Статья на конференцию Фольклор как здоровьесберегающая технология

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Использование музыкального фольклора в общеобразовательной школе как технология здоровьесбережения

Баклыкова Е.В., учитель музыки

Тюменцевской ООШ

2013 год ознаменован принятием нового Закона «Об образовании». В этом законе отражены новые принципы и стандарты образования. Тенденции обновления в педагогической науке отразились и на преподавании музыкальной дисциплины в школе. Перемены коснулись почти всех категорий музыкальной педагогики: целей, задач, содержания, методов и форм организации музыкально-эстетической работы с детьми.

Одна из современных образовательных технологий - технология здоровьесбережения. Этот термин получил широкое распространение как в педагогической литературе, так и в повседневной жизни. Здоровьесберегающая технология - это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и педагога, ребенка и родителя.

В настоящее время выделяют несколько видов технологий:

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья: ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, технологии эстетической направленности, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика бодрящая, гимнастика корригирующая, гимнастика ортопедическая.

2. Технологии обучения здоровому образу жизни: физкультурное занятие, проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия) и коммуникативные игры, занятия из серии «Здоровье», самомассаж, точечный самомассаж.

3. Коррекционные технологии: арттерапия, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технологии воздействия цветом, акватерапия, песочная терапия, технологии коррекции поведения, психогимнастика, фонетическая и логопедическая ритмика, артикуляционная гимнастика.

Целью здоровьесберегающих образовательных технологий является:

  • обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья,

  • сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни,

  • научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

В связи с большими умственными, психическими и физическими нагрузками детей в школе важным направлением работы учителя музыки считаю постановку задач здоровьесбережения, а именно:

  • сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье детей;

  • снять физическое утомление, нервно-психические перегрузки;

  • повысить эмоциональную стабильность;

  • доставить радость и удовольствие от соприкосновения с музыкой.

Музыка является универсальной областью знаний, способствующей укреплению здоровья школьников. Она воздействует на многие сферы жизнедеятельности через три основных фактора: вибрационный, физиологический и психологический. Музыка - одно из средств физического развития детей. На уроках музыки, в свободной и самостоятельной творческой деятельности школьников актуально, возможно и необходимо использовать современные здоровьесберегающие технологии в игровой форме. Привычные виды музыкальной деятельности, развивающие творческие способности и музыкальность школьника, можно разнообразить с пользой для здоровья. В этом плане можно применять различные музыкальные приветствия в начале урока, физкультминутку в середине занятия, пальчиковую гимнастику, музыкальный массаж и логоритмику.

Во многом помочь учителю в здоровьесбережении на уроках музыки могут музыкальные произведения русского фольклора.

При большом уважении к произведениям композиторов-классиков и детскому песенному репертуару, считаю приоритетным знакомство детей с русским музыкальным фольклором, так как русский песенный фольклор - это естественная система интегративной арттерапии, включающая в себя излечение звуком, музыкой, движением, драмой, рисунком, цветом и несущая в себе скрытые инструкции по сохранению целостности человеческой личности. Использование фольклора на уроках музыки предусматривает органичное сочетание самых разнообразных видов деятельности. В центре внимания - собственно музыкальная деятельность: исполнительско-творческая и слушательская.

Благодаря естественности и органичности народных попевок достаточно быстро налаживается координация голоса и слуха, что положительно сказывается на точности интонирования. Детский фольклор развивает у детей не только музыкальный слух и память, но и их легкие, дыхание, голосовой аппарат. Весь организм ребенка вступает во взаимодействие, когда человек говорит, кричит, поет.

Приемы свободного движения под музыку песни развивают музыкально-творческие способности детей. Характерная для русских танцев релаксация рук, особенно кистей, позволяет производить сбросы накопившихся зажимов. Непрестанная смена ритмов, различные по характеру рисунка танцы, аутентичные движения, сопровождающие практически каждую песню, несут в себе освобождающий и терапевтирующий заряд огромной силы.

Деятельность, основанная на принципах фольклорного творчества, развивает эмоционально-чувственную сферу, художественно-образное, ассоциативное мышление, фантазию, позволяет активизировать различные творческие проявления детей, в том числе в инсценировании русских народных песен. Задание «Разыграй песню» можно предлагать учащимся, используя тексты и сюжеты русских народных песен. Исполнение может сопровождаться характерными движениями, мимикой, жестами, звучанием народных инструментов. В качестве физминутки можно использовать народные игровые хороводы, которые вызывают неподдельный интерес и эмоциональную отзывчивость у детей.

Упражнения в выразительном, четком, эмоционально ярком произнесении и пропевании народно-поэтических текстов развивают голос, повышают речевую и певческую культуру. Элементы движения, включаемые в исполнение песни, способствуют общему укреплению и развитию организма.

Небольшой диапазон народных песен способствует сохранению здоровья голоса, а так же легкому усвоению музыкального материала, его «понятности» для детей, что, в свою очередь, создает эффект эмоциональной удовлетворенности от разучивания и исполнения песни.

Народно-песенная философия и мораль, заключенная в произведениях русского фольклора, способствует формированию целостной личности с устойчивыми моральными принципами, основанными на православных ценностях. Это так же способствует формированию и сохранению духовного здоровья ребенка.

Все вышеперечисленные здоровьесберегающие приемы можно использовать в любой школе на любом этапе обучения музыке.

Применение данных технологий способствует позитивному восприятию уроков музыки, складыванию положительного образа музыки в целом, а так же сохранению физического и духовного здоровья учащихся, что является одной из главнейших задач современной школы.


Литература

  1. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. - Москва, «ВАКО», - 2004 г .

  2. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия. - М.: Владос, - 2000 г .

  3. Садыкова Р.Ш., Шепаева С.А. - Возможности музыкального искусства в реализации здоровьесберегающих технологий. - ЮКГУ, Шимкент, 2006 г.

  4. Нестерова Л.В. Реализация здоровьесберегающих технологий в сельской школе // «Начальная школа», 2005. - № 11. С. 78.

  5. Львова ИМ. Физкультминутки // «Начальная школа», 2005. - № 10. С. 86.

  6. Митина Е.П. Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра // «Начальная школа», 2006, № 6. С. 56.

Электронные ресурсы

  1. Баклыкова Е.В. Здоровьесберегающие технологии на роках музыки. vosmiletka.ucoz.ru/load/stranica_baklykovoj_e_v/metodicheskie_razrabotki/statja_quot_zdorovesberegajushhie_tekhnologii_na_urokakh_muzyki_quot/49-1-0-154

  2. Здоровье и образование valeo.edu.ru

  3. Павлова М. Методические рекомендации по интеграции программы «Основы здорового образа жизни» в учебно-воспитательный процесс образовательного учреждения: [Электронный ресурс] Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования.- //health.best-host.ru.-Саратов,2003

  4. Каталог образовательных интернет-ресурсов. Распорядительные и нормативные документы системы российского образования: orto.ru/ru/education.shtml

  5. Кафедра охраны здоровья детей и подростков ПОИПКРО: edu.perm.ru/poipkro/val/n-issldey.htm

  6. Сенина И.В. Здоровьесбережение в образовательном процессе актуальная тенденция обновления образования. rud.exdat.com/docs/index-601522.html

4



© 2010-2022