Программа внеурочной деятельности по музыке 1-4 год обучения

Программа внеурочной деятельности обучающихся основана на трёх направлениях: слушание музыки, вокально-хоровая работа и пластическое интонирование. Программа имеет художественно-эстетическое направление и предполагает получение дополнительного образования в сфере музыкального искусства. Данная программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО по организации внеурочной деятельности учащихся. Наблюдая за детьми, можно увидеть, что первым источником незаинтересованной радости детей являе...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 7» c. Патруши

Принята «Утверждаю»

На педагогическом совете Директор МАОУ СОШ № 7

«30» августа 2014 г. с. Патруши

М.В. Смирнова


Программа внеурочной деятельности

«Весёлые нотки»


Составитель программы:

Кондратова В.В.








«Весёлые нотки»

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности обучающихся основана на трёх направлениях: слушание музыки, вокально-хоровая работа и пластическое интонирование. Программа имеет художественно-эстетическое направление и предполагает получение дополнительного образования в сфере музыкального искусства. Данная программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО по организации внеурочной деятельности учащихся.

Наблюдая за детьми, можно увидеть, что первым источником незаинтересованной радости детей является музыка. Восприятие музыки - это процесс целостного, образного, эмоционально осознанного, личностно окрашенного постижения содержания музыкального произведения.

Младенец в колыбели, не понимающий слов матери, успокаивается под пение, затем старается воспроизвести услышанную мелодию сам, баюкая себя. С этих пор у ребёнка появляется потребность в песне. С этого момента малыш, подражая взрослому, подпевает отдельные звуки, концы фраз, а затем и несложные песенки - попевки, позже начинается становление собственно певческой деятельности. Пение - один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности, который может дать им очень много.

Вокально-хоровая работа на уроках музыки в школе в большинстве случаев сводится к разучиванию песен, т.к. специальной методики постановки певческого голоса в программе по музыке нет. При подготовке внеклассных мероприятий основной акцент ставится на постановку ярких, зрелищных номеров и разучивании эффектных, современных песен, соответствующих сценарию, но никак не возможностям ребёнка.

Музыкальная педагогика постоянно обращается к решению проблемы «музыка - движение». Известный швейцарский педагог Э.Жак - Далькроз разработал систему ритмического воспитания детей, а преподаватель Иерусалимской академии Вероника Коэн - пластического интонирования на уроке музыки, основой которой является развитие музыкального слуха посредством движений, органически сочетающихся с музыкой. Исследовали эту область и отечественные педагоги - Д. Кабалевский, Н.Г.Александрова, Н.П.Збруева и др.

Что же такое «пластическое интонирование»? Это познание музыки через жест, движение, превращение процесса восприятия музыки из пассивной формы работы (слушание) в активную.

При этом решается целый ряд проблем:

1. Психологическая: «музыка - часть меня, я - часть музыки». Новые ощущения себя активизируют восприятие, мышление, память, способствует увлечённости и творчеству и возникновению непроизвольного внимания.

2. Образовательная: помогает зрительно показать сложные музыкальные понятия, не разрушив процесса слушания:

секвенции, фразировку, динамические градации, смену лада, штрихов, среагировать на малейшее изменение эмоционального плана, наглядно показать построение музыки, превратив «сухую» беседу в увлекательную игру, где все эти понятия связываются в сюжет, участником которого становится каждый ребёнок.

Особенно заинтересовала меня методика «Зеркала». Объясняя суть новой игры ребятам, В.Коэн говорит: «Мои руки - это зеркала, в которых отражается музыка». И с этого момента в классе начинаются чудеса, ведь руки учителя, а затем и ребят, рассказывают гораздо больше, чем обычные слова. Всё ярче проявляется мудрость «Музыка начинается тогда, когда слова заканчиваются».

Требования к детям: наличие чувство ритма, музыкального слуха, чистота интонирования.

