- Преподавателю
- Музыка
- Урок музыки по теме Творчество М. Мусорского
Урок музыки по теме Творчество М. Мусорского
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Гайсина М.В. |
Дата | 24.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Тема четверти Русская музыка.
Тема урока Творчество М.Мусоргского.
ЦЕЛЬ УРОКА: Познакомить учащихся с творчеством и музыкальными произведениями композитора.
Задачи образовательные: совершенствование навыков использования выразительных средств музыки, подчеркнуть новаторство композитора.
Задачи развивающие: развитие образной памяти на стиль музыки М. П. Мусоргского, навыков художественно - образного мышления, способности целостного восприятия художественного произведения.
Задачи воспитывающие: воспитание личностной значимости для каждого ученика восприятия классической музыки, интереса к вопросам истории своей страны.
Музыкальный материал: произведение М.П.Мусоргского «Рассвет на Москве реке».
Опера Борис Годунов «Песня Ваарлаама»
Оборудование: программа по музыке для 1-8 классов общеоброзовательных школ,лицее ,гимназий Авторы Н.Г.Ямалетдинова,Р.Х.Хусаинова.
Портреты композиторов(М.И.Глинка.А.П.Бородин. Н.Римский-Корсаков М.Мусоргский .Ц. Кюи.
-
Музыкальный центр;
-
Телевизор и видеомагнитофон;
Ход урока
Организационный момент.
Учитель (У.) Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня на уроке музыки мы с вами познакомимся еще с одним представителем кружка « Могучая кучка»
Давайте вспомним кто входил в этот кружок(слайд№1)
Кто основал этот кружок?
Все ли они были только композиторами?
Кем был А.П.Бородин? Н.А.Римский-Корсаков?
Что обьединяла всех этих людей?
Наш урок посвящен великому композитору М.Мусоргскому.
Певец народного горя, сын дворянина - считал себя неотъемлемой частью народа. Тоска, безысходность, отчаяние - все это было в судьбе великого композитора.
Музыку Мусоргского не понимали, и он подвергался жестоким нападкам именно за те произведения, которые по словам Стасова «были самые гениальные, самые значимые» М.П.Мусоргский писал музыкальные произведения на одном дыхании, под непосредственным впечатлением определенного события - картины. Это же использовали в своих картинах и художники-импрессионисты.
Необыкновенная чуткость, впечатлительность художника, его душевная тонкость - с потрясающей силой воплотилась в цикле фортепианных пьес «Картинки с выставки», написанные в 1874 году под непосредственным впечатлением посмертной выставки рисунков художника В.Гартмана, близкого друга композитора. Одиночество становилось его все более тягостным. И несмотря на весь трагизм жизни и музыки М.П.Мусоргского, в его душе жила вера в лучшее будущее своей Родины. С удивительной силой она отражена в оркестровой увертюре «Рассвет на Москве-реке» - вступлении к опере «Хованщина».
Слушание « Рассвет намоскве- реке»
На фоне музыки звучат слова учителя «Кремль, чудный Кремль, - я подъезжал к нему - с невольным благоговением… Василий Блаженный и Кремлевская стена… - это святая старина. … Москва заставила меня переселиться в другой мир - мир древности…»
-
Какое настроение передает музыка? (нежность, спокойствие, безмятежность, лиризм)
-
Какие пейзажи возникают в вашем воображении под впечатлением от этой музыки? ( весенней природы, восхода солнца, спокойной реки..)
-
Какие изобразительные приемы развития музыки помогают слушателям представить эту музыку? (плавная мелодия, звучание мелодии в высоком регистре, музыка звучит довольно тихо)
-
Если бы вы были художниками, то какие картины написали бы под впечатлением этого музыкального произведения?
Учитель: Это музыкальное произведение всегда вызывает у слушателей яркие зримые картины. Таков был замысел композитора - открыть оперу светлым и чистым образом Руси, рассветом как символом пробуждающейся новой жизни.
Не то, что мните вы, природа,
Не слепок, не бездушный лик.
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
Так писал замечательный русский поэт Ф.Тютчев.
Хованщиной называют событие 15-17 мая 1682 года - бунт стрельцов под руководством отца и сына Хованских. Иван Андреевич Хованский начал службу еще в царствование Михаила Федоровича. Был воеводой в Новгороде. В 1680 году он вернулся в Москву и занял весьма влиятельное положение. В это время происходила борьба за власть между Нарышкиными и Милославскими. Князь Хованский стал на сторону Милославских и царевны Софьи. Был назначен начальником стрельцов и от их имени предъявил требование о провозглашении царями обоих братьев Иоанна и Петра, что и произошло 23 мая 1682 года. В тоже время Хованский сблизился с раскольниками и стал играть роль посредника между ними и правительством. Всем русским людям о многом говорят слова: «9 мая. День Победы». В ночь на 9 мая 1945 года по радио объявили об окончании Великой Отечественной войны. От счастья люди не могли спать, они выходили на улицу, чтобы поздравить друг друга. В это время по радио зазвучал «Рассвет на Москве реке». Создавалось впечатление, что М.П.Мусоргский написал не просто утро - начало славных дел Петра I, а именно, рассвет Дня Победы, новой мирной жизни.
В 1881 г. Мусоргский тяжело заболел и вскоре скончался, не успев дописать нескольких своих произведений. «Хованщину» завершил Римский-Корсаков.
