основ певческой и музыкальной культуры, эстетических эмоций, интересов, вокально-хоровых умений и навыков.
6. Использование элементов ритмики, как одного из способов
7. Развитие творческих способностей обучающихся.
Учебно-тематический план
1 год обучения (33 часа)
№
п/п
Тема занятия
Кол-во часов
1
«Как зародилась музыка?»
1
2
«Голосовые игры»
1
3
«Сказка о музыкальных капельках»
1
4
Легенда о «Трёх китах»
1
5
«Голосовые игры»
1
6
«Здравствуй, Осень»
1
7
Пластическое интонирование. «Где был, Иванушка»
1
8
Пластическое интонирование. « К нам гости пришли»
1
9
«Осенние забавы»
1
10
«Весёлые нотки»
1
11
«Голосовые игры»
1
12
«Музыкальные инструменты»
1
13
«Зачем у флейты дырочка?»
1
14
Разыграй песню. «Раз морозною зимой»
1
15
Пластическое интонирование. С.Рахманинов «Полечка»
1
16
«Зимние забавы»
1
17
П.И Чайковский «Детский альбом»
1
18
Пластическое интонирование. «Марш деревянных солдатиков»
1
19
«Голосовые игры»
1
20
«Болезнь куклы»
1
21
«Новая кукла»
1
22
Музыкальные портреты. «Три подружки»
1
23
Разыграй песню «Антошка»
1
24
Пластическое интонирование. «Чунга - Чанга»
1
25
«Голосовые игры»
1
26
«Весенние забавы»
1
27
П.И Чайковский «Песня жаворонка»
1
28
«Голосовые игры»
1
29
Пластическое интонирование «В траве сидел кузнечик»
1
30
«Путешествие по музыкальной лесенке»
1
31
Разыграй песню «Львёнок и черепаха»
1
32
«Голосовые игры»
1
33
«Здравствуй, лето!»
1
33ч
Слушание музыки
11ч
Вокально-хоровая работа
11ч
Пластическое интонирование
11ч
2 год обучения (34 часа)
№
п/п
Тема занятия
Кол-во часов
1
Введение. Владение голосовым аппаратом. Использование певческих навыков.
2
2
Теоретические основы. Гигиена певческого голоса
1
3
Теоретические основы. Психологическая готовность к выступлению.
1
4
Дыхание. Типы певческого дыхания. Работа над певческим дыханием.
2
5
Распевание. Атака звука. Виды атаки звука и способ звуковедения.
3
6
Распевание. Развитие звуковысотного диапазона.
2
7
Распевание. Развитие динамического диапазона.
4
8
Распевание. Работа над тембром.
3
9
Распевание. Работа над подвижностью голосов.
3
10
Дикция. Работа над согласными.
3
11
Дикция. Работа над гласными.
3
12
Дикция. Работа над выразительностью слов в пении.
3
13
Работа над сценическим образом. Использование элементов ритмики. Движения под музыку.
4
34ч
Слушание музыки
11ч
Вокально-хоровая работа
12ч
Пластическое интонирование
11ч
Планируемый результат (2 год обучения):
-
наличие повышенного интереса к вокальному искусству;
-
соблюдать певческую установку;
-
понимать дирижёрские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало пения и окончание);
-
уметь правильно дышать (спокойно, бесшумно, не поднимая плеч);
-
уметь точно повторить
Тематическое планирование 3 год обучения
№
п/п
Тема занятия
Кол-во часов
1
Введение. Владение голосовым аппаратом. Использование певческих навыков.
2
2
Теоретические основы. Гигиена певческого голоса
1
3
Теоретические основы. Психологическая готовность к выступлению.
1
4
Теоретические основы. Нотная грамота.
2
5
Дыхание. Типы певческого дыхания. Работа над певческим дыханием. Цепное дыхание.
4
6
Распевание. Развитие звуковысотного и динамического диапазона.