Итог творческих достижений - это участие в постановке театрализованных представлений и фольклорных праздников, где представлены различные жанры народного и авторского песенного и поэтического творчества. Именно там дети могут применить все свое умение, навыки сольного, ансамблевого и хорового пения, исполнения игровых действий, плясок и хороводных движений.

Цель программы - формирование благоприятной психологической среды для обучения навыкам слушания классической музыки;

формирование исполнительских навыков в области пения, музицирования, инсценирования ; способствовать развитию креативности учащихся; воспитывать любовь и интерес к вокальным произведениям различных музыкальных стилей;

Задачи:

· создать условия для самовыражения детей, актуализации их личностных качеств;

· воспитание желания и потребности музыкальной классики;

· развитие певческого диапазона голоса, формирование его естественного звучания;

· организация деятельности голосового аппарата, укрепление голосовых связок;

· совершенствовать певческие способности детей, формирование правильного дыхания, дикции, артикуляции в пении;

· формировать эмоционально-эстетическое восприятие окружающего мира через пение, слушание и исполнение музыки;

· развивать у детей творческое начало, поощрять самостоятельность, инициативу и импровизационные способности в пении и пластическом интонировании.

Занятия проводятся один раз в неделю.

Реализацию целевого назначения программы обеспечивают следующие принципы обучения:

1. Занятия строятся согласно логике творчества - от творческой до достижения творческого результата.

2. Занятия строятся таким образом, чтобы в активной работе могли участвовать все обучающиеся.

3. Занятия строятся так, чтобы дети имели возможность сменить типы и ритмы работы.

Занятия не только повышают общую музыкальную культуру, способствуют проявлению индивидуального творческого начала, но и в значительной степени способствуют всестороннему развитию обучающихся и формируют мировоззрение.

Методы обучения:

1. Музыкальное сопровождение как методический приём. Педагог своими пояснениями, примером может помочь детям приобрести умения начинать и заканчивать исполнять песню вместе с музыкой. Правильно подобранный репертуар несёт в себе эмоции, которые маленькие исполнители проявляют в пении.

2. Наглядно-зительный метод применяется для того, чтобы конкретизировать впечатления, разбудить фантазию, проиллюстрировать незнакомые явления, образы. Зрительная наглядность должна сочетаться со слуховой, помогать слуховому восприятию. (Практическое исполнение песен педагогом, видеозаписи исполнителей, наглядность в обучении певческому дыханию).

3. Словесный метод- с помощью слова можно углубить восприятие музыки, сделать его более образным, осмысленным. Особенностью словесного метода в воспитании детей является то, что здесь требуется не бытовая, а образная речь для пояснения содержания песен.

4. Социо - игровой метод - у младших школьников игра-ведущий вид деятельности. Следовательно, занятия должны быть так составлены, чтобы они напоминали игру, но отвечали задачам, которые необходимо решить на данном этапе.

Условия и необходимые для работы средства:

· помещение для занятий ;

· ТСО (музыкальный центр с функцией караоке);

· фортепиано;

· фонотека (необходимые для занятий музыкальные произведения и фонограммы в записи);

· видеомагнитофон с видеофильмами;

· ПК.

Планируемый результат:

Дети должны иметь устойчивый интерес к песне, уметь эмоционально исполнить её. Расширять певческий диапазон детей, учить правильно передавать мелодию, петь индивидуально, подгруппами, коллективно. Дети должны использовать песню в самостоятельной деятельности, изъявлять желание участвовать в концертах, на утренниках, в театрализациях.

Построение работы определяется в несколько этапов:

1. Развитие выразительности речи и координации между восприятием и выражением игрового образа, мысли, звука.

2. Развитие общей моторики, артикуляции, дикции, пластики

3. Развитие музыкальных способностей, фантазии, кругозора.

4. Приобщение детей к концертной деятельности.

5. Формирование основ певческой и музыкальной культуры, эстетических эмоций, интересов, вокально-хоровых умений и навыков.

