• Преподавателю
  • Музыка
  • Музыкальная гостиная к 175-летию П. И. Чайковского Когда б звучала музыка души во мне всегда

Музыкальная гостиная к 175-летию П. И. Чайковского Когда б звучала музыка души во мне всегда

Конспект внеклассного  мероприятия  Музыкальная гостиная может быть использован в своей работе преподавателями детских музыкальных школ и школ искусств, педагогами общеобразовательных школ и дополнительного образования детей. Данное мероприятие позволяет включить в программу живое исполнение музыки великого композитора детьми и преподавателями, показать короткие интересные видеофрагменты произведений, наиболее интересные фотографии из жизни композитора. Что особенно важно – это помощь родителей ...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное учреждение дополнительного образования

«Детская музыкальная школа»

г.п. Кондинское имени А. В. Красова



Номинация «Внеклассное мероприятие»



Музыкальная гостиная

«Когда б звучала музыка души во мне всегда…»

к 175-летию со дня рождения П.И.Чайковского





Автор конкурсной работы:

преподаватель теоретических дисциплин

Шафикова Ольга Петровна

г.п. Кондинское

Ханты-Мансийский автономный округ-Югра

2015


Музыкальная гостиная

«Когда б звучала музыка души во мне всегда…»

175 лет со дня рождения П.И.Чайковского

( звучит 1концерт для фортепиано с оркестром, 1часть )

Слайды


«Чайковский сопутствует всей моей жизни. На его музыке я росла. Она часть моей души»

( Г.Уланова)

«..он был скромен, как все действительно великие люди, и прост, как очень немногие»

( С.Рахманинов)

« Невозможно представить современный мир без музыки П.И. Чайковского»

( К.Караев)

« Дивная музыка Чайковского, в которой слышишь все, абсолютно все!

И покой и настороженность, и трепет волнения, и горе, и отчаяние, и любовь, и надежду»

(М.Плисецкая)

«Мелодия вечна, а потому вечно будет жить и Петр Ильич Чайковский.

Трудно найти не только в русской, но и в иностранной музыке подобного композитора,

который был так силен, ярок, самобытен во всех родах музыкального творчества:

инструментального, фортепианного, симфонического, оперного как П.И.Чайковский.

( А.Глазунов)

Ведущий - Добрый день, дорогие друзья!

Наша сегодняшняя встреча посвящена175 - летию со дня рождения гениального русского композитора П.И.Чайковского.

Только что прозвучали высказывания тех выдающихся людей, которые знали его лично или непосредственно соприкасались с его музыкой.

Чайковского знают люди всего мира. Нам кажется, что трудно найти сейчас такого человека, который не слышал бы его имени, его музыки. Музыка Чайковского действительно прекрасна!

(звучит Вальс из балета «Спящая красавица»). Играют учащиеся (ансамбль пианистов)

Ведущий - Каким был П.И.Чайковский? Кто может лучше всех рассказать о нем? Конечно же друзья. Хотя Чайковский любил тишину и покой, у него было много друзей. Кто же был ближе? Кто разделял все горести, радости композитора? Давайте представим, как об этом бы рассказали они сами.

(входят Чайковский и Ларош)

Чайковский - С этим человеком Германом Августовичем Ларош я познакомился в консерватории. Дружба наша продолжалась всю жизнь.

Ларош - Не посчитайте меня не скромным, но именно я открыл талант Чайковского.

Чайковский - Своими критическими статьями ты действительно заставил обратить на меня внимание всех русских композиторов.

( к ним подходит А.Г.Рубинштейн, обращаясь к залу)

Рубинштейн - Позвольте представиться: Антон Григорьевич Рубинштейн.

Директор Петербургской консерватории. Эти молодые люди были моими учениками, самыми способными консерваторцами, (обращаясь к Ларош) хотя его я считал лентяем высшей марки.

Ларош - К сожалению, как композитор я действительно не состоялся.

