Рабочая программа по музыке, 4 класс, ПНШ

Раздел Музыка
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

1. Пояснительная записка

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться

Рабочая программа учебного предмета «Музыка» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, примерной программы по музыке и на основе авторской программы Челышева Т.В., Кузнецова.

Данная программа учитывает позитивные традиции в области музыкально- эстетического образования школьников.

Цель предмета:

Формирование основ духовно - нравственного воспитания школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармоничного развития личности.

Для достижения поставленной цели изучения музыки в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:

- научить воспринимать музыку как важную часть жизни каждого человека;

- формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;

- воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине, уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;

- освоение музыкальных произведений и первоначальных знаний о музыке;

- развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.

- овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации.

Реализация задач осуществляется через различные виды деятельности: слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, музыкально- пластическое движение, драматизацию музыкальных произведений.

2. Общая характеристика учебного предмета.

Курс нацелен на изучение целостного представления о мировом музыкальном искусстве, постижения произведений золотого фонда русской и зарубежной классики, образцов музыкального фольклора, духовной музыки, современного музыкального творчества. Изучение музыкального искусства в начальной школе направлено на развитие эмоционально-нравственной сферы младших школьников, их способности воспринимать произведения искусства как проявление духовной деятельности человека; развитие способности эмоционально-целостного восприятия и понимания музыкальных произведений; развитие образного мышления и творческой индивидуальности; освоение знаний о музыкальном искусстве и его связях с другими видами художественного творчества; овладение элементарными умениями, навыками и способами музыкально-творческой деятельности; воспитание художественного вкуса, нравственно-эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям и героическому прошлому, к ее многонациональному искусству, профессиональному и народному музыкальному творчеству.

Отличительная особенность программы- охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства. Зрительный ряд выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения». Программа основана на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, которые дают возможность учащимся усваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры, и преобразуют духовный мир человека, его душевное состояние.

В качестве главных методов программы избраны метод междисциплинарных взаимодействий, стилевой подход, творческий метод, системный подход, метод восхождения от частного к общему.


3 . Описание места учебного предмета в учебном плане.

В соответствии с федеральным базисным планом и примерной программой по музыке предмет « Музыка» изучается с 1 по 4 класс по одному часу в неделю.1 класс-33ч, 2-4 кл. -34ч. Общий объем учебного времени составляет 135 часов.

4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

Содержание в 4 классе аккумулируется вышеназванная проблематика; школьники знакомятся с музыкальной культурой России, а также стран ближнего и дальнего зарубежья.

Теоретический раздел программы включает сведения из области теории музыки и музыкальной грамоты. Изучение нотной грамоты не определяется как самоцель .Необходимые теоретические понятия введены в образные названия содержательных тем ( « Тембры- краски», « Знаки препинания в музыке» ), другие представлены в рисунках и фотографиях, третьи даны в форме текстов на страницах учебника. Таким образом, теория как будто растворяется в общем содержательном потоке.

5. Личностные , метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

В результате освоения предметного содержания предлагаемого курса музыки у обучающихся предполагается формирование универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных) позволяющих достигать предметных и метапредметных результатов.

Личностными результатами изучения курса «Музыка» в 4-м классе являются формирование следующих умений:

- наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно- познавательные и внешние мотивы;

- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

- позитивная самооценка своих музыкально- творческих способностей.

- наличие основы ориентации в нравственном содержании и смысле поступков как собственных. так и окружающих людей;

- наличие основы гражданской идентичности личности в форме осознания «я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;

- наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству.

Регулятивные УУД:

- умение использовать знаково-символические средства, представленные в нотных примерах учебника

- умение формулировать собственное мнение и позицию;

- установление простых причинно-следственных связей.

Познавательные УУД:

- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника для 4-го класса;

- умение проводить простые аналогии и сравнения между музыкальными произведениями, а также произведениями музыки, литературы и изобразительного искусства по заданным в учебнике критериям;

- осуществление элементов синтеза как составление целого;

- понимание основ смыслового чтения художественного текста.

Коммуникативные УУД:

- наличие стремления находить продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкально- творческих задач;

- участие в музыкальной жизни класса (школы, города).

Предметными результатами изучения курса «Музыка» в 4-м классе являются формирование следующих умений.

