Конспект урока по музыке 7 класс Драматический образ

                   Данный урок музыки для учащихся 7 класса разработан на основе программы «Музыка (авторы Т.И. Науменко, В.В. Алеев)                   Урок проектировался с учётом тех умений и способов действий, которые детям уже знакомы: музыкальные приветствия, имеют опыт эмоционального ощущения различного характера. На предыдущем уроке дети прослушали «Прелюдию» С.В. Рахманинова, смотрели фрагменты оперы Римского-Корсакова «Садко» и узнали, что в музыке есть различные музыкальные образы – л...
Раздел Музыка
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок музыки в 7 классе Тема: « Драматический образ в музыке»

Цель урока: - формирование эмоционально осознанного восприятия музыкального образа на примере баллады «Лесной царь» Ф. Шуберта. - выявление средств выразительности разных видов искусств (литературного, музыкального и изобразительного) в создании единого образа.

Задачи урока:

1.Образовательные:

а) продолжать обучать учащихся сравнивать и сопоставлять поэзию, музыку и изобразительность, б) выйти на новое понятие «баллада».
2. Развивающие:

а) дальнейшее развитие слушательской культуры,

б) продолжать развивать активное, прочувствованное, осознанное восприятие учащимися музыки, поэзии, изобразительного искусства,

в) развивать навыки кантиленного пения.

3.Воспитательные:

а) вызвать интерес к творчеству композитора Франца Шуберта, поэзии Гете.

Тип урока: Изучение нового материала.

Методы и приёмы:

- Словесный (беседа, объяснение)

- Наглядный (портреты, иллюстрации)

- Слушание музыки.

- Пение.

Наглядность:

Портреты Франца Шуберта, Иоганна Гете. Иллюстрации, презентация, прогнозируемый результат: понятия: баллада; способы действий: работа по карточкам, слушание музыки; суждения: личностное отношение к музыке.

Ход урока


I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний:

Что такое музыкальный образ?

С помощью каких средств музыкальной выразительности композитор может отразить окружающую действительность (мелодия, темп, регистр, динамика).

Какое задание вы получили на прошлом уроке? (нарисовать осенний пейзаж, найти стихотворение соответствующее музыкальному образу «Прелюдии» С.В. Рахманинова), прочитать фрагменты стихотворений (на фоне осеннего пейзажа и звучания музыки Рахманинова)

С какими музыкальными образами вы знакомились на предыдущих уроках? (лирическими, эпическими)

III.Основная часть

Слово учителя: Драматические образы, как и лирические, представлены в музыке очень широко. С одной стороны, они возникают в музыке, основанной на драматических литературных произведениях (таковы опера, балет и другие сценические жанры), однако значительно чаще понятие «драматический» связывается в музыке с особенностями характера, музыкальной трактовкой героев, образов. Сегодня мы продолжим разговор о музыкальных образах. Что такое музыкальный образ? Нам поможет ответить на этот вопрос одно из произведений австрийского композитора Франца Шуберта.

Великий австрийский композитор Франц Шуберт - современник Бетховена. О жизни композитора мы посмотрим фильм, который так и называется «Франц Шуберт».

IV.Просмотр фильма

Образец драматического произведения - баллада Франца Шуберта «Лесной царь», написанная на стихотворение великого немецкого поэта И. В. Гёте. (на экране портрет Франца Шуберта) Краткое сообщение о жизни и творчестве композитора Франц Шуберт - великий австрийский композитор 19 века за свою короткую жизнь написал столько чудесных произведений, что они с трудом поместились в 37 толстых томах: симфонии, вокальные произведения, фортепианные пьесы и многое другое. Главное место в его творчестве занимал жанр песни(около 600), который он поднял на высокий художественный уровень. Песня Шуберта - это всегда живая сцена, драматическая картина, в которой раскрываются тончайшие оттенки человеческих чувств. Большую часть своих произведений он написал для венских обществ любителей музыки, для своих друзей, встречи с которыми назывались шубертиадами.(на экране иллюстрация) (на экране портрет Гёте) Франца Шуберта зачаровывала поэзия Гете. Она волновала, пленяла фантазию, ум, душу молодого композитора. Свыше 70 песен написано Шубертом на слова великого немецкого поэта. Балладу «Лесной царь» Шуберт написал, когда ему было всего18 лет. Вот как описывает рождение этой песни один из его друзей: «Мы застали Шуберта в совершенно разгорячённом состоянии, громко читавшим по книжке «Лесного царя». Он прошёлся с книжкой несколько раз взад и вперёд по комнате, внезапно сел, и в самое короткое время баллада появилась на бумаге… В этот же вечер «Лесной царь» был исполнен и принят с восторгом. В балладе «Лесной царь» композитор увидел трагедию, почувствовал боль и крик человеческой души. Особенную роль в песнях Шуберта исполняет фортепиано.
Слово учителя: Сейчас мы послушаем балладу на языке оригинала - немецком, и вы должны будете определить - сколько действующих лиц в этом произведении? Прислушайтесь внимательно к интонации исполнителя. Музыкальный язык понятен без перевода. И, несомненно, прослушав балладу, по звучанию самой музыки можно почувствовать, что это - неторопливое повествование автора или взволнованный разговор нескольких действующих лиц. После прослушивания вы должны будете ответить на вопросы в карточке. (звучит баллада «Лесной царь») Задание В каком исполнении прозвучало произведение ?( мужской голос в сопровождении ф-но) Характер - взволнованный, тревожный Темп - быстрый Лад - минорный Регистр - низкий Динамика - f , mp