4
7
Распевание. Работа над тембром.
4
8
Распевание. Работа над подвижностью голосов.
3
9
Дикция. Работа над согласными.
3
10
Дикция. Работа над гласными.
3
11
Дикция. Работа над выразительностью слов в пении.
3
12
Работа над сценическим образом. Использование элементов ритмики, сценической культуры. Движения под музыку.
4
34ч
Слушание музыки
11ч
Вокально-хоровая работа
12ч
Пластическое интонирование
11ч
Планируемый результат (3 год обучения):
-
наличие повышенного интереса к вокальному искусству;
-
соблюдать певческую установку;
-
понимать дирижёрские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало пения и окончание);
-
знать основы музыкальной грамоты;
-
уметь правильно дышать (спокойно, бесшумно, не поднимая плеч);
-
уметь петь на одном дыхании более длинные музыкальные фразы;
-
уметь точно повторить заданный звук;
-
уметь в подвижных песнях делать быстрый вдох;
-
уметь петь чисто в унисон;
-
уметь дать критическую оценку своему исполнению;
-
уметь использовать элементы ритмики и движения под музыку;
-
уметь работать в сценическом образе;
-
принимать участие в творческой жизни кружка;
-
участвовать в конкурсах и концертах;
-
уметь петь под фонограмму с различным аккомпанементом.
Тематическое планирование 4 год обучения
№
п/п
Тема занятия
Кол-во часов
1
Введение. Владение голосовым аппаратом. Использование певческих навыков.
2
2
Теоретические основы. Гигиена певческого голоса
1
3
Теоретические основы. Психологическая готовность к выступлению.
1
4
Теоретические основы. Нотная грамота.
2
5
Дыхание. Типы певческого дыхания. Работа над певческим дыханием. Цепное дыхание.
4
6
Распевание. Развитие звуковысотного и динамического диапазона.
4
7
Распевание. Работа над тембром.
4
8
Распевание. Работа над подвижностью голосов.
3
9
Дикция. Работа над согласными.
3
10
Дикция. Работа над гласными.
3
11
Дикция. Работа над выразительностью слов в пении.
3
12
Работа над сценическим образом. Использование элементов ритмики, сценической культуры. Движения под музыку. Постановка танцевальных движений.
4
34ч
Слушание музыки
11ч
Вокально-хоровая работа
12ч
Пластическое интонирование
11ч
Планируемый результат (4 год обучения):
-
соблюдать певческую установку;
-
понимать дирижёрские жесты;
-
знать основы музыкальной грамоты;
-
знать поведение певца до выхода на сцену и во время выступления;
-
уметь правильно дышать (спокойно, бесшумно, не поднимая плеч);
-
уметь петь на одном дыхании более длинные музыкальные фразы;
-
уметь точно повторить заданный звук;
-
уметь в подвижных песнях делать быстрый вдох;
-
уметь петь чисто в унисон;
-
уметь дать критическую оценку своему исполнению;
-
уметь работать в сценическом образе;
-
уметь исполнять вокальные произведения выразительно, осмысленно;
-
принимать участие в творческой жизни кружка;
-
участвовать во всех конкурсах, фестивалях и концертах;
-
уметь петь под фонограмму с различным аккомпанементом.
4.Требования к подготовке учащихся
-
знать строение артикуляционного аппарата;
-
знать и понимать особенности и возможности певческого голоса;
-
знать гигиену голоса;
-
понимать и различать виды атаки звука и по требованию педагога петь «мягко, легко, нежно»;
-
знать место дикции в исполнительской деятельности;
-
стремиться передавать характер песни, петь выразительно и осмысленно;
-
уметь правильно дышать (спокойно, бесшумно, не поднимая плеч);
-
уметь петь короткие фразы на едином дыхании;
-
принимать участие в творческой жизни кружка.
Список литературы для педагога
-
Анисимов В.П. Методы диагностики музыкальных способностей. - М.: Музыка, 2007.
