- Преподавателю
- Музыка
- Рабочая программа по музыке 9 класс
Рабочая программа по музыке 9 класс
Раздел | Музыка |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Федорова Е.В. |
Дата | 17.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 8 г. Вязьмы Смоленской области
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО МУЗЫКЕ
9 КЛАСС
ФК ГОС (2004)
Учитель: Фёдорова Елена Вячеславовна
Пояснительная записка
Авторы: Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева 0,5 часа в неделю (всего 17 часов)
Ведущей содержательной линией курса IX класса, которая завершает процесс музыкального образования и воспитания школьников, является изучение художественной картины мира школьниками, выявление ее духовно - содержательных, ценностных смыслов, заключенных в музыкальных образах. Основной аспект делается на осознание учащимися образа Человека в мировом музыкальном искусстве, а также проблемы традиций и новаторства. Традиция как неотъемлемая часть музыкальной культуры, обогащающая школьников духовным, эмоционально - ценностным опытом прошлых поколений. Художественное открытие новых идей, форм произведений, их индивидуального своеобразия и исторической роли. Воплощение в художественных образах вечных тем жизни благодаря созидательной деятельности композитора и исполнителя. Адекватность слушательского восприятия и исполнительской деятельности учащихся художественному смыслу произведения.
Раздел 1. « Образ человека в мировой музыкальной культуре»
Значение музыки в жизни человека прошлого и настоящего времени. Искусство как способ философско - эстетического осмысления многообразия жизненных явлений, устремлений человека к истине, добру и красоте.
Формы выявления в музыке человека: персонаж, лирический герой, художественное «я».
Музыкальная форма - как процесс. Симфонический метод как способ отражения противоречивости жизненных явлений через интонационно - тематические контрасты и связи. Проблема современности в музыке. Функции музыки в современном мире. Вкус и мода.
Драматические, лирические, характерно - бытовые и народно - эпические образы в простых и сложных жанрах музыкального искусства (произведения программно - симфонической, кантатно - ораториальной музыки).
Раздел 2. « Традиции и новаторство в музыкальном искусстве: прошлое, настоящее, будущее»
Трактовка вечных тем искусства и жизни сквозь призму традиций и новаторства. Выражение отношения композитора к тем или иным явлениям действительности, поиск новых выразительных возможностей музыкального языка (мелодика, ритм, фактура, тембр, оркестровка, форма и др.). Композитор - человек, чувствующий жизненное содержание, которое он хочет выразить и музыкант, мыслящий на языке своего искусства. Сопоставление стилевых, интонационно - жанровых особенностей музыкальных произведений в процессе их слушания и исполнения как основа выявления новаторских устремлений композиторов.
Восприятие - осознание - воспроизведение (исполнение) - оценка явлений музыкальной культуры как звенья процесса, направленного на развитие сотворческой активности учащихся, их способности вступать в диалог с музыкой разных эпох и стилей.
Требования к уровню подготовки учащихся 9 классов
Обучение музыкальному искусству в 9 классе должно обеспечить учащимся возможность:
- понимать роль музыки в жизни человека;
- понимать значение традиций и новаторства в музыкальном искусстве прошлого и настоящего времени;
- оценивать произведения разных направлений музыкального искусства и обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора;
- знать имена выдающихся композиторов и исполнителей в различных областях музыкального искусства;
- иметь представление об особенностях языка, инструментария, манеры исполнения музыкальных произведений разных эпох;
- сопоставлять стилевые, интонационно - жанровые особенности музыкальных произведений в процессе их слушания и исполнения;
- знать и уметь исполнять песни разных жанров (фольклор, классика, современность); формировать свой песенный репертуар;
- ориентироваться в окружающем музыкальном пространстве; понимать значимость классического, народного музыкального искусства, музыки религиозных традиций в их соотношении с массовой музыкальной культурой;
- иметь представление о крупнейших музыкальных центрах мирового значения, о текущих событиях музыкальной жизни в отечественной культуре и за рубежом.
- совершенствовать умения и навыки самообразования
- проявлять инициативу в различных сферах музыкальной деятельности.
