• Преподавателю
  • Музыка
  • Урок по музыке на тему Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек (3 класс)

Урок по музыке на тему Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек (3 класс)

Данный материал буден интересен учителям художественно-эстетического цикла. Урок музыки разработан и проведен с учетом требований ФГОС нового поколения.Урок знакомит обучающихся с интонационно-образной природой музыкальных образов, помогает установить взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, а также выявить особенности музыкального языка С. Прокофьева и Э Грига.
Раздел Музыка
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Цель урока: формирование музыкальной культуры учащихся как части их общей культуры.

Предметные УУД:

  • изучение интонационно-образной природы музыкальных образов, установление взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке;

  • знакомство учащихся со средствами музыкальной выразительности («цветик-семицветик»);

Регулятивные УУД:

  • анализ музыкальных произведений, особенностей музыкального языка композиторов;

Коммуникативные УУД:

  • умение работать коллективно, объективно оценивать друг друга;

  • формирование певческих навыков, исполнительской и слушательской культуры.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Методы: метод забегания вперед и возвращения назад.

Новые понятия: выразительность и изобразительность в музыке, интонация.

Формы и виды контроля: наблюдение, рассуждение.

Музыкальный материал: «Болтунья» (сл. А. Барто), «Джульетта-девочка» из балета «Ромео и Джульетта», Э. Григ «Утро», «Танец Анитры» из сюиты «Пер Гюнт», В. Шаинский, М. Танич «По секрету всему свету».

Наглядный материал:

  • доска: Тема: «Портрет в музыке». Эпиграф: «В каждой интонации спрятан …человек» В. Медушевский;

  • портрет С. С. Прокофьева;

  • понятия: выразительность, изобразительность, интонация, контраст, скороговорка;

  • презентация «Творчество С. С. Прокофьева».

Информационно-методическое обеспечение: магнитофон, CD-mp3, учебник Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной «Музыка» 3 класс, плакат музыкального звукоряда, портреты Э. Грига, С. Прокофьева, «цветик-семицветик», баян, ноутбук, мультимедийный проектор, мультимедийный экран, методические и нотные пособия.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Музыкальное приветствие:

Унисон с закрытым ртом…

Сольфеджио a capella (девочки); - а capella со словами (мальчики);

со словами и инструментом (все вместе).

II. Целеполагание:

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас на уроке гости. Как вы думаете, зачем?

Дети: Мы хотим порадовать гостей своими знаниями умениями, своим желанием учиться.

У.: Слушаем мелодию. Мелодия - это …?

Д.: (хором): душа музыки.

III. Актуализация знаний, УУД:

Распевание: исполнение на инструменте мелодии Э. Грига «Утро».

У.: Что за мелодия прозвучала? Слышали ли вы её раньше?

Д.: Да, на прошлом уроке. Это «Утро» Э. Грига.

У.: Поём её с закрытым ртом, на гласную «а» (воздействует на печень), «о» (оживляет деятельность поджелудочной железы), «у» (отвечает за деятельность почек), «е» (оказывает воздействие на печень). А теперь со словами + (пластическое интонирование)

( ми мажор): «Солнышко всходит и небо синеет,

природа проснулась и утро пришло» ( на слове «утро» руки раскрыть вверх)

У.: Какие ещё композиторы отражали в своих произведениях времена года и даже время суток?

Д.: Чайковский, Мусоргский.

У.: Григ изобразил восход солнца. А чтобы нам было понятно, он подсказывает, даёт нам название пьесы - «Утро». Поправьте меня: «Григ создал портрет утра». Правильно?

Д.: Нет, Григ создал музыкальный пейзаж.

У.: Да, Григ нарисовал звуками пейзаж. А что такое портрет?

Д.: Портрет - это изображение человека.

У.: Правильно. Ребята, а с помощью чего можно нарисовать портрет?

Д.: Краски, кисти и т.д.

У.: А можно ли портрет нарисовать звуками?

Д.: Да, можно.

У.: Поэтому тема нашего урока звучит как?

Д.: «Портрет в музыке».

У.: Поможет нам раскрыть тему музыка С. С. Прокофьева. С. Прокофьев - мастер музыкального портрета. Откройте учебник на с. 26-29. Внизу на с.26 мы видим понятия «выразительность» и «изобразительность». Эти понятия вы будете видеть и на нашей доске.

IV. Первичное усвоение новых знаний:

У.: Музыка выражает чувства, мысли и характеры человека, т.е. она способна рассказать нам о них - это музыкальная выразительность; музыка может рассказывать нам о картинах природы и различных движениях - это музыкальная изобразительность (показ на доске).

У.: Ребята, а какой музыкальный портрет нам нарисует эта музыка?

Звучит «Танец Анитры»

У.: Какой портрет рисует музыка: женский или мужской? Каков характер этой девушки? (грациозный, кокетливый, изящный). Какими музыкальными инструментами вы бы украсили эту красивую мелодию?

Д.: треугольник, колокольчик, металлофон.

У.: Ребята, эту девушку зовут Анитра. Она тоже живёт в сюите Э. Грига «Пер Гюнт». Но более подробно мы с ней познакомимся на следующих уроках в 3 классе. А теперь скажите мне, какие цвета преобладают в костюме нашей красавицы Анитры?

Д.: Синий, голубой, желтый, зелёный.

У.: Верно, ребята. А теперь посмотрите на наш музыкальный звукоряд, музыкальную радугу. Отыщите эти цвета в нотках. Что у нас получилось?

Д.: Это ноты: си, соль, фа, ми.

У.: Верно, молодцы! Давайте их пропоём. Что у нас получилось?

