• Преподавателю
  • Музыка
  • Дополнительная образовательная программа по направлению «Музыкальное исполнительство» по предмету сольфеджио

Дополнительная образовательная программа по направлению «Музыкальное исполнительство» по предмету сольфеджио

Раздел Музыка
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9 г. Надыма»


Центр дополнительного образования по предметам художественно-эстетического цикла


Утверждено на НМС школы

Протокол №__ от ______ 2008 г.












Программа обучения по направлению «Музыкальное исполнительство» по предмету сольфеджио



Программа рассчитана на детей 7-11 лет

Срок реализации программы 4 года (1, 2, 3, 4 годы обучения)


Составитель:

Музаффарова Р.Р.- педагог дополнительного образования

по классу сольфеджио.



г. Надым

2008 г.


Пояснительная записка.

Направленность программы: художественная по предмету сольфеджио.

Актуальность, педагогическая целесообразность. Современные средства массовой информации, социум целенаправленно вводят детей в мир популярной музыки, разрушая тем самым духовную культуру ребёнка, его эстетический вкус, систему нравственных ценностей. Введение ребенка в мир большого музыкального искусства посредством творческой деятельности чрезвычайно важно для его духовного развития. Обучение предмету сольфеджио имеет большое значение в комплексном воспитании личности ребёнка. С первых уроков закладываются основы музыкально-теоретических знаний, развиваются их музыкальные данные (слух, память, ритм),воспитывается интерес к музыкальным занятиям, трудолюбие и самостоятельность

Программа разработана на основе примерных образовательных программ для школ искусств Министерства культуры Российской Федерации 2003 года и Федерального агентства по культуре и кинематографии 2005 года.

Цель программы:

Воспитание нравственной личности, через приобщение к культурным ценностям и через создание возможностей для творческого развития.

Для реализации цели выдвигается ряд задач: музыкантские, педагогические, психологически

Задачи:

  1. музыкантские:

    • формирование отношения к музыке через осознание специфики её языка;

    • развитие способности эмоционально и осознанно воспринимать музыку, понимать её;

    • формирование певческих навыков;

    • формирование навыков анализа на слух

    • формирование умения работать в музыкальном коллективе;

  2. педагогические:

  • формирование общей культуры личности обучающихся;

  • развитие интеллектуальных и музыкальных задатков и способностей у детей;

  • формирование навыков самоорганизации (самостоятельная работа, организация своего свободного времени);

  • создание основы для сознательного выбора и последовательного освоения ими образовательных программ в сфере искусства и культуры;

  1. психологические:

  • формирования единства эмоциональной и интеллектуальной сфер психики ребёнка через приобщение к образцам мировой музыкальной культуры;

  • формирование навыков рефлексии;

  • создание ситуации успеха для проявления способностей и задатков обучающихся.

Основополагающие принципы работы в классе сольфеджио:

  1. общепедагогические принципы

  • принцип систематического и последовательного обучения - это то общее, что связывает музыкальную педагогику с другими видами обучения, т.к. нельзя овладеть предметом обучения, если изучать его от случая к случаю, отрывочно и нерегулярно. Занятия должны посещаться регулярно, изложение предмета проводится последовательно. Этот дидактический принцип включает в себя такие требования, как связывание незнакомого материала со знакомым; изложение от простого к сложному, от лёгкого к трудному, с раскрытием между ними причинно-следственных связей и с подведением к необходимым обобщениям. Характерной особенностью музыкального обучения является необходимость в систематических домашних занятиях. Они необходимы для закрепления и усвоения пройденного материла. Этот принцип означает так же правильное планирование работы с учащимся, а так же верно сбалансированное соотношение учебно - педагогического и художественного материала.

  • принцип сознательного усвоения знаний в музыкальной педагогике является антиподом авторитарных методик преподавания. Он требует от ученика умения самостоятельно разобраться в темпах, форме, динамике, структуре и другой общей и специальной терминологии в фактуре и содержании анализируемого произведения. Сознательная работа помогает выработать целесообразные приёмы сольфеджирования, воспитывает музыкальное мышление, формирует собственное отношение к изучению музыкальных явлений, индивидуальный метод организации работы.

  • принцип прочного усвоения знаний - это последовательное накопление музыкальных знаний и умений, требующее тщательной проработки каждой темы и певческих навыков для хорошей подготовки на контрольном уроке или экзамене.

