Рабочая программа Мир песни

Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей детский оздоровительно - образовательный центр                         Рабочая программа «Мир песни» (для детей с ОВЗ)      Педагог дополнительного образования Владимир Вадимович  Котов                                                           срок реализации 1 год                             Карпинск 2014 год «Если у вас есть талант, поделитесь им с другими! Если вы знаете, что сказать этому миру, скажите! ... № Тема Теория Практика Всего
Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное автономное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

детский оздоровительно - образовательный центр












Рабочая программа «Мир песни»

(для детей с ОВЗ)



Педагог дополнительного образования

Владимир Вадимович Котов




срок реализации 1 год















Карпинск 2014 год

«Если у вас есть талант, поделитесь им с другими!
Если вы знаете, что сказать этому миру, скажите!
Если ваша душа поёт, пойте!»

Наталия Княжинская

Введение:

Современная образовательная среда - это условия, в которых каждый ребенок развивается соразмерно своим способностям, интересам и потребностям. В России уделяется огромное внимание развитию эстетического образования детей и подростков. На это направлена деятельность сети учреждений дополнительного образования, школ искусств, Дворцов Творчества детей и молодежи, клубов и студий. Человек наделён от природы особым даром - голосом. Именно голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни. Певческий голосовой аппарат - необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству. Именно в период детства важно реализовать творческий потенциал ребёнка, сформировать певческие навыки, приобщить детей к певческому искусству, которое способствует развитию творческой фантазии. Каждый ребёнок находит возможность для творческого самовыражения личности через сольное и ансамблевое пение, исполнение песен с музыкальным сопровождением.

Назначение программы:

У детей с нарушениями речи и задержкой психического развития недостаточно развит слух, голос, они не могут чётко определить ритм, темп. Дети с ограниченными возможностями здоровья, зачастую не наделены музыкальными способностями, но, они любят музыку и желают научиться петь. Занятия пением является весьма действенным методом для развития певческих данных, способствуют формированию эстетического вкуса. В процессе изучения вокала (в том числе эстрадного) дети осваивают основы вокального исполнительства, развивают художественный вкус, речь, расширяют кругозор, познают основы актерского мастерства, что способствует их дальнейшему обучению и успешной социализации. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование. Именно для того, чтобы ребёнок, наделенный способностью и тягой к творчеству, развитию своих вокальных способностей, мог овладеть умениями и навыками вокального искусства, самореализоваться в творчестве, научиться голосом передавать внутреннее эмоциональное состояние, разработана программа дополнительного образования детей «Мир Песни», направленная на духовное развитие обучающихся.

Данная программа написана на основании анализа государственных программ для учреждений дополнительного образования и коррекционных школ: «Учите детей петь» М, «Просвещение» 1988 г.; программа «Певческая Школа» В. В. Емельянова; «Сольное пение» Р.А. Жданова; «Эстрадный вокал» Жанны Серопян, «Эстрадный вокал» Василия Кашеварова и другие. Все перечисленные программы имеют свою ценность: в одних предусматривается знакомство с каким-то одним видом работы, другие слишком углубленные и взаимодействуют с другими видами музыкального искусства. Содержание программ носит краткий, сжатый характер и нацелено на первоначальное знакомство и овладением простейшими приёмами работы. Данная программа является авторской.

