«Три жемчужины П. И. Чайковского»

Раздел Музыка
Класс 3 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Три жемчужины П.И. Чайковского»

«Куда ведёт нас - танец»

1.Мотивация к учебной деятельности.

1. Вход в класс детей под музыку П.И.Чайковского «Марш деревянных солдатиков».

Здравствуйте ребята.

-Ребята, у нас сегодня, необычный урок, на нашем уроки присутствуют гости.

-Ребята, а вы узнали, музыка какого композитора сейчас звучала, когда вы вошли в класс?

(П.И. Чайковского «Марш деревянных солдатиков»).

Cлайд №1 - Портрет П.И.Чайковского.

-Ребята, и сегодня на нашем уроке, мы продолжим знакомиться с этим выдающимся композитором.

-Ребята, я давала вам домашнее задание подготовить сообщение об этом композиторе.

(Дети зачитывают доклады, сообщения о П.И.Чайковском.)

-Сегодня на нашем уроке, мы продолжим знакомство с музыкой этого великого композитора.

2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.

-Ребята , скажите, а какой сейчас звучал - жанр, когда вы вошли в класс?

(Марш).

Слайд №2- изображение алгоритма (Марш)

-Ребята,а какие вы ещё знаете жанры?

(Танец, песня).

Слайд №3- выстраивается алгоритм изображение (танец, песня)

-Ребята, а давайте мы с вами вспомним - все эти жанры.

Что такое песня? ( Это музыка под которую можно петь).

Какие бывают песни? (грустные, весёлые, детские, для взрослых).

У песни что есть? - (мелодия, слова).

Что такое марш? (Это музыка под которую можно маршировать).

Какие бывают виды маршей? (Марши для взрослых , марши для детей, спортивные, военные).

Что такое танец? (Это музыка под которую мы можем танцевать).

-А какие бывают виды танцев?(вальс, полька, полонезы, мазурки, камаринская, хороводные.)

3.Выявление причины затруднения.

-Ребята, скажите, в каком музыкальном жанре можно встретить - танец?

(в спектакле, балете, мюзикле).

-Ребята, и я вас не случайно спросила - где можно встретить танец.

Именно сегодня на уроке, мы с вами проследим, куда нас приведёт - танец, в какой музыкальный жанр?

И в этом нам помогут « три волшебные жемчужины».

Слайд №4 - изображение « трёх жемчужин»

4.Построение проекта выхода из затруднения.

-У каждой из них есть своё название. Вам интересно узнать, как они называются?

-Об этом вы узнаете,если будете меня внимательно слушать.

-Послушайте, как об одной жемчужине сказал поэт:

Смычки легко затрепетали

И нежно выгибая тальи

В просветах голубых полос

Лебяжье стадо пронеслось.

Оно летело, словно дым

От музыкального дыханья

В самом полёте отдыхая

Струясь движением одним.

-Ребята, может быть из вас кто - то догадался о ком в этих строках идёт речь?

(О лебедях).

Слайд №6 - картины с изображением «лебедей», изображение из балета «лебединое озеро».

-Ребята, вы знаете, и художники писали множество картин, поэты сочинили стихи и конечно же композиторы сочинили много музыкальных произведений, где воспевали красоту и величие этих птиц. Это гордые и верные птицы. Об этих птиц написано много песен и стихов. ( Есть песня с названием «Лебединая верность).

В детстве мы с вами читали сказку «Дикие лебеди», смотрели мультфильмы.

-Ребята, а какие вы знает музыкальные произведения, где речь идёт о лебедях? (балет «лебединое озеро»).

-Ребята, и сегодня на уроке мы с вами познакомимся с удивительным произведением - балет «Лебединое озеро» П.И.Чайковского.

-ребята, а вы знаете почему называется так балет?

-в этом балете есть две героини: белая лебедь - Одетта, и чёрная -Одилия.

-Одна из них настоящая, но заколдованная принцесса, а другая - дочь коварного колдуна.

-Вы, наверное догадались, какая из них настоящая принцесса?

(Белая лебедь - Одетта).