  • принцип доступности обучения связан с необходимостью учитывать возрастные особенности учащихся. В музыкальном обучении доступность связана больше с индивидуальными особенностями учащихся, уровнем их одарённости, общим и музыкальным развитием, способностью к усвоению.

  • принцип наглядности обучения служит «внешней опорой внутренних действий, совершаемых ребёнком под руководством учителя в процессе овладения знаниями» (А.Н.Леонтьев). В музыкальной педагогике используют два вида наглядности: показ и объяснение. Цель показа - создание представления о художественном образе в одном из конкретных исполнительских вариантов: педагогический или исполнительский.

  1. принципы музыкальной педагогики

  • принцип единства эмоционального и сознательного обусловлен спецификой музыкального искусства и особенностями его восприятия, развитие которого требует его осознания, эмоциональных впечатлений, вызываемых музыкой, а так же её доступных выразительных средств.

  • принцип единства осознания и восприятия дает возможность учащемуся накопить внутренние слуховые представления, связывает сольфеджио с музыкальной практикой, создает необходимую слуховую базу для изучения разнообразных музыкальных явлений и понятий.

  • принцип единства развития музыкального слуха, ритмического чувства, музыкальной памяти и мышления должен лежать в основе различных видов музыкальной деятельности. Благодаря комплексному и последовательному развитию музыкальных способностей у детей формируется представление о принципах развития музыки, выразительности элементов музыкальной речи, выразительных возможностях музыкальных форм.

Программа составлена для 1,2,3,4 классов (годов обучения) и представляет собой первую ступень обучения предмету сольфеджио. Особенностью первой ступени обучения является получение начального музыкального образования , 4 класс является переводным на вторую ступень обучения.

Программа рассчитана на детей 7 -11 лет, на 4 года обучения по 68 часов в год.

Каждая форма работы предполагает использование определённых методов.

В процессе работы на групповых занятиях используются методы:

  • наглядно-слуховой метод - (педагогический показ, исполнительский показ - музыкальные произведения в исполнении профессиональных музыкантов в записи);

  • словесный - работа над образом (беседа и размышление о музыке);

  • практический - работа над чистотой интонации, сольфеджирование, пение с листа, работа над анализом музыкального произведения.

Большое значение для музыкального развития учащихся имеет работа над развитием творческих навыков. Оно способствует более эмоциональному и осмысленному отношению детей к музыке, раскрывает индивидуальные творческие возможности каждого из них, вызывает интерес к предмету, что является необходимой предпосылкой для успешного его освоения, помогает в исполнительской практике. Творческие упражнения на уроках сольфеджио активизируют слуховое внимание, тренируют различные стороны музыкального слуха ( ладо-интонационный, гармонический), чувство метроритма, формы, музыкальную память, а также развивают вкус и наблюдательность. Творческие задания должны быть доступны учащимся, разнообразны по форме и содержанию, соответствовать индивидуальным данным и уровню подготовленности обучающегося.

К программе прилагается список нотной литературы для педагога, работающего по данной программе, и для обучающихся.

Учет успеваемости.

Учет успеваемости в течение года осуществляется в форме контрольных уроков один раз в четверть (четвертная оценка составляет средний балл оценок текущих уроков).

При вынесении экзаменационных оценок необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ученика и качественный уровень выполнения требований программы.

При вынесении годовой оценки учитываются результаты работы ученика в течение года.

Контроль качества успеваемости:

-контрольные уроки - 1 раз в четверть;

-итоговый контрольный урок - в конце учебного года;

-для 4 класса - переводной экзамен.

Требования соответствуют требованиям для каждого класса.



Общие требования для 1 года обучения.

В течение первого года ученики должны изучить основы нотной грамоты. Познакомиться с клавиатурой и регистрами. Овладеть первоначальными навыками нотного письма. Освоить тональности До мажор, Соль мажор, Ре мажор. Уметь прочесть с листа простой нотный текст.

Тематическое планирование для 1 года обучения (68 часов)

Тема

Всего часов

Теоретических часов

Практических часов

Изучение музыкальной грамоты.


20


10


10

Развитие музыкального слуха.

24

2


22

Развитие вокально-интонационных навыков.

24

1


23


Содержание программы для 1 года обучения.


