Урок. Тема: «Воспитывающая роль искусства»

Раздел Музыка
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Урок в 6 классе.


Тема: «Воспитывающая роль искусства»


Цель: Выявить воспитательную роль искусства, его участие в формировании духовно-нравственной личности.


Задачи:

Образовательные: озвучить, в чем заключается сила музыки на примерах поэтических текстов;

на примерах музыкального произведения «Фауст» Ш.Гуно, литературном «Притча» выявить положительные качества, черты характера которые должны присутствовать в человеке.


Развивающие: развивать логическое мышление, умение анализировать, выделять главное в произведениях; совершенствовать музыкальное восприятие, эмоциональное исполнение песен.


Воспитывающие: способствовать формированию духовной культуры учащихся; эмоциональную отзывчивость на прекрасное в жизни и искусстве.


Тип урока: изучение нового материала


Вид урока: комбинированный


Методы:

1. стимуляция и мотивация учебно-воспитательной деятельности:

- актуализация знаний.

- рефлексия предыдущих тем уроков.

2. метод организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

- наглядно-слуховой,

- словесный,

- практический,

- самостоятельная работа (примеры стихотворений, в которых говорится о силе искусства)

- междисциплинарных взаимодействий (В.Алеев).

3. метод погружения:

- ценностно-смысловое значение музыкального произведения (опера «Фауст» Ш.Гуно) в жизни человека.

- проблемно-поисковый


ТСО: видеоматериал, компьютер.


Ход урока.


1. Организационный момент.

2. Повторение пройденного материала.

Ребята, мы с вами немало времени посвятили теме «Сила музыки». Я прочитаю фрагменты стихотворений. Скажите, о какой силе искусства идет речь? На что же способна музыка?

1. В один ненастный день, в тоске нечеловечьей,

Не вынеся тягот, под скрежет якорей,

Мы сходим на корабль - и происходит встреча

Безмерности мечты с предельностью морей.

(французский поэт Ж.Бодлер)

2. В погоне за стихом, за ускользнувшим словом,

Я к замкам уходить люблю средневековым:

Мне сердце радует их сумрачная тишь,

Мне любы острый взлет их черно-сизых крыш.

(французский поэт Т.Готье)

3. Под звуки прошлое встает

И близким кажется и ясным…

А.Блок

4. «Музыка… одна может перенести трепет одной души в другую».

А.Герцен.

(ответы учащихся)

Молодцы, вы справились с заданием. Действительно: искусство будит фантазию, дает нам возможность ощутить многообразие человеческих чувств, почувствовать дух прошлых веков, вызвать в памяти личные воспоминания.

Домашнее задание: найдите свои примеры стихотворений, в которых говорится о силе искусства.

3. Объяснение новой темы.

А) Актуализация знаний.

Сегодня мы с вами выясним - участвует ли искусство в воспитании человека на примерах музыкального произведения «Фауст» Ш.Гуно, литературного «Притча»; узнаем, что такое «притча»; назовем положительные качества, черты характера, которые должны присутствовать в человеке всегда.

Б) Беседа.

- Существует мнение, что искусство воспитывает человек? Вы согласны?

(мнения детей….)

- А какие положительные качества тем самым воспитываем в себе?

(ответы детей….)

- Всегда ли мы учимся на примерах положительных героев?

(ответы детей….)

- Не всегда! Например, в художественном фильме «Звездный мальчик» герой смеется и прогоняет свою маму со словами: «Нищенка не может быть моей матерью». А Мефистофель из оперы Ш.Гуно «Фауст»! Как он относится к нам, мы выясним, прослушав фрагмент, Но прежде, я хочу рассказать вам немного о произведении. Оперу Ш.Гуно написал по произведению немецкого писателя Гете «Фауст». Литературное произведение требует глубокого размышления, в опере композитор уделяет внимание и лирическим эпизодам главных героев - Фауста и Маргариты. Поэтому произведение иногда называют «Маргаритка».

Фауст - ученый акультных наук. Совершает сделку с Мефистофелем (дьяволом), который дает Фаусту новую жизнь, но если он произнесет слова «жизнь прекрасна», то душа Фауста будет принадлежать дьяволу.

- Почему Мефистофелю нужна душа, а не ум Фауста?

(мнения детей….)

Вывод:

Действительно, если нас лишить умения чувствовать, проявлять сострадание, сопереживание ближнему мы уподобимся Мефистофелю.

В) Работа с текстом куплетов Мефистофеля.

Перед вами текст куплетов Мефистофеля. О каких качествах людей он говорит?

1. На земле весь род людской

Чтит один кумир священный,

Он царит над всей вселенной

Тот кумир силен собой.

В умилении сердечном прославляя истукана,

Люди разных стран

Пляшут в суе бесконечной,

Водружая пьедестал.

Сатана там правит бал.

2. Тот кумир всех сильней богов.

Он природу отрицает,

Он небо презирает

И осмеять весь мир готов.

В угожденье богу злата

Край на край идет войной,

И людская кровь рекой по клинку течет булата.

Люди гибнут за металл.

Сатана там правит бал.

- Если бы вы были композиторами, с какой интонацией эти куплеты спел Мефистофель?

(мнения детей….)

- Обратимся к мнению композитора.

4. Слушание, анализ произведения «Куплеты Мефистофеля».

А) (мнения детей….)