Рубинштейн - Но из тебя вышел отличный музыкальный критик!

Ларош - Это благодаря Чайковскому.

Чайковский - Ты должен был им стать. Ты удивительно много знал, хорошо разбирался в литературе, живописи, театре. Общение с тобой восполняло мои пробелы в этих областях.

Рубинштейн - Но любил я больше все- таки тебя, Петруша. При своем даровании ты был на редкость трудолюбивым. Один раз я дал вам задание - написать вариации на данную тему. Ты, помнишь? (обращается к Ларошу) и сколько, ты думаешь он написал? Я думал -10, 20... А он - 200!!! (обращается к залу) А какой он был скромный, застенчивый, но вместе с тем внутренне настойчив , упрям. Я его любил и все прощал.

Ларош - А как он не пришел на исполнение своего дипломного произведения!

Рубинштейн - Да! Я рвал и метал! Какое неуважение!

Чайковский - Но я же готовился к переезду в Москву!

Рубинштейн - Я не хотел выдавать тебе диплом, но потом увидел тебя, твой ясный взгляд и смягчился, все простил.

Ларош - Действительно своей талантливостью ты покорял всех.

Я смотрел на тебя как на драгоценный, но еще необработанный камень.

(Ларош, Рубинштейн уходят, подходит Н. Рубинштейн)

Н.Рубинштейн - По совету своего брата я пригласил тебя, Петр Ильич, работать к нам в Московскую консерваторию.

Чайковский - (к залу) Друзья! Братья Рубинштейны Антон и Николай были блестящими пианистами мирового масштаба, удивительными людьми. Антон основал Петербургскую, а Николай Московскую консерватории. Я очень рад, что судьба свела меня с такими замечательными людьми. Я с большой радостью отправился в Москву.

Н.Рубинштейн - Мы жили вместе, вместе и работали, и, конечно же, понимали друг друга.

Чайковский - Я постоянно ощущал на себе твою дружескую заботу, поддержку.

(к залу) Он всегда дирижировал моими произведениями, помогал в постановке опер. (к Рубинштейну) Тебе хотел посвятить свой Первый фортепианный концерт, но как ты сказал? «Руки на нем сломаешь»… Ты помнишь? (Фрагмент видео из х/ф «Чайковский»)

Н.Рубинштейн - Ты уж прости меня Петр Ильич. Концерт был настолько нов, необычен, технически сложен, что… Но я же потом осознал свои заблуждения и исполнял его почти в каждом выступлении.

Чайковский - К великому сожалению посвящение осталось немецкому пианисту Гансу фон Бюлову. Он первый не побоялся трудностей.

Н.Рубинштейн - Ну что поделаешь…(расходятся) (Чайковский отходит к окну)

Ведущий - Вот такие талантливые и интересные люди окружали Петра Ильича.

В семье Ильи Петровича и Анны Александровны Чайковских было пятеро детей: старший сын Николай, Пётр был вторым ребенком в семье, дочь Александра, Ипполит и близнецы Анатолий и Модест. Родители Петра Ильича любили музыку. Его мать играла на фортепиано и пела, в доме стоял механический орган - оркестрина, в исполнении которого маленький Пётр впервые услышал «Дон Жуана» Моцарта. Пока семья жила в Воткинске, им часто доводилось слышать по вечерам мелодичные народные песни рабочих завода и крестьян.

Из письма гувернантки Фанни Дюрбах Петру Ильичу: «Я особенно любила тихие мягкие вечера в конце лета… с балкона мы слушали нежные и грустные песни, только они одни нарушали тишину этих чудных ночей. Вы должны помнить их, никто из вас тогда не ложился спать. Если Вы запомнили эти мелодии, положите их на музыку. Вы очаруете тех, кто не сможет слышать их в вашей стране».

Отношения между детьми на протяжении всей жизни были очень теплыми.

Модест писал сценарии опер: «Иоланта», «Пиковая дама», балета «Щелкунчик».

