• Преподавателю
  • Музыка
  • Урок+презентация по музыке и Основам религиозных культур для 4 класса по теме «Войдём в православный храм»

Урок+презентация по музыке и Основам религиозных культур для 4 класса по теме «Войдём в православный храм»

Выдержка их текста: - Ребята, мы сегодня будем говорить о духовной музыке, о духовной культуре и нравственности человека, слушать колокольные звоны. А как вы думаете, в чём проявляется духовность человека? - Как же мы назовём тему нашего урока? - Ну, вообщем-то, уже теплее. Итак, я сформулирую тему урока «О России петь, что стремиться в храм» . И, как вы заметили, сегодняшний урок проводить буду не я одна, а совместно с вашей любимой учительницей. Учитель начальных классов. - Ребята, а я вас во...
Раздел Музыка
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Преображенская сош»



Открытый интегрированный урок в 4 классе


Основы религиозных культур и светской этики и музыки

по теме

«Войдём в православный храм. О России петь, что стремиться в храм.»

Провели учителя

Начальной школы 1 категории

Шиповская Н.И.

Учитель музыки 1 категории

Бойчук Л.Г.





Станица Преображенская


2012-2013гг.



Тема урока в 4 классе

«Войдём в православный храм. О России петь, что стремиться в храм»


Цель урока:

- дать представление а назначении православного храма и его устройства;

- стратегическая - раскрывать высокий духовный смысл русского искусства, несущего в себе неисчерпаемый заряд нравственности, добра и любви;

- тактическая - бережное введение учащихся в художественные образы духовной музыки.

Задачи:

- познакомить с понятием «православный храм»;

- воспитание духовно-эстетических чувств учащихся к историческому и культурному наследию;

-формировать устойчивый интерес к музыкальному искусству как части его жизни.

Оборудование:

- мультимедийный проектор;

- компьютер;

- презентация слайдов;

- конверты с заданиями для учеников;

- музыкальный синтезатор;

Технологическая карта урока:


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Слайды

презентации

1. Ориентировочно-мотивационный этап



2. Проблемная ситуация и актуализация знаний.





3. Совместное открытие новых знаний.















4. Формирование новых знаний.


























6. Релаксация.









7. Рефлексивно-оценочный этап.





8. Итог урока.

(звучит мелодия русской народной песни «Ты река моя, реченька». Исполнение 1-го куплета учителем)

- Узнали? О чём эта песня?

- Как относится человек к речке?

- Исполним плавно и с ласковой интонацией, хорошо пропеваем распевы ( а капелла)

- Эта песня композиторская или народная?

- Как узнали, что подсказало?


Любите, дети, старину

С её былинными веками,

С её старинными церквами,

К величию ведшие страну…

(С.С. Бехтеев)

- Ребята, мы сегодня будем говорить о духовной музыке, о духовной культуре и нравственности человека, слушать колокольные звоны. А как вы думаете, в чём проявляется духовность человека?


- А где мы можем научиться этому? Подумайте.


-Как же мы назовём тему нашего урока?

- Ну, вообщем-то, уже теплее. Итак, я сформулирую тему урока «О России петь, что стремиться в храм» . И, как вы заметили, сегодняшний урок проводить буду не я одна, а совместно с вашей любимой учительницей.

Учитель начальных классов.

- Ребята, а я вас возьму за руку и мы вместе зайдём в православный храм. Познакомимся с храмом, как он устроен, какое убранство в храме. А тему нашего урока я назову «Войдём в православный храм».

Среди дубравы

Блестит крестами

Храм пятиглавый

С колоколами.

К себе звон тянет неодолимо

Зовёт и манит

Он в край родимый

В край благодатный, забытый мною

И непонятной томим тоскою.

И сердце радостно

Дрожит и тает,

Пока звон сладостный

Не замирает.

(звон колоколов на фортепиано)

Учитель музыки.

- Какой инструмент звучал?