1 четверть (16 часов)

Тема урока

Кол-во часов

Содержание занятий

Прогнозируемый результат

Вокально-интонационные навыки

4

Правильное положение корпуса. Спокойный, без напряжения, вдох. Одновременный вдох перед началом пения. Выработка равно-мерного дыхания и умения постепенно его распределять на музыкальную фразу.

Приобретение навыков правильного дыхания и пения.

Сольфеджирование и пение с листа

3

Пение несложных песен с текстом, с сопровождением и без сопровождения.

Приобретение интонационной точности.

Анализ на слух

3

Определение на слух и осознание характера музыкального произведения, темпа, динамических оттенков.

Умение эмоци-онально восприни-мать музыкальные произведения.

Музыкальный диктант

4

Работа над развитием внутреннего слуха. Письменные упражнения, связанные с воспитанием навыков нотного письма.

Развитие музыкальной памяти.

Воспитание творческих навыков

2

Рисунки к песням.

Приобретение эмоционального и осмысленного отношения к музыке.

Теоретические сведения

3

Знакомство с клавиатурой и регистрами. Названия звуков, нотный стан. Ритмические длительности: четверть, восьмая, половинная.

Знание основ музыкальной грамоты.

2 четверть (16 часов)

Теоретические сведения

3

Высокие и низкие звуки, звукоряд, скрипичный ключ. Ритмические длительности: четверть, восьмая, половинная.

Знание основ музыкальной грамоты.

Вокально-интонационные навыки

3

Четкое произношение согласных в слове. Слуховое осознание чистой интонации. Пение песен-упраж-нений из 2-3-х соседних звуков со словами.

Воспитание практических навыков пения.

Сольфеджирование и пение с листа

3

Пение выученных песен от разных звуков.

Грамотное и эмоциональное исполнение.

Анализ на слух

2

Определение на слух и осознание лада музыкального произведения; различных мелодических оборотов, включающих в себя дви-жение вверх и вниз, повторность звуков.

Развитие музыкального мышления.

Музыкальный диктант

3

Запоминание без предварительного пропевания небольшой фразы и воспроизве-дение ее на нейтральный слог или с текстом.

Развитие музыкальной памяти.

Воспитание творческих навыков

2

Подбор выученных песен от разных звуков.

Знание клавиатуры.

3 четверть (20 часов)

Теоретические сведения.

4

Понятие о темпе, размере, тактовой черте, сильной доле, паузе, репризе. Размер 2/4.

Знание основ музыкальной грамоты.

Вокально-интонационные навыки

3

Пение песен-упражнений с постепенным расширением диапазона и усложнением со словами, с названием нот.

Приобретение навыка слухового контроля.

Сольфеджирование и пение с листа

4

Пение по нотам простейших ме-лодий, включающих в себя дви-жение вверх и вниз, поступенные ходы, повторяющие звуки с названием нот и тактированием.

Воспитание чувства лада.

Анализ на слух

3

Определение на слух и осознание мажорного и минорного трезвучий в мелодическом и гармоническом виде.

Развитие гармонического слуха.

Музыкальный диктант

4

Запись знакомых, ранее выученных мелодий; ритми-ческого рисунка мелодии.

Осознанное восприятие мелодии.

Воспитание творческих навыков

2

Подбор простейшего ритмического аккомпанемента к знакомым мелодиям.

Раскрытие индивидуальных творческих возможностей.

4 четверть (16 часов)

Теоретические сведения

3

Понятия: гамма, ступени, вводные звуки; устойчивость и не-устойчивость; тоника, тоническое трезвучие; мажор и минор.

Знание основ музыкальной грамоты.

Вокально-интонационные навыки

3

Пение мажорных гамм вверх и вниз, отдельных тетрахордов, тонического трезвучия.

Развитие ладового слуха.

Сольфеджирование и пение с листа

3

Пение по нотам простейших мелодий, включающих в себя движение вверх и вниз, поступенные ходы, скачки на то-нику, с названием нот и тактирова-нием.

Приобретение сознательного отношения к музыкальному тексту.

Анализ на слух

2

Определение на слух и осознание сильных и слабых долей в прослушанной мелодии

( в размере 2/4)

Развитие чувства метроритма.

Музыкальный диктант

2

Воспроизведение на слоги или с названием звуков, с тактиро-ванием или без него небольших попевок вслед за проигрыванием).