- Принц празднует своё совершеннолетие. Друзья приглашают его на охоту. Ночь, озере лебеди. Это заколдованные девушки злым волшебником. Лишь по ночам они превращаются в девушек. Принц затаив дыхание следит, как белый лебедь превращается в красивую девушку. Это Одетта - королева лебедей. Принц очарован её красотой. Одетта, рассказывает принцу печальную историю колдовства. Только сильная и преданная любовь может избавить девушек от злых чар. Принц клянётся Одетте в любви и преданности. И вот в замке бал. Принц должен выбрать себе невесту. Появляется переодетый злой волшебник со своей дочерью. Она на столько похожа на Одетту. Что принц принимает её за свою любимую. И готов её назвать своей невестой. Но вдруг, принцу возникает видение Одетты. И он понимает ,что он был обманут злым волшебником.

-Далее действие происходят на берегу озера. Девушки ждут вовращение Одетты. Одетта рассказывает о измени принца. Убитый горем принц прибегает на озеро, умоляет Одетту о прощении. Но клятва любви и верности нарушена. На озере поднимается буря. Которая припятствует принцу и Одетте..Одетта вскоре исчезает. А принц остаётся один на берегу озера своей мечты.

-Ребята, сейчас мы с вами послушаем самый известный фрагмент из этого балета - «Танец маленьких лебедей".

Слайд №7 видео фрагмента «Танец маленьких лебедей»

- ребята, вы обратили внимание, как красиво танцевали артисты балета?

-Какая по характеру звучала музыка? (Игривая, немножко неуклюжая).Образ кого изображал этот фрагмент?

(Образ маленьких лебедей деток. Помимо взрослых лебедей в балете были и маленькие лебеди).

-Ребята, а вы обратили внимание как исполняется балет.

Артисты балета только танцуют, не поют и не говорят) .

Через что мы узнаём содержание балета? (Через танец, движение, мимику артистов).

-Ребята и вот мы с вами отгадали, как называется первая жемчужина - балет «Лебединое озеро».

Слайд№8 - показ «первой жемчужины с название».

5.Реализация построенного проекта.

-Ребята, а вы любите праздники? Скажите, какой недавно был праздник? (Новый год).

-Ребята, а как мы с вами празднуем в школе этот праздник.(Новогодняя ёлка)

-Что мы с вами делаем на нашей ёлке? (веселимся, играем, танцуем и конечно же поём)

-И я, хочу вам предложить вспомнить нашу новогоднюю песню - танец.

Исполнение песня - танец.

-Ребята, а сейчас, я бы хотела, чтобы вы узнали название «второй жемчужины». Для этого вы меня ещё внимательнее должны послушать. Я хочу вам рассказать интересную историю.

В одном доме готовятся к новогоднему празднику. Ждут гостей. В гости к детям приходит старый мастер игрушек. Он дарит деревянные щипцы для колки орехов, в виде маленького уродливого человечка.

-Ребята, вы наверное догадались о ком идёт речь? (О Щелкунчике).

Несмотря на уродство, Щелкунчик сразу понравился девочке Маше. Она чувствует к нему жалость и нежность. Ночью ей снится сон, как на Щелкунчика нападает войско мышей во главе с мышиным королём. Щелкунчик вместе со своими солдатиками храбро сражается. Но силы неравные. И тогда Маша приходит на помощь Щелкунчику. Она бросает свою туфельку в мышиного короля, и всё войско разбегается. А щелкунчик превращается в прекрасного принца. И он вместе с Машей отправляется в прекрасную страну Феи Драже, где в это время начинался праздник.

-Сейчас как раз мы с вами попадём на замечательный праздник, где все танцуют и веселятся.

Слайд№9 - видео фрагмента «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик».

-А сейчас ребята вашего класса, покажут вам творческое задание танец «Па-де-де» из балета «Щелкунчик».

-Ребята, вам понравилась музыка? Какой прозвучал жанр? (танец).

Какой прозвучал танец? (Вальс). И теперь, я думаю, вы сможете мне сказать- название «второй жемчужины» - Балет «Щелкунчик».

Ребята, я вам давала творческое задание изобразить несколько ПА из балета. Кто приготовил?