- Смеется над нами! Его откровенно радую плохие поступки, черты характера людей! Какие именно, обратимся к тексту. За кусок металла убивают друг друга - алчность; природу отрицает, небо презирает, осмеять весь мир готов - самолюбие, высокомерие!

- А вы сталкивались в своей жизни с такими людьми? Легко ли вам общаться с ними? Почему?

(мнения детей….)

Как же наш Фауст получил новую жизнь? Умирает Маргарита. А Фауст становится правителем страны, но слепнет. Он состарился и просит доложить своих министров о том, как живет его народ. «Твой народ счастлив, не знает лишений, страданий!»,- докладывают министры. И Фауст произносит слова: «жизнь прекрасна».

Чем завершится произведение, мы можем узнать, прослушав не только финал оперы, но и по увертюре. Почему?

(ответы детей…. ; вспомнить определение увертюры)

Б) Слушание увертюры из оперы «Фауст».

-Так что же случилось?

(мнения детей…. Получил прощение за…, душа обрела покой)

- На одном из уроков мы выяснили, что память способна хранить положительные эмоции, а отрицательные?

(мнения детей….)

В) Действительно, это так. В подтверждение тому я вам расскажу притчу. Притча - небольшой рассказ, в иносказательном виде, заключающий религиозное учение или моральное поучение.

«У отца был непослушный сын, на которого постоянно жаловались соседи. После очередной проделки сына, отец берет его за руку, подводит к столбу, дает гвозди, молоток и говорит: «Сын, как совершишь плохой поступок, вбей гвоздь в столб». Шло время. Мальчик стал юношей. Как-то отец заметил у столба стоящего в растерянности сына. «Что случилось?». «В столбе нет больше свободного места, куда можно вбить гвоздь!». «Знаешь, сын! Ты уже взрослый. Пора совершать хорошие дела. Как сделаешь что-нибудь хорошее, вытащи гвоздь». Шло время. У столба сидит пожилой мужчина и плачет. Подходит старик. «Сын, что ты плачешь?». «В столбе нет больше гвоздей!». «Так радуйся!». «А дыры то остались!».

«Нужно прожить жизнь так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жег позор за подлое и мелкое счастье…».

Н.Островский.

- Ребята, что же вы положительного сумели взять для себя из нашей беседы?

(ответы детей….)

И так, 1. Не нужно в детстве совершать дурных поступков, чтобы потом не было больно ни тебе, но и родителям.

2. Любить, уважать знакомых и незнакомых нам людей; чтобы кумиром для нас были положительные качество людей.

- Добрые советы для нас мы слышим и в песнях. Например, в песне «Дорога добра».

5. исполнение песни

«Дорога добра»

6. рефлексия

- Итак, ребята, мы убедились, что искусство принимает участие в воспитании человека? На каких примерах?

(ответы детей….)

По сравнению с нашими героями давайте не только сохраним, но и преумножим наши положительные качества!


Самоанализ урока в 6 классе

по теме: «Воспитывающая роль искусства».


Данная тема рассматривается в разделе «Преобразующая сила музыки».

Цель: Выявить воспитательную роль искусства, его участие в формировании духовно-нравственной личности.

Задачи:

Образовательные: озвучить, в чем заключается сила музыки на примерах поэтических текстов;

на примерах музыкального произведения «Фауст» Ш.Гуно, литературном «Притча» выявить положительные качества, черты характера, которые должны присутствовать в человеке.

Развивающие: развивать логическое мышление, умение анализировать, выделять главное в произведениях; совершенствовать музыкальное восприятие, эмоциональное исполнение песен.

Воспитывающие: способствовать формированию духовной культуры учащихся; эмоциональной отзывчивости на прекрасное во время соприкосновения с искусством.

Тип урока: изучение нового материала

Вид урока: комбинированный

Основные методы:

1. стимуляция и мотивация учебно-воспитательной деятельности:

- актуализация знаний.

- рефлексия предыдущих тем уроков.

2. метод организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

- наглядно-слуховой,

- словесный,

- практический,

- самостоятельная работа (примеры стихотворений, в которых говорится о силе искусства)

- междисциплинарных взаимодействий (В.Алеев).

3. метод погружения:

- ценностно-смысловое значение музыкального произведения (опера «Фауст» Ш.Гуно) в жизни человека,

- проблемно-поисковый

Основные методы - проблемный анализ и метод погружения, позволили осознать ценностно-смысловое значение музыкального произведения в жизни человека (примеры из художественного фильма, литературных произведений).

Беседа в начале урока позволила осуществить обратную связь со всеми учащимися, т.е. проверить уровень усвоения материала предыдущего урока.

Структура и содержание урока продуманы и соответствуют цели урока. Этапы урока продуманы, последовательны, носят завершенный характер, логически связаны друг с другом. Эффективно и целесообразно использованы цитаты, словесный текст, музыкальное произведение.

Главный акцент делается на решение проблемного вопроса (участвует ли искусство в жизни человека и как?). Урок носит творческий, интегрированный характер, построен с учетом умений и способов действий, уже знакомым учащимся.

Положительная психологическая атмосфера была обусловлена доброжелательным отношением учителя с учениками и атмосферой сотрудничества и доверия.

Активности и самостоятельности учащихся на уроке способствовали:

- система вопросов и заданий,

- создание проблемной ситуации,

- интересный дополнительный материал.

Время на уроке использовалось рационально, перегрузки учащихся не было. На уроке удалось реализовать все поставленные задачи: эмоциональные, духовные по развитию учащихся.




















































© 2010-2022