Осознанное восприятие элементов музыкальной речи.

Воспитание творческих навыков

3

Импровизация простейшего ритмического аккомпанемента к произведениям, исполняемым педагогом на фортепиано.

Приобретение метроритмических навыков.







Общие требования для 2 года обучения.

В течение года учащиеся должны эмоционально и выразительно исполнять выученные песни. Определять на слух интервалы и трезвучия. Знать мажорные гаммы до 2-х знаков.

Знать основы музыкальной грамоты.


Тематическое планирование 2 года обучения (68 часов)


Тема

Всего часов

Теоретических часов

Практических часов

Изучение основ музыкальной грамоты.

20

4

16

Развитие вокально-интонационных навыков. Сольфеджирование и пение с листа.

28

4

14

Работа над развитием музыкального слуха.

20

4

16

Содержание программы 2 года обучения.

1 четверть (16 часов).

Тема урока

Кол-во

часов

Содержание занятий

Прогнозируемый результат

Вокально-интонационные навыки

2

Пение мажорных гамм: тонического трезвучия, отдельных ступеней, мелодических оборотов;

Тона и полутона на слог и с названием звука.

Умение работать в ладу.

Сольфеджирование и пение с листа

3

Пение несложных песен с текстом, выученных на слух, с сопровождением и без сопровождения;

С листа - простейших мелодий с названием звуков, с тактированием в пройденных тональностях.

Совершенствование навыков эмоционального пения.

Анализ на слух

3

Определение на слух и осознание: мелодических оборотов, вклю-чающих движение по звукам тонического трезвучия, сочетание отдельных ступеней; мажорного и минорного трезвучий в мелодическом и гармоническом виде.

Знание гармонического анализа.

Музыкальный диктант

4

Воспроизведение на слоги или с названием звуков, с тактирова-нием или без него небольших попевок вслед за проигрыванием.

Осмысление мелодической линии.

Воспитание творческих навыков

2

Рисунки к песням.

Раскрытие эмоционального начала.

Теоретические сведения

2

Повторение пройденного. Тональности: До мажор, соль мажор. Ритмические длитель-ности :целая, четыре шестнад-цатых.

Закрепление теоретических знаний.

2 четверть (16 часов)

Вокально-интонационные навыки

2

Пение мажорных гамм: тонического трезвучия, отдельных ступеней, мелодических оборотов;

Тона и полутона на слог и с названием звука.

Совершенствование навыков интонационного контроля.

Сольфеджирование и пение с листа

2

Разучивание по нотам мелодий, включающих прорабатываемые мелодические и ритмические обороты, в пройденных тональностях в размере 2/4 с дирижированием.

Воспитание практических навыков пения.

Анализ на слух

3

Определение на слух и осознание: лада, характера, структуры, устойчивости и неустойчивости отдельных оборотов.

Умение аналитически мыслить.

Музыкальный диктант

3

Ритмический диктант.

Знание ритмических длительностей.

Воспитание творческих навыков

2

Досочинение окончания мелодий на нейтральный слог в пройденных тональностях с названием звуков.

Раскрытие индивидуальных возможностей.

Теоретические сведения

4

Канон. Транспонирование. Тон и полутон. Три вида минора. Кульминация. Тональности: ля минор, ми минор.

Знание основ музыкальной грамоты.

3 четверть (20 часов)

Вокально-интонационные навыки

4

Пение пройденных интервалов на ступенях мажорной гаммы: м.2 на 3 и 7, б.2 на 1 ,4,5, м.3 на 7 и 2, ч.5 на 1, ч.4 на 5, ч.8 на 1.

Умение правильно интонировать.

Сольфеджирование и пение с листа

3

Чередование пения вслух и про себя, поочередное пение по фразам(группами и индивидуально).

Развитие внутреннего слуха.

Анализ на слух

3

Определение на слух и осознание: пройденных интервалов в мелодическом и гармоническом звучании.

Развитие гармонического слуха.

Музыкальный диктант

4

Запись знакомых, ранее выученных мелодий; ритми-ческого рисунка мелодии.

Развитие музыкальной памяти.

Воспитание творческих навыков

2

Импровизация ритмического аккомпанемента к пройденным мелодиям, используя остинатные ритмические фигуры и другие ритмические обороты.

Умение использовать пройденные ритмические группы.