Знать / понимать:
- понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки, литературы, изобразительного искусства, театра, кино и др.);
- возможности музыкального искусства в отражении вечных проблем жизни;
- основные жанры народной и профессиональной музыки;
- основные формы музыки;
- характерные особенности творчества русских и зарубежных композиторов;
- музыкальную терминологию и умение применять ее при анализе музыкального произведения;
- имена выдающихся композиторов и музыкантов- исполнителей;
- виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;
- многообразие музыкальных образов и их развитие в музыкальном произведении;
- особенности различия вокальной и инструментальной музыки ( ваганты, романс, баллада,
авторская песня, ноктюрн, концерт, симфония);
- история возникновения духовной музыки и ее развитие в творчестве современных композиторов;
- основные стили музыки (полифония, гомофония);
- известные театры мира и исполнители,
- особенность развития музыкальной драматургии сценической музыки;
- строение сонатно- симфонического цикла;
- особенности развития драматургии камерной и симфонической музыки;
- жанры и стили классической и современной музыки;
- знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и узнавать наиболее значимые их произведения,
- понимать роль музыки в жизни человека;
- представление об особенностях языка, инструментария, манеры исполнения музыкальных произведений разных эпох;
Учебно-тематическое планирование по музыке
Количество часов всего: 17 ч.; в неделю 0,5 час
Плановых контрольных уроков - 3, зачетов - 0, тестов - 4
Планирование составлено на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования по искусству;
- программы начального общего образования по музыке;
- программы «Музыка»» для 9 классов, авторы: Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина;
- учебного плана общеобразовательного учреждения.
Учебно - методический комплект:
Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Учебник « Музыка» 9 класс.- М.: Просвещение, 2009.
Хрестоматия музыкального материала к учебнику « Музыка» 9 класс (пособие для учителя). -
М.: Просвещение, 2009.
Фонохрестоматия к учебнику « Музыка» 9 класс.
Дополнительная литература:
Вагнер Г.К., Владышевская Т.Ф. Искусство Древней Руси. - М., 1993.
Ванслов В.В. Изобразительное искусство и музыка: Очерки. - Л., 1983.
Выготский Л.С. Психология искусства. - Минск, 1998.
Исаева Л.А., Курченко И.В., Чижикова В.П. Учитель музыки: пути профессионального становления. - Саратов, 2007.
Затямина Т.А. Современный урок музыки. - М.: Глобус, 2007.
Кабалевский Д.Д. Про трех китов и про многое другое. - М.: Детская литература, 1972.
Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Методическое пособие. Музыка 5.- М.: Просвещение, 2006.
Кошмина И.В. Духовная музыка в школе. В 2 кн. - М., 2001.
Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: Учеб. - метод. Пособие. - М., 2001.
Рапацкая Л.А. Русская художественная культура: Учеб. пособие. - М., 1998.
Смолина Е.А. Творческие приемы и задания на уроках музыки. - Ярославль, 2006.
№ п\п | Наиме нование разделов | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки учащихся | Домашнее задание | Вид контроля | Элементы допол нительного содержания | Дата | ||
План. | Факт. | |||||||||||
I | Образ человека в мировой музыкальной культуре (8ч)
| Значение музыки в жизни человека прошлого и настоящего
| 1ч | Урок формирований совершенствования знаний. | Значение музыки в жизни человека прошлого и настоящего времени. Искусство как способ философско - эстетического осмысления многообразия жизненных явлений, устремлений человека к истине, добру и красоте. Формы выявления в музыке человека: персонаж, лирический герой, художественное «я». Музыкальная форма - как процесс. Симфонический метод как способ отражения противоречивости жизненных явлений через интонационно - тематические контрасты и связи. Проблема современности в музыке. Функции музыки в современном мире. Вкус и мода. Драматические, лирические, характерно - бытовые и народно - эпические образы в простых и сложных жанрах музыкального искусства (произведения программно - симфонической, кантатно - ораториальной музыки).
| понимать роль музыки в жизни человека; - понимать значение традиций и новаторства в музыкальном искусстве прошлого и настоящего времени; - оценивать произведения разных направлений музыкального искусства и обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора; - знать имена выдающихся композиторов и исполнителей в различных областях музыкального искусства; - иметь представление об особенностях языка, инструментария, манеры исполнения музыкальных произведений разных эпох; - сопоставлять стилевые, интонационно - жанровые особенности музыкальных произведений в процессе их слушания и исполнения; - знать и уметь исполнять песни разных жанров (фольклор, классика, современность); формировать свой песенный репертуар; - ориентироваться в окружающем музыкальном пространстве; понимать значимость классического, народного музыкального искусства, музыки религиозных традиций в их соотношении с массовой музыкальной культурой; - иметь представление о крупнейших музыкальных центрах мирового значения, о текущих событиях музыкальной жизни в отечественной культуре и за рубежом. - совершенствовать умения и навыки самообразования - проявлять инициативу в различных сферах музыкальной деятельности.
