Урок-концерт (музыкальная гостиная) Романсы

Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый Урок-концерт.

Музыкальная гостиная

«Романсы»

9 класс (коррекционная школа - интернат VІІІ вида)

По теме: «Коррекция музыкального воспитания учащихся на основе нетрадиционных форм обучения».

Учитель музыки и пения

Безменова Е.В.

Пояснительная записка.

Оформление класса в стиле гостиной 19 века.

Этот урок, даёт возможность почувствовать связь музыки с другими предметами: литература, история. Ведущие два педагога.

Оборудование:

Фортепиано, портреты композиторов (М.И.Глинка, П.И.Чайковский, Д.Б.Кабалевский, М.П. Мусоргский ), поэтов (Ф.И.Тютчев, М.Цветаева, И.С.Тургенев), магнитофон, CD диск с записями романсов.

Цель: Корректировать развитие музыкальных и творческих возможностей ребёнка, через слушание и исполнение произведений и получение новых знаний; открыть для современных школьников малоизвестные страницы русской музыки и литературы, приобщить их к культурному наследию страны, помочь талантливым ребятам раскрыть свои вокальные способности с неизвестной для них самих стороны, укрепить взаиморасположение школьников и педагогов.

Задачи:

Обучающие: знакомство с новым музыкальным жанром и истоками его происхождения, знакомство с творчеством русских композиторов и поэтов.

Развивающие: развитие представления о жанрах русской музыки, расширение связей музыки с другими предметами, развитие коммуникативных навыков и совершенствование умений вести себя на публике, подготовка к успешной социализации в обществе.

Воспитательные: воспитание любви к русскому романсу, патриотическое воспитание, создание условий для творческой самореализации личности ребёнка.

- Звучит романс «Не пробуждай воспоминаний» (фоном, негромко).

Ребята, представьте себе гостиную 19 века. За окном темно, воет вьюга. А в гостиной горят свечи, потрескивают дрова в камине. Дамы шуршат кринолинами, господа в накрахмаленных рубашках. Все наслаждаются тихими звуками фортепиано. Звучит романс «Не пробуждай воспоминаний».

- Трудно сегодня встретить человека, который бы ничего не знал о романсе. Это небольшое музыкальное произведение, объединяющее два целительных потока - поэзию и музыку, рассказывает нам о чувствах человека, о его любви, радости, счастье.

Романс может воспеть красоту природы, печалиться о прошлом, заглянуть в будущее.

«Не пробуждай воспоминаний

Минувших дней, минувших дней,

Не возродишь былых желаний

В душе моей, в душе моей…»

- Эти произведения коротки по объёму, голос их негромок и обращён чаще всего к небольшой аудитории слушателей. Исполняются в сопровождении фортепиано, арфы или гитары.

Есть множество прекрасных произведений, известных романсов неизвестных авторов, имена которых со временем забылись. Среди этих сочинений «Очи чёрные», «Тёмно-вишнёвая шаль» (звучат небольшие отрывки). Особенно хочется отметить один анонимный шедевр-романс на стихи Ф.И.Тютчева «Я встретил вас…».

- Исполняется романс «Я встретил вас…» учеником 9 класса.

- Родиной романса является Испания. Именно там, в ХІІІ - ХІV вв. в творчестве странствующих поэтов -певцов утвердился новый песенный жанр. Песни певцов - трубадуров исполнялись на родном романском языке. Отсюда и пошло название «романс». Если песня могла быть исполнена как солистом, так и хором, то романс исполнялся одним (реже двумя) солистами и обязательно с инструментальным сопровождением. Романс включает в себя балладу, элегию, романсы в танцевальных ритмах.

- А сейчас, прозвучит романс в исполнении учителей «Под лаской плюшевого пледа» (сл.М.Цветаевой, муз.Петрова).

- Как бы масштабно ни развивалось творчество композитора, в нём всегда было место романсу.