Теоретические сведения

4

Интервалы. Цифровое обозна-чение ступеней. Тетрахорд. Фермата. Тональности: фа мажор, ре минор. Размер ¾.

Знание музыкальной грамоты.

4 четверть (16 часов)

Вокально-интонационные навыки

2

Пение: минорной гаммы (нату-ральный минор); тонического трезвучия, отдельных ступеней лада и мелодических оборотов.

Умение правильно интонировать.

Сольфеджирование и пение с листа

3

Пение с листа и разучивание по нотам мелодий, включающих прорабатываемые мелодические и ритмические обороты, в пройденных тональностях в размере 2/4 с дирижированием.

Приобретение правильных певческих навыков.

Анализ на слух

2

Определение на слух и осознание: интонаций пройденных интер-валов, размера, темпа, ритми-ческих особенностей, динами-ческих оттенков в прослушанном произведении.

Умение правильно слушать музыку.

Музыкальный диктант

3

Запись мелодий, подобранных на фортепиано.

Умение осознанно воспринимать мелодию.

Воспитание творческих навыков

4

Импровизация мелодий на заданный текст.

Раскрытие индивидуальных возможностей.

Теоретические сведения

2

Затакт, пауза. Тональности: ре мажор, си минор.

Усвоение теоретического материала.


















Общие требования для 3 года обучения.



В течение года ученики должны освоить мажорные и минорные гаммы до 3-х знаков.

Знать основы музыкальной грамоты. Определять на слух интервалы, трезвучия.

Тематическое планирование для 3 года обучения (68 часов).

Тема

Всего часов

Теоретических часов

Практических часов

Воспитание чувства метроритма.

31

11

20

Анализ на слух

17

5

12

Изучение основ музыкальной грамоты.

16

8

8

Содержание программы 3 года обучения.

1 четверть (16 часов).

Тема урока

Кол-во

часов

Содержание занятий

Прогнозируемый результат

Вокально-интонационные навыки

3

Пение мажорных и минорных гамм (три вида минора), любых ступеней лада.

Умение правильно интонировать.

Сольфеджирование и пение с листа

3

Пение в пройденных тональностях более сложных песен, выученных на слух и по нотам.

Знание и грамотное исполнение песен.

Анализ на слух

2

Определение на слух и осознание: лада (мажор и минор трех видов).

Совершенствование ладового слуха.

Музыкальный диктант

3

Устный диктант.

Развитие музыкального мышления.

Воспитание творческих навыков

2

Сочинение мелодии из одного, двух, трёх, четырёх, пяти звуков.

Умение применить пройденный материал.

Теоретические сведения

3

Повторение пройденного. Тональности: до мажор, ля минор, соль мажор, ми минор.

Закрепление теоретических знаний.

2 четверть (16 часов)

Вокально-интонационные навыки

3

Пение в пройденных тональностях тонических трезвучий с обращениями; любых ступеней лада.

Приобретение навыков ладового слухового контроля.

Сольфеджирование и пение с листа

3

Пение с листа мелодий в пройден-ных мажорных и минорных то-нальностях.

Развитие внутреннего слуха.

Анализ на слух

3

Определение на слух и осознание: в прослушанном произведении интервалов, размера, темпа, ритмических особенностей, динамических оттенков.

Создание необходимой слуховой базы.

Музыкальный диктант

3

Запись мелодий, предварительно спетых с названием звуков.

Совершенствование музыкальной памяти.

Воспитание творческих навыков

2

Сочинение музыкальных ответов и допевание до тоники

Умение применить певческие навыки.

Теоретические сведения

2

Мотив, фраза, секвенция. Тональности: фа мажор, ре минор, ре мажор, си минор.

Знание основ музыкальной грамоты.

3 четверть (20 часов)

Вокально-интонационные навыки

4

Пение мелодических оборотов в различных видах минора.

Приобретение навыка слухового контроля.

Сольфеджирование и пение с листа

3

Транспонирование выученных мелодий в пройденные тональности.

Умение транспонировать мелодию.

Анализ на слух

4

Определение на слух и осознание: в прослу-шанном произведении его жанровых особен-ностей, характера, структуры, лада.

Умение осознанно воспринимать произведение.

Музыкальный диктант

3

Различные формы устного диктанта.

Развитие музыкального мышления.