-
Венгрус Л.А. Начальное интенсивное хоровое пение. - С.-Пб., Музыка, 2000.
-
Гонтаренко Н.Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства /Н.Б.Гонтаренко. - Изд. 2-е - Ростов н/Д: Феникс, 2007.
-
Емельянов Е.В. Развитие голоса. Координация и тренинг, 5- изд., стер. - СПб.: Издательство «Лань»; Издательство «Планета музыки», 2007.
-
Исаева И.О. Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных способностей /И.О. Исаева - М.: АСТ; Астрель, 2007.
-
Полякова О. И. Работа с детским вокально-инструментальным ансамблем (методические рекомендации) // Модернизация профессиональной подготовки педагога-музыканта. Сборник научных трудов. - М., МПГУ, 2002.
-
Полякова О.И. Детские вокально-инструментальные ансамбли в системе дополнительного образования // Материалы 1-й Международной межвузовской научно-практической конференции 29-31марта 2001. - Екатеринбург, 2001.
-
Полякова О.И. Детский эстрадный коллектив: Методические рекомендации. - М.: Московский Городской Дворец детского (юношеского) творчества, Дом научно-технического творчества молодежи, 2004.
-
Полякова О.И. К вопросу обучения детей эстрадному пению // Материалы 1-й Международной межвузовской научно-практической конференции 29-31марта 2001 года. - Екатеринбург, 2001.
-
Полякова О.И. Принципы подбора репертуара для детской эстрадной студии // Народно-певческая культура: региональные традиции, проблемы изучения, пути развития. - Тамбов: ТГУ им. Г.Р. Державина, 2002.
-
Полякова О.И. Проблема активизация творческого мышления обучающихся детской эстрадной студии // Научные труды Московского педагогического государственного университета. Гуманитарные науки: Сборник статей. - М., МПГУ, Прометей, 2001.
-
Полякова О.И., Клипп О.Я. Теоретические и методические основы вокальной и инструментальной эстрадой музыки. Учебное пособие. - М., 2004.
-
Риггз С. Пойте как звезды. / Сост и ред. Дж. Д.Карателло . - СПб.: Питер , 2007.
-
Самарин В.А., Уколова Л.И. Методика работы с детскими вокально-хоровыми коллективами. - М., 1999.
-
Самарин В.А. Хороведение и хоровая аранжировка. - М., 2002.
-
Современный урок музыки, творческие приемы и задания. Смолина Е.А. - Ярославль, 2006.
Список полезных интернет - ресурсов для педагога
1. mp3sort.com/
2. s-f-k.forum2x2.ru/index.htm
3. forums.minus-fanera.com/index.php
4. alekseev.numi.ru/
5. talismanst.narod.ru/
6. rodniki-studio.ru/
7. a-pesni.golosa.info/baby/Baby.htm
8. lastbell.ru/pesni.html
9. fonogramm.net/songs/14818
10. vstudio.ru/muzik.htm
11. bertrometr.mylivepage.ru/blog/index/
12. sozvezdieoriona.ucoz.ru/?lzh1ed
13. notomania.ru/view.php?id=207
14. notes.tarakanov.net/
15. irina-music.ucoz.ru/load
Список литературы для учащихся
-
Великие музыканты XX века. Сидорович Д.Е. - М.: 2003.
-
Детская музыкальная энциклопедия. Тэтчэлл Д. - АСТ 2002.
-
Журавленко Н.И. Уроки пения. - Минск: «Полиграфмаркет», 1998.
-
Журнал Звуковая дорожка, все выпуски.
-
Музыка волн, музыка ветра. В. Цой. - ЭКСМО 2006.
-
Нейл Моррис. Музыка и танец. Серия «Всё обо всём». - М.: 2002.
-
Острандер Ш., Шредер Л., Острандер Н. Суперобучение 2000.
-
Словарь юного музыканта. Михеева Л.В. - АСТ 2009.