Открытый урок Основные навыки в постановке певческого аппарата

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок Основные навыки в постановке певческого аппарата

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр детского творчества Зеленодольского муниципального района

Республики Татарстан»









Открытый урок на тему:

«Основные навыки в постановке певческого аппарата».










Руководитель вокальной студии «АнтошкиLand»:

Веденина Ирина Анатольевна

( педагогический стаж-15 лет)








Тема: Основные навыки в постановке певческого аппарата.

Цели:

Образовательная: обучить детей основам диафрагмального дыхания и опорного извлечения звука.

Развивающая: добиться естественной взаимосвязи между вдохом-выдохом, опорным звукоизвлечением .

Воспитательная: привить детям культуру правильного дыхания, подачи голоса. Укрепить интерес и любовь к правильному пению, музыке.

Методы обучения: показ, беседа, тренинг, упражнения.

Формы обучения: групповая, индивидуальная.

Тип занятия: комбинированное

Оборудование: ноутбук, флэш-карта, радиосистема вокальная ICM IH-2060, пульт микшерный BEHRINGER, колонки, наглядное пособие.

Источники информации:

* «Методика обучения эстрадному вокалу - чистый голос» автор Т.В. Охомуш - заслуженный работник культуры РФ.2000г.

* «Видео мастер- класс Натальи Решетниковой» - композитора, старшего преподавателя эстрадно-джазового вокала Санкт-Петербургского Университета культуры и искусства, лауреата Международных и Всероссийских конкурсов. 2001г.

* «Воспитание голоса» Научно-популярное издание ведущего специалиста межреспубликанского фониатрического центра МЗ РТ, фонопеда Зиатдиновой Л.А.1998г.

* «Дыхательная гимнастика Стрельниковой» М.Щетинин 2010г.

* «Воспитание музыкального слуха на занятиях хорового сольфеджио» (автор Г.А. Гарипова, кандидат педагогических наук, доцент (КГПУ) 2003г.

* Видео-урок вокализы (Lara Fabian) 2013г.

* Видео Мастер-класс Марины Полтевой. Учебное пособие ГБУ РЦ ПТОДМ «Созвездие-Йолдызлык» 2012г

Содержание урока:

Вступительное слово педагога.

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами обозначим, что такое красивое пение, (рассмотрим наглядно работу связок), выполним упражнения на дыхание (увидим наглядно как работает диафрагма), познакомимся с новым упражнением на артикуляцию, распевкой, и повторим выученный материал..

Красивое пение состоит из 50% правильного дыхания и 50% правильного звукоизвлечения,

поэтому с ранних лет необходимо научиться делать правильный вдох и выдох! Почувствовать и осознать правильную вокальную опору звукоизвлечения. На совокупности этих знаний в дальнейшем и произрастет талант!

Каждое занятие необходимо начинать с дыхания. В нем принимают участие мышцы живота, диафрагмы, спины и, конечно, наши легкие.

Существуют три основных типа дыхания: ключичное, грудное и диафрагмальное. Из всех трех диафрагмальное дыхание является самым глубоким, так как при нем впервые наполняются воздухом нижние отделы легких. Движение диафрагмы является основной причиной глубокого вдоха.

Диафрагма имеет в расслабленном состоянии форму купола. При сокращении мышц диафрагмы купол становится плоским, в результате чего объём грудной полости увеличивается, а объём брюшной полости уменьшается. При расслаблении мышц диафрагма принимает исходное положение за счёт её упругости, перепада давления и давления органов, находящихся в брюшной полости.

Посмотрите пожалуйста вот на эти рисунки-как выглядит наша диафрагма (показ наглядного пособия) Вы видите как раздвигаются ребра при вдохе, и наооборот, как они возвращаются в исходное положение при выдохе.

Задача певца при освоении диафрагмального дыхания:

• снять все зажимы в теле- для этого сделаем несколько упражнений для снятия напряжения с внутренних и внешних мышц:

а) Счет на четыре: вдох-голова назад, задержка-голова прямо, выдох-голова вниз;

б) Счет на четыре: поворот головы в стороны «нюхаем как будто убежало молоко» (дыхательная гимнастика Стрельниковой)

в) «Узбекские» повороты головы

г) Счет на четыре: плавный поворот головы от плеча к плечу, слева направо и обратно.(1-й вариант -глаза смотрят в пол; 2-й вариант -глаза смотрят в потолок)

д) Произнести медленно беззвучно А-ЭО, стараясь шире раскрыть зев, а не рот, наклонив голову вниз на грудь, затем назад до соприкосновения с позвоночником, затем наклонить ее вправо и влево.