Выпускник научится:

  • узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;

  • продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров;

  • продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;

  • высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения;

  • продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;

  • эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;

  • охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;

  • определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира;

  • использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;

  • исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.).

Выпускник получит возможность научиться:

  • показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;

  • выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности (пение, музицирование);

  • передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, критиков, оценивать собственную исполнительскую деятельность и корректировать ее;

  • соотносить образцы народной и профессиональной музыки;

  • распознавать художественный смысл различных форм строения музыки (двухчастная, трехчастная, рондо, вариации).

Формы реализации программы:

- фронтальная;

- парная;

- групповая;

- индивидуальная.

Методы реализации программы:

- наблюдение;

- практический;

- объяснительно- иллюстративный;

- информативный;

-частично- поисковый.

Способы и средства:

- технические средства;

- дидактические материалы;

- портреты и таблицы.

6. Содержание учебного предмета ,курса

№ п/п

Наименование раздела

Содержание программы

1.

Музыкальное путешествие (9ч)






Особенности звучания различных видов оркестров: народных инструментов. Панорама музыкальной жизни родного края и музыкальные традиции, придающие самобытность его музыкальной культуре.

С.Рахманинов. Концерт № 2.

Д.Тухманов. Россия.

Е.Теличеева. Родина моя.

М.Мусоргский. Рассвет на Москве- реке. С няней. Вечерняя песня. Гопак.

Н.Римский-Корсаков. Тема Шахриара.

А.Бородин. Половецкая пляска.

Н.Лысенко. Элегия.

Есть в лесу калина. Укр. Нар. Песня.

А.Пахмутова. Белоруссия.

Бульба. Кума. Реченька. Белорусские народные песни.

Шопен. Концерт №1.

О.Девочкина. Осень.

В.Серебренников. Осенняя песня.

М.Глинка. Полонез. Венецианская ночь.

М.Огинский. Полонез.

Г.Струве, ст. В.Викторова. Полонез дружбы.

Санта Лючия. Итальянская народная песня.

2.

Великие композиторы, великие произведения (10ч)

Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Различные виды музыки Выразительность и изобразительность в музыке. Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве. Различные виды музыки: вокальная, сольная Дж.Верди. марш.

Й.Гайдн. Квартет. Мы дружим с музыкой.

В.Моцарт. Ария царицы ночи. Симфония №40. Хор «Звуки хрустально чисты».

Л.Бетховен. Соната №8. Свободный человек.

Ф.Шуберт. В путь. Два вальса. Музыкальный момент. Ave Maria.

И.Бах. Токката ре минор. Осень. Зима.

Э.Григ. В пещере горного короля. Заход солнца.

Волшебный смычок. Камертон. Норвежская песня.

П.Чайковский. Симфония №1.

А.Алябьев. Зимняя дорога.

Ф.Шопен. Ноктюрн. Весна. Этюд до минор.

Б.Броневицкий. Сердце Шопена.

3.

Сказочные и былинные образы в музыке (7ч)

Жанр былины в русском музыкальном фольклоре. Особен­ности повествования (мелодика и ритмика былин). Певцы-гусляры. Образы былинных сказителей (Садко, Баян), пев­цов-музыкантов (Лель), народные традиции и обряды в му­зыке русских композиторов. Мелодии в народном стиле. Имитация тембров русских народных инструментов в звуча­нии симфонического оркестра. Звучащие картины.

Сценическое воплощение отдельных фрагментов оперных спектаклей. Выразительное, интонационно осмысленное ис­полнение сочинений разных жанров и стилей

Н.Савичева. Песня о цирке.

Н.Римский-Корсаков. Шествие чуд морских.

Р.Щедрин. Вариация золотых рыбок.

Г.Фиртич . Песня о кораблях.

О.Мессиан. Пастухи. Ликование звезд.

В.Шаинский. Облака.

Б.Бриттан. Вариации и фуга.

А.Сальери. Втроем как один.

Е.Адлер. Наш оркестр.

А.Скрябин. Прометей. Кода.

Р.Шуман Арлекин; Пьеро.

4.

