Наследие народа и композитор. Формы внутрикультурного взаимодействия»

Материал представляет собой разработку интегрированного урока русской музыкальной литературы и казахской музыкальной литературы. Освещает вопрос воплощения понятия "народность" в курсе  изучения общепрофессиональных дисциплин в  колледжах искусств.Содержание этого материала основано на изучении творчества Глинки и М.Тулебаева, и расширяет знания учащихся о индивидуальном подходе этих композиторов к фольклорному источнику. Данный вопрос рассматривается на анализе таких произведений как "Камаринск...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Когда задумываешься, в чем, прежде всего, проявилась необыкновенная сила творческого гения Глинки... неизменно приходишь к мысли о начале всех начал в его искусстве - о глубочайшем постижении композитором духа народности, о высшем синтезе русской народной песенности с ярчайшей композиторской индивидуальностью»

Д. Шостакович

«Именно там где Тулебаеву удается ярко выявить национальные черты родного искусства - музыка его достигает наибольшей красоты и силы»

В. Виноградов

Тема урока: «Наследие народа и композитор.

Формы внутрикультурного взаимодействия»

Тип урока: комбинированный. Вид занятия - интегрированное.

Цели урока:

Образовательные: расширение знаний о творческом методе и принципах взаимодействия в творчестве композитора индивидуального и фольклорного начал на примере творчества М.И.Глинки им. Тулебаева.

Развивающие: развитие механизмов творческого мышления: памяти, внимания, гибкости, быстроты, оригинальности; логического мышления.

Воспитательные: формирование устойчивого интереса к образцам классической и народной музыки, осознание личной значимости в процессе урока.

Оборудование и музыкальный материал:

  • проигрыватель, муз. центр,

  • запись «Камаринской» Глинки (пластинка), запись исполнения народными коллективами «Камаринской» (CD), Фрагменты оперы МТулебаева «Биржан и Сара»

  • Наглядные пособия:

нотные примеры народной песни «Из-за гор, гор высоких» запись Римского-Корсакого, «Камаринской» традиции Смоленской губернии партитура «Камаринской » Глинки.

нотные примеры казахских народных песен из сборника «1000 песен казахского народа» Затаевича, клавир оперы МТулебаева «Биржан и Сара», опорные схемы, цитатный материал: высказывания, Д. Шостаковича. М. Глинки, В. Виноградова на доске - логические цепочки, «ассоциативные грозди»,опорные схемы.

Структура урока:

  1. Организационно-мотивационный этап. Работа над цитатами, Сравнительная характеристика личностей и творчества композиторов (домашняя работа)

  2. Анализ использования М. Глинкой народной цитаты в симофнической фантазии «Камаринская»

  3. Объяснение нового материала на примере оперы М. Тулебаева «Биржан и Сара»

  4. Выводы. Закрепление основной идеи урока цитатой.

  5. Домашнее задание

1 этап:

Работа над цитатами - эпиграфами взятыми к уроку. Выделение в них смысловых акцентов. Обнаружение близости данных высказываний о различных композиторах. Выполнение сравнительного анализа по параметрам. Заполнение таблицы совместно с учащимися.

Сравнительный анализ личностей композиторов М.Глинки и Мукана Тулебаева.

М.Глинка

параметры

М.Тулебаев

Композитор начала 19 века

Классик композиторской школы

Время жизни и творчества

Композитор второй половины 20 век. Классик казахской композиторской школы

Русская композиторская школа, со значительным влиянием культуры Западной Европы

Влияние европейского симфонизма, итальянской и французской оперы

Культура

Казахская композиторская школа, со значительным влиянием русской и через неё, европейской школы

Влияние Глинки, Бородина, Даргомыжского, Бизе, Верди

Оперы (2), симфонические фантазии, увертюры (4)

Жанровые сферы

и т.п.

и т.п.

Образы творчества

и т.п.

и т.п.

Отношение к народной музыке

и т.п.

и т.п.

Наиболее известные произведения

и т.п.

2 этап:

Анализ произведения: «Камаринская» М. Глинки. Выявление фольклорных истоков названия произведения. Прослушивание записей народной темы камаринской. Выявление на основе услышанного музыкального материала наиболее характерных ритмо -интонационных особенностей и принципов развития в цитатном материале. Сравнение с использованием данного материала в симфонической фантазии М.Глинки. Заполнение сравнительной таблицы:

Народная песня

Параметры сравнения

«Камаринская» М.Глинки

Тональность

Художественный образ

Характерные ритмо-интонационные особенности

Приемы развития музыкального материала

3 этап:

Объяснение нового материала: М. Тулебаев. Фольклорная основа оперы «Биржан и Сара».

  1. Воплощение в оперном жанре традиций устного народного творчества

  2. Воплощение в оперном жанре традиций устного - профессионального творчества

  3. Воплощение в оперном жанре народных традиций

Жанровая трансформация «жоктау» в опере связана с жанровой природой произведения, его конфликтной драматургией. Жоктау Аналык - матери Биржана содержит глубокий общечеловеческий смысл оплакивание народом трагической судьбы художника. Прослушивание наиболее показательных фрагментов оперы.

Завершающий этап урока; вывод Возвратносить ситуации к вопросу об отношениии к народной песне. Закрепление основной идеи заняти яцитатой Глинки

«Создает музыку народ, а мы, художники, только её аранжируем»

М.И. Глинка


Наследие народа и композитор. Формы внутрикультурного взаимодействия»





Наследие народа и композитор. Формы внутрикультурного взаимодействия»


© 2010-2022