6. Использование элементов ритмики, как одного из способов

7. Развитие творческих способностей обучающихся.

Учебно-тематический план

1 год обучения (33 часа)

п/п

Тема занятия

Кол-во часов

1

«Как зародилась музыка?»

1

2

«Голосовые игры»

1

3

«Сказка о музыкальных капельках»

1

4

Легенда о «Трёх китах»

1

5

«Голосовые игры»

1

6

«Здравствуй, Осень»

1

7

Пластическое интонирование. «Где был, Иванушка»

1

8

Пластическое интонирование. « К нам гости пришли»

1

9

«Осенние забавы»

1

10

«Весёлые нотки»

1

11

«Голосовые игры»

1

12

«Музыкальные инструменты»

1

13

«Зачем у флейты дырочка?»

1

14

Разыграй песню. «Раз морозною зимой»

1

15

Пластическое интонирование. С.Рахманинов «Полечка»

1

16

«Зимние забавы»

1

17

П.И Чайковский «Детский альбом»

1

18

Пластическое интонирование. «Марш деревянных солдатиков»

1

19

«Голосовые игры»

1

20

«Болезнь куклы»

1

21

«Новая кукла»

1

22

Музыкальные портреты. «Три подружки»

1

23

Разыграй песню «Антошка»

1

24

Пластическое интонирование. «Чунга - Чанга»

1

25

«Голосовые игры»

1

26

«Весенние забавы»

1

27

П.И Чайковский «Песня жаворонка»

1

28

«Голосовые игры»

1

29

Пластическое интонирование «В траве сидел кузнечик»

1

30

«Путешествие по музыкальной лесенке»

1

31

Разыграй песню «Львёнок и черепаха»

1

32

«Голосовые игры»

1

33

«Здравствуй, лето!»

1

33ч

Слушание музыки

11ч

Вокально-хоровая работа

11ч

Пластическое интонирование

11ч

2 год обучения (34 часа)

п/п

Тема занятия

Кол-во часов

1

Введение. Владение голосовым аппаратом. Использование певческих навыков.

2

2

Теоретические основы. Гигиена певческого голоса

1

3

Теоретические основы. Психологическая готовность к выступлению.

1

4

Дыхание. Типы певческого дыхания. Работа над певческим дыханием.

2

5

Распевание. Атака звука. Виды атаки звука и способ звуковедения.

3

6

Распевание. Развитие звуковысотного диапазона.

2

7

Распевание. Развитие динамического диапазона.

4

8

Распевание. Работа над тембром.

3

9

Распевание. Работа над подвижностью голосов.

3

10

Дикция. Работа над согласными.

3

11

Дикция. Работа над гласными.

3

12

Дикция. Работа над выразительностью слов в пении.

3

13

Работа над сценическим образом. Использование элементов ритмики. Движения под музыку.

4

34ч

Слушание музыки

11ч

Вокально-хоровая работа

12ч

Пластическое интонирование

11ч



Планируемый результат (2 год обучения):

  • наличие повышенного интереса к вокальному искусству;

  • соблюдать певческую установку;

  • понимать дирижёрские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало пения и окончание);

  • уметь правильно дышать (спокойно, бесшумно, не поднимая плеч);

  • уметь точно повторить







Тематическое планирование 3 год обучения

п/п

Тема занятия

Кол-во часов

1

Введение. Владение голосовым аппаратом. Использование певческих навыков.

2

2

Теоретические основы. Гигиена певческого голоса

1

3

Теоретические основы. Психологическая готовность к выступлению.

1

4

Теоретические основы. Нотная грамота.

2

5

Дыхание. Типы певческого дыхания. Работа над певческим дыханием. Цепное дыхание.

4

6

Распевание. Развитие звуковысотного и динамического диапазона.

4

7

Распевание. Работа над тембром.

4

8

Распевание. Работа над подвижностью голосов.

