• Преподавателю
  • Музыка
  • Методическое сообщение на тему Развитие музыкальных способностей как одной из составляющих профессиональной компетентности студентов колледжа искусств

Методическое сообщение на тему Развитие музыкальных способностей как одной из составляющих профессиональной компетентности студентов колледжа искусств

В сообщении рассматриваются особенности развития музыкальных способностей студентов колледжа искусств, анализируется понятие «профессиональная компетентность» и его структура. Автор подчеркивает в своем исследовании, что способности специалиста искусств занимают важное место в структуре его профессиональной компетентности и характеризует возможности развития музыкальных способностей студентов для успешной реализации их будущей профессиональной деятельности. В статье перечислены и подробно описан...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Развитие музыкальных способностей как одной из составляющих

профессиональной компетентности студентов колледжа искусств

Жакупова А.М.

КГУ «колледж искусств -

специализированная школа -

интернат для одаренных детей

музыкально - эстетического профиля»

г. Петропавловск




Преобразования, характеризующие современный этап развития страны, затронули и сферу образования. Целью современного профессионального образования является становление студента - как развивающейся личности и компетентного специалиста, способного решать новый круг задач, что позволяет сочетать социальный заказ на профессионала и современную ориентацию на личность как основную ценность. Профессиональная компетентность, на становление которой ориентирован целостный современный образовательный процесс, необходима для обеспечения профессиональной и личностной успешности студента в его дальнейшей жизнедеятельности.

Профессиональная компетентность является достаточно многоаспектным явлением. Под ней понимают и характеристику, отображающую деловые и личностные качества специалиста; и способность успешно решать профессиональные задачи; и готовность реализовывать эффективную профессиональную деятельность и т.д. В результате в структуре профессиональной компетентности выделяются следующие компоненты: знания, умения, навыки, опыт, личностные характеристики, набор определенных качеств поведения, внутренние психические состояния и свойства личности и т.д. Согласно современным исследованиям в основе компетентности также находятся способности личности, успешное развитие которых позволяет человеку выполнять квалифицированную работу и достигать поставленные цели в профессиональной деятельности.

Способности - это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности. Особенно важное место способности занимают в структуре профессиональной компетентности специалистов искусства, поскольку в этой области они представляют психологические особенности человека, от которых зависит приобретение знаний, определенных навыков и умений.

Человек не рождается способным к той или иной деятельности, его способности складываются, формируются, развиваются в правильно организованной соответствующей деятельности. Музыкальные способности также не являются врожденными, они развиваются в процессе музыкальной деятельности человека. Их развитие в значительной степени зависит от влияния социальных условий, окружающей среды и, в особенности, от характера, содержания и формы музыкального воспитания. К музыкальным способностям относятся: музыкальный слух (в единстве звуковысотных, ладовых, гармонических, тембровых, динамических компонентов), чувства ритма, музыкальная память, воображение и музыкальная чуткость. Рассмотрим особенности развития некоторых музыкальных способностей.

Каждое наше переживание, впечатление или движение составляют известный вид, который может сохраниться достаточно длительное время и при соответствующих условиях проявляться вновь и становиться предметом сознания. Речь идет о памяти человека. Память - запоминание, сохранение и воспроизведение обстоятельств жизни и деятельности личности [1.с52-67]. Память - это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом. [2.с32-34]. Память связывает прошлое человека с его настоящим, обеспечивает единство личности. Человеку надо много знать и много помнить, с каждым годом жизни все больше и больше. Книги, записи, магнитофоны, карточки в библиотеках, компьютеры позволяют человеку помнить, но главный его помощник - это его собственная память. Формы проявления памяти весьма многообразны, так она связана с различными сферами жизни человека, с его особенностями.

Все виды памяти условно разделены на три группы: 1) что запоминает человек (предметы, явления, мысли, движения, чувства). Соответственно этому различают двигательную, эмоциональную, словесно-логическую и образную память; 2) как человек запоминает (случайно или преднамеренно). Здесь выделяют произвольную и непроизвольную память; 3) как долго сохраняется то, что человек запомнил. [3.с16-20].