Еще одним значимым произведением композитора является опера « борис годунов»
А можете ли вы вспомнить из истории, после какого царя правил Борис Годунов?
Д. После Ивана Грозного.
У. Но если опера называется «Борис Годунов», это не говорит о том, что Борис Годунов -основное действующее лицо.. Главным и более значимым в опере является народ опера создана по произведению А.СПушкина.. 1547-1584 г. Русью правил царь Иван IV (Грозный), после его смерти на престол восходит его старший сын Фёдор - безвольный, неспособный заниматься государственными делами. Фактически власть оказалась в руках умного, властолюбивого, высокообразованного боярина Бориса Годунова. Младший сын Ивана Грозного - царевич Дмитрий находился на воспитании в Углическом монастыре. В 1591 г. на Москву пришла весть о гибели девятилетнего царевича - прямого и последнего наследника престола.
Ходили слухи, что его убили наёмники Годунова - Бичаговские. Убрав со своего пути законного наследника престола в 1598 г. после смерти Фёдора Борис Годунов стал царём всея Руси. С потрясающей душу правдивостью музыка оперы раскрывает происходящие события, развития народного сознания, силы народной, способной разбить оковы рабства с одной стороны и душевные страдания царя Бориса перед совершённым преступлением: убийством царевича Дмитрия.
.Сегодня мы прослушаем и проанализируем «Песню Варлаама» из оперы « Борис Годунов » Варлаам по сюжету - «беглый» монах, бежавший из монастыря.
. Вы можете сказать, кто такие монахи, и какой образ жизни они ведут?
Д. Монахи должны отлучаться от земной жизни, от всех земных благ, должны служить Богу.
. Вам необходимо будет ответить на следующие вопросы:
-
Определите характер музыки.
-
Исходя из характера попытайтесь представить себе как мог выглядеть Варлаам, каков был его характер, какую жизнь он вел?
УЧЕНИКИ: Характер широкий, «Разбросанный», резкий, сильный, зловещий, неистовый, грубый, по мнению одного из критиков «звероподобный». Чревоугодник, любящий выпить и поесть, ведет разгульный образ жизни.
Какие духовные ценности вы заметили у Варлаама?
Отрекся ли он от земных благ? Служит ли он Богу? Где можно петь такие песни?
Д. В трактире, в кабаке. Характер - разгульный, бесшабашный, могучий, сильный. Он тратит свою могучую силу только на пьянство и старается набить свое брюхо.
УЧИТЕЛЬ: Молодцы. Я хотела бы показать вам репродукцию картины И.Е Репина «Протодьякон». Протодьякон это монашеский чин на Руси. Что вы можете сказать о характере героя картины, похож он на Варлаама?
УЧЕНИКИ: «Протодьякон» очень похож на Варлаама из оперы « Борис Годунов », гигантский живот, можно сказать центр репинской картины подтверждает это сходство (чревоугодие, разгульность).
УЧИТЕЛЬ: Правильно. Сейчас мы посмотрим видеофрагмент «Песня Варлаама» из оперы « Борис Годунов » М.П. Мусоргского. Совпадает ли ли образ в данном фрагменте на репинского «Протодьякона» и на тот портрет, который мы увидели, прослушав только аудиозапись?
Видеофрагмент «Песня Варлаама» из оперы « Борис Годунов » М.П. Мусоргского (Энциклопедия классической музыки издательство «Интерактивный мир» АО Коминфо) - просмотр.
УЧЕНИКИ: На увиденном видеофрагменте мы увидели именно такой портрет Варлаама, какой увидели в музыке М.П. Мусоргского и в картине И.Репина «Протодьякон».
УЧИТЕЛЬ: Правильно. Сам Мусоргский, увидев эту картину, воскликнул: «Так ведь это же мой Варлаамище!..» Хотя музыка не была написана «к картине», так же как картина не была написана по музыке . И Варлаам и «Протодьякон» - самостоятельные образы, запечатлевшие, однако схожие характерные для старой России типы людей, малограмотных и необразованных. .
. Мусоргского называют мастером музыкального портрета? Согласны вы с этим утверждением?
Вот Мусоргский композитор XIX века, он донес до нас свою музыку, нам его музыка понятна. А как вы думаете, наша музыка ему будет понятна?
О. Митяев «Изгиб гитары жёлтой» - слушание в исполнении учителя.
У. (после ответов детей) Да. Это песня о дружбе, а Мусоргский пламенно верил в добро, справедливость, в чистоту дружбы. Давайте, закончим наш урок этой замечательной песней. Пусть она прозвучит, как музыкальный привет от нас, живущих в 21-м веке, великому композитору в век - девятнадцатый!
. ОБОБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА.
И композитора, и поэта, и писателя, и живописца часто называют художником, мастером, а М.П.Мусоргского называют художником в музыке. В этом мы с вами убедились на сегодняшнем уроке. Композитор не только искренне любил Родину и родную природу, но и в своем творчестве очень точно рисовал ее образы. Музыка М.П.Мусоргского - это чистый образ Родины. Вот она - древняя и вечно юная в лучах восходящего солнца. Несется над Красной площадью колокольный перезвон.… Из прозрачной паутинки звучаний рождается одна из прекраснейших мелодий, и нет предела ее широкому раздолью.
8. ЗВУЧАНИЕ МУЗЫКИ.
9. ИТОГИ УРОКА.