- Преподавателю
- Музыка
- Развивающие голосовые игры - первого уровня обучения, многоуровневой обучающей программы В. В. Емельянов
Развивающие голосовые игры - первого уровня обучения, многоуровневой обучающей программы В. В. Емельянов
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Щербак А.В. |
Дата | 13.11.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Урок №1
Специальность: «Хоровое пение»
Учебный предмет: «Хор»
Тема урока :« Развивающие голосовые игры - первого уровня обучения, многоуровневой обучающей программы В.В. Емельяново. Фонопедический метод развития голоса.
Тип урока: Комбинированный урок, включающий: изучение нового материала, закрепление знаний, обобщение.
Цель: На примере артикуляционных упражнений, распевания и работы над музыкальными произведениями показать приемы вокально-хоровой работы Задачи:
Образовательные:
- разучить новые развивающие упражнения, используя специальные приемы по методике первого уровня В.В. Емельянова и его многоуровневой системы ФМРГ;
- закрепить пройденный материал;
- отработать исполнение песни с движениями.
Развивающие:
- формировать у учащихся понятия: певческая установка, дыхание, звуковедение, артикуляция;
- развивать потребность в творческом самовыражении.
Форма работы: Групповая.
Методы обучения:
1.Беседа
2.Практический
3. Объяснение
4.Упражнения
5.Показ
6.Соревнование
7.Повторение и закрепление
Структура урока:
1.Организационный момент
2.Артикуляционная и дыхательная гимнастика
3.Распевание
4.Работа над музыкальными произведениями
5.Подведение итогов
6.Домашнее задание.
1. Организационный момент
1.1.- Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы покажем приёмы и развивающие голосовые игры по вокально-хоровой методике В.В. Емельянова (Первого уровня ФМРГ)
- Для чего нужна разминка? (чтобы подготовить голосовой аппарат к пению).
- Какое первое упражнение? (для языка).
2. Артикуляционная и дыхательная гимнастика.
2.1-й цикл: Артикуляционная гимнастика
- покусать кончик языка, затем кусаем язык высовывая его вперёд и назад, затем жуём язык левыми и правыми коренными зубами
- провести языком между губами и зубами, в одну и другую стороны, затем протыкаем языком верхнюю и нижнюю губу, правую и левую щёку, далее щёлкаем языком меняя высоту звука,» лошадки- тяжеловес, рысак, мустанг».
- покусать губы по всей длине, от угла до угла; закусить щёки изнутри боковыми зубами и громко чмокнуть; оттопырить и вывернуть нижнюю губу, затем поднять верхнюю губу - чередовать эти движения
- для мышц лица: прищурить и широко открыть глаза. Проверить работу мышц под глазами указательными пальцами, затем подмигивать глазами проверяя работу мышц под глазами указательными пальцами. Далее наморщить и расслабить переносицу, проверить работу мышц указательными пальцами. Наморщить переносицу, широко открыть глаза и поднять брови. Помассировать лицо, надавливая и как-бы сдвигая кожу (не тереть!) кончиками пальцев, выполнить постукивающие движения по лицу кончиками пальцев «разогрев».
-для мышц скул: помассировать «замочки» круговыми движениями (кончиками пальцев), далее сделать полочку для головы, выдвинуть нижнюю челюсть вперёд и убирать на месть, далее И.П. то же: выдвинуть нижнюю челюсть вперёд и открыть рот вверх, опираясь на «полочку», далее И.П. то же выдвинуть нижнюю челюсть вперёд, оттопырить нижнюю губу и открыть рот, опираясь на полочку», далее И.П. то же выдвинуть нижнюю челюсть вперёд, оттопырить нижнюю губу, поднять верхнюю, наморщить переносицу и открыть рот, опираясь на »полочку», далее И.П. то же выдвинуть нижнюю челюсть вперёд, оттопырить нижнюю губу, поднять верхнюю, наморщить переносицу широко открыть глаза, поднять брови и открыть рот, опираясь на «полочку». Выполнять предыдущее задание 1 раз и не меняя положение рта, убрать «полочку» и поставить голову прямо. «Почесать» края языка об верхние боковые зубы.
2.2.2-й цикл: Интонационно- фонетические упражнения.