Актуальность и перспективность курса

В последнее время во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Можно утверждать, что кроме развивающих и обучающих задач, пение решает еще немаловажную задачу - оздоровительно-коррекционную. Пение благотворно влияет на развитие голоса и помогает строить плавную и непрерывную речь. Групповое пение представляет собой действенное средство снятия напряжения и гармонизацию личности. С помощью группового пения можно адаптировать индивида к сложным условиям или ситуациям. Для детей с речевой патологией и задержкой психического развития пение является одним из факторов улучшения речи и психического здоровья. Для детей всех возрастов занятия в вокальной студии «Мир песни» является источником раскрепощения, оптимистического настроения, уверенности в своих силах, соматической стабилизацией и гармонизацией личности. Программа обеспечивает формирование умений певческой деятельности и совершенствование специальных вокальных навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля; координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью, полетностью и т.п.), навыки следования дирижерским указаниям; слуховые навыки (навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального звучания). Со временем пение становится для ребенка эстетической ценностью, которая будет обогащать всю его дальнейшую жизнь. Музыка рассматривается как психокоррекционное средство, способствующее преодолению неадекватных форм поведения, связанных с эмоциональной депривацией детей с ограниченными возможностями здоровья. Музыкально-коррекционное воспитание, осуществляемое систематически начиная с момента поступления ребёнка в объдинение, направлено на предупреждение возникновения у него неадекватных форм поведения, оно способствует более успешному эмоционально-личностному развитию обучающихся, воспитанников и улучшает их социальную адаптацию.

Особенности программы:

  • позволяет в условиях учреждения дополнительного образования расширить возможности образовательной области «Искусство»;

  • программа ориентирована на развитие творческого потенциала и музыкальных способностей школьников в течение учебного года соразмерно личной индивидуальности;

  • включение в занятия упражнений дыхательной гимнастики по различным методикам;

  • применение речевых игр и упражнений развивают у детей чувство ритма, формируют хорошую дикцию, артикуляцию, помогают ввести их в мир динамических оттенков познакомить с музыкальными формами;

  • использование игровых заданий повышает мотивацию детей к занятиям, развивает их познавательную активность;

  • в целях профилактики правонарушений, асоциального поведения содержание программы «Мир песни» является основой для организации учебно-воспитательного процесса по индивидуальной траектории через развитие вокальных умений и навыков как группы обучающихся, так и отдельно взятых учеников;

  • для обучающихся с яркими вокальными способностями предусмотрена профориентационная работа с возможностью продолжения обучения вокальному мастерству по программе повышенной сложности.

  • в целях гражданско-патриотического воспитания обучающихся песенный репертуар подобран с учётом традиционных дней, тематических праздников, месячников, декадников и других мероприятий карпинской (коррекционной) школы.

Возраст детей, участвующих в реализации программы:

Данная программа разработана для учащихся 2,3 классов, обучающихся по программе VII вида. Условиями отбора детей в вокальную студию являются: их желание заниматься именно этим видом искусства, способности к творческой деятельности.

Формы и режим занятий: 2 раз в неделю, продолжительность занятий - 40 минут. Всего в году - 66 занятий. Время занятий распределено для теоретической и практической работы. Состав участников студии не более 12 человек. Программа предусматривает возможность индивидуальных певческих занятий с солистами, а так же небольшими группами. Время, отведённое для индивидуальной работы, педагог может использовать для дополнительных занятий с вновь принятыми детьми.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:

Формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьника.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

Образовательная: ознакомить детей с видам вокального искусства, сформировать устойчивый интерес к песне, обучение выразительному пению, обучение певческим навыкам.

Коррекционно - развивающая: коррекция нарушений речи и движения при исполнении песен, укрепление психо - физического здоровья детей.

Воспитательная: профессиональная ориентация и самоопределение ребёнка.

Духовно-нравственное воспитание.

Воспитательный процесс планируется и строится во взаимосвязи единого комплекса музыкальных и духовных качеств: пение, вокальные и голосовые данные, артис­тизм;

Воспитательная цель программы: профессиональная ориентация и самоопределение ребёнка.

Содержание программы «Мир песни» направленно на воспитание высоконравственных, творческих, успешных граждан России, способных к активной самореализации в общественной и профессиональной деятельности, умело использующих ценности музыкальной культуры. Данная программа создаёт максимально благоприятные условия для раскры­тия и развития не только музыкальных, творческих, но и духовных способ­ностей ребёнка, его самоопределения, достижение следующих личностных результатов:

При реализации данной программы, наряду с решением специфических задач музыкального воспитания (развитие музыкального слуха, развитие вокальных данных, формирование голосовой культуры) формируется личность человека в целом, т.е. одновременно развиваются психические процессы, мыслительные операции, нравственные качества (коллективизм, сознательная дисциплина, честность), эстетические вкусы (умение понимать, оценивать, чувствовать красоту пения, движения, осанки, одежды).

