- Преподавателю
- Музыка
- Разработка урока: Марш деревянных солдатиков
Разработка урока: Марш деревянных солдатиков
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Дочкина А.П. |
Дата | 16.11.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
1 класс, 2 четверть, 5 урок
Тема: Марш деревянных солдатиков.
Цельурока: Создать условия, способствующие повышению эмоциональной и музыкально-творческой активности учащихся, развитию образного мышления, чувства ритма, речи через учебную деятельность.
Задачи:
- продолжать формировать знания о том, что музыка способна выражать чувства, настроения людей и их характеры через музыкальный материал урока (маршевую музыку);
- повышать исполнительскую и слушательскую культуру;
- развивать музыкально-двигательные, ритмические и вокально-хоровые навыки, коммуникативные умения.
Планируемые результаты:
Предметные:
-
знакомство с творчеством ;
-
способствовать совершенствованию вокально-хоровой грамотности.
Информационные:
-
научить соотносить музыкальный материал с живописным и литературным текстами;
-
развиватьречевую культуру в процессе изложения своих мыслей о музыке.
Коммуникативные:
-
развивать диалогическую и монологическую речь.
Личностные:
-
создание условий для творческой самореализации на уроке и во внеурочное время.
Тип урока - изучение нового материала
Вид урока: урок-путешествие.
Виды деятельности:
слушание, беседа, сравнение, сопоставление, исполнение
Оборудование: музыкальный центр, доска, компьютер с проектором, презентация.
Музыкальный материал:
-
С.Чернецкий "Встречный марш" - вход, слушание.
-
Марш "Триумфальной победы" - слушание, движения марша, ритмические упражнения под музыку.
-
М.Блантер "Марш футболистов" - слушание, ритмические упражнения под музыку.
-
Марш из балета "Щелкунчик" Чайковский (фрагмент)
-
П. Чайковский "Марш деревянных солдатиков" - слушание, использование самодельных шумовых инструментов (методика К.Орфа).
-
Фрагмент из песни "Пряничный Теремок"
-
Песня "Пряничный Теремок"
Этапыурока
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
Планируемые результаты
Орг. момент
Музыкальноеприветствие
Здравствуйтеучитель!
Дети входят в класс под звучание "Встречного марша".
Здравствуйтеученики!
Предметные
-Музыкальныетермины:
Ритм
Марш
Информационные:
-Подбирать характеристики к определению музыкального настроения.
высказываться о характере музыки.
Личностные:
Реализовать собственные творческие замыслы в импровизации, игре на детских элементарных музыкальных инструментах.
Постановкацели
Ответы детей
(Чередование сильных и слабых долей)
Ответы детей
- Когда ритмично считают.
- Человек живет, пока стучит сердце. Найдите у себя пульс. Пульс - это ритм нашего сердца. Когда вы болеете, приходит врач, он обязательно слушает пульс, нет ли нарушений в его ритме и как часто он стучит. В пульсе бывают сильные и слабые доли. Чередование сильных и слабых долей в музыке называется ритмом.
Сейчас я предлагаю вам встать. Перед вами изображение ритма.
(На доске карточки с изображением различных ритмов)
Давайте прохлопаем ритм. Там, где стоит акцент (>), мы будем делать звук сильнее.
- Исполнение ритма тихо - громко
- Исполнение ритма с сильными долями с бубном и треугольником.
- Учитель исполняет ритм палочкой, а дети хлопают только тогда, когда звучит сильная доля.
Мы познакомились с ритмом, что такое ритм?
Как вы думаете, где можно услышать четкий ритм?
В марше это четко заметно. Послушайте.
Учитель играет марш "Веселые ребята" Дунаевского.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с жанром - марш.
- Что такое марш?
- Где была сильная доля? (На "раз". Можно еще приговаривать "левой"). Сильная доля называется "ударная". Марш всегда исполняется под счет: "раз-два", причем "раз" - ударная доля, а "два" - тихая. Ритм марша всегда очень четкий.
Актуализация знаний (приемы повторения усвоенных учебных действий, необходимых для восприятия нового материала школьниками)
- Под эту музыку можно маршировать.
На свете существует много разных маршей - громких и тихих, высоких и низких, веселых и печальных.
Сегодня мы с вами побываем в необычном королевстве. У меня есть приглашение от хозяйки этого королевства, замечательной, доброй Феи. В этом королевстве нас уже ждут.
(Звучит "Встречный марш".)
- Слышите, как трубят трубы, звучат фанфары, слышна барабанная дробь. Льется торжественная, величавая музыка. Ребята, что можно делать под эту музыку?
- Верно, именно маршем мы зашли сегодня в класс, и попали в необычное сказочное королевство Маршей.
Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала
(Дети встают и выполняют движения, которые показывает учитель.)