-В Древней Руси удары колокола отсчитывали время, люди знали, когда вставать, за работу приниматься, в какой день праздник, а в какой беда нагрянула. Многие композиторы передавали звучание колокола в своих произведениях.

(слушание «Рассвет на Москве-реке» М.П. Мусоргского)

- Ребята, скажите, какой будет день?

- Как звонит колокол?

- Что услышали?

- Сочинил эту музыку Модест Петрович Мусоргский и назвал «Рассвет на Москве-реке».

-Существует легенда . Её нам сейчас расскажет

(рассказывает ученик)

Один человек очень болел, и однажды гулял по лугу, устал, прилёг на траву и уснул.

На протяжении всего сна он слышал красивый, прозрачный звон, а , когда проснулся, то почувствовал себя очень хорошо. Рядом увидел цветы - КОЛОКОЛЬЧИКИ, их звон и решил, что он от этого выздоровел. Придя домой, отлил цветок из металла.

Кампанелла (с итальянского) - колокольчик.

На Руси вылили первый колокол в 15 веке и превзошли западных мастеров и по красоте, и по качеству звона.

(слушание «Серебристый, малиновый звоны - «Праздничный звон»)

- Какие колокола в основном звучат?

-Для колоколов строились ЗВОННИЦЫ и возводились КОЛОКОЛЬНИ. Колокольня Ивана Великого и царь колокол - 200 тонн.

(видеофрагмент: «Игра на колоколах - звонарь»)

- А в какие дни сейчас звенят колокола?

(слушание «Праздничного трезвона»)

Физминутка и попевки.

- Возьмём треугольники и проведём ритмическое занятие. Звонари придумывали попевки, подходящие под тот или иной звон . Например:

- «Пеки блин, дров нет»

- «А мы вас обокрали»

- «А мы знаем, да не скажем»

- «Около кола, бьют в колокола»

Ребята, а давайте позвоним в колокол.

(выполняют попевку под движения) работа с ритмом)

- Ребята, ритмично перекатываемся с пятки на носок и обратно, руками выполняем движение звонарей.

Учитель Н.И.

- Колокола возвышаются над храмом. Ребят, а что такое храм?


- Дом есть не только у человека. Раковина моллюска, пчелиный улей, птичье гнездо, нора зверька - тоже дома. Но храмы есть только у людей. Человек в этом сложном мире всегда хотел выделить место, где обитала бы святость, мир и любовь. Таким местом является храм.

Провославный храм на протяжении многих веков российской истории является и местом общих народных собраний, и местом освящения всех сторон человеческой жизни.

(работа в тетради)

-Давайте запишем определения в тетрадь.

Храм - это особый дом, в котором собирается Божия семья (верующие христиане), что бы вместе молиться Богу.

- Так давайте же мы, наконец то, войдём в этот храм.

Храм Божий отличается по своему внешнему виду от прочих зданий. Ребята, подумайте и ответьте, в чём же отличие храма от остальных зданий.

- Ребята, знаком вам этот храм?

Давайте совершим экскурсию по храму. Православные храмы строятся алтарём на восток в сторону света, где восходит солнце.

Может быть кто то назовёт, из чего состоит наш храм?

- Мы поднимаемся по ступенькам и останавливаемся на площадке, которая называется папертью.

- Православный храм делится на три части: притвор, собственно храм, алтарь.

- В настоящее время здесь продаются свечи и можно написать записки о здравии и об упокоении.

-Ребята, и вот мы в самом храме. Это самая большая часть, где собираются прихожане на церковное богослужение. Они молятся и поют песнопения.

(звучат песнопения )

- Ребята, вы все бывали в храме, и, наверняка знаете, что происходит здесь.


- Ребята, А вы знаете, как называется это место в храме?

- А кто из вас знает, что находится за ним?

- Ребята, давайте запишем, что такое алтарь

Алтарь означает небо, где обитает Бог, а храм - землю.

Алтарь отделяется от храма перегородкой. А как эта перегородка называется?