Д.: Это «Утро» Э. Грига.

У.: Да, ребята, таким образом мы нашли с вами интересную взаимосвязь двух произведений из одной сюиты. И это не единственный синтез: в сюите «Пер Гюнт» соединились также два вида искусства: музыка и литература. Ведь изначально драматург Генрик Ибсен написал драму «Пер Гюнт» в 1867 году, а спустя 7 лет она была поставлена в Норвегии).

Ибсен писал Григу: «Дрезден, 23 января 1874 г. Дорогой Эдвард Григ! Обращаюсь к вам с этими строками по поводу одного плана, который собираюсь привести в исполнение и относительно которого хотел бы узнать, согласитесь ли вы принять в нем участие…»

У.: Эдвард Григ с радостью откликнулся на предложение писателя снабдить постановку музыкой и сам разработал план музыкальной композиции. В будущем мы обязательно познакомимся с другими пьесами из этой сюиты.

А теперь, ребята, посмотрите на доску. Мы видим музыкальный «цветик-семицветик», который поможет нам рассуждать о музыке. Посмотрите, он очень похож на нашу музыкальную радугу. В середине цветка - интонация - это главное свойство в музыке, в ней есть всё понемножку от каждого лепестка (мелодия, ритм, темп, лад, регистр, динамика, тембр).

У.: Человек живёт в окружении других людей, общается с ними, обменивается впечатлениями, спорит со старыми друзьями, беседует с новыми знакомыми.

V. Развитие умений, применение знаний:

У.: А сейчас откройте учебник на с. 26. Прочитаем фрагмент стихотворение А. Барто «Болтунья».

Звучит фрагмент стихотворения.

Д.: Это болтушка Лида! Она любит болтать.

У.: Да, ребята, все мы - разные. Одни - молчуны, другие любят поговорить, иногда на них говорят «болтуны». Есть ли в вашем классе такие ребята? Что вы ещё заметили?

Д.: Быструю речь. Скороговорку.

( Вывешиваю понятие на доску).

У.: Давайте прослушаем песню «Болтунья» ещё раз и, слушая характер музыки, попробуем представить образ этой девочки.

Звучит «Болтунья» С. Прокофьева.

Выслушиваем ответы детей.

У.: Прочтите ещё раз эпиграф к нашему уроку: «В каждой интонации спрятан человек». Какой портрет мы смогли нарисовать благодаря музыке, какой образ? (ответы детей). В этом нам помогли средства музыкальной выразительности.

Работа с цветиком-семицветиком:

( лад, регистр, темп, тембр, динамика, ритм, мелодия).

У.: Следующий музыкальный образ переносит нас в Италию. Очень давно, в итальянском городе Верона произошла одна из мировых трагедий, которую написал великий драматург Уильям Шекспир. Уильям Шекспир - гениальный английский поэт и величайший драматург нашей эры. Его «Гамлет», «Отелло», «Король Лир» известны всему миру! Шекспир ввел в английский язык около 3200 новых слов - больше, чем его литературные современники вместе взятые. Одна из его историй особенна. Это - «Ромео и Джульетта». Две знатные семьи этого города Монтекки и Капулетти постоянно враждовали друг с другом. Эта вражда была настолько непримирима, что родители этих семейств не заметили и не обратили внимание на один факт: их дети выросли и полюбили друг друга. Их звали Ромео и Джульетта. Вражда двух семей привела к трагической гибели их единственных детей. С. Прокофьев написал музыку к балету «Ромео и Джульетта».

На экране сцены из балета «Ромео и Джульетта» и портрет Г. Улановой в роли Джульетты - говорю об этом учащимся.

У.: Подумайте, кто спрятан за этой интонацией?

Играю начало «Джульетты-девочки».

Д.: Джульетта.

У.: Какой у неё характер? Что она делает? Какой вы её себе представляете?

Д.: Характер озорной, она бегает.

У.: Эта интонация построена в гамме до мажор, которая быстро взлетает вверх.

- поём гамму до мажор; - постепенно ускоряем на слог «лё».

Восприятие музыки от начала до конца.

У.: Подумайте, почему С. Прокофьев показывает нам Джульетту не одной, а несколькими темами?

Д.: Она бывает разной: легкой, мечтательной, влюбленной.

У.: Удивительно просто и вместе с тем предельно точно нарисовал Прокофьев образ очаровательной, беззаботной Джульетты. Музыка нам показывает то одну, то другую черту её характера - то весёлую резвость, то удивительную задумчивость. Образ становится живым, правдивым, полнокровным.

У.: А теперь я предлагаю вам самим нарисовать музыкальный портрет мальчика-хулигана из песни В. Шаинского и исполнить её для наших гостей.

Исполнение песни всем классом.

III.Рефлексия: У.: Ребята, что нового мы узнали на нашем уроке?

Что хотелось бы узнать больше?

Какая музыка создала вам хорошее настроение на целый день?

(ответы детей)

У.: Да, поэтому наш урок прошёл не зря! Молодцы! (подытоживая) Музыка - искусство выразительное. Она выражает чувства, мысли и характеры людей. Через неё мы можем увидеть и восточную красавицу Анитру, и тараторящую без умолку Лиду, и легкую, мечтательную Джульетту, и двоечника из песни В. Шаинского.

Домашнее задание вам будет такое: нарисуйте самый понравившийся вам портрет из всех музыкальных произведений, звучавших на нашем сегодняшнем уроке.

У.: Урок окончен! Спасибо за совместную работу, ребята! С каким

настроением вы уйдете с урока музыки?

Музыкальное прощание: Учитель: «Наш урок окончен»

Ученики: «До свидания».







7


© 2010-2022