Имение сестры Александры - Каменка, было для Петра Ильича раем. Здесь он находил тишину, покой, любимую природу, столь необходимые для плодотворной работы.

Своего дома у Петра Ильича не было. Так почти всю жизнь живя то у родных, то у друзей, а то просто на квартире Чайковский создавал свою прекрасную музыку.

( звучит Старинная французская песенка..)

Ведущий - Окончив Училище правоведения и находясь на службе, Чайковский в 22 года осознает, что нет для него другой дороги, как музыка.

И вот Чайковский - студент только что открывшейся Петербургской консерватории ( слайды)

Здесь П.И.Чайковский - первый русский композитор, получивший высшее образование. За экзаменационное сочинение - кантату «К радости» на текст Шиллера - ему была присуждена серебряная медаль.

Он пишет много разной музыки для симфонического оркестра, а также вокальные произведения. Одно из них - песня «Осень» на стихи А.Плещеева

(Звучит «Осень» исп. средний хор.) (у рояля остаются дети)

( на сцену выходят Маша и Щелкунчик)

Маша, Щелкунчик - Здравствуйте, Петр Ильич!

Ведущий - Кто это?

Чайковский - Как же, разве не узнали? Это герои моего балета. Представьтесь дети.

Маша - Я - Маша. Щелкунчик - А я - Щелкунчик, мы персонажи из балета «Щелкунчик».

Маша - Я привела его послушать Вашу музыку, Петр Ильич. Кроме своей музыки он ничего не слышал.

Чайковский - Замечательно! Проходите к роялю.

( у рояля дети, звучит музыка)

Маша - Это «Итальянская песенка». Тебе понравилась?

Щелкунчик - Очень!

Маша - Это «Новая кукла»

Щелкунчик - А русские танцы есть?

Маша - Да, есть: «Камаринская» (музыкальный номер)

Щелкунчик - Здорово! Мне нравится! Спасибо, ребята.

Маша - Чайковский эти и другие пьески объединил в фортепианный цикл под названием «Детский альбом» и посвятил своему племяннику Володе Давыдову. Своих детей у Петра Ильича не было, и он очень был привязан к своим племянникам - детям сестры Александры. Когда Петр Ильич писал эту музыку, то вспоминал свое детство. Послушай еще одну пьеску. Она называется «Болезнь куклы» (Дети уходят)

Щелкунчик - А где провел детство Петр Ильич?

Маша - Петр Ильич родился в п. Воткинске. Сейчас это г. Чайковский.

А несколько детских лет провел недалеко отсюда в г. Алапаевске Свердловской области. И хотя там они прожили всего 2 года, жители города помнят их, гордятся этим. Детская музыкальная школа носит его имя. В г. Свердловске (Екатеринбурге) музыкальное училище так же носит его имя.

Щелкунчик - как интересно! А давай еще музыку послушаем.

Маша - Давай послушаем Старинную французскую песенку из «Детского альбома» в исполнении младшей группы хора. (Присаживаются на стулья возле сцены)

Ведущий - «Детский альбом» - поистине настольная книга маленьких пианистов. Так любима и понятна им эта музыка.

Цикл пьес «Времена года» посвящен старшим пианистам. Он создавался для музыкального приложения журнала «Нувелист». Издание выходило первого числа каждого месяца, в нем публиковались романсы Алябьева и Варламова, Глинки и Даргомыжского, фортепианная музыка Листа, Шопена, Бетховена. «Времена года» печатались весь 1876 год, месяц за месяцем. Музыкальная публика с нетерпением ожидала очередного номера, а сам композитор чем дальше, тем больше понимал, что рано или поздно его новый фортепианный цикл займет достойное место в истории русской музыкальной литературы.

