Урок музыки Берёзовый край

Урок "Берёзовый край" помогает учащимся окунуться в атмосферу природы родной земли, взглянуть на образ берёзки с другой стороны, как о ней писали поэты и композиторы прошлого. На протяжении урока учащимся предлагаются различные виды деятельности: самомассаж, артикуляционная гимнастика, эвристическая беседа, физминутка и т.д. Именно это делает урок более интересным и живым. Ребята знакомятся с творчеством С.Есенина, П.И. Чайковского. Сочетание музыкально-поэтического искусства делает учащихся эм...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

4 четверть, 2 класс, 3 урок

Тема: «Берёзовый край».

Цели:

1) учить детей читать художественный текст, полноценно и глубоко воспринимая его, учить правильно воспринимать содержание музыкального произведения;

2) развитие навыков анализа лирических произведений, вокально-хоровых навыков;

3) воспитывать любовь и бережное отношение к Родине и родной природе, воспитывать интерес и любовь к поэзии, музыке.

Организационный момент:

( слайд 1)

Что любится, чем дышится,

Душа чем ваша полнится,

То в голосе услышится,

То в песенке припомнится,

А мы споём о Родине,

С которой столько связано,

С которой столько пройдено

Хорошего и разного!

Аутогенная тренировка

(слайд 2)

-Улыбнитесь. Скажите друг другу добрые, ласковые слова. От этих слов у вас прекрасное настроение. Давайте совершим с вами путешествие в сказочный лес. Сядьте удобно. Закройте глаза. Представьте себе, что мы едем с вами на поезде. Над нами плывут лёгкие облака, ярко светит солнышко. Весело поют птички. Представьте, что у вас в руках букет цветов. Давайте насладимся его запахом. Вам сегодня хорошо. Вы сможете выполнить любое трудное задание. Я буду считать до «пяти», когда я скажу «пять», вы откроете глаза.

Самомассаж

Звучит музыка П.И.Чайковского «Детский альбом».

-Я теперь настроим свой голосовой аппарат на работу.

A) несколько раз широко откройте и закройте рот, затем вызовите ощущение зевка

Б) наклоните голову вперёд, достав подбородком до груди, затем назад.

B) наклоны головой влево, вправо.

Г) поглаживайте ладонями от середины лба к вискам, от нижней челюсти к ушам.

Артикуляционная гимнастика

А) Упражнение «Пятачок». Сглотнули, показав, зубки.

Б) Упражнение «Дудочка-улыбка»

В) Упражнение «Гармошка»

Работа по таблице гласных аоуыиэ ( читаем по указке тихо)

Да, до, ду, ды, ди, дэ.

Са, са - шла лиса. Со, со - колесо.

Эвристическая беседа

Родина! С детства знакомое и близкое слово.

- С чего начинается родина? Какие образы возникают у вас, когда произносится слово «Родина»? (родная страна, мама, семья, друзья, дом).

Каждый автор произведений находит удивительные, точные слова, чтобы рассказать о родном крае, о людях, живущих рядом, о нашей природе.

(слайд 3)

Сообщение темы и цели урока

Тема нашего урока «Берёзовый край». Сегодня на уроке мы познакомимся с различными произведениями людей искусства (поэтов, композиторов, художников).

Люблю березу русскую,

То светлую, то грустную,

В беленом сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С красивыми застежками,

С зелеными сережками.

Люблю ее нарядную,

То ясную, кипучую,

То грустную, плакучую.

Люблю березу русскую.

Под ветром низко клонится

И гнется, но не ломится!

А. Прокофьев.

Физминутка (танец «Ладошки» (слайд 9)

Чтение стихотворения под музыку

( слайд 10)

-А теперь читаем стихотворение, прислушиваясь к музыке (звучит музыка Д.Д. Шостаковича « Лирический вальс»

(слайд 11)

Перед вами картины художников, которые тоже обратились к образу березы.

Какую березу вы видите в этих картинах?

(Ответы детей.)

Учитель. Береза. Что же это за дерево?

Но что касается русского языка, то, пожалуй, ни одно дерево не заслужило такого большого количества эпитетов, сравнений, ласкательных оборотов, не сопрягалось с такими восторженными словами, как береза. Это можно проследить в устном народном творчестве, а пуще всего - в русской поэзии, где береза поселилась давно, прочно и, кажется, навсегда.

Едва ли кто оспорит ставшую теперь общепризнанной мысль, что истинная поэзия есть душа народа, сгусток его любви и ненависти. В этом смысле весьма примечательно, что творчество почти каждого из русских поэтов, уже оставившего след в истории литературы или штурмующего русский Парнас сегодня не обошлось без образа белоствольной красавицы.