- Службу в церкви ведёт иерей Константин. Его я и пригласила к нам на урок.

(Рассказ про Библию и икону Отца Константина)

( Дети показывают сценку)

(у порога храма девочка с воскресной школы встречает мальчика и девочку)

Мальчику:

- Прежде чем зайти в собор,

Головной сними убор,

(снимает мальчику шапку, тот злится)

Злые мысли отгони:

Не нужны тебе они…

К девочке обращается:

- Скромную надень одежду,

В брюках в храм идёт невежда,

(девочка пожимает плечиками - не знала…)

Голову платком покрой

И тихонько в храме стой.

Обращается к обоим:

-Никого не осуждайте,

Помощь нищему подайте,

Поставьте свечку и потом

Осени себя крестом.

Учитель музыки:

- Ребята, в завершении урока мы с вами споём песню о России. Ведь не зря говорили, что : «Нельзя жить в России, и не любить её». Полюбуемся нашей Россией и её храмами.

(исполняют песню + видео)

Какие чувства возникают у вас после прослушивания стихотворения?

Прихожане в Божий храм

Ходят рано по утрам,

Пообщаться с Богом в нице,

Прислониться к плащанице,

Просят жизнь добрее стать,

Вам здоровья пожелать,

Свечи ставят на канон,

Свечи ставят у икон.

На помин чужой души

В Божьем храме помолчи,

Со слезою на глазах

Душа кается в грехах.

Приходите в Божий храм,

Очищайте душу там!


Учитель музыки:

- Ребята, мы сегодня с вами о чём говорили? Что слушали? С чем познакомились?




- Что вам понравилось на сегодняшнем уроке. Что нового вы унесёте с собой после этого урока?



Моя реченька - ласково, нежно, значит любит свою родину.


Слова старинные «не колыбнешься» , «горница», протяжная, широкая, как поля широкие у нашей Родины.


Человек должен быть честным, справедливым, любить свою Родину, своих родителей, не обижать слабых и т.д.

Как нам кажется, этому научит церковь. Потому что бабушка говорила, что есть заповеди, которые учат добру и честности человека.

Музыка в храме.








На фортепиано исполнялось звучание колоколов.



Светлый, хороший и т.п.

- Могучее, тревожное звучание большого колокола и звонкие перекликающие голоса малых колоколов.

- петушиное пение, пастуший рожок.






(Ответы детей.)


В праздники.



(музицирование на треугольниках)


(выполняют упражнения)

(ответы детей) Куда ходят молиться, где мы учимся быть добрыми и отзывчивыми людьми, где совершаются различные обряды: крещение, венчание новобрачных, отпевание умерших.





У него есть купол, на котором находится крест.

Это наша церковь. Называется «Храм Преображения Господнего»


(предположения детей) Колокольня, звонница, алтарь и т.д.





- Собираются верующие люди на церковное богослужение, ставят свечи, служатся панихиды, проходит обряд причащения.

- Иконостас.

- Алтарь, святое место.

- Иконостас, на котором находятся много икон.














- чувство любви и сострадания к людям, и своей земле.

- говорили о храме, о том, как себя нужно вести в храме, слушали колокольные звоны, произведение Мусоргского «Рассвет на Москве-реке»,

Много интересного о храме рассказал нам батюшка, познакомились с различными колокольными звонами, с внутренним расположением комнат в храме., говорили о любви к России,

(ответы детей)

Слайд №1









Слайд №2

Слайд №3


Слайд №4





Слайд №5


Слайд№6


Слайд №7

Слайд №8



Слайд №9


Слайд №10


Слайды №11

Слайд №12



Слайд №13

Слайд №14



Слайд №15





Слайд №15

(второй щелчок)


Слайд №16

( наша церковь)




Слайд №17

Паперть

Слайд №18

Притвор

Слайд №19

Храм

Слайд №20

Алтарь

Слайд №21

(фильм)



Слайд №22

Иконостас




Слайд вход в храм №23






Слайд №24

13


© 2010-2022