- Преподавателю
- Музыка
- Наследие народа и композитор. Формы внутрикультурного взаимодействия»
Наследие народа и композитор. Формы внутрикультурного взаимодействия»
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Копытина С.В. |
Дата | 04.08.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
«Когда задумываешься, в чем, прежде всего, проявилась необыкновенная сила творческого гения Глинки... неизменно приходишь к мысли о начале всех начал в его искусстве - о глубочайшем постижении композитором духа народности, о высшем синтезе русской народной песенности с ярчайшей композиторской индивидуальностью»
Д. Шостакович
«Именно там где Тулебаеву удается ярко выявить национальные черты родного искусства - музыка его достигает наибольшей красоты и силы»
В. Виноградов
Тема урока: «Наследие народа и композитор.
Формы внутрикультурного взаимодействия»
Тип урока: комбинированный. Вид занятия - интегрированное.
Цели урока:
Образовательные: расширение знаний о творческом методе и принципах взаимодействия в творчестве композитора индивидуального и фольклорного начал на примере творчества М.И.Глинки им. Тулебаева.
Развивающие: развитие механизмов творческого мышления: памяти, внимания, гибкости, быстроты, оригинальности; логического мышления.
Воспитательные: формирование устойчивого интереса к образцам классической и народной музыки, осознание личной значимости в процессе урока.
Оборудование и музыкальный материал:
-
проигрыватель, муз. центр,
-
запись «Камаринской» Глинки (пластинка), запись исполнения народными коллективами «Камаринской» (CD), Фрагменты оперы МТулебаева «Биржан и Сара»
-
Наглядные пособия:
нотные примеры народной песни «Из-за гор, гор высоких» запись Римского-Корсакого, «Камаринской» традиции Смоленской губернии партитура «Камаринской » Глинки.
нотные примеры казахских народных песен из сборника «1000 песен казахского народа» Затаевича, клавир оперы МТулебаева «Биржан и Сара», опорные схемы, цитатный материал: высказывания, Д. Шостаковича. М. Глинки, В. Виноградова на доске - логические цепочки, «ассоциативные грозди»,опорные схемы.
Структура урока:
-
Организационно-мотивационный этап. Работа над цитатами, Сравнительная характеристика личностей и творчества композиторов (домашняя работа)
-
Анализ использования М. Глинкой народной цитаты в симофнической фантазии «Камаринская»
-
Объяснение нового материала на примере оперы М. Тулебаева «Биржан и Сара»
-
Выводы. Закрепление основной идеи урока цитатой.
-
Домашнее задание
1 этап:
Работа над цитатами - эпиграфами взятыми к уроку. Выделение в них смысловых акцентов. Обнаружение близости данных высказываний о различных композиторах. Выполнение сравнительного анализа по параметрам. Заполнение таблицы совместно с учащимися.
Сравнительный анализ личностей композиторов М.Глинки и Мукана Тулебаева.
М.Глинка
параметры
М.Тулебаев
Композитор начала 19 века
Классик композиторской школы
Время жизни и творчества
Композитор второй половины 20 век. Классик казахской композиторской школы
Русская композиторская школа, со значительным влиянием культуры Западной Европы
Влияние европейского симфонизма, итальянской и французской оперы
Культура
Казахская композиторская школа, со значительным влиянием русской и через неё, европейской школы
Влияние Глинки, Бородина, Даргомыжского, Бизе, Верди
Оперы (2), симфонические фантазии, увертюры (4)
Жанровые сферы
и т.п.
и т.п.
Образы творчества
и т.п.
и т.п.
Отношение к народной музыке
и т.п.
и т.п.
Наиболее известные произведения
и т.п.
2 этап:
Анализ произведения: «Камаринская» М. Глинки. Выявление фольклорных истоков названия произведения. Прослушивание записей народной темы камаринской. Выявление на основе услышанного музыкального материала наиболее характерных ритмо -интонационных особенностей и принципов развития в цитатном материале. Сравнение с использованием данного материала в симфонической фантазии М.Глинки. Заполнение сравнительной таблицы:
Народная песня
Параметры сравнения
«Камаринская» М.Глинки
Тональность
Художественный образ
Характерные ритмо-интонационные особенности
Приемы развития музыкального материала
3 этап:
Объяснение нового материала: М. Тулебаев. Фольклорная основа оперы «Биржан и Сара».
-
Воплощение в оперном жанре традиций устного народного творчества
-
Воплощение в оперном жанре традиций устного - профессионального творчества
-
Воплощение в оперном жанре народных традиций
Жанровая трансформация «жоктау» в опере связана с жанровой природой произведения, его конфликтной драматургией. Жоктау Аналык - матери Биржана содержит глубокий общечеловеческий смысл оплакивание народом трагической судьбы художника. Прослушивание наиболее показательных фрагментов оперы.
Завершающий этап урока; вывод Возвратносить ситуации к вопросу об отношениии к народной песне. Закрепление основной идеи заняти яцитатой Глинки
«Создает музыку народ, а мы, художники, только её аранжируем»
М.И. Глинка