Рабочая программа по дополнительному образованию

Раздел Музыка
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа утверждена:

Директор МБОУ СШ № 15

Кудюмовой Г.И.

«_____» ____________ 2014 г.










ПРОГРАММА


кружковых занятий


Вокальной группы «Звонкие голоса»






Составитель программы:

учитель музыки

Петрова Лариса Николаевна


г. Апатиты

2014 - 2015 уч. год


Пояснительная записка к программе по кружковой работе

«Основы вокальных навыков»


Музыка может оказывать огромное воспитательное воздействие на весь духовный мир, нравственный облик и мировоззрение учащихся, приобщение к великим творениям музыкального искусства.

Глубина изучаемого тематического систематизированного материала с учетом возрастных особенностей позволяет добиться более сконцентрированного и углубленного осмысления в передаче положительного духовного опыта поколений, пробуждение у учащихся интереса к музыке на основе развития у них умения чувствовать, понимать, любить и оценивать музыкальные произведения, испытывать потребность в систематическом общении с музыкой. К концу обучаемого курса накапливали опыт, впечатления от общения с высоким искусством, овладевали знаниями о музыке, без которых невозможно глубокое постижение музыкальных произведений.

Певческий голос - драгоценный дар, который следует охранять и пользовать разумно. Существует много методик и упражнений по развитию вокально-хоровых навыков, в работе с хоровыми коллективами.

Реализация кружковых занятий в общеобразовательных школах, дает возможность развивать свои вокальные данные всем желающим, не говоря уже о тех, кто не смог по разным причинам поступить в музыкальную школу имея природные данные. Выступления на различных концертах, конкурсах (школьных, городских, областных и.т.д.) стимулируют потребность к занятиям в кружке и совершенствовании вокальных навыков.

Одним из важнейших этапов по основам вокальных навыков является распевка, как техническая сторона, которая напоминает разминку, так как живая ткань требует разогрева. Состоит из нескольких разделов, в одном занятии, взаимодополняющих друг друга:

звуковедение, интонация: мелодическое движение по звукоряду с постепенным повышением (секвентно) мелодии начиная с удобной тесситуры. Мелодия может быть пропета на одном слоге, либо на группе слогов, что составляет центр фонетического метода.

дыхание: правильное дыхание это основа вокального искусства. Правильным необходимо считать диафрагмовое дыхание (нижнереберное) в то время как детям присуще ключичное дыхание. Опорное дыхание основа правильного формирования звука.

дикция: правильное произношение гласных и согласных, их комплектование и окончание. Существует разница между речевой и певческой гласной:

что является основой артикуляции и формирование тембрового звучания.

a'capella: пение без сопровождения, самый эффективный метод работы над интонацией, включая внутренний слух и контроль.

динамика: лучший метод в разминке использовать длинные звуки, а что бы распевка не получилась безликой, должна присутствовать кульминация, законченность. Умение использовать динамику крещендо и диминуэндо, т.е. постепенно увеличивая звучание и постепенно затихая. Художественно- музыкальная, имеющая эмоциональные свойства фраза.

Подбор репертуара должен соответствовать возрастным особенностям учащихся. В репертуаре должны присутствовать как классические, так и современные произведения.

Тематическое планирование рассчитано на три часа в неделю, в течение учебного года.




Цели и задачи курса:

- Развитие индивидуальных творческих способностей;

- формирование эстетического вкуса;

- практическое применение вокальных навыков, полученных во время занятий;

- объяснение методической последовательности выработки вокальных навыков;

- расширение зоны естественного звучания на основе развития вокальной техники и подвижности голоса.

Методика:

Основой методических подходов стали общепринятые методы обучения специальным вокальным навыкам с учетом особенностей строения и функций голосового аппарата - пение специально систематизированных звуков, интервалов, трезвучий, звукоряда, пассажей, а также упражнений, построенных на материале разучиваемого репертуара.

Вокально-интонационные упражнения помогают учащимся выработать навыки правильного звукообразования и чистого интонирования - основу правильного пения, будущего успеха.

Развитие творческих индивидуальных способностей; формирование у учащихся эстетического вкуса; практическое применение вокальных навыков, полученных во время занятий. Все упражнения построены с учетом методических требований:

  • Овладение диафрагмовым типом дыхания;

  • Овладение головным (фальцетным) пением;

  • Расширение зоны естественного звучания на основе развития вокальной техники и подвижности голоса.

Тематическое планирование.

Тематика занятий

Количество часов

1

2

Первая четверть

1. Индивидуальное прослушивание учащихся. Определение диапазонов. Выбор песенного репертуара на учебный год.


3

2. Основы кантилены. Укрепление голосового резонирования (высокой позиции). Работа над дыханием. Работа с песенным репертуаром.


6

3. Артикуляционные приемы, выработка интонационной и ритмической точности в распевках. Работа с песенным репертуаром.


6

4. Овладение головным звучанием и глубоким дыханием. Работа с песенным репертуаром.

6

5. Работа над штрихом нон лигато, гибкость и подвижность голосов при сохранении высокой позиции звука. Работа с песенным репертуаром.



6

Итого за четверть:

27

Вторая четверть

1. Работа над чистотой интонирования. Начальный этап пения двухголосия. Работа с песенным репертуаром.


6

2. Пение двухголосия с помощью поочередного интонационного мелодического оборота.


4

3. Выработка объемного дыхания при унисонном пении. Работа с песенным репертуаром.

4

4. Расширение диапазона голосов, распределение дыхания, выработка длительного дыхания на базе унисонного и двухголосного пения. Работа с песенным репертуаром.



4

5. Приближение звука к передним зубам и плавный переход одной гласной в другую без изменения положения гортани и певческого тембра. Работа с песенным репертуаром.



3

Итого за четверть:

21

Третья четверть

1. Работа над гласными звуками в унисоне и двухголосно. Работа с песенным репертуаром (отработка навыков)


4

2. Пение мажорных и минорных трезвучий сглаживание регистров. Работа с песенным репертуаром.


6

3. Цепное дыхание в упражнениях унисонных и двухголосных. Работа с песенным репертуаром.


4

4. Работа над чистотой интонирования гласных в звукосочетаниях (в том числе двухголосных).


6

5. Пение тетрахордов двухголосно. Работа с песенным репертуаром.

6

6. Работа над дикцией, твердой атакой звука с элементами филировки. Динамика движения мелодии. Работа с песенным репертуаром.


4

Итого за четверть:

30

Четвертая четверть

1. Пение гамм двухголосно. Работа с песенным репертуаром.

4

2. Выравнивание голосов, чистое интонирование и укрепление объемного дыхания. Работа с песенным репертуаром.


6

3. Интонационная и ансамблевая настройка. Работа с песенным репертуаром.

6

4. Комбинирование последовательностей усвоенного материала. Отчетный концерт.


8

Итого за четверть:

24

Всего за год:

102



© 2010-2022