Так оно и произошло. В этой незатейливой, сродни народному творчеству музыке бездна истинной поэзии. Пестрит шумный масленичный хоровод, мчатся на перегонки лихие тройки со звонкими заливистыми бубенцами, трубят поутру охотничьи рога, льются над безбрежным степным привольем песни жнецов и косарей. Ну а в октябре хочется присесть в сумерки возле окна и под шорох дождевых капель погрустить о промелькнувшем лете.

Музыка «Подснежника» наполнена светлым, лирическим чувством. Композитор передает настроение ожидание весны, волнующе радостное, трепетное, устремленное навстречу солнцу, надеждам и счастью!

(звучит «Подснежник»)

Маша - Петр Ильич писал для детей не только фортепианную музыку, но и песни. Одну из них мы сейчас послушаем.

( звучит «Колыбельная песнь в бурю» исп. старший хор)

Щелкунчик - Очень хорошо. А что за выставку рисунков я только что видел?

Маша - Это дети рисовали под впечатлением прекрасной музыки Чайковского. Их рисунки участвовали в конкурсе и сегодня в конце нашей встречи мы узнаем имена победителей

Ведущий - Ну а теперь ты, Щелкунчик, расскажи нам о своей музыке.

Щелкунчик - О! Это симфония о детстве. Вернее когда детство на переломе: уже волнуют надежды неведомой юности, а детские навыки, страхи, куклы, игра в войну еще не ушли. Это надо все видеть и слышать, так не расскажешь. Лучше давайте послушаем музыку из моего балета. (Присаживаются вместе с Машей)

Ведущий объявляет номера:

  • Марш

  • Танец Гросфатер

  • Трепак

  • Колыбельная

  • Мыши Вальс снежных хлопьев

  • Вальс цветов

  • Мари и Принц

  • Испанский танец «Шоколад»

Заключительные слова Щелкунчика и Маши

Маша - Я очень люблю музыку балета «Щелкунчик»

Щелкунчик - Но нам уже пора возвращаться

Маша - Пожалуй… До свидания! (уходят)

Ведущий - Чайковский - один из самых выдающихся симфонистов в мировом музыкальном искусстве. Им написано 6 симфоний, симфонические увертюры: «Ромео и Джульетта», «Гроза». Чайковский явился создателем жанра балета. Что за прелесть его «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Лебединое озеро».

В основе сюжета лежит старинная немецкая легенда, повествующая о прекрасной принцессе Одетте, превращённой в лебедя проклятием злого колдуна - рыцаря Ротбарта.

В четырёх картинах балета чередуются реальные и фантастические картины. Празднуя своё совершеннолетие в дворцовом парке, принц Зигфрид веселится среди друзей, однако пролетевшая над парком стая лебедей манит его за собой. В лесу, на берегу озера среди девушек-лебедей принц находит Одетту, королеву лебедей с короной на голове. Покорённый её красотой и потрясённый её рассказом о преследованиях злым хозяином озера Ротбартом, Зигфрид клянётся Одетте в вечной любви. На балу в замке, по велению матери Зигфрида, он должен выбрать себе невесту. Однако принц безучастен, пока не появляется Одиллия, в которой Зигфриду видится Одетта, ей он и отдаёт предпочтение. Поняв, что совершил роковую ошибку, Зигфрид бежит к озеру и молит Одетту о прощении, но не получает его. Срывая с головы Одетты корону, Зигфрид бросает вызов Ротбарту, олицетворяющему в балете образ фатума (хозяина озера) (корона спасала Одетту от преследования). Принц надеется, что девушка-лебедь уйдёт с ним в мир людей. В сказке бурные волны разбушевавшейся на озере стихии поглощают Одетту и Зигфрида.

