- Преподавателю
- Музыка
- Урок на тему Музыкотерапия
Урок на тему Музыкотерапия
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Карпова Е.И. |
Дата | 21.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
"Музыкотерапия"
Цель:
показать влияние искусства на здоровье человека.
Задачи:
дать учащимся представления о различных методах оздоровления и укрепления здоровья музыкой и пением: восприятие музыки, дыхательная гимнастика, исполнение песен; развивать представление о валеологии и здоровьесберегающей педагогики; воспитывать навыки здорового образа жизни, любовь к музыке и пению.
Оборудование:
фортепиано, компьютер, репродукции картин.
Словарь урока:
музыкотерапия; арттерапия, эстетотерапия; здоровье, валеология.
Методы и приёмы: презентация, эвристическая беседа, упражнения, опыты, исследование, наблюдение.
Ход урока
На доске плакат: "Единственная красота, которую я знаю, - это здоровье". Г.Гейне. Ребятам предлагается порассуждать на тему афоризма, дать определение слову "здоровье" (слайд №1,2)
Возможны варианты:
-
Здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней.
-
Здоровье - это такое состояние организма, когда все его функции уравновешены с окружающей средой.
Музыкотерапия - лечение музыкой.
Еще в древнем мире врачи использовали музыку для лечения (слайд№3,4).
Ребята дают информацию об истории развития музыкотерапии. Еще в древнем мире врачи использовали музыку для лечения. Первый общепризнанный теоретик музыки Пифагор полагал, что музыка способствует здоровью. Платон и Аристотель считали: …музыкальные лады существенно отличаются друг от друга, так что при слушании у нас появляется различное настроение; например, слушая одни лады мы испытываем более жалостное и подавленное настроение, слушая другие, менее строгие лады, мы в нашем настроении размягчаемся. Демокрит рекомендовал слушать флейту при смертельных инъекциях.
В прошлом веке было доказано, что музыкальные звуки заставляют вибрировать каждую клетку нашего организма с помощью электромагнитных волн и изменять кровяное давление, частоту сердечных сокращений и глубину дыхания.
Музыка вызывает у людей разные чувства (слайд № 5,6,7,8)
С помощью ультразвуковых и эхографических установок было замечено, что на развитие человека в пренатальном периоде оказывает влияние музыка: мелодический голос матери, классическая музыка. После рождения у таких детей гуще растут волосы, кости становятся более твердыми, быстрее появляются молочные зубы. В Японии провели эксперимент - 120 кормящих матерей слушали: одни - поп-музыку, другие - классику. У первых молоко уменьшалось наполовину, у вторых количество молока увеличивалось на 20%.
Итальянцы лечили тарантизм (укус паука-тарантула) музыкой и танцами до полного изнеможения, веря в то, что яд должен "вытанцовываться".
Какое же воздействие на человека оказывают различные стили музыки? (слайд №9).
Можно привести примеры использования классической музыки для лечения психических и соматических заболеваний:
-
полное расслабление, восстановление жизненных сил можно получить, прослушивая "Вальс" Д. Шостаковича, музыкальные иллюстрации Г. Свиридова к повести Пушкина "Метель";
-
нормализует кровяное давление и сердечную деятельность "Свадебный марш Мендельсона", знаменитый полонез Огинского снимает головную боль и невроз;
-
музыка Моцарта способствует развитию умственных способностей у детей;
-
язва желудка исчезает при прослушивании "Вальса цветов" П.И. Чайковского;
-
музыка с использованием шума воды, прибоя (Римский-Корсаков, Григ, релакс) способствует синтезу ДНК, подавлению микробов, повышению иммунитета.
Современный человек много страдает и мучается, испытывает отрицательные эмоции, которые приводят к повышению артериального давления, потери аппетита, к замиранию сердца и стенокардии, чувству постоянной усталости, головным болям.
Вопрос: как же выжить и сохранить здоровье?
На помощь приходят методы: арттерапия, эстетотерапия и музыкотерапия. Ребята записывают эти термины в словарь.
Музыка природы - музыка воды (слайд №10,11,12,13).
New Age - произведения композиторов-профессионалов в музыкотерапии. Их произведения обладают выраженным оздоровительным действием. (слайд№14,15).
Классическая музыка обладает успокаивающим эффектом. Это произведения Моцарта, Баха, Вивальди, Штрауса, Чайковского. (слайд № 16).
Задание:
Выявить качества личности современного специалиста - экстравертность, интровертность.
Учащиеся слушают фрагменты музыкальных произведений: "Утро" Э.Грига, "Первый концерт для фортепиано с оркестром" (фрагмент) П. Чайковского
Выбирают наиболее понравившееся. Индикатором экстравертности следует считать "Утро" Э.Грига.
В 90-е годы весьма широкое распространение получило открытие так называемого«Моцарт - эффекта», которое заключается в том, что кратковременное прослушивание музыки Моцарта повышает показатели интеллекта. В чем же секрет целительной музыки Моцарта? (слайд №17, 18,19,20).
Целебным эффектом обладает и мягкая инструментальная музыка в исполнении Поля Мориа, Джеймса Ласта, Фаусто Папетти, Френсиса Гойи. (слайд №21)и этническая и мантровая медитативная музыка (слайд № 22,23, 24).
Отмечен и вред музыки для здоровья: (слайд № 25)
-
рок-музыка, воздействуя ультра- и инфразвуками, которые мы не слышим, но которые слышат все наши органы, способна разрушать мозг и порождать психические заболевания. Многие психологи и психотерапевты считают, что рок-музыка является для человека "звуковым ядом" или "гробом с музыкой".
Звучание отдельных инструментов благотворно влияет на некоторые наши органы:
- гитара - на сердце
- арфа - на легкие (слайд №26)
Широкое распространение получила музыка в детском саду: музыкальные занятия, праздники и развлечения, утренняя гимнастика, дыхательная гимнастика.
Рекомендуется проведение практического задания:
все ребята выполняют дыхательные упражнения под музыку "Привет солнцу", "Извергающийся гейзер", "Недоеная корова", "Сытая лошадь".
Оздоровляющее значение имеет и песнопение. Об этом свидетельствует стихотворение Е.Баратынского.
Е. Баратынский:
Болящий дух врачует песнопение.
Гармонии таинственная власть
Тяжелые искупит заблужденья
И укротит бунтующую страсть.
Душа певца согласно излитая,
Разрешена от всех своих скорбей;
И чистоту поэзия святая
И мир отдаст причастнице своей.
Ребятам раздаются песенники со словами песен.
Заключение: обобщение и подведение итога урока будет заключаться в составлении синквейна - краткого изложения большого объема учебного материала с помощью пяти строк.
Тема:
1. Музыкотерапия.
2. Два прилагательных.
3. Три глагола.
4. Фраза на тему.
5. Существительное - синоним теме.
Музыка в жизни человека играет жизнеутверждающее значение, является невербальным способом общения, помогает в психологическом анализе. Музыка проявляется во всём: в звуках, запахах, свете, душе, любви (слайд 27-50)
Интеграция предметов
Психология
Психотерапия
Музыка
История
Информационные технологии
Анатомия
Физиология