Выступление на методическом семинаре

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 44 им. Ф. А. Щербины

ст. Новодеревянковской Каневского района








Выступление на методическом семинаре-практикуме

по теме:

«Активизация познавательной и творческой деятельности

учащихся на музыкальных занятиях посредством ИКТ»




Подготовила:

учитель музыки

Яцун Анна Геннадиевна








2014 год

Активизация познавательной и творческой деятельности учащихся на музыкальных занятиях посредством ИКТ.

Культурологический компонент содержания музыкального образования и воспитания способствовал появлению таких технологий обучения музыке, которые помогают реализовывать главную цель музыкального образования - сформировать музыкальную культуру учащихся, которая должна стать частью их духовной культуры. Изучая статьи и советы, содержащие материалы с описанием функциональных возможностей программного обеспечения, ищу области возможного применения информационно-коммуникационных технологий во внеклассной работе.

Важными составляющими мастерства педагога является способность объединять в единое целое все элементы занятия, вариативно применять материал программы, избегая жесткой схемы, штампа в преподавании искусства. Испытывая потребность в обновлении содержания преподавания музыки, на практике использую наиболее эффективные технологии, реализующиеся через систему дополнительных учебных занятий. Развитие личности в школе идет на учебном занятии, поэтому обеспечиваю включение каждого ребенка в разные виды деятельности. Правильно выбранная цель определяет отбор методов и форм организации учебно-познавательной деятельности учащихся. В практике работы наиболее часто применяю информационно-коммуникационные технологии, повышающие эффективность усвоения материала.

Сегодня обучение на основе компьютерных технологий активно вне­дряется в учебный процесс. Широко использую информационно-коммуникационные технологии в различных направлениях:

  1. Для автоматизации документов (отчеты, справки, положения, программы, планы…);

  2. Для хранения различной информации (сценарии праздников, программы концертов, каталоги CD дисков…);

  3. Создание базы данных по учащимся;

  4. Для получения информации через подключение к Интернету.

В современном мире технический прогресс развивается очень активно: с каждым днем появляются всё более новые и новые технологии. Многие считают, что использование компьютера возможно только на «технических» занятиях. На мой взгляд, использование компьютера возможно и на занятиях музыкой. Музыка и компьютер - совершенно совместимые вещи. Различные электронные издания, могут быть использованы в музыкально-образовательной деятельности. Важно определить назначение электронного издания музыкально-образовательной направленности по цели (обучающее, развивающее, игровое) и по содержанию (электронная энциклопедия, интерактивная музыкальная игра…). Существует множество программ для работы с музыкой на компьютере. Условно их можно разделить на следующие группы: музыкальные проигрыватели, музыкальные конструкторы, музыкальные энциклопедии, обучающие программы, программы для импровизации, группового музицирования, сочинения музыки, программы для пения караоке. Первая группа программ знакома любому пользователю персонального компьютера - это Windows Media Player, WinAmp и другие. Возможности этих программ достаточно широки: воспроизведение музыкальных файлов, построение списка мелодий, запись в различных форматах. Если вы хотите привлечь внимание детей, направить их мышление в абстрактную, образную сторону, воспользуйтесь возможностью сделать музыку ярче. Для этого необходимо открыть зрительный образ в Windows Media Player или в WinAmp. Вашему вниманию откроются всевозможные линии, графики, которые постоянно меняются, движутся вместе с музыкой, рисуя причудливые образы. Огромную помощь руководителю в преподавании музыки оказывают музыкальные энциклопедии: «Шедевры музыки», «Музыкальные инструменты», «Классическая музыка», «Популярная музыка»; обучающие программы: «Музыкальный класс», «Учимся понимать музыку».

Работая с программой «Энциклопедия классической музы­ки» возможно использование тематиче­ских экскурсий, которые знакомят с музыкальной культурой разных стран. Текстовой материал озвучен, подкреплен видео и музыкальными фрагментами и, что важно в целях решения проблемы мотивации учащихся, уже готовыми для проверки ус­военного материала вопросами викторины с подсказками. Статьи - это основной раздел энциклопедии. Статьи содержат биографическую информацию о композиторах и исполнителях, сведения о музыкальных произведениях (их сюжетах, премьерах, истории написания), о музыкальных инструментах, о жанрах классической музыки и этапах ее развития. Можно прослушать отрывки из музыкальных произведений и просмотреть иллюстрации и видеофрагменты.

