• Преподавателю
  • Музыка
  • Сценарий урока «Развитие музыки в симфонической сказке С. С. Прокофьева «Петя и волк»

Сценарий урока «Развитие музыки в симфонической сказке С. С. Прокофьева «Петя и волк»

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сценарий урока «Развитие музыки в симфонической сказке

С.С.Прокофьева «Петя и волк».

Оборудование:

  • мультимедийное оборудование;

  • баян;

  • плакат «Симфонический оркестр»;

  • карточки с названиями музыкальных инструментов;

  • презентация урока;

  • компьютерные программы (Авторский комплект ЦОР в программе PowerPoint)

  • рисунки учеников к балету «Золушка»;

  • портрет С.С.Прокофьева;

  • тест;

  • ответы к тестам;

Цель: Закрепить в сознании детей что нет музыки без развития.

Образовательные задачи: - вспомнить четыре группы музыкальных

инструментов, входящих в состав

симфонического оркестра.

Воспитательные задачи: - воспитание любви и уважения к музыке

С.С.Прокофьева.

Развивающие задачи: - способствовать развитию эмоциональной

отзывчивости, развитие ладового чувства.

Тип урока: Изучение нового материала.

Методы:

  • словесный метод (беседа с использованием средств визуальной и слуховой наглядности: рассматривание слайдов презентации по теме урока);

  • метод контрастного сопоставления;

  • метод стимулирования музыкально-творческой деятельности через создание эффекта удивления с помощью информационно-коммуникационных технологий.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная.

ХОД УРОКА:

1. Организационный момент

Ребята входят в класс под музыку (Звучит «Тема Пети» из симфонической сказки С.С.Прокофьева «Петя и волк»). Музыкальное приветствие.

2. Актуализация знаний

Учитель: Давайте вспомним, музыку какого композитора вы слушали на прошлом уроке?

Ученики: Музыку известного русского композитора С.С.Прокофьева.

( Показ слайдов 5-6)

На экране - портрет С.С.Прокофьева.

Учитель: Что вы знаете о композиторе, его детстве и юности. Какие произведения слушали?

Ученики: «Вальс» из балета «Золушка», «Сказочка», «Марш». С.Прокофьев начал сочинять музыку с 5 лет. Первую оперу «Великан» написал в 9 лет.

Проверка домашнего задания. На доске расположены рисунки ребят к балету «Золушка».

Учитель: Вы очень хорошо справились с домашним заданием. На этих рисунках вы сумели передать и счастливую радость Золушки, впервые в жизни отправляющейся на бал и ее тревогу, даже какую то растерянность, испуг от того, что попала в необычную атмосферу, о которой до сих пор лишь мечтала. Молодцы!

3. Содержание и организация учебного занятия.

Учитель: Давайте вспомним состав симфонического оркестра. Какие группы музыкальных инструментов входят в состав симфонического оркестра?

-Кто руководит оркестром? ( Показ слайдов 7-13) Ученики отвечают.

Сегодня мы начнем знакомство с симфонической сказкой С.С.Прокофьева «Петя и волк». Как вы думаете, почему сказка называется «симфонической»?
Ученики: Ее играет симфонический оркестр. Симфоническая, значит, от слова симфония. Это сказка, как симфония.
Учитель: Правильно! Это музыкальное произведение для симфонического оркестра. Композитор, создавая сказку, хотел помочь детям «войти» в мир симфонической музыки. Многим (даже взрослым людям!) симфоническая музыка кажется сложной и непонятной. С.С.Прокофьев был первым, кто решил познакомить ребят с инструментами симфонического оркестра в увлекательной форме, в виде сказки. Композитор сочинил ее для детей, но вот уже много лет во всем мире ее с одинаковым интересом и удовольствием

У каждого героя сказки есть своя музыкальная тема и свой инструмент с определенным «голосом», т.е. тембром. Сегодня мы познакомимся с музыкальными темами героев этой сказки.

Петя - главный герой сказки, возможно, он ваш ровесник. (Слушают тему Пети С.С.Прокофьева). Какой характер у Пети? Что изображает музыка? (Показ слайда 16)
Ученики: Петя веселый, радостный, озорной мальчик. Мелодия плавная, иногда «скачущая», как будто Петя подпрыгивает, может быть, танцует).
Учитель: Какие инструменты исполняют тему Пети?
Ученики: Скрипка, контрабас, виолончель, альт.

Учитель: теперь поговорим о дедушке. Дедушка немного сердитый, недоволен поведением своего внука. Он обеспокоен, что Петя ушел за калитку и не закрыл ее за собой. «…Места опасные. А если из лесу придет волк? Что тогда?» (Слушают тему Дедушки С.С.Прокофьева).

(Показ слайда 17)
Учитель: Инструмент, исполняющий тему Дедушки - фагот. Давайте определим, какой «голос» у фагота: низкий или высокий?
Ученики: Сердитый, ворчливый, густой, низкий.

(Показ слайдов 18-20)
Учитель: Как вы думаете, кого изображает эта музыкальная тема? (Слушают тему Птички С.С.Прокофьева).


Ученики: Это - птичка. Мелодия звучала быстро, в высоком регистре. Можно было представить, как она летает, порхает, машет крылышками.
Учитель: Послушайте тему Птички еще раз, определите и покажите ее инструмент.

Ученики: Флейта - деревянный духовой инструмент.

Учитель: А теперь попробуйте подобрать музыкальные инструменты к темам утки и кошки, прослушав их.

(Слушают тему Кошки С.С.Прокофьева).

Учитель: Почему вы решили, что это кошка?
Ученики: Мелодия звучала осторожно, тихо, стаккато. В музыке слышны были шаги кошки, как будто она крадется. Характер у кошки мягкий, хитренький, острожный.

Учитель: Тему Кошки исполнял инструмент кларнет.

Учитель: Кого из героев сказки изображает эта мелодия?

(Слушают тему Утки С.С.Прокофьева).

Ученики: Утку! Мелодия неторопливая, плавная; ритм равномерный; уточка идет неуклюже, переваливается с лапки на лапку, крякает.

Учитель: Инструмент, исполняющий тему Уточки, называется гобой. Он относится к группе деревянных духовых инструментов.

Учитель: На следующем уроке мы продолжим знакомство с главными героями симфонической сказки. И узнаем, какие же музыкальные инструменты изображают их в оркестре. (Показ слайдов 18-20)

4. Повторение

Учитель: Давайте вспомним, что нового вы сегодня узнали на уроке. ( Дети отвечают) Я буду называть действующих лиц сказки, а вы будете по очереди мне называть музыкальные инструменты, которые их изображают. (Дети отвечают на вопросы.)

5. Тестирование

Учитель: Откройте свои рабочие тетради. На доске вы видите задание - тест №7. (Показ слайда 24)
Постарайтесь вспомнить, что мы сегодня узнали о главных героях сказки С.С.Прокофьева и написать в тетради, какие инструменты их изображают в симфоническом оркестре самостоятельно. (Обучающиеся сверяют свои ответы с ответами на доске).

6. Итог урока.

Учитель: Все сегодня работали очень хорошо. (Выставляю оценки) Наш урок подошел к концу. На следующем уроке мы продолжим знакомство с инструментами симфонического оркестра, послушаем темы Волка, Охотников, узнаем содержание сказки.

7. Домашнее задание

Нарисовать понравившихся вам героев сказки «Петя и волк», подписать названия инструментов.

8. Музыкальное прощание.

Выход под музыку. (Звучит «Тема Пети» из симфонической сказки С.С.Прокофьева «Петя и волк»).



© 2010-2022