3

9

Дикция. Работа над согласными.

3

10

Дикция. Работа над гласными.

3

11

Дикция. Работа над выразительностью слов в пении.

3

12

Работа над сценическим образом. Использование элементов ритмики, сценической культуры. Движения под музыку.

4


34ч

Слушание музыки

11ч

Вокально-хоровая работа

12ч

Пластическое интонирование

11ч

Планируемый результат (3 год обучения):

  • наличие повышенного интереса к вокальному искусству;

  • соблюдать певческую установку;

  • понимать дирижёрские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало пения и окончание);

  • знать основы музыкальной грамоты;

  • уметь правильно дышать (спокойно, бесшумно, не поднимая плеч);

  • уметь петь на одном дыхании более длинные музыкальные фразы;

  • уметь точно повторить заданный звук;

  • уметь в подвижных песнях делать быстрый вдох;

  • уметь петь чисто в унисон;

  • уметь дать критическую оценку своему исполнению;

  • уметь использовать элементы ритмики и движения под музыку;

  • уметь работать в сценическом образе;

  • принимать участие в творческой жизни кружка;

  • участвовать в конкурсах и концертах;

  • уметь петь под фонограмму с различным аккомпанементом.

Тематическое планирование 4 год обучения

п/п

Тема занятия

Кол-во часов

1

Введение. Владение голосовым аппаратом. Использование певческих навыков.

2

2

Теоретические основы. Гигиена певческого голоса

1

3

Теоретические основы. Психологическая готовность к выступлению.

1

4

Теоретические основы. Нотная грамота.

2

5

Дыхание. Типы певческого дыхания. Работа над певческим дыханием. Цепное дыхание.

4

6

Распевание. Развитие звуковысотного и динамического диапазона.

4

7

Распевание. Работа над тембром.

4

8

Распевание. Работа над подвижностью голосов.

3

9

Дикция. Работа над согласными.

3

10

Дикция. Работа над гласными.

3

11

Дикция. Работа над выразительностью слов в пении.

3

12

Работа над сценическим образом. Использование элементов ритмики, сценической культуры. Движения под музыку. Постановка танцевальных движений.

4

34ч

Слушание музыки

11ч

Вокально-хоровая работа

12ч

Пластическое интонирование

11ч

Планируемый результат (4 год обучения):

  • соблюдать певческую установку;

  • понимать дирижёрские жесты;

  • знать основы музыкальной грамоты;

  • знать поведение певца до выхода на сцену и во время выступления;

  • уметь правильно дышать (спокойно, бесшумно, не поднимая плеч);

  • уметь петь на одном дыхании более длинные музыкальные фразы;

  • уметь точно повторить заданный звук;

  • уметь в подвижных песнях делать быстрый вдох;

  • уметь петь чисто в унисон;

  • уметь дать критическую оценку своему исполнению;

  • уметь работать в сценическом образе;

  • уметь исполнять вокальные произведения выразительно, осмысленно;

  • принимать участие в творческой жизни кружка;

  • участвовать во всех конкурсах, фестивалях и концертах;

  • уметь петь под фонограмму с различным аккомпанементом.

4.Требования к подготовке учащихся

  • знать строение артикуляционного аппарата;

  • знать и понимать особенности и возможности певческого голоса;

  • знать гигиену голоса;

  • понимать и различать виды атаки звука и по требованию педагога петь «мягко, легко, нежно»;

  • знать место дикции в исполнительской деятельности;

  • стремиться передавать характер песни, петь выразительно и осмысленно;

  • уметь правильно дышать (спокойно, бесшумно, не поднимая плеч);

  • уметь петь короткие фразы на едином дыхании;

  • принимать участие в творческой жизни кружка.

Список литературы для педагога

  1. Анисимов В.П. Методы диагностики музыкальных способностей. - М.: Музыка, 2007.

  2. Венгрус Л.А. Начальное интенсивное хоровое пение. - С.-Пб., Музыка, 2000.