Романсы писали Глинка, Даргомыжский, Мусоргский, Чайковский, Рахманинов, Прокофьев, наши современники - Кабалевский, Свиридов, Щедрин.

Судьба русского романса была непростой. Прошло более двух веков с тог дня, когда появились первые романсы. Каждое поколение композиторов оставляло свой след в судьбе романса.

- Некоторые авторы второй половины ХІХ века остались в истории благодаря одному - двум произведениям - гениальным озарениям. Таков задумчиво-печальный элегический романс В.Абаза на стихи И.С.Тургенева «Утро туманное».

Тургенев часто говорил, что его биография заключена в художественных произведениях. Об этой истории он поведал в романе «Дворянское гнездо».

(Во время прочтения текста, ребята показывают театральную постановку).

«Среди прислуги в доме матери была одна девушка-белошвейка Авдотья Ермолаевна Иванова. С первого раза приглянулась она Ивану Сергеевичу ясными и кроткими глазами, тонкими чертами лица, скромностью.

Дошла весть об этой любви до самой Варвары Петровны, которая давно держала обиду на сына. Обрадовалась она случаю пристыдить «берлинского мудреца». Поднялся в доме шум-гам. Заперли Авдотью в чулан, а молодого барина потребовали к родительнице.

Ястребом налетела она на сына, упрекала его в безнравственности и безбожии. Иван Сергеевич сообщил о своём намерении жениться на Авдотье. Последние слова вызвали настоящую истерику. Она выгнала сына из дома и обещала лишить наследства. Авдотью же выслала в Москву.

Там родилась у Авдотьи Ермолаевны девочка Пелагея, очень похожая на отца. Девочку у матери забрали, и Варвара Петровна поселила её в Спасском. Здесь девочка росла на положении дворовой, помыкаемая всеми и никем не любимая. Выполняла она самую грязную работу.

С матерью шутки были плохи: обещала пустить по миру - слово своё сдержит. С грустными, тяжёлыми мыслями покидал Тургенев Спасское. Жгучей болью ложились на сердце последние события. Дорога была прикрыта первой снежной порошей, скудные нивы с редкой стернёй тянулись до самого небосклона, сами собой складывались элегические стихи…».

- ( Исполняется романс ученицами 9 класса) «Утро туманное».

- Во второй половине ХІХ века получило большое распространение выступление цыганских артистов. Многие из цыганских музыкантов были прекрасными аранжировщиками, в частности, русских романсов и песен, а также сочиняли сами.

Известна была целая большая цыганская музыкальная семья Шишкиных. Романс Н.Зубова «Побудь со мной», получивший «второе рождение в конце ХХ века, также находится в русле цыганских песенных традиций».

- Звучит романс «Побудь со мной» в исполнении ученика 9 класса.

- Традиция сочинять и петь романсы продолжает жить. И если прислушаться, то можно увидеть, как он красиво увлекает всё больше и больше юных и молодых, старых и пожилых людей, в свой особый и прекрасный мир настоящих чувств, глубоких мыслей, подлинных страстей и жизненных идеалов. Но современные романсы большей частью сейчас звучат ни на таких встречах как у нас, а на концертных площадках и в кинофильмах: «Жестокий романс» Михалкова, «Гусарская баллада», «Ирония судьбы или с лёгким паром».

Прослушайте романс нашего современника Александра Малинина «Берега, берега» (CD диск).

- Ребята, давайте подведём итоги.

-Какие романсы вы сегодня услышали в исполнении наших участников? Кто их авторы?

-Что больше всего вам запомнилось?

-Какие романсы вы бы хотели разучить?

Вот и подошёл к концу наш вечер. Для одних из вас это была встреча со старыми добрыми друзьями. Для других- погружение в новый, почти неизведанный мир русского романса. Хочется надеяться, что этот вечер оставит у вас приятные воспоминания и привлечёт новых почитателей жанра. А на последок…

- Исполняется романс «А на последок я скажу…» (учителя).

© 2010-2022