Разработка урока: Марш деревянных солдатиков

1 класс, 2 четверть,  5 урок Тема: Марш деревянных солдатиков.   Цельурока: Создать условия, способствующие повышению эмоциональной и музыкально-творческой активности учащихся, развитию образного мышления, чувства ритма, речи через учебную деятельность. Задачи:         - продолжать формировать знания о том, что музыка способна выражать чувства, настроения людей и их характеры через музыкальный материал урока (маршевую музыку);       - повышать исполнительскую и слушательскую культуру;       -...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

1 класс, 2 четверть, 5 урок

Тема: Марш деревянных солдатиков.

Цельурока: Создать условия, способствующие повышению эмоциональной и музыкально-творческой активности учащихся, развитию образного мышления, чувства ритма, речи через учебную деятельность.

Задачи:

- продолжать формировать знания о том, что музыка способна выражать чувства, настроения людей и их характеры через музыкальный материал урока (маршевую музыку);

- повышать исполнительскую и слушательскую культуру;

- развивать музыкально-двигательные, ритмические и вокально-хоровые навыки, коммуникативные умения.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • знакомство с творчеством ;

  • способствовать совершенствованию вокально-хоровой грамотности.

Информационные:

  • научить соотносить музыкальный материал с живописным и литературным текстами;

  • развиватьречевую культуру в процессе изложения своих мыслей о музыке.

Коммуникативные:

  • развивать диалогическую и монологическую речь.

Личностные:

  • создание условий для творческой самореализации на уроке и во внеурочное время.

Тип урока - изучение нового материала

Вид урока: урок-путешествие.

Виды деятельности:

слушание, беседа, сравнение, сопоставление, исполнение

Оборудование: музыкальный центр, доска, компьютер с проектором, презентация.

Музыкальный материал:

  1. С.Чернецкий "Встречный марш" - вход, слушание.

  2. Марш "Триумфальной победы" - слушание, движения марша, ритмические упражнения под музыку.

  3. М.Блантер "Марш футболистов" - слушание, ритмические упражнения под музыку.

  4. Марш из балета "Щелкунчик" Чайковский (фрагмент)

  5. П. Чайковский "Марш деревянных солдатиков" - слушание, использование самодельных шумовых инструментов (методика К.Орфа).

  6. Фрагмент из песни "Пряничный Теремок"

  7. Песня "Пряничный Теремок"



Этапыурока

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Планируемые результаты

Орг. момент

Музыкальноеприветствие

Здравствуйтеучитель!

Дети входят в класс под звучание "Встречного марша".

Здравствуйтеученики!

Предметные

-Музыкальныетермины:

Ритм

Марш

Информационные:

-Подбирать характеристики к определению музыкального настроения.

высказываться о характере музыки.

Личностные:

Реализовать собственные творческие замыслы в импровизации, игре на детских элементарных музыкальных инструментах.

Постановкацели

Ответы детей






(Чередование сильных и слабых долей)

Ответы детей

- Когда ритмично считают.

- Человек живет, пока стучит сердце. Найдите у себя пульс. Пульс - это ритм нашего сердца. Когда вы болеете, приходит врач, он обязательно слушает пульс, нет ли нарушений в его ритме и как часто он стучит. В пульсе бывают сильные и слабые доли. Чередование сильных и слабых долей в музыке называется ритмом.
Сейчас я предлагаю вам встать. Перед вами изображение ритма.
(На доске карточки с изображением различных ритмов)
Давайте прохлопаем ритм. Там, где стоит акцент (>), мы будем делать звук сильнее.
- Исполнение ритма тихо - громко

- Исполнение ритма с сильными долями с бубном и треугольником.

- Учитель исполняет ритм палочкой, а дети хлопают только тогда, когда звучит сильная доля.

Мы познакомились с ритмом, что такое ритм?

Как вы думаете, где можно услышать четкий ритм?

В марше это четко заметно. Послушайте.

Учитель играет марш "Веселые ребята" Дунаевского.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с жанром - марш.

- Что такое марш?

- Где была сильная доля? (На "раз". Можно еще приговаривать "левой"). Сильная доля называется "ударная". Марш всегда исполняется под счет: "раз-два", причем "раз" - ударная доля, а "два" - тихая. Ритм марша всегда очень четкий.

Актуализация знаний (приемы повторения усвоенных учебных действий, необходимых для восприятия нового материала школьниками)




- Под эту музыку можно маршировать.



На свете существует много разных маршей - громких и тихих, высоких и низких, веселых и печальных.
Сегодня мы с вами побываем в необычном королевстве. У меня есть приглашение от хозяйки этого королевства, замечательной, доброй Феи. В этом королевстве нас уже ждут.


(Звучит "Встречный марш".)


- Слышите, как трубят трубы, звучат фанфары, слышна барабанная дробь. Льется торжественная, величавая музыка. Ребята, что можно делать под эту музыку?