Универсальные учебные действия, формируемые в ходе реализации данной программы:

Личностные УУД.

  • Ценностно-смысловая ориентация обучающихся.

  • Действие смыслообразования.

Коммуникативные УУД.

  • Умение выражать свои мысли.

  • Разрешение конфликтов, постановка вопросов.

  • Управление поведением партнера: контроль, коррекция.

  • Планирование сотрудничества с педагогом и сверстниками.

Регулятивные УУД.

  • Целеполагание.

  • Волевая саморегуляция.

  • Оценка качества и уровня усвоения материала.

  • Контроль в форме сличения с эталоном.

  • Планирование промежуточных целей с учетом результата.

Общеучебные:

  • Умение структурировать знания.

  • Выделение и формулирование учебной цели.

  • Поиск и выделение необходимой информации.

  • Анализ объектов.

  • Синтез, как составление целого из частей.

  • Классификация объектов.

Формы и методы работы:

В концептуальной основе программы важно особо подчеркнуть главное отличие эстрадного пения - многообразие индивидуальных исполнительских манер.

В основу программы «Мир песни» для организации творческого процесса воспитания вокалистов, имеющих ограниченные возможности здоровья, положены рекомендации уникального метода обучения вокалу В.В.Емельянова. По его системе дети, будут петь забавные упражнения, что даст положительный результат в развитии выразительности их голоса, правильном интонировании. Важной особенностью метода является развитие у ученика способности к самоанализу и самоконтролю, наблюдение за прогрессом в собственном обучении. Вокалист приобретает способность понимать, то есть правильно себя слушать и слышать. Данная методика снимает мышечные и психологические зажимы, что необходимо для детей с речевыми нарушениями и задержкой психического развития.

На занятиях по сольному пению используются следующие методы обучения:

  • наглядно-слуховой;

  • наглядно-зрительный;

  • репродуктивный.

Одним из ведущих приёмов обучения пению детей является демонстрация педагогом эстрадной манеры пения.

Вокальная педагогика учитывает, что каждый обучающийся есть неповторимая индивидуальность, обладающая свойственными только ей психическими, вокальными и прочими особенностями и требует всестороннего изучения этих особенностей и творческого подхода к методам их развития.

Принципы реализации программы:

  • принцип единства художественного и технического развития пения;

  • принцип гармонического воспитания личности;

  • принцип постепенности и последовательности в овладении мастерством пения, от простого к сложному;

  • принцип успешности;

  • принцип соразмерности нагрузки уровню и состоянию здоровья сохранения здоровья ребенка;

  • принцип творческого развития;

  • принцип доступности;

  • принцип ориентации на особенности ребёнка;

  • принцип индивидуального подхода;

  • принцип практической направленности.

В основу разработки программы «Мир песни» положены технологии, ориентированные на формирование общекультурных компетенций обучающихся:

  • технология развивающего обучения;

  • технология индивидуализации обучения;

  • личностно-ориентированная технология;

  • компетентностного и деятельностного подхода.

Занятия организуются коллективно, по подгруппам, индивидуально.

  • Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями.

  • Практические занятия, где разучивают песни детских современных композиторов.

  • Занятие-постановка, репетиция - отрабатываются концертные номера, развиваются актёрские способности детей.

Структура курса.

Содержание направлено на обеспечение разносторонней подготовки обучающихся. Это связано с тем, что одна из задач работы - способствовать коррекции речи, звукопроизношения и звуковедения, нарушений эмоционально-волевой сферы используя различные средства искусств (музыка, упражнения, игра).

Учебный материал для занятий обширен, основное его содержание составляет упражнения для пения и песни. Это связано с тем, что одна из задач работы - развитие и совершенствование музыкальных способностей.

Материал программы включает следующие разделы:

  • Пение.

  • Формирование голоса.

  • Слушание музыкальных произведений, разучивание и исполнение песен.

  • Игровая деятельность.

  • Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры.

