Художественные образы в музыке и изобразительном искусстве

 Содержание урока направлено на осмысление художественного образа в различных видах искусства: музыке, живописи, литературе. На музыкальных примерах, картинах знаменитых художников и поэтических строках показаны способы воплощения реальной действенности и фантазийности в произведениях искусства. Каждый созданный образ в изоискусстве созвучен с музыкой, с поэзией.Художественный образ – это продукт творческой деятельности человека. В нём творец может отражать эмоции, характер, настроение, пережива...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Р А З Р А Б О Т К А

открытого урока в 5 классе.

ТЕМА: «Художественные образы в музыке и изобразительном

искусстве»

ЦЕЛЬ: Углубить понимание художественного образа -

поэтического, музыкального и живописного.

ЗАДАЧИ: Направить внимание школьников на осмысление

художественного образа в различных видах искусства:

музыке, живописи, литературе;

показать способы воплощения реальной действенности

и фантазийности в произведениях искусства;

углубить восприятие понятий «образ», «портрет»,

«пейзаж», «фантазийность».

ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ МАТЕРИАЛ:

Репродукции картин художников:

В.Васнецов «Богатыри», «Снегурочка»

М.А.Врубель «Царевна - Лебедь»

К.Ф.Юон «Русская зима»

И.И.Левитан «Весна - большая вода»

«Золотая осень»

В.Д.Поляков «Заросший пруд»

В.Боровиковский «Портрет М.И.Лопухиной»

А.Головин «Испанка на балконе»

Музыкальные произведения:

П.И.Чайковский «Испанский танец», «Осенняя песня», «Баркарола»

«Вальс снежинок»

К.Глюк «Орфей»

Л.Бетховен «Весёлая-грустная»

Э.Григ «Шествие гномов», «Утро»

А.Бородин «Богатырская симфония»

Н.Римский - Корсаков «Ария Снегурочки»

Ф.Шопен «Фантазия»

Оборудование: Компьютер, проектор, экран, синтезатор,

музыкальный центр.

Х О Д У Р О К А

Учитель: Ребята! Как вы думаете, можем ли мы увидеть музыку и услышать живопись?

Слайд 1.

Если мы всматриваемся в хорошую картину, то начинаем замечать, что при всей своей неподвижности она полна движения.

Слайд 2.

Каждый созданный образ в изоискусстве созвучен с музыкой, с поэзией.

Обратите внимание на этот портрет, который перед вами (А.Головин «Испанка на балконе») и вслушайтесь в музыку и стихи, отражающие национальный характер этой девушки. Кто же она?

(Звучит «Испанский танец» П.И.Чайковского)

Испанка, словно Прометей,

Огонь похитила у неба.

И он летит из глаз у ней

Стрелами чёрного эреба.

И кудри ворона крыла!

Вы б поклялись, что их извивы,

Грядою падая с чела,

Целуют шею, дышат, живы.

Учитель:

Вопрос: Какой образ воплощён в этой музыке, стихах, картине?

(Ответ: Образ танцующей испанки.)

Учитель: Итак, художественный образ - это продукт творческой деятельности

человека. В нём творец может отражать эмоции, характер, настроение, переживание и т.д.

Слайд 3.

Давайте рассмотрим еще один портрет - «М.И.Лопухина» художника В.Боровиковского, написанного им в 1797 г.

(Муз-ный фон. Мелодия из оперы К.Глюка «Орфей»)

Учитель: Мы видим молодую девушку, задумчивую, печальную. Контур силуэта размыт, руки безвольно опущены. Она кажется нам близкой и в то же время - недоступной, до конца неразгаданной.

Увидев этот портрет, поэт Л.П.Полонский был поражён её красотой, мечтательностью, отрешённостью и посвятил ей такие строки:

Она давно прошла, и нет уже тех глаз,

И той улыбки нет, что молча выражали

Страданье - жизнь любви,

И мысли - тень печали.

Ребята, какое настроение отобразила музыка?

(Ответы учащихся)

Мы все знаем, что любой характер, настроение человека можно изобразить схематично, так, как на этой доске.

Слайд 4.

Спокойный, печальный, весёлый, злой, кричащий, удивлённый, плачущий (схемы)

Давайте немного поиграем. Будет звучать музыка, а вы попробуйте определить по её характеру, к какой схеме она больше всего подходит.

Звучит музыка: «Весёлая - грустная» Л.Бетховена

«Шествие гномов» Э.Грига

  1. часть - злая

2 часть - спокойная

(Дети слушают музыку и предлагают свои версии ответов).

Учитель: Мы с вами рассмотрели образы человека в искусстве, но музыка и изоискусство проявляются и в пейзажах.

Что такое пейзаж, что мы видим на этих картинах?

(Ответ: Природу.)

Учитель: И трудно сказать, кто больше и лучше воспел нашу русскую природу - поэты и писатели, композиторы или художники.

Слайд 5.

Вот перед вами картины - пейзажи, изображающие разные времена года. Опишите каждое время года. Как вы думаете, может ли живопись, картина звучать?

К.Ф.Юон «Русская зима»

И.И.Левитан «Весна - большая вода»

«Золотая осень»

В.Д.Поляков «Заросший пруд»

(Ответы)

Учитель: Давайте убедимся в этом. Я буду включать музыку, а вы мне скажете: какая из этих картин зазвучала.

«Осенняя песня» П.И.Чайковский (Осень)

«Баркаролла» П.И.Чайковский (Лето)

«Фантазия» Ф.Шопен (Весна)

«Вальс снежинок» П.И.Чайковский (Зима)

(Дети предлагают свои варианты ответов)

Учитель: Искусство вдохновляет человека, воспевает красоту и доброту. Мы познакомили вас с такими жанрами, как портрет и пейзаж, с реальными художественными образами, которые отражают действительность.

Но есть и нереальные художественные образы, выдуманные - это сказочные и фантазийные.

Слайд 6.

Давайте рассмотрим эти картины:

«Богатыри» В.Васнецов

«Снегурочка» В.Васнецов

«Царевна - Лебедь» М.А.Врубель

(Дети описывают то, что они видят на картинах)

Учитель: Композиторы, как и художники, в своём творчестве обращались к сказочным сюжетам.

Послушайте, как звучит симфония А.Бородина, которую он назвал «Богатырской».

(Звучит фрагмент из «Богатырской симфонии» А.Бородина)

Мы ясно слышим тяжёлую, мужественную поступь русских богатырей.

А сейчас послушайте уже известную вам «Арию Снегурочки». Как нежно и светло звучит её голосок, когда она с восхищением рассказывает своей матери Весне о людях. А вот она же как будто плывёт по заснеженному лесу.

(Звучит «Ария Снегурочки» из оперы Н.Римского-Корсакова)

Вслушайтесь в эту прекрасную музыку Ф.Шопена и всмотритесь в картину М.Врубеля «Царевна-Лебедь».

(Звучит «Фантазия» Ф.Шопена)

Созвучны ли эти два произведения и почему вы так думаете? (Ответы)

Учитель: Ну вот, ребята, мы с вами и окунулись в мир искусства, познакомились с различными художественными образами, которые воспевают музыка и изоискусство.

И вы тоже творцы, и тоже можете создавать свои шедевры.

Давайте немного пофантазируем под музыку.

Нарисуйте то, что вы сейчас услышите.

(Звучит «Утро» Э.Грига)

(Дети красками рисуют придуманный ими образ. Затем рисунки выставляются для показа, идёт обсуждение).


© 2010-2022