- Верно, именно маршем мы зашли сегодня в класс, и попали в необычное сказочное королевство Маршей.


Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала



(Дети встают и выполняют движения, которые показывает учитель.)

- Мужество, героизм, любовь к Родине.



- Это марш спортивный.



Ответы детей

- Легким, звонким, веселым.



- П.И.Чайковский. Это марш из "Детского альбома".

(Дети исполняют песню, одна группа аккомпанирует себе на детских музыкальных и шумовых инструментах сидя, а другая марширует на месте).

- (Детский, бодрый, веселый).

- (Шаг больше, громче, музыка грубее).

- (Да).

- (Музыка легкая, быстрее, шаг меньше, играть в высоком регистре).

- (Да).





- радостное, праздничное, веселое.



- Посмотрите, Фея уже вышла нас встречать.



- Во время церемонии и приема гостей исполняется марш, который называется "Встречный". Он открыл наше путешествие.

- Перед дворцом - большая площадь, на которой выстроились войска для торжественного парада. Ровным строевым шагом проходят солдаты.



- Музыка марша имеет четкий ритм, под который сапоги солдат ударяют о землю. Я предлагаю вам встать в круг и промаршировать под звуки этого марша.

- Ребята, это был военный парадный марш. Для военных музыка марша очень важна. Под его четкую музыку солдаты ровняют шаг в походном или парадном строю.

- Как вы думаете, какие черты присущи настоящим защитникам отечества? (Учитель дополняет ответы детей.)

- Маршей в музыке великое множество. О каком марше я сейчас прочту стихотворение?

В спортивной жизни все в движенье -
Большое мощное сраженье.
Марш вхож в любое состязанье,
Ведь в нем есть дух соревнованья.

- Верно.

Победы без него не будет,
Спортивный марш так любят люди!

В каждом городе есть спортивный стадион. В нашем сказочном королевстве он тоже есть. Каждое утро королевская футбольная команда выходит на тренировку под звуки марша.



- Как он бодро звучит и настраивает игроков на победу! (Звучит "Футбольный марш".) Ребята, сравните два марша: военный и спортивный. Какой из них легче по звучанию?

- Ну а теперь пройдем с вами и с нашей феей во дворец. Здесь живут не только солдаты, спортсмены, добрая Фея, но и дети.



- Каким же должен быть детский марш?

- Когда в королевстве наступает ночь, все стихает. Спят и взрослые, и дети. Не спится только игрушкам. Они начинают свой парад.

(Звучит "Марш деревянных солдатиков".)



- Мы уже слышали с вами этот марш. Какой композитор написал его?

- Звуки игрушечного марша еще легче, тоньше, он исполняется в высоком регистре, но игрушечные солдаты идут также ровно, четко, как настоящие. А теперь споем "Марш деревянных солдатиков" со словами. Послушайте, какие стихи подходят по смыслу к "Маршу деревянных солдатиков"

Раз-два! Аты-баты! Весело солдаты
Сабли деревянные несут.
Пусть живут в коробке, но они не робки,
Службу честно здесь они несут!

- А теперь поиграем в композиторов. Сейчас я вам сыграю один марш.

Исполняется детский марш.

- Какой он?

- Давайте из этого марша сделаем военный. Как это сделать?

Учитель исполняет марш в низком регистре.- Получился?

- Теперь из военного марша сделаем игрушечный. Какой он будет?

- Маршируем на ладошке.

Учитель исполняет.

- А музыка осталась та же?

- Но характер у нее поменялся. Вы сами нашли признаки, по которым один и тот же марш отличается, и был то военный, то детский, то игрушечный.

А утром у Феи один из чудесных дней ее жизни. У нее состоится торжественной бракосочетание с прекрасным принцем. И марш, под который они войдут во дворец, будет называться "Свадебным".

И вот настал счастливый день,
Здесь марш торжественно играет.
Сегодня ни печаль, ни тень
Счастливых лиц не омрачает.
В душе сей марш рождает радость,
Одобрил он любовь и младость,
И чувства нежные сердец -
Соединенье двух колец.

(Звучит "Свадебный марш".)



- Ребята, какое настроение создает здесь музыка? (Учитель дополняет ответы детей).


Обобщение усвоенного

- Вот и подошло к концу наше путешествие в волшебное королевство Феи Марша. Что же нового вы узнали за время нашего путешествия?

Рефлексия деятельности

Учитель задает вопросы, отмечает активность ребят на уроке, интересные и правильные ответы, их внимательность. Совместно с учителем дети делают вывод о том, что все марши разные, но у них есть и общее: если все будут четко маршировать, то никто не собьется в строю.
Совместно с учителем дети делают вывод о том, что все марши разные, но у них есть и общее: если все будут четко маршировать, то никто не собьется в строю.

Работа над песней

Песенка «Про Деда Мороза»

Дети встают и под звуки марша, который звучал в начале урока, выходят из класса.

© 2010-2022