- Мужество, героизм, любовь к Родине.
- Это марш спортивный.
Ответы детей
- Легким, звонким, веселым.
- П.И.Чайковский. Это марш из "Детского альбома".
(Дети исполняют песню, одна группа аккомпанирует себе на детских музыкальных и шумовых инструментах сидя, а другая марширует на месте).
- (Детский, бодрый, веселый).
- (Шаг больше, громче, музыка грубее).
- (Да).
- (Музыка легкая, быстрее, шаг меньше, играть в высоком регистре).
- (Да).
- радостное, праздничное, веселое.
- Посмотрите, Фея уже вышла нас встречать.
- Во время церемонии и приема гостей исполняется марш, который называется "Встречный". Он открыл наше путешествие.
- Перед дворцом - большая площадь, на которой выстроились войска для торжественного парада. Ровным строевым шагом проходят солдаты.
- Музыка марша имеет четкий ритм, под который сапоги солдат ударяют о землю. Я предлагаю вам встать в круг и промаршировать под звуки этого марша.
- Ребята, это был военный парадный марш. Для военных музыка марша очень важна. Под его четкую музыку солдаты ровняют шаг в походном или парадном строю.
- Как вы думаете, какие черты присущи настоящим защитникам отечества? (Учитель дополняет ответы детей.)
- Маршей в музыке великое множество. О каком марше я сейчас прочту стихотворение?
В спортивной жизни все в движенье -
Большое мощное сраженье.
Марш вхож в любое состязанье,
Ведь в нем есть дух соревнованья.
- Верно.
Победы без него не будет,
Спортивный марш так любят люди!
В каждом городе есть спортивный стадион. В нашем сказочном королевстве он тоже есть. Каждое утро королевская футбольная команда выходит на тренировку под звуки марша.
- Как он бодро звучит и настраивает игроков на победу! (Звучит "Футбольный марш".) Ребята, сравните два марша: военный и спортивный. Какой из них легче по звучанию?
- Ну а теперь пройдем с вами и с нашей феей во дворец. Здесь живут не только солдаты, спортсмены, добрая Фея, но и дети.
- Каким же должен быть детский марш?
- Когда в королевстве наступает ночь, все стихает. Спят и взрослые, и дети. Не спится только игрушкам. Они начинают свой парад.
(Звучит "Марш деревянных солдатиков".)
- Мы уже слышали с вами этот марш. Какой композитор написал его?
- Звуки игрушечного марша еще легче, тоньше, он исполняется в высоком регистре, но игрушечные солдаты идут также ровно, четко, как настоящие. А теперь споем "Марш деревянных солдатиков" со словами. Послушайте, какие стихи подходят по смыслу к "Маршу деревянных солдатиков"
Раз-два! Аты-баты! Весело солдаты
Сабли деревянные несут.
Пусть живут в коробке, но они не робки,
Службу честно здесь они несут!
- А теперь поиграем в композиторов. Сейчас я вам сыграю один марш.
Исполняется детский марш.
- Какой он?
- Давайте из этого марша сделаем военный. Как это сделать?
Учитель исполняет марш в низком регистре.- Получился?
- Теперь из военного марша сделаем игрушечный. Какой он будет?
- Маршируем на ладошке.
Учитель исполняет.
- А музыка осталась та же?
- Но характер у нее поменялся. Вы сами нашли признаки, по которым один и тот же марш отличается, и был то военный, то детский, то игрушечный.
А утром у Феи один из чудесных дней ее жизни. У нее состоится торжественной бракосочетание с прекрасным принцем. И марш, под который они войдут во дворец, будет называться "Свадебным".
И вот настал счастливый день,
Здесь марш торжественно играет.
Сегодня ни печаль, ни тень
Счастливых лиц не омрачает.
В душе сей марш рождает радость,
Одобрил он любовь и младость,
И чувства нежные сердец -
Соединенье двух колец.
(Звучит "Свадебный марш".)
- Ребята, какое настроение создает здесь музыка? (Учитель дополняет ответы детей).
Обобщение усвоенного
- Вот и подошло к концу наше путешествие в волшебное королевство Феи Марша. Что же нового вы узнали за время нашего путешествия?
Рефлексия деятельности
Учитель задает вопросы, отмечает активность ребят на уроке, интересные и правильные ответы, их внимательность. Совместно с учителем дети делают вывод о том, что все марши разные, но у них есть и общее: если все будут четко маршировать, то никто не собьется в строю.
Совместно с учителем дети делают вывод о том, что все марши разные, но у них есть и общее: если все будут четко маршировать, то никто не собьется в строю.
Работа над песней
Песенка «Про Деда Мороза»
Дети встают и под звуки марша, который звучал в начале урока, выходят из класса.