• Преподавателю
  • Музыка
  • Статья Психолого-педагогические особенности работы с мальчиками в вокальном классе

Статья Психолого-педагогические особенности работы с мальчиками в вокальном классе

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Статья Психолого-педагогические особенности работы с мальчиками в вокальном классе


Кочетова Светлана Сергеевна,

преподаватель хоровых и теоретических дисциплин

РМБОУ ДОД «Знаменская ДШИ»

р.п. Знаменка

Тамбовская область




«Психолого-педагогические особенности работы с мальчиками
в хоровом классе»

Хоровое пение - это искусство уникальных возможностей как исполнительских, так и образовательных. Оно всегда было, есть и будет неотъемлемой частью отечественной и мировой культуры, незаменимым, веками проверенным фактором формирования духовного и творческого потенциала общества.

Хоровое пение с его многовековыми традициями, глубоким духовным содержанием, огромным воздействием на эмоциональный, нравственный строй как исполнителей, так и слушателей остается испытанным средством музыкального воспитания.

Приобщение детей к музыке всегда начинается через пение. Потому, что пением дети начинают заниматься с раннего возраста, ещё в детских садах. Следовательно, пение является самым доступным видом музыкального искусства для любого человека и сопровождает его всю жизнь, поэтому совершенствования в этой сфере будут всегда актуальны. В процессе обучения пению развивается этическое воспитание, связанное с формированием личности ребёнка, а так же его музыкальные данные в соответствии с голосом.

В наше время вокальное воспитание детей осуществляется в различных образовательных учреждениях: детских музыкальных школах и школах искусств, в хоровых студиях и в общеобразовательных школах на уроках музыки. И обучение детей во многом зависит от того, как дети того или иного пола воспринимаются преподавателем, какие роли он приписывает мальчикам и девочкам, а главное, учитывает ли он их половые особенности при подаче учебного материала и воспитания.

Вся учебная и методическая литература практически бесполая. В пособиях рекомендуют: «В 1 год ребёнок должен… В 4 года ребёнок должен… В 7 лет должен…», и приводятся таблицы по возрастам: что должен уметь бесполый ребёнок. Хотя такие таблицы как рост, вес и т.д. должны быть составлены отдельно и для мальчиков и девочек. Значит, вес тела разный, вес мозга разный, а всё, что является результатом их деятельности (восприятие, мышление, память и т.д.), одинаковое? Ни в коем случае. Для педагога очень важны и необходимы обоснованные рекомендации о том, как воспитывать и учить мальчиков и девочек. Педагог должен знать психофизиологические особенности каждого пола.

Работа с мальчиками в хоровом классе - это особый, подчас очень сложный, специфический творческий организм, создание которого, а главное - удержание, развитие требует колоссальной энергии, знаний, умений не только педагога, но и родителей.

Ни для кого не секрет, что мальчикам гораздо ближе занятия, связанные с движением. Но это совершенно не значит, что им не нужны спокойные занятия. Даже наоборот, занятия музыкой помогают дисциплинировать непоседу, приучают его к ответственности. В то же время нельзя не учитывать то, что мальчикам от природы свойственны большая двигательная и познавательная активность, большая любознательность. Учитывая эти особенности, работая с мальчиками, необходимо включать их в поисковую деятельность, они лучше работают тогда, когда характер вопросов - открытый, когда нужно самому додуматься, сообразить, а не когда нужно просто повторить за педагогом и запомнить информацию. Их нужно натолкнуть, чтобы они сами открыли закономерность, тогда они будут в тонусе в течение урока, тогда они запомнят и усвоят материал.

Речь у девочек поначалу развита лучше, чем у мальчиков, у которых нередко наблюдается так называемая алекситимия - психологическая характеристика личности, включающая следующие особенности:

- затруднение в определении и описании собственных эмоций и эмоций других людей;

-затруднение в различении эмоций и телесных ощущений и др. Мальчики не умеют по-настоящему выражать словами свои мысли и умеют это делать гораздо позднее, да и то не всегда. И словесные задания, устные объяснение преподавателя мальчики воспринимают с трудом, им это не интересно, они быстро начинают отвлекаться. А когда сорванцам становится скучно, на первый план тут же выходит то, что компенсирует скуку - двигательная активность.

У мальчиков двигательная расторможенность нередко бывает реакцией на подавление их активности. Мальчик начинает вертеться, рыться в рюкзаке, кидаться бумажками, а то и вовсе встает и начинает ходить. Как же с этим бороться? Прежде всего, мальчики требуют более образной формы изложения, наглядности, им нужно прожить материал в действии, а не умозрительно. А чтобы наши мальчики не рылись в своих вещах во время занятий, отводим для рюкзаков и папок отдельное место в классе, куда каждый мальчик перед занятием все сможет положить.

Нужно отметить, что мальчики в массе своей менее дисциплинированы, чем девочки, они более возбудимы, и их труднее остановить, если в коллективе начинается какая-либо "цепная реакция". Единожды найденный способ вернуть дисциплину через некоторое время перестает работать. Мальчиков все время нужно удивлять, находить новые методы работы с ними, новые способы привлечения внимания. (Все как в жизни). Например, можно устроить соревнование на лучшее исполнение куплета песни за небольшую награду. У всех мальчишек отлично развит дух соревновательности.

Мальчикам необходим высокий темп работы. Как только начинается повторение, закрепление - они выпадают из процесса, внимание ослабевает. Поэтому не следует уделять много времени повторению одного и того же мотива, куплета, лучше вернитесь к нему через некоторое время.