Каждый знает, что в самородных, плещущих через край стихах Сергея Есенина береза не просто желанная гостья, а подчас и хозяйка. Сквозь сети его чарующих строк видится нам заветная "страна березового ситца" и бесшабашный русокудрый парень, обнявший березку, "как жену чужую".

Учащиеся читают и анализируют стихи С. Есенина.

Учитель. На стихи С. Есенина написано много песен и романсов. Звучат песни: "Белая береза", "Отговорила роща золотая".

Слушание песен.

- Каким настроением проникнуты эти песни?

Учитель. Давайте отправимся в путешествие по березовой роще русской поэзии и посмотрим, какую роль играет образ березы.

Чтение стихов о березе поэтов: А. Твардовского, К. Симонова, А. Прокофьева, В. Рождественского; нижнекамских поэтов: А. Ахметовой, Л. Воздвиженского, А.Буркова и др.

Учитель. В стихотворениях Е. Евтушенко нет-нет да и промелькнет емкий образ российского дива - березы. Особой силы он достигает в стихотворении о русских талантах:

Таланты русские,

Откуда вы беретесь?

Оттуда, где весной, припав к березе,

Не зная еще этому цены,

Пьют сок

Земли российской пацаны…

Звучит песня "Березовый сок".

Какую же роль играет береза в поэзии и музыке?

(Ответы детей.)

Теперь мы разучим песню о родине «»

( слайд 12 )

Подведение итогов (слайд 13)

Закончите предложения:

Сегодня на уроке я узнал…

Сегодня на уроке я повторил…..

-Я думаю, что этот урок заставил Вас задуматься о своём отношении к большой и малой Родине, к родной природе.

Пение «Во поле берёза стояла».

Разучивание «Весна».

Д\з.

( слайд 14)

Рефлексия

(слайд 15)

- Завершить урок мне хочется строками из стихотворений русских поэтов.

- Какие строки больше подходят к вашему настроению? Отметьте знаком.

-Заунывный ветер гонит,

Стаю птиц на край небес.

- Мороз и солнце,

День чудесный!










Берёза

Владимир Солоухин

В лесу еловом всё неброско,

Приглушены его тона.

И вдруг белым-бела берёзка

В угрюмом ельнике одна.

Известно, смерть на людях проще.

Видал и сам я час назад,

Как начинался в дальней роще

Весёлый, дружный листопад.

Берёза

Всеволод Рождественский

Чуть солнце пригрело откосы

И стало в лесу потеплей,

Береза зеленые косы

Развесила с тонких ветвей.

Вся в белое платье одета,

В серёжках, в листве кружевной,

Встречает горячее лето

Она на опушке лесной.

Берёза

Анатолий Жигулин

Звенел топор, потом пила.

Потом - последнее усилье.

Берёза медленно пошла,

Нас осыпая снежной пылью.

Спилили дерево не зря, -

Над полотном, у края леса,

Тугие ветры декабря

Могли свалить его на рельсы.

Берёза

Сергей Городецкий

Я полюбил тебя в янтарный день,

Когда, лазурью светозарной

Рождённая, сочилась лень

Из каждой ветки благодарной.

Белело тело, белое, как хмель

Кипучих волн озёрных.

Тянул, смеясь, весёлый Лель

Лучи волосьев чёрных.

Берёза

Юрий Левитанский

За стеною голоса

и звон посуды.

Доводящие до умопомраченья

разговоры за стеною,

пересуды

и дебаты философского значенья.

Подробнее о Берёза

Берёза

Илья Сельвинский

Берёзка в розоватой коже

Стоит, серёжками струясь.

А на берёзке - тёмный глаз

На око девичье похожий.

Однажды, перейдя межу,

Я шёл по молодому лугу,

Но увидал, но подхожу -

И мы глядим в глаза друг другу.

Она как будто вся горит,

Берёза и алоэ

Инна Лиснянская

Что за время удалое?

Алый бант в косе алоэ

Там, где ты, моё дитя.

Здесь, где я, твоё былое

Машет, по небу летя,

Машет веточкой берёзы

Сквозь невидимые слёзы,

Но сквозь видимый туман.

Берёзка

Степан Щипачёв

Её к земле сгибает ливень

Почти нагую, а она

Рванётся, глянет молчаливо, -

И дождь уймётся у окна.

И в непроглядный зимний вечер,

В победу веря наперёд,

Её буран берёт за плечи,

За руки белые берёт.

Но, тонкую, её лома.









Сергей Есенин

Урок музыки Берёзовый край




© 2010-2022