Очень интересна «Энциклопедия популярной музыки Кирилла и Мефодия», где представлены сведения практически обо всех современных группах и исполнителях, музыкальных альбомах. Можно проследить историю развития той или иной группы, узнать о развитии рока, джаза, поп-музыки в России и за рубежом, прослушать запись или просмотреть видеоклип. Для проверки знаний можно зайти в раздел Викторина, где предложены различные вопросы и музыкальные фрагменты.

Программа «Шедевры музыки». В ней содержатся обзорные лекции по разным направлениям музыки, начиная от эпохи барокко и заканчивая современной музыкой. Кроме этого, представлены биографии композиторов, история созданий известных произведений, комментарии к ним, аудио и видеофрагменты. Также есть словарь различных терминов и музыкальных инструментов, что облегчает работу в классе. Ребятам нравится самостоятельно получать знания, искать информацию в этой программе. Она проста и интересна в обращении. Для проверки знаний учащихся можно использовать раздел Викторина. В этом разделе учащиеся должны не только определить музыкальное произведение, но и указать композитора и его портрет.

Практический курс «Учимся понимать музыку» позволяет легко ориентироваться в многообразном и изменчивом мире музыки. Все занятия построены в современной мультимедийной форме. Материал предлагается в интересном и увлекательном виде и не только рассказывает о музыкальных жанрах, стилях и направлениях, но и учит слушать и понимать музыку. В энциклопедических статьях можно узнать много нового об авторах и исполнителях музыкальных произведений. Оригинальные и увлекательные интерактивные упражнения и тренажеры помогают научиться слушать и слышать музыку различных времен и народов. С помощью встроенного словаря будет легко разобраться не только в специальных музыкальных терминах, но и в нотной грамоте. В «Музыкальной комнате» можно послушать более 100 фрагментов музыкальных произведений разных стилей и разных исполнителей. Практический курс дает возможность прослушать музыкальные произведения, сравнить разные исполнения одного произведения, самостоятельно составить оркестр и ансамбль, потренироваться в подборе мелодий. Дневник достижений позволяет наглядно увидеть результаты работы с курсом и реальные успехи в понимании музыки.

Энцик­лопедия «Музыкальные инструменты». В ней собрана редчайшая коллекция музыкальных инструментов различных стран и наро­дов, включая археологические находки. Совершая виртуальную экскурсию по любой из выбранных стран (США, Англия, Германия, Польша, Австрия, Франция, Италия, Россия), можно познакомиться с многовековой историей возникновения и развития инструментов, особенностями их уст­ройства и звучания, с историей отдельных экспонатов, чья судьба неразрывно связана с именами выдающихся деятелей мировой истории и культуры. Благодаря комплексу разнообразных мультимедийных возможностей данных программ (видеосюжеты, анимация, звук, ка­чественные иллюстрации, викторины) процесс обучения стано­вится более эффективным и интересным.

Таким образом, можно говорить о компьютере, как о мощном инструменте в педагогической деятельности музыкального руководителя. Музыкальная информатика рассматривает компьютер как средство для решения традиционных задач музыкально­-педагогической деятельности. Она побуждает к освоению различ­ных музыкальных редакторов, программ по нотному набору. Обу­чающие программы - презентаторы, справочники, тесты - способ­ствуют развитию самостоятельности в музыкально-познавательной деятельности учащихся. Это направление помогает эффективно решать традиционные задачи освоения необходимых знаний, уме­ний и навыков и применять их на практике. Работа с готовыми программами вызывает интерес и подталкивает на продолжение общения с компьютером. Создание компьютерных презентаций с использованием средств Microsoft Power Point, нацелено на бо­лее глубокое изучение зарубежного и отече­ственного искусства. Презентации позволяют за короткое время занятия охватить огромный временной период культуры одной или нескольких стран. Они способны не только прекрасно иллюстрировать занятие произведе­ниями живописи, музыки, но и развивать способности сравни­вать, сопоставлять произведения искусства различных эпох и сти­лей; проводить проверку знаний произведений композиторов и художников и умения определять их творческий почерк; расширить рамки работы с увлеченными искусством детьми. Вынесенный для запоминания материал (определения стиле­вых направлений, имена композиторов, художников) дает возможность использо­вать презентацию в качестве учебного пособия. Музыкально-творческая деятельность учащихся с помощью компьютера может быть расширена за счет интеграции предме­тов гуманитарного цикла.

