- Преподавателю
- Музыка
- Рабочая программа по дополнительному образованию
Рабочая программа по дополнительному образованию
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Петрова Л.Н. |
Дата | 15.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Программа утверждена:
Директор МБОУ СШ № 15
Кудюмовой Г.И.
«_____» ____________ 2014 г.
ПРОГРАММА
кружковых занятий
Вокальной группы «Звонкие голоса»
Составитель программы:
учитель музыки
Петрова Лариса Николаевна
г. Апатиты
2014 - 2015 уч. год
Пояснительная записка к программе по кружковой работе
«Основы вокальных навыков»
Музыка может оказывать огромное воспитательное воздействие на весь духовный мир, нравственный облик и мировоззрение учащихся, приобщение к великим творениям музыкального искусства.
Глубина изучаемого тематического систематизированного материала с учетом возрастных особенностей позволяет добиться более сконцентрированного и углубленного осмысления в передаче положительного духовного опыта поколений, пробуждение у учащихся интереса к музыке на основе развития у них умения чувствовать, понимать, любить и оценивать музыкальные произведения, испытывать потребность в систематическом общении с музыкой. К концу обучаемого курса накапливали опыт, впечатления от общения с высоким искусством, овладевали знаниями о музыке, без которых невозможно глубокое постижение музыкальных произведений.
Певческий голос - драгоценный дар, который следует охранять и пользовать разумно. Существует много методик и упражнений по развитию вокально-хоровых навыков, в работе с хоровыми коллективами.
Реализация кружковых занятий в общеобразовательных школах, дает возможность развивать свои вокальные данные всем желающим, не говоря уже о тех, кто не смог по разным причинам поступить в музыкальную школу имея природные данные. Выступления на различных концертах, конкурсах (школьных, городских, областных и.т.д.) стимулируют потребность к занятиям в кружке и совершенствовании вокальных навыков.
Одним из важнейших этапов по основам вокальных навыков является распевка, как техническая сторона, которая напоминает разминку, так как живая ткань требует разогрева. Состоит из нескольких разделов, в одном занятии, взаимодополняющих друг друга:
звуковедение, интонация: мелодическое движение по звукоряду с постепенным повышением (секвентно) мелодии начиная с удобной тесситуры. Мелодия может быть пропета на одном слоге, либо на группе слогов, что составляет центр фонетического метода.
дыхание: правильное дыхание это основа вокального искусства. Правильным необходимо считать диафрагмовое дыхание (нижнереберное) в то время как детям присуще ключичное дыхание. Опорное дыхание основа правильного формирования звука.
дикция: правильное произношение гласных и согласных, их комплектование и окончание. Существует разница между речевой и певческой гласной:
что является основой артикуляции и формирование тембрового звучания.
a'capella: пение без сопровождения, самый эффективный метод работы над интонацией, включая внутренний слух и контроль.
динамика: лучший метод в разминке использовать длинные звуки, а что бы распевка не получилась безликой, должна присутствовать кульминация, законченность. Умение использовать динамику крещендо и диминуэндо, т.е. постепенно увеличивая звучание и постепенно затихая. Художественно- музыкальная, имеющая эмоциональные свойства фраза.
Подбор репертуара должен соответствовать возрастным особенностям учащихся. В репертуаре должны присутствовать как классические, так и современные произведения.
Тематическое планирование рассчитано на три часа в неделю, в течение учебного года.
Цели и задачи курса:
- Развитие индивидуальных творческих способностей;
- формирование эстетического вкуса;
- практическое применение вокальных навыков, полученных во время занятий;
- объяснение методической последовательности выработки вокальных навыков;
- расширение зоны естественного звучания на основе развития вокальной техники и подвижности голоса.
Методика:
Основой методических подходов стали общепринятые методы обучения специальным вокальным навыкам с учетом особенностей строения и функций голосового аппарата - пение специально систематизированных звуков, интервалов, трезвучий, звукоряда, пассажей, а также упражнений, построенных на материале разучиваемого репертуара.
Вокально-интонационные упражнения помогают учащимся выработать навыки правильного звукообразования и чистого интонирования - основу правильного пения, будущего успеха.
Развитие творческих индивидуальных способностей; формирование у учащихся эстетического вкуса; практическое применение вокальных навыков, полученных во время занятий. Все упражнения построены с учетом методических требований:
-
Овладение диафрагмовым типом дыхания;
-
Овладение головным (фальцетным) пением;
-
Расширение зоны естественного звучания на основе развития вокальной техники и подвижности голоса.
Тематическое планирование.
Тематика занятий
Количество часов
1
2
Первая четверть
1. Индивидуальное прослушивание учащихся. Определение диапазонов. Выбор песенного репертуара на учебный год.
3
2. Основы кантилены. Укрепление голосового резонирования (высокой позиции). Работа над дыханием. Работа с песенным репертуаром.
6
3. Артикуляционные приемы, выработка интонационной и ритмической точности в распевках. Работа с песенным репертуаром.
6
4. Овладение головным звучанием и глубоким дыханием. Работа с песенным репертуаром.
6
5. Работа над штрихом нон лигато, гибкость и подвижность голосов при сохранении высокой позиции звука. Работа с песенным репертуаром.
6
Итого за четверть:
27
Вторая четверть
1. Работа над чистотой интонирования. Начальный этап пения двухголосия. Работа с песенным репертуаром.
6
2. Пение двухголосия с помощью поочередного интонационного мелодического оборота.
4
3. Выработка объемного дыхания при унисонном пении. Работа с песенным репертуаром.
4
4. Расширение диапазона голосов, распределение дыхания, выработка длительного дыхания на базе унисонного и двухголосного пения. Работа с песенным репертуаром.
4
5. Приближение звука к передним зубам и плавный переход одной гласной в другую без изменения положения гортани и певческого тембра. Работа с песенным репертуаром.
3
Итого за четверть:
21
Третья четверть
1. Работа над гласными звуками в унисоне и двухголосно. Работа с песенным репертуаром (отработка навыков)
4
2. Пение мажорных и минорных трезвучий сглаживание регистров. Работа с песенным репертуаром.
6
3. Цепное дыхание в упражнениях унисонных и двухголосных. Работа с песенным репертуаром.
4
4. Работа над чистотой интонирования гласных в звукосочетаниях (в том числе двухголосных).
6
5. Пение тетрахордов двухголосно. Работа с песенным репертуаром.
6
6. Работа над дикцией, твердой атакой звука с элементами филировки. Динамика движения мелодии. Работа с песенным репертуаром.
4
Итого за четверть:
30
Четвертая четверть
1. Пение гамм двухголосно. Работа с песенным репертуаром.
4
2. Выравнивание голосов, чистое интонирование и укрепление объемного дыхания. Работа с песенным репертуаром.
6
3. Интонационная и ансамблевая настройка. Работа с песенным репертуаром.
6
4. Комбинирование последовательностей усвоенного материала. Отчетный концерт.
8
Итого за четверть:
24
Всего за год:
102