Двигательная (моторная) память позволяет запоминать умения, навыки, различные движения и действия. Если бы не было этого вида памяти, то человеку всякий раз приходилось бы заново учиться ходить, писать, выполнять разнообразную деятельность. Эмоциональная память помогает помнить чувства, эмоции, переживания, которые мы испытываем в тех или иных ситуациях. Эмоциональная память имеет большое значение в формировании личности человека, являясь важнейшим условием его духовного развития. Смысловая, или словесно-логическая память выражается в запоминании, сохранении и воспроизведении мыслей, понятий, размышлений, словесных формулировок. Форма воспроизведения мысли зависит от уровня речевого развития человека. Чем менее развита речь, тем труднее выразить смысл своими словами. Образная память связана с нашими органами чувств, благодаря которым человек воспринимает окружающий мир.

В соответствии с нашими органами чувств различают пять видов образной памяти: слуховую, зрительную, обонятельную, вкусовую, тактильную. Эти виды образной памяти развиты у человека неравномерно, какой-либо всегда является преобладающим. Произвольная память предполагает наличие специальной цели - запомнить. Для данной цели человек применяет соответствующие приемы, производит волевые усилия.

Непроизвольная память не предполагает специальной цели запомнить или припомнить тот или иной материал, случай, явление, они запоминаются как бы сами собой, без применения специальных приемов, без волевых усилий. Очень важно понять, что человек непроизвольно запоминает не все подряд, а то, что связано с его личностью и деятельностью. Непроизвольно запоминается, прежде всего, то, что нам нравиться, на что мы обратим случайно внимание, то над чем мы активно и с увлечением работаем. Поэтому непроизвольная память тоже имеет активный характер. В человеке же мы различаем оба эти вида памяти.

Лучший способ запомнить и надолго сохранить в памяти - применить знания на практике. Кроме того, память не желает удерживать в сознании то, что противоречит установкам личности. Кратковременная и долговременная память. Эти два вида памяти отличаются длительностью сохранения того, что человек запоминает. Кратковременная память имеет относительно небольшую длительность - несколько секунд или минут. Она достаточна для точного воспроизведения только что произошедших событий, только что воспринятых предметов и явлений. После непродолжительного времени впечатления исчезают, и человек обычно оказывается неспособным что-либо вспомнить из воспринятого. Долговременная память обеспечивает продолжительное сохранения материала. Здесь важна установка - запомнить надолго, необходимость этих сведений для будущего, их личностная значимость для человека.

В процессе развития человека относительная последовательность становления видов памяти выглядит примерно так (составитель И.В. Дубровина):

1.Двигательная

Эмоциональная

Образная

Смысловая

2. Непроизвольная

Произвольная

3. Кратковременная

Долговременная.

Таким образом, все виды памяти необходимы и самоценны, в процессе жизни и взросления человека они не исчезают, а обобщаются, взаимодействуют между собой. Вопрос музыкальной памяти - это отдельный вопрос в музыкальном образовании и в музыкальной педагогике, так как музыкальная память включает в себя синтез различных видов памяти, таких как зрительная, логическая, тактильная, моторная, эмоциональная, слуховая.

Зрительная память - один из общих видов памяти, но ее значение для музыкантов достаточно велико. Многие педагоги рекомендуют своим ученикам запоминать нотный текст, так, чтобы можно было его записать по памяти. Известный скрипач Ш. Брио рекомендовал своим ученикам переписывать исполняемые музыкальные сочинения до тех пор, когда они твердо запоминались зрительно. Зрительная память очень важна в беглом чтении листа. Охватывая взглядом отрезок текста, пианист, как бы, «фотографирует» его зрительно, а исполняя этот отрезок, смотрит уже дальше. Также зрительная память важна в выучивании произведения наизусть.

Следующий вид памяти это тактильный вид памяти, что в переводе с латинского означает осязательный, ощущаемый, то есть «прикасаемый». Это техническое чувство, возникающее как память ощущений. Упражнения на тактильные ощущения просты: провести рукой по клавиатуре, ощупывая группы клавиш вокруг двух и трех черных, а затем, закрыв глаза узнать эти группы. Более высокий уровень - игра «вслепую». Любое выученное произведение можно попытаться сыграть с закрытыми глазами, в полумраке, в темноте.

