Открытый урок на тему: Работа над штрихами в классе баяна - аккордеона

Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





Открытый урок на тему:

«Работа над штрихами

в классе баяна - аккордеона»

на заседании секции «народные инструменты»

Ярцевского методического объединения












Урываев А. Г.,

преподаватель МОУДОД ДМШ

г. Ярцева

21.12.2011г.


Цель урока: формирование представлений обучающегося об основных видах штрихов.

Задачи урока:

обучающие: выработать навыки исполнения различных штрихов;

развивающие: развивать музыкальные и творческие способности, воображение, внимание, память.

Тип урока: комбинированный.

Методы: словесный, наглядный, практический.


Ход урока.

Термин «штрих» в переводе с немецкого «strich» - это черта. В баянной методике существует множество определений понятия «штрих».

Б. Егоров дает следующее определение: «Штрихи - это характерные формы звуков, получаемые соответствующими артикуляционными приемами в зависимости от интонационно - смыслового содержания музыкального произведения».

Ф. Липс предлагает такую формулировку: «Штрих - обусловленный конкретным образным содержанием характер звучания, получаемый в результате определенной артикуляции».

М. Имханицкий считает, что «штрих - это характерная деталь артикуляции, определяющая в ней меру связности - раздельности и акцентности - беакцентности каждого из сопряженных между собой звуков».

На баяне - аккордеоне штрих возникает в результате действия специфических приемов игры: скоординированных между собой туше и меховедения. Основополагающим критерием, по которому определяются штрихи, является критерий связности - раздельности, а дополнительным - ударности - безударности.

Наиболее полная систематизация штрихов дана Б. Н. Егоровым. Он выделил 17 штриховых градаций. На практике наиболее отвечающая конкретным задачам исполнительства представляется классификация Ф. Р. Липса, состоящая из 10 штриховых градаций. В данной классификации вполне возможно четко разграничить две категории штрихов - связных и раздельных, характеризуемых той или иной мерой акцентности либо безакцентности. Поскольку же категория раздельных штрихов достаточно обширна, ее, в свою очередь, логично разбить на три зоны по степени краткости или выдержанности разделяемых звуков:

  1. зона связных, «легатных» штрихов - legatissimo, legato, portato, detache;

  2. зона раздельно - выдержанных, «нон легатных» штрихов - tenuto, marcato, non legato;

  3. зона отрывистых, «стаккатных» штрихов - staccato, martele, staccatissimo.

Рассмотрим эти штрихи на примере музыкальных произведений. Урок проводим с ученицей 5 класса Бугровой Аней (аккордеон).

Первый штрих, работу над которым мы покажем, - легато (от итал. «legare» - связывать). Преподаватель просит ученицу исполнить отрывок РНП «То не ветер ветку клонит». Обращается внимание на то, что пальцы располагаются на клавиатуре, кончики пальцев чутко осязают поверхность клавиш; свободная и мягкая кисть вместе с предплечьем, следуя за мелодической линией, помогает работе пальцев. Сила пальцев распределяется равномерно.

В момент перед освобождением первой клавиши, нажимается вторая.

(Ученица иллюстрирует сказанное на примере мотива).

Сила звука на баяне - аккордеоне не зависит от силы нажатия клавиши. Это ученик должен уяснить с первых уроков обучения.

На начальном этапе при исполнении легато могут встретиться следующие недостатки: разрыв звуков, наплыв звука на звук как результат отсутствия синхронности движения пальцев с клавиши на клавишу. Встречаются трудности при исполнении повторяющихся звуков.

(Ученица исполняет РНП «Как под горкой, под горой»). Как правило у учащихся младших классов первая четверть каждого такта сокращается и происходит разрыв между звуками, в результате чего линия непрерывного легато нарушается. (Ученица показывает правильный и неправильный варианты исполнения). Педагог обращает внимание на то, чтобы ученица не отрывала палец от клавиши на повторяющихся звуках, объясняя, что палец как бы срастается с ней, и клавиша является продолжением пальца. (Исправление этого же недостатка ученица показывает на примере РНП «Не летай, соловей»).