| Эссе «Искусство музыкальных звуков» | Устный |
|
|
| |
2 | Музыкальная форма как процесс
| 1ч | Урок совершенствования знаний. | Музыкальные формы | Вводный контроль |
|
|
| ||||
3
| Симфонический метод отражения противоречивости жизненных явлений
| 1ч
| Комбинированный урок.
| Сонатно - симфонический цикл
| Устный опрос
|
|
|
| ||||
4 | Народно -эпические, характерно - бытовые образы
| 1ч | Урок обобщения и систематизации знаний. | Подобрать иллюстрации к музыке | Музыкальная викторина |
|
|
| ||||
5
| Лирические, драматические образы | 1ч | Урок формирований совершенствования знаний. | Анализ любимого музыкального образа | Устный опрос |
|
|
| ||||
6 |
| Функции музыки в современном мире | 1ч | Урок закрепления |
| Индивидуальные сообщения | Устный опрос |
|
|
| ||
7 | Вкус и мода | 1ч | Урок обобщения и систематизации знаний. | Сост. презентацию «Современное течение музыки» | Промежуточная диагностика |
|
|
| ||||
8
| Образ человека в мировом искусстве | 1ч
| Урок контроля знаний | Сопоставить с картинами художников | Викторина
|
|
|
| ||||
9 | Традиции и новаторство в музыкальном искусстве: прошлое, настоящее, будущее (8ч)
| Трактовка вечных тем искусства и жизни сквозь призму традиций и новаторства (колокольность в музыке) | 1ч | Урок - викторина
| Трактовка вечных тем искусства и жизни сквозь призму традиций и новаторства. Выражение отношения композитора к тем или иным явлениям действительности, поиск новых выразительных возможностей музыкального языка (мелодика, ритм, фактура, тембр, оркестровка, форма и др.). Композитор - человек, чувствующий жизненное содержание, которое он хочет выразить и музыкант, мыслящий на языке своего искусства. Сопоставление стилевых, интонационно - жанровых особенностей музыкальных произведений в процессе их слушания и исполнения как основа выявления новаторских устремлений композиторов. Восприятие - осознание - воспроизведение (исполнение) - оценка явлений музыкальной культуры как звенья процесса, направленного на развитие сотворческой активности учащихся, их способности вступать в диалог с музыкой разных эпох и стилей.
| Выявить традиции и новаторство в музыкальных произведениях (колокольные звоны храмов России, концерт № 2 Рахманинова, Кикта «Фрески Софии Киевской») | Устный контроль |
|
|
| ||
10 | Симфония венских классиков | 1ч | Урок формирований совершенствования знаний. | Анализ симфонического развития
| Устный контроль |
|
|
| ||||
11 |
| Новаторство в симфонической музыке Д.Д.Шостаковича
| 1ч
| Урок закрепления и совершен ствования знаний. | Подобрать иллюстрации к музыке Шостаковича | Музыкальная викторина
|
|
|
| |||
12 | Композитор - человек, чувствующий жизненное содержание | 1ч | Урок обобщения и систематизации знаний. Урок - обзор | Анализ любимого музыкального произведения | Кроссворд |
|
|
| ||||
13 | Оценка явлений музыкальной культуры. (Swinging Bach) | 1ч | Урок контроля знаний, умений и навыков. | Индивидуальные сообщения | Тест - опрос |
|
|
| ||||
14 | Диалог с музыкой разных эпох и стилей (современная интерпретация) | 1ч | Урок формирований совершенствования знаний. | Объяснить значение традиций и новаторства в жизни человека | Устный опрос |
|
|
| ||||
15 | Рок - опера | 1ч | Урок закрепле ния и соверше нствования знаний. | Объяснить значение традиций и новаторства в Рок- опере | Выходная диагностика |
|
|
| ||||
16 | Современное музыкальное пространство
| 1ч | Урок обобщения и систематизации знаний.
| Индивидуальные сообщения | Музыкальная викторина |
|
|
| ||||
17 |
| Мировое значение музыкального искусства | 1ч | Урок контроля знаний, умений и навыков. |
| Викторина |
|
|
|