Еще один вид музыкальной памяти - это логический. Любой вид изучения текста закладывает основы логического мышления, развивает логическую память. Следует помнить, что логический вид памяти годиться лишь для работы над произведением, для сцены логическая память «медлительна». Музыкальная память подразумевает под собой и моторную память. Моторная память - это запоминание движений рук и пальцев. Чтобы выработать моторную память необходимо много тренироваться, поддерживая активность движений и постоянную аппликатуру. Выработку моторности следует начинать с первых лет обучения. Особенностью моторной памяти является постепенное увеличение единицы технического мышления. Вначале ученик обдумывает каждый звук. Затем педагог предлагает думать «на раз», а играть в этот момент четыре звука. Это просто, если думать «раз», а быстро прослушивать шестнадцатые. Сначала это делается с остановками. Потом они сглаживаются. Единицы укрупняются «на раз» - 6 или 8 звуков. Заключительным этапом в комплексном явлении - музыкальная память - считается слуховая память, она универсальна. Проявление слуховой памяти мы можем видеть в запоминании ритма, мелодии, гармонии и др. Развивается вместе с общим музыкальным развитием ребенка. Некоторую сложность в обучении представляют дети - «гудошники», у которых иногда по несколько лет отсутствует контакт слуха с голосом. Часто правильно запомнив песню, они, верно проговаривая ритм, не слышат внешнего звучания мелодии - она у них звучит внутри. Проверить, помнит ли ребенок мелодию, можно с помощью ритма и гармонии.

Из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что развитие музыкальной памяти - достаточно серьезный и сложный процесс, т.к. одновременно с развитием музыкальной памяти развивается синтез многих других видов памяти. Развивать музыкальную память желательно с самого раннего детства, но возможно и в более поздние периоды жизни человека.

Еще одной актуальной проблемой является развитие ритма. Ритм - временная структура любых воспринимаемых процессов. Музыкально-ритмическая способность, то есть музыкальный ритм, ощущение его музыки человеком - это основа музыкальности. Ритм - один из центральных, основополагающих элементов музыки, обуславливающий ту или иную закономерность в распределении (организации) звуков во времени. Формирование чувства ритма у учащегося - одна из наиболее важных задач в музыкальной педагогике и в то же время, как общепризнанно - одна из наиболее сложных. Суть в том, что неразвивающихся способностей в природе не существует и существовать не может. Итак, чувство музыкального ритма развиваемо. Другой вопрос, в какой степени оно может быть произвольно воспитуемо, каковы в данном случае пределы эффективности практической действенности соответствующего педагогического вмешательства. Итак, ритм в музыке - категория не только времяизмерительная, но и эмоционально - выразительная, образно-поэтическая, художественно-смысловая.

Как известно, человек постигает, осознает содержание музыки в различных видах музыкальной деятельности, начиная со слушания ее. Но особенно интенсивно, углубленно он проникает в смысл музыкальной речи в процессе собственного исполнения, стимулирующего наиболее активные, обостренные формы музыкального переживания. Именно в ходе исполнительской деятельности перед музыкантом раскрываются те нюансы творческой мысли композитора, которые в иной ситуации могли бы остаться и не раскрытыми. Художественно - содержательное исполнение музыки создает естественные предпосылки для воспитания и развития музыкально-ритмического чувства, понимаемого как способность активно переживать (отражать в движении) музыку и вследствие этого тонко чувствовать эмоциональную выразительность временного хода музыкального движения. Чувство музыкального ритма - и это его вторая характерная особенность - двигательно-моторная в своей основе. На основе этих предпосылок были построены и строятся и сейчас различные системы ритмического воспитания. Необходимо подчеркнуть следующее: только хорошо «налаженная», достаточно надежная и прочная музыкально-исполнительская моторика может служить надлежащей опорой для развития чувства ритма. Напротив, неумелые физические действия при игре способны подчас деформировать, расстроить музыкально-ритмическое переживание, расшатать весь темпо - ритмический фундамент, на котором стоит учащийся - музыкант. Собственное исполнение музыки, ярко высвечивая эмоциональное содержание ритма, с одной стороны, предоставляет двигательно-моторную опору, прокладывает кратчайшие пути в направлении развития и совершенствования музыкально-ритмического чувства. Большую роль в музыкально-ритмическом воспитании играет выработка у учащегося ощущения ритмического стиля музыки, понимания специфических черт и особенностей этого стиля.