Жанры в музыке (6ч)

Путешествие в музыкальный театр. Обобщение и система­тизация жизненно-музыкальных представлений школьников об особенностях разных жанров музыкальных произведений.. Сравни­тельный анализ музыкальных тем-характеристик действующих лиц, сценических ситуаций, драматургии в произведениях. . Особенности музыкального языка, манеры исполнения.

Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей.

Я.Дубравин. Джаз.

Р.Бойко. Дело было в Каролине.

Р.Роджерс. Звуки музыки.

В.Семенов. Когда я стану миллионером.

В.Косма. Музыка к к/ф «Игрушка», «Папаши».

Э.Морриконе. Музыка из к/ф «Профессионал».

Пастушка. Французская народная песня.

П.Чайковский. Май. Белые ночи. Увертюра «1812 год».

О.Газманов. Москва, звенят колокола.

А.Петров. Я шагаю по Москве.

Г.Свиридов. Песня о Москве.

М.Ройтейштерн. У Кремлевской стены.

Дж..Гершвин. Песня Порги.

5.

Россия любимая наша страна (2ч)

Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Сочинения отечественных композиторов о Родине.

Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей.

Государственный гимн Российской Федерации.

Р.Тульбович. Детям мира.






Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности


№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Виды деятельности

Дата

Планир

Фактич

«Музыкальное путешествие»-9ч.

1

«Музыкальное путешествие»

«Россия - любимая наша страна»

1

- беседа по изучаемым темам;

- работа в парах, группах;

-пение

- слушание музыки

-индивидуальная работа



- беседа по изучаемым темам;

- работа в парах, группах;

-пение

- слушание музыки

-индивидуальная работа





- беседа по изучаемым темам;

- работа в парах, группах;

-пение

- слушание музыки

-индивидуальная работа



- беседа по изучаемым темам;

- работа в парах, группах;

-пение

- слушание музыки

-индивидуальная работа

2

«Музыкальное путешествие».

«Россия - любимая наша страна»

1

3

Великое содружество русских композиторов.

1

4

Тема Востока в творчестве русских композиторов.

1

5

Музыка Украины

1

6

Музыка Белоруссии

1

7

Музыкант из Желязовой Воли.

1

8

Блеск и мощь полонеза.

1

9

Музыкальное путешествие в Италию.

1


Великие композиторы, великие произведения-10 ч


10

Великие композиторы, великие произведения

1

11

«Народный» композитор Италии Джузеппе Верди.

1

12

Музыкальная Австрия.

1

13

Знаменитая сороковая.

1

14

Героические образы Л.Бетховена.

1

15

Героические образы Л.Бетховена.


16

Песни и танцы Ф.Шуберта. «Не ручей- море ему имя».

1

17

Суровая красота Норвегии. «Так полюбил я древние дороги».

1

18

Ноктюрны Ф.Шопена. «Музыка Ф.Шопена - это пушки прикрытые цветами».

1

19

Ноктюрны Ф.Шопена . «Музыка Ф.Шопена - это пушки прикрытые цветами».

1


Сказочные и былинные образы в музыке - 7ч

1

20

Сказочные и былинные образы в музыке .

Арлекин и Пьеро.

1

21

В подводном царстве.

1

22

Цвет и звук.

1

23

Вознесение к звездам.

1

24

Симфонический оркестр.

1

25

Поэма огня «Прометей».

1

26

Поэма огня «Прометей».

1


Жанры в музыке-6 ч

1

27

Жанры в музыке

1

28

«Жизненные правила для музыкантов» Р.Шумана.

1

29

Джазовый оркестр.

Что такое мюзикл?

1

30

Под небом Парижа.

1

31

Петербург. Белые ночи

1

32

«Москва. Как много в этом звуке».

1

- работа в парах, группах;

- поисковая работа


«Россия - священная наша держава»-2 ч

1

33


«Россия - священная наша держава»

1

34


«Россия - священная наша держава»

1























8 Учебно - методическое обеспечение программы:

- фонотека и хрестоматии;

-учебно- методический комплект «Музыка 1-4 кл.». Челышева Т.В., Кузнецова

- иллюстративный материал;

- инструментальный материал;

- дидактический материал;

- набор обучающих и контролирующих материалов.

-примерные программы по учебным предметам. Стандарты второго поколения. Москва «Просвещение» 2010

- программа для общеобразовательных учреждений «Музыка 1-4кл». В.В.Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н.Кичак, 2011













© 2010-2022