- «Штро - бас (кот воркот) -, язык на губе, скрипим - шелестим
- «Страшная сказка» - развитие памяти от простого к сложному, в одну и другую стороны.
- «Попрошайка», конючим - выпрашиваем голосом, язык на губе.
- «Вопросы - ответы» метод «эхо» -восходящии и нисходящии интонации.
- «Бронтозаврик» - интонации сверху в низ, по руке (без языка на губе).
- «Бегемотик» - тренировка мягкого нёба по средствам храпа, по 2 раза.
- « Инспираторная фонация» - игровой момент Винни Пух и Пятачок (толстый и тонкий звук).
- « Губной вибрант» - вибрация губ « машинка», низко - высоко, толсто-тонко.
- « Выдувание» - рисуем голосом ветер, большой «папа» и маленький «сынок». Или « филин» на суку, большой и маленький.
- « Слоник» - принцип нозализации с опущенным мягким нёбом. Тренировка мягкого нёба. Большой и маленький звук.
- Какие мышцы мы тренировали? (лица, рта,губ).
- Как называется работа этих мышц? (артикуляция).
- А что такое дикция? (правильное, четкое произношение).
- Какие мышцы тренируем на дыхательных упражнениях? (губ, живота).
- Какие мышцы лица, мы с вами ещё использовали? (скулы, мягкое нёбо).
3. 3-й цикл: Упражнения на основе голосовых сигналов доречевой коммуникации (ГСДК)
3.1.
- «Буквоежка» - произношение букв в « маскировачной» артикуляции , по четыре раза: А-Ш, А-Ш,А-Ш,А-Ш. Последовательность букв(Ш,С,Ф,К,Т,П,Б,Д,Г,В,З,Ж).
- « Греть руки дыханием» чтобы было тепло рукам, затем переводим беззучный выдох в шипение горлом - h ,далее переводим голос в «волну», а затем « от шёпота до крика» , выполняем счёт от 1 - до 10 на наростание звука. Далее выполняем упражнение поэтапно « Крик - вой», «Волна с воем», « Крик - вой - визг», «Волна с криком чайки»
- «Песенка про смех» на слог Г(А) в нижнем и высоком режиме работы голоса.
4.Работа над музыкальными произведениями
4.1.Произведение для разучивания:« Ехали - шуточная»», муз. и сл. И. Резниковой.
а) показ произведения учителем, беседа о содержании;
б) конкурс на запоминание слов первого куплета; (кто первым запомнит слова после пропевания учителем 2-4 строк);
в) повтор слов всей группой;
г) прием «эхо» (учитель поет фразу - дети её повторяют);
д) прохлопывание ритма; е) пение по руке; ж) заключительное пропевание по куплету каждым учеником, затем всеми учащимися в характере , стиле и понимании произведения.
4.2.«Зайки серые сидят»,
сл. В. Антонова, муз. Г. Финарского
а) Проговорить слова 1-го куплета;
б) Вспомнить, на какие слова выполняются движения;
с) Пропеть с движениями, добиваясь синхронного исполнения.
д) Выполнить те же задания в каждом куплете.
е) Исполнить произведение с начала до конца. Прием игры, выбор лучшего дирижера и исполнителя произведения
4.1. Придумайте название песни; помните, что оно должно быть кратким и отражать содержание произведения.
-Кто главные герои? (зайчата).
- Каков характер песни? (веселый, шуточный, игривый).
4.2.-Давайте вспомним слова и движения, которые мы придумали.
- Для чего мы добавили движения в исполнение песни?
(чтобы песня стала ярче, интереснее, понравилась слушателям).
-Давайте выберем лучшего дирижера и исполнителя произведения. Приглашаю для исполнения трех участников (каждый по куплету).
5.Подведение итогов.
Сегодня на уроке мы разучили новую песню; показали приемы, которыми мы пользуемся в работе над произведениями:«эхо»,простукивание ритма, пение по руке, исполнение с движениями, конкурс дирижеров. Все получают оценку.
6.Домашнее задание.
Закрепить и проучить слова песен используемых на уроке в ритмическом рисунке и пульсе. Обращать внимание на дикцию и артикуляцию. Нарисовать рисунок к песне « Ехали - шуточная».
сл. Т Волгиной, муз Филиппенко.
«Новогодние частушки» сл. и муз. Е. Гомоновой.