Иными словами, каждый стиль характеризуется своими особенностями ритмики, обусловленными содержанием музыки и зависимыми от характера воспроизводимых волевых процессов, а также от роли, которую они играют в сложном комплексе отображаемых технических явлений. Такого рода позицию высказывал музыкант Х.С. Кушнарев. Применительно к задачам музыкальной педагогики рассматриваемый вопрос преломляется так: чем больше различных ритмических стилей познано, освоено, эстетически пережито учащимся - музыкантом, тем больше появляется оснований говорить о законченности его музыкально-ритмического воспитания. Существует три главных структурных элемента, образующих чувство ритма и связанных с такими категориями как темп, акцент, соотношение длительностей во времени. Итак, восприятие и воспроизведение темпа, акцента и временных соотношений длительностей объединяются в первичную музыкальную способность. По существу, ни один из видов игровой деятельности - от ритмически организованного сопоставления двух сложных звуков и далее - не сможет здесь иметь места, если играющий окажется неспособным внутренне ощутить и воссоздать равномерность чередования одинаковых временных долей.

Навык восприятия и воспроизведения мерной пульсации равновеликих временных долей, будучи достаточно прочно освоен учащимся на первом этапе фортепианного обучения, выстраивает требуемую «материальную» основу для развития первого из компонентов музыкально-ритмической способности - чувства темпа. Само это чувство предполагает в качестве одного из основных истоков умение ощущать музыку в размеренном ровном единообразном движении. С акцентом как обязательным атрибутом «исполнительской речи» учащийся - пианист практически сталкивается на первых же уроках. Другими словами, игра на фортепиано, проникнутая в большинстве случаев разнохарактерной и достаточно рельефной акцентировкой, оказывает постоянное и интенсивное воздействие на адекватную сторону музыкально - ритмического комплекса. Чувство соотношения длительностей - последний компонент ритмической способности. Чувство соотношения длительностей формируется, а затем вовлекается в интенсивную тренировку с первых же уроков учащегося - пианиста. Ориентация в ритмических структурах, соизмерение и различие разных по временной «стоимости» длительностей звуков - навык фундаментальный, органически присущий всякой музыкально-исполнительской деятельности; никаких обходных путей в отношении его не существует, достигнуть музыкально-осмысленных результатов, минуя его, разумеется, совершенно невозможно.

Итак, в процессе обучения игре на инструменте создаются условия, всесторонне благоприятствующие формированию и развитию первичной музыкально-ритмической способности в составе ее трех основных ответвлений (темп, акцент, соотношение длительностей). Периоду первоначального воспитания чувства ритма, о котором в основном говорилось до сих пор, принадлежит весьма существенная роль. Именно в этот период определяются дальнейшие перспективы обучения музыки, оказывается подчас решающее влияние на всю ритмическую будущность ученика. Не освоив азов ритмической грамотности, не овладев необходимыми при этом умениями и навыками, учащийся - музыкант, разумеется, не сможет в дальнейшем двигаться по восходящей линии. Все это известно опытным педагогам-практикам, серьезно оценивающим начальную фазу ритмического воспитания.

Список использованной литературы:

1.Богословский В.В. Общая психология. Просвещение, М., 1973 г. - с. 52-67.

2.Рогова Е. И. Общая психология. Издательство ИКЦ «МарТ», 2008 г. - с. 32-34.

3 Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. 2-е изд., стер. - М.: Академия, 2003. - с.

4. Кушнарев Х. С., К проблеме анализа музыкального произведения. «Советская Музыка» 1934, № 6. - С.


© 2010-2022