  • Концертно-исполнительская деятельность.

Занятия строятся по схеме:

  • настройка певческих голосов: комплекс упражнений для работы над певческим дыханием (2-3 мин);

  • дыхательная гимнастика;

  • речевые упражнения;

  • распевание;

  • работа над произведением;

  • анализ занятия;

  • задание на дом.



Учебно-тематический план


Тема

Теория

Практика

Всего

I.

Пение как вид музыкальной деятельности.

6

4

10

II.

Формирование детского голоса.

-

35

35

III.

Слушание музыкальных произведений, разучивание и исполнение песен.

6

-

6

IV.

Игровая деятельность.

-

4

4

V.

Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры.

2

4

6

VI.

Концертно-исполнит-я деятельность

-

5

5

ИТОГО:

66

Содержание разделов.

Вводное занятие: знакомство с историей происхождения пения как вида музыкальной деятельности.

Теоретическая часть каждого раздела содержит перечень знаний, получаемых в процессе обучения: знания по музыкальной грамоте и выразительному исполнению песенного репертуара.

В практическую часть входит перечень умений и навыков: упражнения для настройки певческих голосов, речевые упражнения, песни.


Раздел I. Пение как вид музыкальной деятельности.

Содержание занятий направлено на общую подготовку учащихся к вокальной деятельности. Знакомство с происхождением звуков, звукосочетаний, ритма, темпа. Работа направлена на формирование звуков речи и пения, на развитие навыка резонирования звука, формирование высокой певческой форманты. В течение учебного года дети знакомятся с типом звуковедения ансамблевого и вокального пения.

1.1. Вводное занятие: История происхождения пения как вида музыкальной деятельности. История происхождения звуков (шумовых, музыкальных). Начало песенных звукосочетаний, рифм, ритма и темпа.

1.2. Строение голосового аппарата.

Теоретическая часть: основные компоненты системы голосообразования: дыхательный аппарат, гортань и голосовые связки, артикуляционный аппарат. Формирование звуков речи и пения - гласных и согласных. Функционирование гортани, работа диафрагмы. Работа артикуляционного аппарата. Верхние и нижние резонаторы. Регистровое строение голоса.

Теоретическая часть: нарушения правил охраны детского голоса: форсированное пение; несоблюдение возрастного диапазона и завышенный вокальный репертуар; неправильная техника пения (использование приёмов, недоступных по физиологическим возможностям детям определённого возраста), большая продолжительность занятий, ускоренные сроки разучивания новых произведений, пение в неподходящих помещениях.

1.3. Звукообразование. Вводная часть: образование голоса в гортани; атака звука (твёрдая, мягкая, придыхательная); движение звучащей струи воздуха; образование тембра.

Практическая часть: интонирование. Типы звуковедения: 1еgаtо и non 1еgаtо.

Теоретическая часть: понятие вокального пения. Пение staccato. Слуховой контроль за звукообразованием.

Дикция и артикуляция. Понятие о дикции и артикуляции. Положение языка и челюстей при пении; раскрытие рта. Соотношение положения гортани и артикуляционных движений голосового аппарата. Развитие навыка резонирования звука. Соотношение дикционной чёткости с качеством звучания. Формирование гласных и согласных звуков.

1.4. Певческое дыхание.

Вводная часть: Основные типы дыхания. Координация дыхания и звукообразования.

Теоретическая часть: Правила дыхания - вдоха, выдоха, удерживания дыхания. Воспитание чувства «опоры звука» на дыхании.

Практическая часть: Пение упражнений: на crescendo и diminuendo с паузами; специальные упражнения, формирующие певческое дыхание.

Понятие о сольном и ансамблевом пении. Вводная часть: пение как вид музыкально-исполнительской деятельности.

Теоретическая часть: общее понятие о солистах, вокальных ансамблях (дуэте, трио, квартете). Организация занятий с певцами-солистами и вокальным ансамблем. Правила набора голосов в партии ансамбля. Ансамбль в одноголосном изложении.

Раздел II. Формирование детского голоса.