Исполнение детьми танца «ПА-ДЕ-ДЕ» из балета «Щелкунчик».

И так ребята мы с вами узнали название «второй жемчужины».

Слайд№10 - изображение «Второй жемчужины с названием».

-Ребята, а теперь мы с вами должны узнать название «третьей жемчужины».

-Ребята, обратите внимание на доску.

Слайд №11 - изображение из сказки «Спящая красавица».

-Ребята, вы узнали, герои какой сказки изображены?- (Спящая красавица).

-Ребята, вы наверное помните содержание этой сказки. На сюжет этой сказки и был сочинён балет.

Действие этой музыкальной истории разворачиваются на празднике, посвящённом Дню Рождению принцессы Авроры. На праздник съехались знатные гости и женихи. Принцесса со всеми приветлива и мила, но предпочтение не отдаёт никому. Внезапно к ней подходит старушка, с букетом роз. Она охотно берёт букет и кружиться с ним в танце. Внезапно уколов палец, принцесса теряет силы и падает. В букете роз спрятана заколдованная спица, старуха превращается в злую фею и исчезает. Добрая фея не может уничтожить злые чары, а лишь их смягчить. Она не умерла, она заснула - объясняет всем гостям. И взмахом своей волшебной палочкой. Она погружает всё королевство в вековой сон. И так проходит 100 лет. В лесу охотиться принц со своими друзьями. Перед ним вдруг возникает образ доброй волшебницы, которая вызывает образ принцессы. Принц очарован красотой принцессы, устремляется к ней, но образ исчезает. Принц страстно желает видеть принцессу. И вместе с доброй волшебницей отправляется к замку. В заросшем замке в это время живёт злая волшебница, которая всячески мешает принцу найти принцессу. И вот, принц не смотря на все трудности, находит Спящую принцессу, и своим поцелуем пробуждает её и всё королевство. Балет заканчивается пышной свадьбой.

-Ребята, я хотела бы чтобы вы посмотрели фрагмент из балета «Спящая красавица» - «Вальс»

Слайд № 12- видео фрагмент «Вальс» из балета «Спящая красавица».

- Ребята вам понравилась музыка? Какой прозвучал жанр? (Вальс).

-Ребята, вы наверное догадались, название «Третьей жемчужины»-(Балет «Спящая красавица).

Слайд№13 - изображение «Третьей жемчужины с названием».

6.Первичное закрепление во внешней речи.

- Ребята, мы с вами сейчас посмотрели фрагмент из балета «Спящая красавица», но на наших предыдущих уроках мы с вами изучали песню о спящей принцессе. Давайте её исполним. (дети исполняют песнюГ. Гладкова «Спящая принцесса»).

-Ребята, давайте с вами подведём промежуточный итог нашего урока. (При помощи разных музыкальных жанров мы можем передать образ и содержание сказки).

7.Включение в систему знаний.

И так, ребята, мы с вами узнали название «Трёх жемчужин»П.И.Чайковского.

-Давайте вспомним название «трёх жемчужин».

Слайд №14 - изображение трёх жемчужин с названиями.

-И действительно, эти балеты во всём мире считаются «жемчужинами» среди всех балетов П.И.Чайковского.

- Итак, ребята, давайте посмотрим, куда нас привели танцы? В какой музыкальный жанр? - (балет)

Слайд №15 - изображение алгоритма - Балет.

Что такое балет?( Это муз. спектакль, где артисты танцуют. Всё содержание балета мы можем узнать через жесты, движения, мимику. Кто участвуют в исполнении балета?(Артисты балета, оркестр, дирижёр, костюмеры, гримёры, декораторы, сценаристы и т.д.) На самом деле, очень много людей участвуют в постановке балета.

8. Рефлексия деятельности на уроке.

-Итак, ребята, наш урок подходит к концу.

Ребята, что вы узнали сегодня нового? Какое задание вам больше всего понравилось? А какой из трёх балетов вам больше всего понравился?

-Ребята, я хотела дать вам сегодня домашнее задание - нарисовать рисунок на фрагмент любого балет, который вам понравиться.

-Ребята до свидание, урок закончен.



© 2010-2022