Урок-исследование по музыке на темуСтань музыкою, слово!

Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: СТАНЬ МУЗЫКОЮ, СЛОВО!

(урок-исследование)

Цели: формировать у детей представление о связи слова и музыки в песне; закрепить знания о выразительных возможностях музыки в вокальном произведении без текста.

Задачи: воспитывать культуру восприятия музыки; познакомить обучающихся с музыкой современных советских композиторов; развивать вокальные навыки двухголосия, умение воспринимать интонационное разнообразие музыкальных пластов

произведения, чувства метроритма в системе ритмической работы, ассоциативное и логическое мышление, внимание; побуждать к искренним высказываниям о прослушанной музыке, учиться выражать свои эмоции в словесной форме; повышать мотивацию к познавательной музыкальной деятельности, используя игровые формы.

Ход урока

Учитель. Здравствуйте, ребята! Вы готовы к работе? Ну, тогда - на старт, внимание... (Марш!)

- А вот марш или не марш, мы сейчас разберёмся. Педагог исполняет песню «Доброе утро» из кантаты

Д. Б. Кабалевского «Песня утра, весны и мира».

- Кому дети желали доброго утра? (Маме, папе, друзьям, всему миру.)

- Давайте и мы с вами пожелаем миру добра.

Распевка гласных а - у на звуки фа - соль, фа - ля бемоль, фа - ля - фа, затем окончание песни «Доброе утро».

- Так что же прозвучало, произведение какого жанра? Марш? (Песня.)

- Из чего же состоит песня? (Из слов и музыки.)

- Что вначале? (Слова.)

- Музыка должна быть похожа на слова или отличаться от них? (Похожа.)

- Чем? (У них должен быть общий ритм, мелодия, характер.) -Хорошо, но это ещё не всё. О другом чуть позже, а пока

вам такое задание: есть слова, к ним надо подобрать подходящую по звучанию музыку. Слушаем. Учитель читает слова:

Было время грозовое. День и ночь отцы сражались. 118

За свободу шли герои,

В битвах сабли накалялись.

В буре той родились мы, ребята,

В битвах жарких, как солдаты.

- Что вы почувствовали благодаря этим стихам? (Тревогу. Мужество. Силу.)

- Давайте подбирать подходящую к стихам музыку. Что сначала? (Ритм. Он будет строгий, ровный, немного прерывистый.)

- Хорошо. Дальше? (Надо выбрать мелодию прерывистую, с паузами.)

- А как передать тревожный характер стиха? (Надо взять минорный лад и марш, потому что песня военная.)

- Вы назвали многое, но ещё не всё, а мы пока остановимся на сказанном. Послушайте, как к стихам В. Коркина написал музыку композитор А. Фаттах.

Исполнение песни «Было время грозовое».

- Как вы думаете, совпали наши мысли о музыке с мыслями композитора? В чём это выразилось? (Лад минорный, ровный ритм, прерывистая мелодия - всё угадали!) Приступаем к пению.

Распевка в характере звучания песни. Разучивание текста и мелодии.

-Ну что же, неплохо вышло. Но вот интересно: мы поём под фортепиано, а в каком солдатском полку его носят за собой в походе? (Здесь нужны другие инструменты - трубы и барабаны.)

- Они у нас сейчас и появятся. Поём песню, руками по коленям прохлопаем партию барабанов.

Исполнение хоровое.

- Теперь трубы. Включим в песню длинную мелодию у трубы или короткие попевки? (Короткие.) Так годится?

Исполнение коротких секундовых возгласов трубы вниз от квинтового тона, во второй фразе - то же от VI ступени. Соединяется всё вместе. Дети поют до чёткого звучания.

- Мы попробовали составить песню, отталкиваясь от текста. А если у нас есть мелодия, можно ли представить, от каких слов она родилась?

Учитель играет и поет на слог «лю» первый куплет песни Г. Конникова «Умка», рисуя рукой направление движения мелодии. Необходимо передать характер музыки без текста.

- Какой по характеру была музыка? (Тяжёлой, важной, сильной.)

- Было ли в музыке движение? Какое? (Медленное, тяжёлое, похолсее на шаг.)

- Кто мог так двигаться? (Большое животное, возможно, слон, медведь, бегемот.)

- Вы обратили внимание, что мелодия музыки обрисовывает нам контур животного?

Повторное исполнение. Разучивание мелодии на слог «лю».

- Послушайте продолжение.

Пение на «лю» и показ рукой второго куплета песни. Исполнением подчёркивается смена образов.

- А здесь какой образ вы услышали? (Маленький, подвижный, лёгкий, но похожий на первый: мелодия была похожа, это видно в рисунке.)