В своей работе с мальчиками я использую следующие приемы психологического воздействия, а именно:

- творческие задания и вопросы, стимулирующие мыслительную деятельность учащихся и создающие для них поисковые ситуации;

- постоянное побуждение детей к самоконтролю и самооценке в процессе пения;

- организация соревнований на уроке между отдельными детьми, группами или классами как игровой момент, повышающий интерес к занятиям;

- юмор как способ вызвать положительные эмоции, повышающий работоспособность учащихся на занятиях;

- различные индивидуальные задания и рисунки на тему исполняемых песен для усиления эмоциональной отзывчивости детей на музыку;

- одобрение, поощрение успехов учеников с целью стимуляции их интереса к занятиям;

- использование дыхательной гимнастики и легких физических упражнений в процессе репетиции, что снимает статические мышечные напряжения, улучшает кровообращение, восстанавливает работоспособность.

Мой опыт работы с мальчиками свидетельствует о том, что в младшем возрасте они легче концентрируют свое внимание на зрительных впечатлениях, чем на слуховых, и поэтому плохо интонируют.

Очень часто в своей практике мы встречаемся со случаями так называемого «немузыкального слуха». Таких детей нередко отстраняют от всеобщего музыкального образования и в первую очередь - от уроков пения. У детей постепенно создается глубокий и упорный комплекс представлений о своей музыкальной неполноценности, от которого он не может избавиться чаще всего до конца жизни. Такого нельзя допускать. Нужно брать всех детей, желающих петь.

Ребёнок с абсолютным слухом, может оказаться глуповатым при восприятии некоторых музыкальных отношений, или будет лишён задатков хорошего вкуса. Зато ученик с необноружившимся сразу слухом, со временем может оказать глубокий, обширный и серьёзный интерес к музыке; осознать её и стремится к высшему когда как более одаренный будет играть по слуху и не пойдет дальше, остановившись на примитивном. И такие случаи нередки в практике. Поэтому к подбору детей в хор следует относится с осторожностью, улавливать музыкальность, выяснять интерес к музыке.

Пение в детском хоре чрезвычайно полезно. Пение способствует развитию голосовых связок, дыхательного и артикуляционного аппаратов. В детском хоре следует совершенно исключить форсированное пение. Детскому голосу вообще противопоказано громкое пение даже в среднем и старшем возрасте, когда голосовая мышца в основном сформирована. Петь следует с предельной осторожностью.

Известно, что дети любят покричать. У мальчиков это выражено особенно ярко. Все замечали, какой шум и гул стоит во время детских игр в футбол, хоккей, волейбол. Крик наносит несомненный вред голосовому аппарату. При наличии дефектов голосового аппарата ребенок поет неправильно, причем создается ложное впечатление, будто у него музыкальный слух не развит.

Бывает так, что точно петь мелодию детям мешает и простуда (хрипота). Вот почему нужно беседовать с детьми о том, как бережно относиться к своему голосу. А также приучать слушать не только себя, но и соседей, подстраиваться к их звучанию, петь дружно.

Голосовой аппарат у мальчиков более хрупок, чем у девочек. Мальчики хуже сохраняют голоса. В то же время, пройдя определенный период становления, приобретя привычку к занятиям, научившись трудиться и получать от этого удовольствие и удовлетворение, мальчики с огромной преданностью относятся к своему хору.

Если исключить влияние мутации и других причин естественного отсева, то мальчики никогда не выбывают из коллектива и по-рыцарски сохраняют верность ему.

При всей сложности ведения хора, в котором в большинстве своем занимаются мальчики, умелое использование творческих, психологических и эмоциональных особенностей участников этого коллектива приносит превосходные результаты. Прежде всего это специфический звук, которым обладают поющие мальчики, который создает ни с чем не сравнимую палитру хора. В случаях же использования исполнительских возможностей юношей после мутационного периода (или в период мутации, когда уже появляется мужской тембр голоса), возникает дополнительная краска и расширяется не только диапазон хора, но и его возможности в выборе репертуара.

Методические принципы в работе с таким хором, как известно, имеют специфику. Главное заключается в том, что необходимо учитывать возраст детей и их интересы. Отзывчивость души ребенка столь непосредственна и непредсказуема, что выходить на репетицию с детским хором, имея некие «готовые рецепты», просто немыслимо, приходится импровизировать. Пожалуй, более чем в работе со взрослыми певцами, с детской исполнительской аудиторией хормейстеру следует работать с большей отдачей, с пониманием психологических, физических особенностей детей, быть им не только учителем, но воспитателем и просто другом одновременно. Радость детского творчества уникальна и неповторима по своей сути.

Осознание детьми того, что когда они поют вместе, дружно, то получается хорошо и красиво, осознание каждым из них того, что он участвует в этом исполнении и что песня, спетая хором, звучит выразительней и ярче, чем, если бы он спел её один, осознание этой силы коллективного исполнения оказывает на юных певцов колоссальное воздействие.

И в заключении хотелось бы сказать, что хоровое пение является одним из самых естественных, доступных и любимых детьми форм творческого самовыражения, которая наиболее подходит как для эстетически - нравственного воспитания, так и для развития личности ребенка.







Список литературы.

  1. Дмитриев Л. Основы вокальной методики. - М.: Музыка, 2000.

  2. Михайлова М. Развитие музыкальных способностей детей. - Ярославль, «Академия развития», 1997

  3. Самарин В., Осеннева М., Уколова Л. Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом. - М.: Academia, 1999

  4. Стулова Г. Теория и практика работы с хором. - М., 2002

  5. Халабузарь П., Попов В., Добровольская Н. Методика музыкального

воспитания. Учебное пособие. М.,1990



© 2010-2022