Воспитание творческих навыков

2

Придумать ритмический рисунок к данным четверостишиям.

Знание ритмических длительностей.

Теоретические сведения

4

Параллельные тональности. Двухчастная форма. Ритмические длительности: четверть с точкой и восьмая. Тональности: си-бемоль мажор, соль минор, ля мажор, фа-диез минор.

Знание основ музыкальной грамоты.

4 четверть (16 часов)

Вокально-интонационные навыки

2

Пение устойчивых и неустойчивых звуков с разрешением и опеванием.

Осознание устойчивости и неустойчивости.

Сольфеджирование и пение с листа

2

Пение с листа мелодий в пройден-ных мажорных и минорных тональностях, включающих интонации пройденных интервалов.

Формирование правильных певческих навыков.

Анализ на слух

2

Определение на слух и осознание: пройденных интервалов в мелодическом и гармоническом звучании.

Развитие гармонического слуха.

Музыкальный диктант

3

Ритмический диктант.

Осмысление ритмического рисунка мелодии.

Воспитание творческих навыков

4

Сочинение ритмического аккомпанемента.

Сочинение второго голоса к диктанту или к песням.

Сочинение мелодии из заданных ступеней лада.

Умение самостоятельно работать.

Теоретические сведения

3

Разрешение, опевание.

Тональности: ми-бемоль мажор, до минор.

Знание основ музыкальной грамоты.









































Общие требования для 4-го года обучения.



В течение года учащиеся должны изучить гаммы до 4-х знаков. Уметь слышать в музыке конкретные элементы музыкального языка. Грамотно и эмоционально исполнять выученные номера по сольфеджио.




Тематическое планирование 4 года обучения (68 часов).

Тема

Всего часов

Теоретических часов

Практических часов

Изучение основ музыкальной грамоты.

21

5

16

Развитие вокально-интонационных навыков.

20

2

18

Анализ на слух.

27

5

22




Содержание программы 4 года обучения.




1 четверть (16 часов.)

Тема урока

Кол-во

часов

Содержание занятий

Прогнозируемый результат

Вокально-интонационные навыки

3

Пение мажорных и минорных гамм ( три вида минора),любых ступеней лада.

Развитие ладового слуха.

Сольфеджирование и пение с листа

3

Пение в пройденных тональностях более сложных песен, выученных на слух и по нотам.

Умение чисто и выразительно петь.

Анализ на слух

3

Определение на слух и осознание: пройденных интервалов в мелодическом и гармоническом звучании ,взятых от звука; трезвучий четырех видов.

Развитие гармонического слуха.

Музыкальный диктант

2

Ритмический диктант.

Осознанное восприятие ритмического рисунка.

Воспитание творческих навыков

2

Сочинение песенки на предложенные стихи.

Развитие ладо-ин-тонационного слуха.

Теоретические сведения

3

Повторение пройденного матери-ала. Тональности ре маж, си мин, си-бемоль мажор, соль минор.

Знание теоретического материала.

2 четверть (16 часов)

Вокально-интонационные навыки

3

Пение:

устойчивых и неустойчивых звуков с разрешением;

пройденных интервалов.

Совершенствование навыков слухового контроля.

Сольфеджирование и пение с листа

3

Пение с листа мелодий

в пройденных мажорных и минорных тональностях,

включающих интонации

пройденных интервалов.

Воспитание практических навыков пения с листа.

Анализ на слух

3

Определение на слух и осознание:

в прослушанном произведении

размера, темпа,

ритмических особенностей,

динамических оттенков.

Осознанное восприятие музыкального произведения.

Музыкальный диктант

3

Различные формы

устных диктантов.

Развитие музыкального мышления.

Воспитание творческих навыков

2

Сочинение мелодии на заданный лад, ритм, размер.

Умение применить полученные знания.

Теоретические сведения

2

Главные трезвучия лада. Тональности ля мажор, фа-диез минор, ми-бемоль мажор,

до минор.

Знание основ музыкальной грамоты.

3 четверть (20 часов.)

Вокально-интонационные навыки

4

Пение диатонических секвенций с использованием прорабатываемых мелодических и ритмических оборотов.

Знание построения секвенций.

Сольфеджирование и пение с листа

3

Транспонирование выученных мелодий в пройденные тональности.

Умение работать с транспонированием.