Для показа штриха легатиссимо (от итал. «legare» - связывать, окончание «issimo» - указывает на высшую степень) педагог просит ученицу исполнить первую часть пьесы В. Завального «Подснежник». Главная особенность этого штриха заключается не только в соединении звуков без каких - либо «зазоров» между ними, но и в некоторой мере наслоении каждого из последующих звуков на предыдущий в предельно мягком характере атаки каждого звука.

Штрих портато (от итал. «portare» - утверждать, нести) характерен столь же связной игрой, что и легато, но звучание каждого мелодического тона отличается большей активностью атаки за счет более резкого нажима на клавишу и пунктирного, а не плавного ведения меха. Для того, чтобы ученица четко представляла различие между этими штрихами, педагог предлагает сыграть эпизод РНП «То не ветер ветку клонит» сначала одним, а потом другим штрихом. Большое внимание при отработке штриха портато уделено движению меха.

Последний из группы «залигованных» штрихов, показываемых на уроке, - деташе (фр. «detacher» - отделять). В быстрых темпах штрих деташе переходит в один из приемов игры мехом - тремоло. В качестве иллюстрации штриха звучит отрывок из пьесы В. Золотарева «Шут на гармонике играет». Педагог объясняет ученице, как правильно использовать физиологически естественное движение левой руки - сгибание и разгибание в локтевом суставе, чтобы оно преобразовывалось в чередующиеся смены направления движения меха.

Следующая группа штрихов - «нон легатные» штрихи.

Тенуто (от итал. «tenere» - держать, соблюдать). Этому штриху свойственна небольшая подчеркнутость атаки за счет энергичного нажима ил легкого пальцевого удара и слегка пунктирного ведения меха. Начало звука и его окончания имеют одинаковую форму. Иллюстрацией данного штриха служит исполнение ученицей фрагмента «Марша» Ю. Левитина. С педагогом отрабатывается точность длительности и сила звуков.

Маркато (от итал. «marcare» - выделять) отличается от тенуто большей акцентировкой каждого звука при той же продолжительности. Происходит интенсивный удар по клавишам при помощи не только пальцев, но и кисти, предплечья и даже плеча. Удар сопровождается синхронным рывком меха. Как и в случае с легато и портато, педагог просит ученицу сыграть отрывок «Марша» поочередно штрихами маркато и тенуто, подчеркивая различие в их исполнении.

Нон легато (от итал. «не связно») исполняется, как правило, несколько короче, чем тенуто и маркато, но не менее половины написанной длительности. Штрих исполняется различными, в зависимости от конкретного случая, способами: ударом пальца по клавише, ударом кисти, одновременным ударом кисти и пальца. (Ученица играет отрывок из Каприса №24 Никколо Паганини).

Для «стаккатной» группы штрихов (от итал. «staccare» - отрывать, отделять) характерно значительное сокращение длительности звука (не менее, чем вдвое), звучание отрывистое. Их можно подразделить на пальцевые, в которых мех распределяется на несколько нот, выполняя соединительную функцию, и меховые - в них движение меха реагирует на каждую ноту. Отработка этого штриха проводится на отрывке из пьесы Р. Шумана «Смелый наездник».

Сегодня мы говорили о штрихах и способах их исполнения. Основными штрихами являются легато, нон легато, стаккато. Остальные штрихи менее распространены. Штрихи являются очень важным средством выразительности в музыке. От характера и качества выполнения штрихов зависит воплощение музыкально - образного содержания и стиля исполняемого произведения.


Используемая литература.

  1. Бажилин Р. Школа игры на аккордеоне. -

  2. Говорушко П. Основы игры на баяне.- М. - Л., 1969.

  3. Егоров Б. к вопросу о систематизации баянных штрихов. // Баян и баянисты. - 1984. - №6.

  4. Имханицкий М. Новое об артикуляции и штрихах на баяне. РАМ им. Гнесиных, 1997.

  5. Липс Ф. Искусство игры на баяне. - М., 1998.


6


© 2010-2022