- Преподавателю
- Музыка
- «Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?»
«Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?»
Раздел | Музыка |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Ермакова Т.А. |
Дата | 28.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Итоговый урок в 5 классе первая четверть.
Тема: « Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?»
Цель:
Сформировать представление учащихся о роли литературы в музыкальных произведениях и жанрах , через поисково- исследовательскую деятельность.
Задачи:
-
Систематизация знаний и способов действий, определение уровня овладения знаниями.
-
Довести до сведения каждому учащемуся о значимости музыки и литературы.
-
Создать условия для поведения целостно - эмоционального и целостно -смыслового отношения учеников к знаниям.
Музыкальный материал:
« Вокализ» С.В.Рахманинова, «Осенняя песенка. Октябрь.» П.И. Чайковского,
Фрагменты из оперы « Садко» и « Снегурочка» Н.А Римского-Корсакова,
Песня:» Мир в котором мы живем» Пляцковского.
Видео материал: Презентация урока, балет « Лебединое озеро» П.И. Чайковского.
Экран знаний: таблица «Будет, не будет.» «Кроссворд».
Ход урока.
Орг момент, Актуализация знаний,
Презентация. 1, 2.3 слайд.
У. - Используя полученные знания в этой четверти мы с вами будем заполнять нашу таблицу- мониторинг знаний « Будет не будет», это будет наше исследование над темой. Слайд 4.
Введение темы:5 слайд.
Учитель начинает урок строками Е.П. Растопчинойслайд 6
Какая власть сравниться с властью их?
Друг с другом мы через слова и звуки
Сближаемся…Блаженство, радость, муки
Любовь, вражду - все облекаем в них…
В словах и звуках вечный звук сердец!
У:- О чем говорит поэтесса?
-В каком музыкальном жанре мы встречаем взаимосвязь поэзии и музыки?
Д.- Песня ( слайд 7)
У.- Давайте исполним известную нам песню « Мир, в котором мы живем» 1 куплет.
Д. - поют песню.
Работа над темой урока:
У. - А как рождается песня? Что для этого необходимо?
Д. - Нужна поэзия ( стихи) и музыка ( мелодия).
У. - А что получится, если вдруг исчезнут слова у песни? Можно её тогда исполнить и как?
У. - Каким способом?
Д. - С помощью вокализа. Слайд 8.
У. - А что такое вокализ?
Д. - Пение без слов, а именно на слоги или на буквы.
У. - предлагаю вам исполнить всю песню, используя оба способа; со словами и вокализом.
Исполнение песни полностью
У. - А сейчас давайте вспомним музыкальное произведение, прослушав его, назовите автора,
музыки.Найдите сходства и отличия между песней и эти произведением.
Задание:
Выявить принадлежность произведения.( Вокальное)
Слушание «Вокализа» С.В. Рахманинова. Слайд 9.Показ портрета. С Рахманинова.
У. - Какие произведения называются Вокальными?
Д. -Вокальные произведения исполняются голосом.
У. - А к какому виду можно будет отнести следующий музыкальный фрагмент?
Слушание « Осенней песенки. Октябрь» П. И. Чайковского. Сайд 10
Д. - К бессловесным.
У. - Почему? И какие произведения можно назвать бессловесными?
Д - Инструментальные произведения с песенными названиями ( «Грустная песенка», « Песня без слов» и др.)
У. - Чем отличаются инструментальные произведения от вокальных?
Д. - Инструментальные исполняются на каком-либо инструменте, а вокальные голосом.
У. Какое свойство музыки проявляется в произведении?
Д. - Песенность.
У. Заполняем нашу таблицу мониторинг.
Мы можем ответить , что будет с музыкой без литературы? Куда мы отнесем песню, вокализ, бессловесные произведения? Слайд 11.
Работа с экраном- таблицей
У. -А как вы думаете, что важнее слово или музыка?
Д. - Эти понятия неразрывны. Песня - это исток и вершина музыки.
Она соединяет слова, звуки, ритм, интонацию.
У. - Человеческая речь и музыка возникли из одного корня Выразительной интонации, которая делает музыку эмоциональной и передает различные чувства, смысл. Музыка и литература очень похожи. Нота ( звук)-интонация- фраза, предложение.
Буква( звук) - соло- фраза - предложение.
У. - А какой жанр вы бы ещё назвали, в котором также соединены слово и музыка?
Д. - Опера и балет.
У. На прошлом уроке вы получили задание :провести исследование и ответить на вопрос: Какую роль играет литература в опере и балете? Давайте посмотрим , что у вас получилось.
Ответы детей( Защита исследовательской проекта).
Смотрим видео: Балет «Лебединое озеро» Слушаем фрагменты оперы «Садко» , «Снегурочка» Н. А. Римского - Корсакова.
Обсуждаем , комментируем.Слайд 12. 13.
У. - Смогли ли появиться эти произведения, если бы не было литературных произведений?
Д. -Нет, не смогли. В основе этих произведений лежат литературные произведения; сказки.
У. -После чего может приступать к работе над музыкой композитор, создавая оперу или балет?
Д. - После написания либретто.
Либретто -пьеса для постановки на сцене оперы или балета. Композитор пишет музыку по либретто, в котором дана определенная последовательность событий, характеры героев, их взаимоотношения и развитие. В основе либретто лежат литературные произведения.
Музыкально- литературная эстафета.
Задание: Какой ряд напишет больше музыкальных произведений в основе которых лежат известные литературные произведения ( раздаются листочки по рядам, дети выполняют задание на скорость.)
У. -Продолжаем заполнять нашу таблицу. Слайд 14.
У. - Как вы видите в нашей таблице появился вопрос. Это значит , что нам необходимо найти еще ответ на наш вопрос: Что будет, а что не будет? Предлагаю внимательно послушать и посмотреть следующее видео и музыкальное произведение.
Слушание фрагментов 1. инструм. « Жаворонка» М. И. Глинки, 2.видео романс «Жаворонок»
Задание:
1.сравниваем оба произведения, подчеркиваем бессловесность, вокальность;
2.ищем сходные качества - _выразительная интонация мелодии и аккомпанемента помогают рисовать звуковую картину природы.
У. - (после 1-го фраг.) Какое это произведение вокальное или инструментальное? Можно его назвать бессловесным?
Д. - Да, это инструментальное, бессловесное произведение, потому что в нем проявляется песенность « поет» инструмент.
У. - Согласна. Молодцы. А что вы скажете о втором фрагменте? Это то же самое произведение?
Д. - Мелодия у этих произведений одна , а исполнение разное. Первое инструментальное , а второе- вокальное.
У . - Совершенно верно .Сейчас давайте попробуем определить жанр этого произведения-это Песня? Опера? Балет? Романс?( обсуждение)
У. - А правильный ответ мы увидим на экране. Слайд 15.
У. - Музыку романса написал великий русский композитор М.И. Глинка Слайд 16,17,18,19,20.
Мониторинг знаний.
Работа с экраном знаний « Будет не будет»
Д. - Романс мы поместили посредине, потому что он может быть вокальным произведением со совами ( стихи), а может исполняться как инструментальное произведение.( бессловесным) .
У. -Молодцы вы справились сэтой нелегкой работой.
У. - Для закрепления ваших знаний и умений я хочу предложить вам разгадать кроссворд.
В нем удачно расположились все наши термины которые мы использовали на нашем уроке.
Дети заполняют кроссворд на скорость.
У. Молодцы.
Заканчивая наш урок подведем итог нашей поисково-исследовательской работе
Какую роль играет литература при слиянии с музыкой
Вывод: Слайд 22.