Анализ на слух

3

Определение на слух и осознание: мелодических оборотов, включающих движение по звукам тонического трезвучия и его обращений в мажоре и миноре, опевание устойчивых ступеней.

Развитие внутреннего слуха.

Музыкальный диктант

4

Письменный диктант в пройденных тональностях, в объеме 4такта,включающий

пройденные мелодические обороты, ритмические группы.

Умение записать услышанную мелодию.

Воспитание творческих навыков

2

Сочинение ритмического аккомпанемента.

Умение работы с ритмом.

Теоретические сведения

4

Обращение интервала. Ритмические группы: восьмая две шестнадцатых в пройденных размерах. Тональности ми мажор, до-диез минор, ля-бемоль мажор, фа минор.

Знание основ музы-кальной грамоты.

4 четверть (16 часов)

Вокально-интонационные навыки

2

Пение в пройденных тональностях главных трезвучий лада с обращениями.

Развитие ладового слуха.

Сольфеджирование и пение с листа

3

Пение в пройденных тональностях более сложных песен, выученных на слух и по нотам.

Совершенствование интонационной точности.

Анализ на слух

2

Определение на слух

и осознание: в прослушанном

произведении его жанровых особенностей, характера,структуры,лада.

Умение самостоятельно проанализировать музыкальное произведение.

Музыкальный диктант

3

Письменный диктант в пройденных тональностях, в объеме 4такта, включающий

пройденные мелодические обороты, ритмические группы.

Умение осознанно воспринимать мелодию.

Воспитание творческих навыков

4

Подбор сопровождения к песням. Сочинение второго голоса к диктанту или к песням.

Умение самостоятельно импровизировать.

Теоретические сведения

2

Обращения трезвучия: секстаккорд, квартсекстаккорд. Тональности ля-бемоль мажор, фа минор.

Знание основ музыкальной грамоты.









Список рекомендуемой литературы для детей.


1. Баева Н., Зебряк Т. Сольфеджио. Учебник для 1-2 класса. ДМШ-М 2002 г.;

2. Давыдова Е., Запорожец С. Сольфеджио. Учебник для 3 кл. ДМШ-М 2000 г.;

3. Давыдова Е. Сольфеджио. Учебник для 4 класса. ДМШ-М 2000 г.;

4.Калинина Г. Сольфеджио. Рабочая тетрадь. 1 класс. М.,2008г.

5.Калинина Г. Сольфеджио. Рабочая тетрадь. 2 класс. М.,2008г.

6.Калинина Г. Сольфеджио. Рабочая тетрадь. 3 класс. М.,2008г.

7.Калинина Г. Сольфеджио. Рабочая тетрадь. 4 класс. М.,2008г.

8. Металлиди Ж..,Перцовская А. Сольфеджио. Учебное пособие для 1кл. Ленинград 1990г.

9. Металлиди Ж..,Перцовская А. Сольфеджио. Учебное пособие для 2кл. Ленинград 1990г. 10. Металлиди Ж.., Перцовская А. Сольфеджио. Учебное пособие для 3кл.

Ленинград 1990г.

11. Металлиди Ж.., Перцовская А. Сольфеджио. Учебное пособие для 4кл. Ленинград 1990г.

12. Фролова Ю.Сольфеджио. Подготовительный класс. Ростов-на-Дону 2002 г.

13. Фролова Ю.Сольфеджио. 1 класс. Ростов-на-Дону 2002 г.

14.Фролова Ю.Сольфеджио.2 класс. Ростов-на-Дону 2002 г.

11.Фролова Ю.Сольфеджио. 3 класс. Ростов-на-Дону 2002 г.

Список рекомендуемой литературы для педагога.

1.Дадиомов А.Е. Начальная теория музыки. Учебное пособие по сольфеджио для ДМШ-М.,2002г.;

2.Журавлева Ж.. В гостях у королевы Тоники. Пособие по сольфеджио

С.-Петербург.2002г.;

3. Зебряк Т. Играем на уроках сольфеджио М.,1986г.;

4.Калугина М., Халабузарь П. Воспитание творческих навыков на уроках сольфеджио.

Методическое пособие для ДМШ-М.,1989 г.;

5.Лежнева О.Практическая работа на уроках сольфеджио М., 2003г.;

6.Сиротина Т. Музыкальная азбука. Учебное пособие для ДМШ-М.,1997г.;

© 2010-2022