Слово учителя: Сколько действующих лиц в этой балладе?

Ученики: Четыре.

Слово учителя: Какие интонации вы услышали? Рассказчик - взволнованный; Отец - встревоженный; Сын - испуганный, задыхающийся; Лесной царь - сладостно-завлекательный.

Слово учителя: Что вы услышали в аккомпанементе? Можно ли это увидеть?

Ученики: Стремительное, напряжённое движение(скачет всадник) Музыка выразительная или изобразительная?

Ученики: И выразительная и изобразительная.

Слово учителя: Теперь послушайте, как эта баллада звучит на русском языке в переводе Василия Андреевича Жуковского - великого русского поэта, современника Пушкина, своеобразный, очень тонкий, глубоко лирический поэт дал такую трактовку «страшного» видения Гете. (на фоне иллюстраций прочитать балладу в переводе В. Жуковского)
Сегодня на уроке часто звучит слово «баллада». На уроках литературы вы уже говорили об этом жанре. И в музыке особое место в песенном жанре занимает баллада. В далёкой древности балладами называли танцевальные песни. В средние века они стали песнями повествовательного характера. В них нашли своё отражение народные предания, истории о таинственных событиях, заповедном мире духов, фантастические, мистические образы. Создателем вокальной баллады считается Франц Шуберт. Подведём итоги: Цель нашего урока было - выявление средств выразительности разных видов искусств (литературного, музыкального и изобразительного) в создании единого образа. Какими средствами композитор, поэт и художник пришли к созданию единого драматического образа? Ученики: композитор - с помощью средств музыкальной выразительности Художник - гаммой красок Поэт - созданием сюжета, различных интонаций

Слово учителя: Значит, мы можем сделать вывод Вывод: Как мы видим и в стихах, и в музыке, и в живописи нарисована большая драматическая картина, сцена с участием нескольких действующих лиц. Но даже если мы и расслышали отдельные их интонации, вся сцена сливается в нашем сознании в единый драматический образ, объединённый стремительным движением; не только движением летящего сквозь лес коня, но и движением чувств главных действующих лиц. Драматический образ широко представлен не только в классической музыке, но в песенном жанре - примером может послужить песня «Эх, дороги». Исполняется песня.

Слово учителя: Подведём итоги: Цель нашего урока было - выявление средств выразительности разных видов искусств (литературного, музыкального и изобразительного) в создании единого образа. Какими средствами композитор, поэт и художник пришли к созданию единого драматического образа?

Ученики: Композитор - с помощью средств музыкальной выразительности;

Художник - гаммой красок; Поэт - созданием сюжета, различных интонаций.

Слово учителя: Значит, мы можем сделать вывод.

Вывод: Как мы видим и в стихах, и в музыке, и в живописи нарисована большая драматическая картина, сцена с участием нескольких действующих лиц. Но даже если мы и расслышали отдельные их интонации, вся сцена сливается в нашем сознании в единый драматический образ, объединённый стремительным движением; не только движением летящего сквозь лес коня, но и движением чувств, главных действующих лиц. Драматический образ широко представлен не только в классической музыке, но в песенном жанре - примером может послужить песня «Эх, дороги».

Исполняется песня.

Домашнее задание: Подобрать материал для составления кроссворда «Музыкальные образы»

Слово учителя: : На этом наш урок закончен.

Спасибо вам за работу. (Вставление оценок)





© 2010-2022