Использование здоровье сберегающих технологий на уроках эстрадного пения

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках эстрадного пения

На современном этапе очень актуально стоит вопрос подхода к «эффективности обучения» детей с позиции здоровьесберегающих технологий.

Здоровьесберегающие технологии в образовании - способ организации и последовательных действий в ходе учебно-воспитательного процесса, реализации образовательных программ на основе всестороннего учета индивидуального здоровья обучающихся, особенностей их возрастного, психофизического, духовно - нравственного состояния и развития, сохранение и укрепление здоровья.

Эстрадное пение в настоящее время является одним из популярных жанров музыкального исполнительского творчества и оказывает огромное влияние на сознание, чувства, интересы детей, развитие творческих качеств личности.

Основной целью уроков эстрадного пения является формирование художественного вкуса и певческой культуры обучающихся, развитие вокальных навыков, музыкальных способностей, эмоциональности и выразительности исполнения; воспитание в детях потребности и готовности к эстетической певческой деятельности. Голос для вокалиста - его инструмент, требующий бережного отношения к себе. Голосовой аппарат у детей очень хрупок, раним и нуждается в охране и разумной вокально-певческой нагрузке. Неправильный режим голосообразования нередко приводит к заболеваниям голосового аппарата. Поэтому здоровьесберегающие технологии на уроках эстрадного пения являются первостепенной задачей для педагогов.

Использование на занятиях эстрадного пения таких здоровьесберегающих технологий, как технологии личностно-ориентированного обучения, помогают мне учитывать особенности каждого ребенка и направлены на возможно более полное раскрытие его потенциала. Сюда можно отнести технологии дифференцированного обучения, диалогового, рефлексивного обучения, обучения в сотрудничестве, технологии развивающего обучения, технологию «раскрепощённого развития», разнообразные игровые технологии. Индивидуальный подход к обучающимся предполагает соответствие объема учебной нагрузки и уровня сложности изучаемого материала их индивидуальным возможностям и способностям. Строение голосового аппарата имеет индивидуальные особенности в каждом отдельно взятом случае. Поэтому педагогический подход к каждому вокалисту так - же очень индивидуален. При работе с детьми, учитываются в первую очередь физическое состояние голосового аппарата, физиологическое строение и их личностные особенности, психологическое и эмоциональное состояния. И на основе полученного представления составляется индивидуальная программа. Главная задача состоит в том, что бы из своего привычного набора упражнений подобрать для каждого исполнителя именно то, что ему необходимо в данный момент. Или же, если ни одно из данных упражнений не воспринимается учеником правильно, сымпровизировать на ходу именно то, что будет понятно для начинающего певца. Важно, чтобы ученик почувствовал, что он может добиться правильного результата, что его голос звучит лучше. Он должен получить удовольствие от занятий вокалом.
Несомненно, важно соблюдать осторожность и не форсировать удачный результат. Главное, чтобы ученик осознал и запомнил приятное ощущение при пении, почувствовал свои возможности. В следующий раз он постарается вспомнить и воспроизвести все свои удачные моменты.

Личностно-ориентированное обучение предполагает вариативность методов и форм обучения вокалиста, использование которых обеспечивает реализацию его возможностей, удовлетворение потребностей и интересов в области вокального искусства эстрады. Например, применение игровых моментов на уроке помогает поддерживать голосовой аппарат учеников в хорошей форме, благотворно влияет на организм. Игры на развитие диафрагмального дыхания, такие как «Паровозик», «Фырчание кита», «Бегемотики» дыхательная гимнастика А. Стрельниковой укрепляют дыхательную систему, массажируют внутренние органы, повышая сопротивляемость к простудным и другим заболеваниям. Игры «Серебрянная нить», «Дерево» направлены на воспитание правильной осанки, которая является важнейшим фактором здоровой жизни. Игру «Салат из вокальных гласных», «Прополощи горлышко гласными звуками» можно использовать для уравновешивания волн мозга, улучшения ритма и углубления дыхания, снижения частоты сердечного пульса и повышения чувства благополучия. Звуковые игры с согласными звуками « Самолет», «Ветер» и другие позволяют автоматизировать звуки, совершенствуют дыхательную функцию, являются оздоровительным средством при простудных заболеваниях, снимают усталость и напряжение. «Монетки здоровья», «Полезные и вредные привычки», «Веселая гимнастика для язычка»; физкультминутки, точечный самомассаж являются хорошими упражнениями для укрепления голосового аппарата. Знакомство с оздоровительными комплексами, тренинги на раскрепощение мышц снимают напряжение голосового аппарата, создавая спокойное настроение и расслабленное состояние мускулатуры.

Использование диалогового и рефлексивного обучения на уроках позволяют параллельно решать задачи охраны здоровья вокалистов как в психологическом, так и в физиологическом аспектах. Это и создание положительного эмоционального на­строя на работу, и стимулирование вокалистов к высказываниям и использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, и создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ребенку проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы, и принятии собственных решений по интерпретации песни, по выбору репертуара, костюма; создание обстановки для естественного самовыражения вокалиста; индивидуальных заданий разных типов и уровней; рефлексия - обсуждение того, что получилось, а что - нет, в чем были ошибки, как они были исправлены, личностная оценка своему исполнению эстрадной песни

Эстрадное пение - это зрелищный вид современного искусства, связанный с пением, словом, мимикой, жестом, пластикой. Применение на занятиях технологии «раскрепощённого развития» формирует раскованного, общительного человека, владеющего вокалом, телом, словом, умеющего слушать и понимать окружающих.

Использование технологий индивидуального и дифференцированного обучения дает возможность обеспечить наибо­лее комфортные условия каждому ученику (индивидуальный темп работы, выбор учебной деятельности,), учесть индивидуальные особенности каждого исполнителя (его тип темперамента, возрастные особенности, каналы восприятия - аудиальное, визуальное, кинестетическое, состояние здоровья), а следовательно, минимизировать негативные факторы, которые могли бы нанести вред его здоровью.

Таким образом, использование здоровьесберегающих технологий на уроках эстрадного пения приводит к созданию бесстрессового учебного процесса, укрепляет здоровье обучающихся и способствует их творческой самореализации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Т.А.Замятина «Современный урок музыки», учебно-методическое пособие -М., Изд-во «Глобус»-2010г.

  2. Казанцева С.А. Использование нетрадиционных технологий в развитии творческих и певческих навыков дошкольников [Электронный ресурс]. - ИД «Первое сентября», Оргкомитет фестиваля «Открытый урок»,2003 - 2008 г.

  3. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. - Москва, «ВАКО»,2004г.

  4. Лобанова Е.А. «Возможности урока как средства реализации здоровьесберегающих технологий». Журнал «Музыка в школе», 2005 г. №3.

  5. Роот З. Я. Музыкально-дидактические игры. [Текст]: / Сост.З.Я. Роот - Айрис пресс, 2004. - С. 10


© 2010-2022