  3. Гонтаренко Н.Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства /Н.Б.Гонтаренко. - Изд. 2-е - Ростов н/Д: Феникс, 2007.

  4. Емельянов Е.В. Развитие голоса. Координация и тренинг, 5- изд., стер. - СПб.: Издательство «Лань»; Издательство «Планета музыки», 2007.

  5. Исаева И.О. Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных способностей /И.О. Исаева - М.: АСТ; Астрель, 2007.

  6. Полякова О. И. Работа с детским вокально-инструментальным ансамблем (методические рекомендации) // Модернизация профессиональной подготовки педагога-музыканта. Сборник научных трудов. - М., МПГУ, 2002.

  7. Полякова О.И. Детские вокально-инструментальные ансамбли в системе дополнительного образования // Материалы 1-й Международной межвузовской научно-практической конференции 29-31марта 2001. - Екатеринбург, 2001.

  8. Полякова О.И. Детский эстрадный коллектив: Методические рекомендации. - М.: Московский Городской Дворец детского (юношеского) творчества, Дом научно-технического творчества молодежи, 2004.

  9. Полякова О.И. К вопросу обучения детей эстрадному пению // Материалы 1-й Международной межвузовской научно-практической конференции 29-31марта 2001 года. - Екатеринбург, 2001.

  10. Полякова О.И. Принципы подбора репертуара для детской эстрадной студии // Народно-певческая культура: региональные традиции, проблемы изучения, пути развития. - Тамбов: ТГУ им. Г.Р. Державина, 2002.

  11. Полякова О.И. Проблема активизация творческого мышления обучающихся детской эстрадной студии // Научные труды Московского педагогического государственного университета. Гуманитарные науки: Сборник статей. - М., МПГУ, Прометей, 2001.

  12. Полякова О.И., Клипп О.Я. Теоретические и методические основы вокальной и инструментальной эстрадой музыки. Учебное пособие. - М., 2004.

  13. Риггз С. Пойте как звезды. / Сост и ред. Дж. Д.Карателло . - СПб.: Питер , 2007.

  14. Самарин В.А., Уколова Л.И. Методика работы с детскими вокально-хоровыми коллективами. - М., 1999.

  15. Самарин В.А. Хороведение и хоровая аранжировка. - М., 2002.

  16. Современный урок музыки, творческие приемы и задания. Смолина Е.А. - Ярославль, 2006.

Список полезных интернет - ресурсов для педагога

1. mp3sort.com/

2. s-f-k.forum2x2.ru/index.htm

3. forums.minus-fanera.com/index.php

4. alekseev.numi.ru/

5. talismanst.narod.ru/

6. rodniki-studio.ru/

7. a-pesni.golosa.info/baby/Baby.htm

8. lastbell.ru/pesni.html

9. fonogramm.net/songs/14818

10. vstudio.ru/muzik.htm

11. bertrometr.mylivepage.ru/blog/index/

12. sozvezdieoriona.ucoz.ru/?lzh1ed

13. notomania.ru/view.php?id=207

14. notes.tarakanov.net/

15. irina-music.ucoz.ru/load

Список литературы для учащихся

  1. Великие музыканты XX века. Сидорович Д.Е. - М.: 2003.

  2. Детская музыкальная энциклопедия. Тэтчэлл Д. - АСТ 2002.

  3. Журавленко Н.И. Уроки пения. - Минск: «Полиграфмаркет», 1998.

  4. Журнал Звуковая дорожка, все выпуски.

  5. Музыка волн, музыка ветра. В. Цой. - ЭКСМО 2006.

  6. Нейл Моррис. Музыка и танец. Серия «Всё обо всём». - М.: 2002.

  7. Острандер Ш., Шредер Л., Острандер Н. Суперобучение 2000.

  8. Словарь юного музыканта. Михеева Л.В. - АСТ 2009.


© 2010-2022