-Тогда предположите, кто был перед нами сначала и кто -. потом? (Если слон был "вначале, то потом слонёнок. Если бегемот, то потом бегемотик.)

- Очень похоже. Но как нам всё-таки узнать, про кого песня? (Для этого нужны слова.)

- А как вы думаете, если я верну на место слова, изменится ли характер песни? (Нет, так не должно быть.)

- Слушаем.

Учитель исполняет песню целиком со словами.

- Так кто же перед нами? (Белый медведь и Умка!)

-А какую картинку нам дорисовали слова? (Спал большой сугроб - взрослый медведь - проснулся и пошёл. За ним проснулся маленький сугроб - Умка - и пошёл следом. Потом они шли вместе.)

- А как в музыке без слов можно услышать, что они шли рядом? (Сначала звучала музыка большого медведя, потом музыка Умки, потом обе части звучали по очереди.)

-Вы сегодня смогли услышать, что музыка обладает большими возможностями в изображении чего-то. Слова лишь добавляют точности в этом изображении. А ещё у музыки есть удивительная возможность отразить даже не слово, а мысль автора. А мы с вами способны это уловить. Хотите попробовать? (Да!)

Проигрывание пьесы В. Кикты «Гусляр Садко» - в ми миноре.

- В музыке было что-нибудь, что удивило вас? (Необычная игра - звучали звуки не вместе, а по очереди, перебором.)

-Отлично! Какая картина возникает в вашем сознании, когда музыка так звучит? (Похоже на волны.)

- Значит, перед нами был пейзаж. Могу я назвать музыку именно так? (Да. И пейзаж- был сказочным.)

-Значит, какой-то сказочный герой смотрит на волны. А с какой точки он смотрит?

Наигрывание фрагмента мелодии повторно.

(Он смотрит на воду с вершины горы.)

- Какие чувства испытывает человек, смотрящий на этот пейзаж? (Он смотрит на природу с любовью, ему нравится этот пейзаэ/с.)

- Кто догадался, почему он испытывает такие добрые чувства по отношению к природе? (Это его Родина!)

- А как человек может выразить свои чувства, которые так сильны? (Люди могут читать стихи, петь.)

- А что делает наш герой? Наигрывание фрагмента ещё раз. (Он играет на гуслях и поёт.)

- Можно ли сказать, что он гордится Родиной? (Да.)

- Я попробую придумать слова для этого человека, а вы скажите, будет похоже или нет.

Игра в ля миноре первой части пьесы со словами:

Ой, ты Русь моя родная!

Нет тебе конца и края!

Ты великая, святая! (Да, так очень хорошо.)

- А вы услышали, каким голосом пел человек - высоким или низким? Это важно, потому что высота голоса показывает его возраст. (У него молодой высокий голос.)

-И называется такой голос тенором. А теперь попробуем определить имя этого музыканта. Смотрите: он молодой сказочный герой, русский, играет на гуслях, поёт, очень любит свою Родину. Как его имя? (Садко!)

- Замечательно! Композитор так и назвал свою пьесу - «Гусляр Садко». В своей музыке композитор прославляет Россию устами легендарного Садко, но вы про это ничего не знали, а всё же догадались. Кто же вам помог это понять? (Музыка.)

- Причём без текста! Значит, и без текста музыка умеет передавать смысл авторской задумки. Но всё же союз музыки и слова даёт человеку возможность безошибочно понять, о чём идёт речь. И этот союз может обладать сильнейшим воздействием на человека.

Один поэт сказал:

Я не плакал от боли, А от песни - случалось. 122

Доводилось ли вам, ребята, встречаться с песней, которая вызывала бы у вас слёзы? (Да.)

-Я хочу закончить урок подобной песней. Но сначала CKI жите, какими словами вы рассказали бы мне о своей маме? I и кая она у вас? (Добрая, ласковая, заботливая, нелепая, красивая, самая лучшая.)

- Очень хорошо! А вот как о маме расскажет песня.

Исполнение песни В. Гаврилина «Мама». -Что вы почувствовали? (Очень хотелось плакать, так было хорошо.)

- Пою ещё раз, а вы поможете мне в припеве. Там очень простые и слова, и мелодия:

Тихая моя, Нежная моя, Добрая моя мама!

Пожалуйста, спойте так, как будто дарите маме свою ответную любовь.

Исполняется песня учителем с детьми.

-Спасибо! Хочу на прощание сказать вам: даже животные могут общаться друг с другом при помощи особых звуков. Но только человек награждён возможностью заниматься искусством и передавать свои чувства музыкой. Пойте больше хоро ших песен, чтобы всегда оставаться человеком. Ведь это великий дар для нас!


© 2010-2022