е) произвести « полоскание» горла воздухом, затем «полоскание» рта и горла поочередно

• научиться расслаблять мышцы и управлять телом

• активировать все необходимые для звукообразования мышцы, включая только нужную мускулатуру

Этапы диафрагмального дыхания

1. Короткий неощутимый вдох носом опускает диафрагму вниз, расслабляя мышцы живота. Такое дыхание практикуется в йоге, других видах лечебной гимнастики и в восточных единоборствах. Плечи, позвоночник и ключица должны оставаться неподвижными.

2. Вокальный выдох при помощи брюшной полости давит на диафрагму снизу, освобождая другие мышцы от необходимости напряжения. Воздух плавно и ровно выходит, обеспечивая свободный льющийся звук. Внутренние органы способствуют дополнительному смягчению потока выходящего воздуха, а мышцы пресса при этом рефлекторно сжимаются.

Что дает диафрагмальное дыхание певцу?

• повышается выразительность и сила голоса за счет увеличения диапазона

• меняет манера исполнения, убирается гнусавость и зажимы

• увеличивается объем легких

• укрепляется вокальный аппарат

1.Упражнение на дыхание:

а) Делаем вдох животом (надуваем воздушный шарик или раздвигаем ребра как гармонь) и медленно (спускаем его) выдуваем воздух на звуке «С»

б) Делаем шумный вдох носом (также надуваем животик) и резко выдыхаем на слоге «ха»

.Упражнения для губ и языка:

а) вытянутые вперед губы собираются в трубочку, затем углы сомкнутых губ растягиваются в улыбке. Это же упражнение пропеваем по полутонам вверх и вниз «ле-ли-ле-ли-ле»

б) кончик языка делаем острым как «иголочка» и колем щечки поочередно с внутренней стороны.

в) произнести слоги: бра -бре -бри -бро -бру; бда -бде -бди -бдо -бду; гда -где -гди -гдо -гду.

Спасибо вам, ребята, я вижу что вы очень стараетесь.

2.Распевание, пение упражнений сознательное понимание упражнений, на что ориентировано, какие элементы музыкального языка включены в упражнение)

Ответьте пожалуйста, какие мышцы и органы задействованы в извлечении звука?

(голосовые связки, органы дыхания, органы артикуляции и резонаторы)

Посмотрите пожалуйста как выглядят наши голосовые связки, и как они работают при звукоизвлечении.

Показ наглядного пособия

Сейчас мы с вами встанем, найдем для себя удобную позу, и распоемся нашими распевками.

Упражнение на выработку широкого дыхания, рассчитанного на большую фразу, высокого позиционного звучания, напевного льющегося звука:

а) закрытым ртом мычим на одном звуке (М)

б) МИ-Э-А-О-У пропеваем на одном звуке на все дыхание, на одной позиции, поднимаясь вверх по полутонам.

Упражнение на опору звука: пропеваем «да-де-дую я» Эта распевка на опору звука.

А сейчас мы выучим распевку на крещендо и диминуэндо звука. Будем использовать звук Х-И

3.Работа над произведением- повтор.

Исполнение песни: Мы с вами хорошо дышали, распевались. Я прошу вас исполнить песню, над которой мы работаем в настоящее время «Найди дорогу к счастью»

(Исполняется песня )

Молодцы, ребята, а кто не побоится выйти и спеть сольно?

Вызываются желающий (исполняется песня)

4. Повторение пройденного материала

Молодцы ребята, давайте повторим что мы с вами сегодня узнали?

(дети отвечают)

5. Подведение итогов

Очень хорошо, ребята, вы меня сегодня порадовали,(определяются дети, у которых произошли улучшения в исполнении песен или во внимании по сравнению с прошлым занятием)

Молодцы ребята!

Спасибо, урок окончен!

Открытый урок Основные навыки в постановке певческого аппарата


© 2010-2022