«Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?»

Раздел Музыка
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Итоговый урок в 5 классе первая четверть.

Тема: « Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?»



Цель:

Сформировать представление учащихся о роли литературы в музыкальных произведениях и жанрах , через поисково- исследовательскую деятельность.

Задачи:

  1. Систематизация знаний и способов действий, определение уровня овладения знаниями.

  2. Довести до сведения каждому учащемуся о значимости музыки и литературы.

  3. Создать условия для поведения целостно - эмоционального и целостно -смыслового отношения учеников к знаниям.

Музыкальный материал:

« Вокализ» С.В.Рахманинова, «Осенняя песенка. Октябрь.» П.И. Чайковского,

Фрагменты из оперы « Садко» и « Снегурочка» Н.А Римского-Корсакова,

Песня:» Мир в котором мы живем» Пляцковского.

Видео материал: Презентация урока, балет « Лебединое озеро» П.И. Чайковского.

Экран знаний: таблица «Будет, не будет.» «Кроссворд».

Ход урока.

Орг момент, Актуализация знаний,

Презентация. 1, 2.3 слайд.

У. - Используя полученные знания в этой четверти мы с вами будем заполнять нашу таблицу- мониторинг знаний « Будет не будет», это будет наше исследование над темой. Слайд 4.

Введение темы:5 слайд.

Учитель начинает урок строками Е.П. Растопчинойслайд 6

Какая власть сравниться с властью их?

Друг с другом мы через слова и звуки

Сближаемся…Блаженство, радость, муки

Любовь, вражду - все облекаем в них…

В словах и звуках вечный звук сердец!

У:- О чем говорит поэтесса?

-В каком музыкальном жанре мы встречаем взаимосвязь поэзии и музыки?

Д.- Песня ( слайд 7)

У.- Давайте исполним известную нам песню « Мир, в котором мы живем» 1 куплет.

Д. - поют песню.

Работа над темой урока:

У. - А как рождается песня? Что для этого необходимо?

Д. - Нужна поэзия ( стихи) и музыка ( мелодия).

У. - А что получится, если вдруг исчезнут слова у песни? Можно её тогда исполнить и как?

У. - Каким способом?

Д. - С помощью вокализа. Слайд 8.

У. - А что такое вокализ?

Д. - Пение без слов, а именно на слоги или на буквы.

У. - предлагаю вам исполнить всю песню, используя оба способа; со словами и вокализом.

Исполнение песни полностью

У. - А сейчас давайте вспомним музыкальное произведение, прослушав его, назовите автора,

музыки.Найдите сходства и отличия между песней и эти произведением.

Задание:

Выявить принадлежность произведения.( Вокальное)

Слушание «Вокализа» С.В. Рахманинова. Слайд 9.Показ портрета. С Рахманинова.

У. - Какие произведения называются Вокальными?

Д. -Вокальные произведения исполняются голосом.

У. - А к какому виду можно будет отнести следующий музыкальный фрагмент?

Слушание « Осенней песенки. Октябрь» П. И. Чайковского. Сайд 10

Д. - К бессловесным.

У. - Почему? И какие произведения можно назвать бессловесными?

Д - Инструментальные произведения с песенными названиями ( «Грустная песенка», « Песня без слов» и др.)

У. - Чем отличаются инструментальные произведения от вокальных?

Д. - Инструментальные исполняются на каком-либо инструменте, а вокальные голосом.

У. Какое свойство музыки проявляется в произведении?

Д. - Песенность.

У. Заполняем нашу таблицу мониторинг.

Мы можем ответить , что будет с музыкой без литературы? Куда мы отнесем песню, вокализ, бессловесные произведения? Слайд 11.

Работа с экраном- таблицей

У. -А как вы думаете, что важнее слово или музыка?

Д. - Эти понятия неразрывны. Песня - это исток и вершина музыки.

Она соединяет слова, звуки, ритм, интонацию.

У. - Человеческая речь и музыка возникли из одного корня Выразительной интонации, которая делает музыку эмоциональной и передает различные чувства, смысл. Музыка и литература очень похожи. Нота ( звук)-интонация- фраза, предложение.

Буква( звук) - соло- фраза - предложение.

У. - А какой жанр вы бы ещё назвали, в котором также соединены слово и музыка?

Д. - Опера и балет.

У. На прошлом уроке вы получили задание :провести исследование и ответить на вопрос: Какую роль играет литература в опере и балете? Давайте посмотрим , что у вас получилось.

Ответы детей( Защита исследовательской проекта).

Смотрим видео: Балет «Лебединое озеро» Слушаем фрагменты оперы «Садко» , «Снегурочка» Н. А. Римского - Корсакова.

Обсуждаем , комментируем.Слайд 12. 13.

У. - Смогли ли появиться эти произведения, если бы не было литературных произведений?

Д. -Нет, не смогли. В основе этих произведений лежат литературные произведения; сказки.

У. -После чего может приступать к работе над музыкой композитор, создавая оперу или балет?

Д. - После написания либретто.

Либретто -пьеса для постановки на сцене оперы или балета. Композитор пишет музыку по либретто, в котором дана определенная последовательность событий, характеры героев, их взаимоотношения и развитие. В основе либретто лежат литературные произведения.

Музыкально- литературная эстафета.

Задание: Какой ряд напишет больше музыкальных произведений в основе которых лежат известные литературные произведения ( раздаются листочки по рядам, дети выполняют задание на скорость.)

У. -Продолжаем заполнять нашу таблицу. Слайд 14.

У. - Как вы видите в нашей таблице появился вопрос. Это значит , что нам необходимо найти еще ответ на наш вопрос: Что будет, а что не будет? Предлагаю внимательно послушать и посмотреть следующее видео и музыкальное произведение.

Слушание фрагментов 1. инструм. « Жаворонка» М. И. Глинки, 2.видео романс «Жаворонок»

Задание:

1.сравниваем оба произведения, подчеркиваем бессловесность, вокальность;

2.ищем сходные качества - _выразительная интонация мелодии и аккомпанемента помогают рисовать звуковую картину природы.

У. - (после 1-го фраг.) Какое это произведение вокальное или инструментальное? Можно его назвать бессловесным?

Д. - Да, это инструментальное, бессловесное произведение, потому что в нем проявляется песенность « поет» инструмент.

У. - Согласна. Молодцы. А что вы скажете о втором фрагменте? Это то же самое произведение?

Д. - Мелодия у этих произведений одна , а исполнение разное. Первое инструментальное , а второе- вокальное.

У . - Совершенно верно .Сейчас давайте попробуем определить жанр этого произведения-это Песня? Опера? Балет? Романс?( обсуждение)

У. - А правильный ответ мы увидим на экране. Слайд 15.

У. - Музыку романса написал великий русский композитор М.И. Глинка Слайд 16,17,18,19,20.

Мониторинг знаний.

Работа с экраном знаний « Будет не будет»

Д. - Романс мы поместили посредине, потому что он может быть вокальным произведением со совами ( стихи), а может исполняться как инструментальное произведение.( бессловесным) .

У. -Молодцы вы справились сэтой нелегкой работой.

У. - Для закрепления ваших знаний и умений я хочу предложить вам разгадать кроссворд.

В нем удачно расположились все наши термины которые мы использовали на нашем уроке.

Дети заполняют кроссворд на скорость.

У. Молодцы.

Заканчивая наш урок подведем итог нашей поисково-исследовательской работе

Какую роль играет литература при слиянии с музыкой

Вывод: Слайд 22.

© 2010-2022