Работа по данному разделу проходит в реализации целей и задач вокальной студии. Знакомству со строением голосового аппарата, техникой безопасности, щадящему режиму во время занятий вокальным пением.

2.1. Диагностика. Прослушивание детских голосов.

Вводное занятие: строение голосового аппарата, техника безопасности, включающая в себя профилактику перегрузки и заболевания голосовых связок

Практическая часть: предварительное ознакомление с голосовыми и музыкальными данными учеников. Объяснение целей и задач вокальной студии.

2.2. Вокально-певческая установка. Вводная часть: понятие о певческой установке. Правильное положение корпуса, шеи и головы.

Практическая часть: Мимика лица при пении. Система в выработке навыка певческой установки и постоянного контроля за ней.

2.3. Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой.

Практическая часть: тренировка легочной ткани, диафрагмы («дыхательный мускул»), мышц гортани и носоглотки. Упражнение «Собачки».

2.4. Речевые игры и упражнения: развитие чувства ритма, дикции, артикуляцию, динамических оттенков. Знакомство с музыкальными формами. Учить детей при исполнении упражнения сопровождать его выразительностью, мимикой, жестами. Раскрытие в детях творческого воображения фантазии, доставление радости и удовольствия.

2.5. Комплекс вокальных упражнений для развития певческого голоса.

Практическая часть: фонетический метод обучения пению. Основные положения. Упражнения на сочетание различных слогов-фонем. Усиление резонирования звука. Метод аналитического показа с ответным подражанием услышанному образцу. Унисонные упражнения. Пение упражнений с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента.

2.6. Работа с солистами.

Практическая часть: Устранение неравномерности развития голосового аппарата и голосовой функции, развитие интонационного эмоционального состояния, способности эмоционального интонирования, освоение элементов музыки.

Раздел III. Слушание музыкальных произведений, разучивание и исполнение песен. Этот раздел включает в себя знакомство и слушание эстрадных песен, произведений детских композиторов классиков. Пение соло и в ансамбле. Работу над выразительностью поэтического текста и певческими навыками. Исполнение произведений с сопровождением музыкальных инструментов. Пение в сочетании с пластическими движениями и элементами актерской игры.

3.1. Работа с эстрадной песней.

Вводное занятие: Освоение эстрадной песни, её особенностей: слоговой распевности. Освоение средств исполнительской выразительности в соответствии с изучаемой песней.

Практическая часть: Пение эстрадных песен. Исполнение эстрадной песни сольно и вокальным ансамблем.

3.2. Работа с произведениями современных отечественных композиторов.

Практическая часть: Пение в сочетании с пластическими движениями и элементами актерской игры.

Раздел IV. Игровая деятельность, театрализация песни. В этом разделе, учащиеся разучивают движения, создают игровые и театрализованные моменты для создания образа песни.

Практическая часть: Разучивание движений, создание игровых и театрализованных моментов для создания образа песни.

Раздел V. Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры. В данном разделе проходит формирование вокального слуха обучающихся, их способности слышать достоинства и недостатки звучания голоса.

5.1. Прослушивание аудио- и видеозаписей.

Практическая часть: Формирование вокального слуха учащихся, их способности слышать достоинства и недостатки звучания голоса; анализировать качество пения, как профессиональных исполнителей, так и своей группы (а также  индивидуальное собственное исполнение).

Теоретическая часть: Обсуждение, анализ и умозаключение в ходе прослушивания аудио- и видеозаписей.

Практическая часть: Сбор материалов для архива студии.

Раздел VI. Концертная деятельность. Выступление солистов и вокального ансамбля.

В связи с целями и задачами, поставленными на данный учебный год, а также с характером творческих мероприятий и конкурсов, содержание тематического планирования может видоизменяться.

Ожидаемые результаты обучения:

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам.