Премьера балета состоялась в Московском большом театре 20 февраля 1877 года, имела огромный успех. Спектакль стоял в репертуаре до 1833 года, когда пришли в полную негодность декорации этой постановки. Отдельные номера, целые сцены и действия стали исполняться и на симфонической эстраде. И когда спустя 10 лет Петр Ильич дирижировал вторым актом балета в своем концерте перед слушателями Праги (это было первое выступление балетной музыки композитора за рубежом) успех музыки был настолько велик, что придя в гостиницу, он записал в дневнике: «Минута абсолютного счастья!». Танец маленьких лебедей стал визитной карточкой балета. (Видеофрагмент)

Чайковскому принадлежит более ста пьес для фортепиано различного объема и типа, пользовавшихся широкой популярностью у современников. Многие из этих пьес заняли прочное место и на концертной эстраде, и в повседневном быту, став неотъемлемым достоянием домашнего музицирования. Они привлекали своим выразительным мелодизмом и яркой образностью музыки, связанной с родными и близкими сердцу композитора картинами русской городской и усадебной жизни.

(Звучит «Русская пляска»)

Ведущий - Слава и признание пришли к композитору еще при жизни. Это очень редко бывает у выдающихся людей. Ему было присвоено Почетное звание - Доктора музыки английским Кембриджским университетом. Великий русский композитор покорил англичан. Чайковский сделал то, что не смог даже великий Глинка. Он прославил за рубежом Россию. Добился признания русской музыки.

В творчестве Чайковского как в зеркале отразились его детская непосредственность, чувствительность, жалостливость ко всему, что было достойно сочувствия, и глубокое чувство трагичности. Музыку Чайковского можно отличить по ее щемящим интонациям. Всю жизнь о мечтал о создании семейного очага, подобно родительскому. Но судьба, одарившая его счастьем творческого самовыражения в музыке, не была благосклонна к нему в личной жизни. И все же в его жизни была одна печальная история…

Ее звали Дезире Арто. Она приехала на гастроли в Москву с итальянской труппой Мерелли. У нее был теплый бархатный голос, дивные белокурые волосы и манящая тайной улыбка.

Они гуляли по устланным шуршащим ковром осенних листьев бульварам и переулкам, заходили в кондитерские выпить кофе или горячего шоколада, а то идо полуночи засиживались в номере у Арто в гостинице Шевалье, вызывая явное недовольство у практичной мамаши Дезире.

Дезире в переводе с французского означает - желанная…

Они решили сочетаться браком летом и непременно на родине Дезире, во Франции. Илья Петрович Чайковский со своей стороны благословил сына и от души пожелал ему настоящего крепкого счастья.

Петр Ильич написал для своей возлюбленной дивный фортепианный романс, в котором излил нежность, надежду на большое светлое счастье, благодарность за возвышенное чувство…

Звучит Романс в исполнении преподавателя.

Чайковский - «Кажется прожита необъятная долгая жизнь. потому что успел постичь все чувства отпущенные человеку. Не просто постичь, пропустить через душу. Это стоило молодости, здоровья. Но я ни о чем не жалею. После меня останется музыка, в которой я пытался выразить свою безграничную любовь к окружающему миру, каким бы несовершенным этот мир был.

Сумел ли я пробудить ответную любовь со стороны моих современников? Хотя меньше всего думал о славе. Вот если б музыка тронула сердца потомков!

Я желал бы всеми силами души, что бы музыка моя распространялась, чтобы увеличивалось число людей, любящих ее, находящих в ней утешение и подпору!»

Этими словами Петра Ильича Чайковского позвольте закончить нашу встречу в музыкальной гостиной и поблагодарить всех за внимание.

Используемые ресурсы и источники:


  • tchaikovsky-museum.ru/about/

  • ru.wikipedia.org/wiki/%CB%E5%E1%E5%E4%E8%ED%EE%E5_%EE%E7%E5%F0%EE Лебединое озеро

  • Н.А.Калинина. П.И.Чайковский: Повесть. - М., Детская литература, 1988

  • Г.А.Прибегина. Пётр Ильич Чайковский. - М., Музыка, 1986

  • М.Шорникова. Музыкальная литература. Русская музыкальная классика. Третий год обучения. Изд. 2-е, доп. и перер.- Ростов н/Д: Феникс, 2004




© 2010-2022