Применяя информационные технологии на занятиях музыкой нельзя забывать о том, что мы общаемся с искусством. Важно «не подменить» его общением с компьютером, не превратить его в технический практикум. Важно помнить о разумном использова­нии компьютера для раскрытия, развития и реализации способно­стей ребенка. В процессе работы необходим комплексный подход к музыкальному развитию личности ребен­ка. Классная и внеклассная работа должны быть подчинены од­ной цели. Целесообразно не дублировать музыкальный материал, но вот формы и методы, знания и умения учащихся, полученные на уроках музыки использовать и во внеклассной работе. Говоря о внеклассной работе с учащимися в условиях общеобразовательной школы, следует отметить ее назначение «пробудить творчество и выявлять талан­ты». Певческая деятельность единственный общедоступный способ музицирования. Петь хочет и может каждый ребенок за небольшим исключением. Голос - инструмент общедоступный, и именно он позволяет привлечь ребенка к активной музыкальной деятельности, познанию красоты и законов музыкального искусства.

В своей работе широко использую область караоке. Для области караоке характерен чрезвычайно богатый выбор вокальных композиций: на DVD - дисках (поставляемых вместе с бытовой аппаратурой) и в Интернете (для использования на компьютере) содержится до нескольких тысяч произведений всех стилей и направлений - от классики до эстрады, рока. Но область караоке - это не только музыка, приспособленная для пения под «минус», но и аппаратура с возможностью выноса движущегося текста песен на экран. Используя ресурсы сети Интернет, постоянно увеличиваю и обновляю песенный репертуар в работе с учащимися. Именно видеоряд позволяет значительно расширить репертуар с исключением из процесса пения таких скучных для них моментов, как запись слов песен в тетрадях и их заучивание. Вспомогательная мелодия, исполняемая каким-либо музыкальным инструментом, помогает упростить пение и активизировать процесс включения учащихся в вокально-исполнительскую деятельность. Разнообразная аранжировка фонограмм песен, современные технические устройства выступают в качестве катализатора мотиваций детей к пению. Наличие готового сопровождения к огромному количеству песен способствует значительному расширению круга исполняемых произведений, более интенсивному формированию музыкальных вкусов детей и их исполнительских способностей. Одним из интересных методических приемов использования караоке во внеклассной работе становится конкурсное исполнение - «кто лучше споет». По желанию ребят провожу мероприятия: «Угадай мелодию», «Урок-концерт». В этих случаях к названным стимулирующим факторам прибавляются еще и положительные влияния игровой ситуации, а также и состязательности. Освоение новых информационных компьютерных технологий и применение их в учебном процессе создает у детей положительную мотивацию к учению.

Таким образом, применение и использование компьютера и компьютерных технологий возможны и необходимы на музыкальных занятиях. Повышается результативность и, главное, интерес детей к занятиям музыкой.

Источники и Интернет - ресурсы:

  1. Афанасьева О. В. Использование ИКТ в образовательном процессе. -

pedsovet.org/

2. «Музыка в школе». Научно-методический журнал. 2007/5,6. Раздел

«Музыкальная электроника».

3. Никитина Н.Н. «Организация учебного процесса с использованием

возможностей ИКТ» pedsovet.org/

4.Чепкасова О.А. «Использование ИКТ на уроках образовательной области

«Искусство». Материалы сайта it-n.ru «Сеть творческих учителей».

  1. festival.1september.ru/

  2. Издательство детских образовательных программ vest-tda.ru/

  3. Интернет - магазины:

  • «Лабиринт» labirint-shop.ru/

  • «Болеро» bolero.ru/

© 2010-2022