К концу первого года обучения обучающиеся, воспитанники должны:

знать/понимать:

  • строение артикуляционного аппарата;

  • особенности и возможности певческого голоса;

  • гигиену певческого голоса;

  • понимать по требованию педагога слова - петь «мягко, нежно, легко»;

уметь:

  • правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;

  • петь короткие фразы на одном дыхании;

  • в подвижных песнях делать быстрый вдох;

  • петь легким звуком, без напряжения;

  • на звуке ля первой октавы правильно показать самое красивое индивидуальное звучание своего голоса, ясно выговаривая слова песни.

Формы подведения итогов реализации программы:

Концерты и выступления. Репертуар подбирается с учётом возрастных особенностей участников студии и их певческих способностей. Песни с хореографическими движениями, или сюжетными действием должны быть значительно легче в вокальном отношении, чем вся остальная программа. Концертная программа (или концертный репертуар) режиссируется с учётом восприятия её слушателями, она должна быть динамичной, яркой, разнообразной по жанрам. Участие в концертах, выступление перед родителями и перед своими сверстниками - всё это повышает исполнительский уровень детей и воспитывает чувство гордости за себя. Репетиционная и постановочная работа проводится два раза в неделю, согласно, репертуарного плана.

  • Участие в мероприятиях различного уровня (школьный, городской).

  • Концерты для ветеранов и тружеников тыла, детей Великой Отечественной войны.

  • Участие в творческом отчёте проводится один раз в конце учебного года.

  • Выставка фотоматериала из выступлений студии.

  • Результат и качество обучения прослеживаются в концертной деятельности учащихся.

Информационно-методическое обеспечение

Перечень оборудования и наглядных пособий:

  • Фортепиано.

  • Музыкальный центр, компьютер.

  • Записи фонограмм в режиме «+» и «-».

  • Таблицы, схемы.

  • Электроаппаратура.

  • Зеркало.

  • Подборка репертуара.

  • Записи видео, формат CD, MP3.

  • Записи выступлений, концертов.

Нормативно - правовая база:

1.1. Федерального уровня:

  • Закон РФ «Об образовании» с изменениями от 10.07.1992 г. № 3266-1 (редакция от 10.11.2009 г. № 260-ФЗ).

  • Постановление Правительства РФ № 142 от 24.02.09г. «Правила разработки и утверждения ФГОС».

  • СанПиН 2.4.2.2821-10 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»

1.2.НПА регионального уровня:

  • Стратегия патриотического воспитания граждан в Свердловской области до 2020 года;

  • Концепция развития дополнительного образования в Российской федерации до 2020 года;

1.3. НПА муниципального уровня:

  • Профилактика првонарушений на территории ГО Карпинск на 2014-2016 г.г.;

  • Муниципальная программа развития системы образования в ГО Карпинск на 2014-2020 г.г.

Используемая литература:

  1. С. Газарян. «В мире музыкальных инструментов». (М., Просвещение. 1985).

  2. Е. Гульянц. «Детям о музыке». (М., Издательство «Аквариум», 1996).

  3. Н.В. Зарецкая «Календарные музыкальные праздники» 2005.

  4. А. Калёнов «Там, где музыка живёт». (М., Педагогика 1986).

  5. Л. Михеева «Музыкальный словарь в рассказах». (М., издательство «Советский композитор», 1986).

  6. М.Ю. Картушина «Сценарии оздоровительных досугов». (Изд. Просвещение - 2005).

  7. Е. Макшанцева «Скворушка». (Изд. Просвещение.1998).

Учебно-методический комплекс:

  1. Музыкальное воспитание школьников./ О.П.Радынова.-М.:Просвещение: Владос, 1994.-223с.

  2. Методика музыкального воспитания./ Сост. Н.А.Ветлугина М.:Просвещение, 1982. - 271с.

  3. Внеурочная деятельность. Григорьев

  4. Развитие музыкальных способностей детей. Т.Н.Михайлова.

  5. Учите детей петь: Песни и упражнения для развития голоса у детей /Сост. Т.М.Орлова, С.И.Бекина. - М.,1988.

  6. Музыкальное развитие детей. О.П. Радынова. М., Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС» 1997.

  7. Музыкальное воспитание умственно отсталых детей. И.В. Евтушенко. М., ACADEMA, 2003.


© 2010-2022