Конспект урока по музыке на тему Старинный русский романс

Раздел Музыка
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Фамилия, имя, отчество Климентьева Елена Михайловна

Класс: 6

Авторы и название учебной программы Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская «Музыка» 5-7 классы

Учебная тема (раздел) Мир образов вокальной и инструментальной музыки

Название учебного занятия Старинный русский романс.

Педагогическая идея урока (эпиграф/девиз)

Везде исследуйте всечастно, что есть велико и прекрасно.

М.В.Ломоносов.

Цель: ввести учащихся в эмоционально-образный строй русской музыки на основе знакомства с вокальным жанром романса.

Задачи:

  1. расширить знания о понятии романс, как жанре старинной вокальной музыки; развивать навыки музыкального восприятия произведений и вокальные навыки при разучивании романсов; развивать коммуникативные, ценностно-смысловые, учебно-познавательные и общекультурные компетенции.

  2. Развивать монологическую речь, содействовать обогащению словарного запаса; мышление.

  3. воспитывать эстетические и нравственные чувства, художественный вкус и любовь к музыке.

Результаты освоения:

Личностные

  • развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке во всём многообразии её стилей, форм и жанров;

  • совершенствование художественного вкуса, устойчивых предпочтений в области эстетически ценных произведений музыкального искусства;

  • овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности;

  • сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач.

Метапредметные

  • анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для достижения запланированных результатов;

  • проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями;

  • размышление о воздействии музыки на человека, её взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;

  • использование разных источников информации; стремление к самостоятельному общению с искусством.

Предметные

  • осознанное восприятие конкретных музыкальных произведений и различных событий в мире музыки;

  • рассуждение о специфике музыки, особенностях музыкального языка;

  • владеть специальными терминами из области различных видов искусства в рамках изучаемого курса;

  • расширение и обогащение опыта в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии

  • освоение знаний о музыке, овладение практическими умениями и навыками для реализации собственного творческого потенциала.

Формирование УУД

Личностные

- формирование позитивного отношения к разным видам искусства, отражающим различные жизненные проблемы человека.

Познавательные

- проявление интереса к изучению музыки как части жизни каждого человека

-умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

- целенаправленный поиск информации в словарях, энциклопедиях, интернете и применение полученных данных при изучении.

Коммуникативные

- выработка умения работать в группах, в коллективе одноклассников при познании музыкальных образов прошлого и настоящего, развитие навыков речевого высказывания в процессе размышлений об искусстве (устных и письменных),

Регулятивные

- формулирование цели, задач, плана деятельности, его корректировка в соответствии с учебными задачами урока,

Тип учебного занятия: Занятие по сообщению нового учебного материала

Вид учебного занятия (форма организации деятельности учащихся): беседа (музыкальная гостиная) (фронтальная, индивидуальная, групповая)

Оборудование

Мультимедийное оборудование
Презентация к уроку
Музыкальный материал:

1. «Белой акации гроздья душистые» муз. В.Е.Баснера, сл. М.Матусовского.

2. «Напрасные слова» муз. Д.Тухманова, сл. Л.Рубальской

3. «Я помню чудное мгновенье…

4. «Я вас любил» муз. Б.С.Шереметьева, сл. А.С.Пушкина

5. «А напоследок я скажу» муз. А.Петрова, ст. М.Цветаевой

6. «Возвращение романса» муз. О Фельцмана, сл. И Кохановского

7. « Мне нравится, что вы больны не мной» муз. М.Таривердиева, ст. М.Цветаевой.

8. «Как упоительны в России вечера» Муз. А.Добронравова, сл. В.Пеленягрэ

Раздаточный материал.

Литература:

  • Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка»: Учебник для учащихся 6 кл.осн.шк. - М.: Просвещение, 2012

  • Творческая тетрадь для 6 класс, М.: Просвещение, 2013

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный этап

Приветствие, проверка готовности к уроку.

Приветствие

4. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала

СЛАЙД 1

Сегодня на уроке, мы отвлечёмся от нашей современной жизни с её сумасшедшими и стремительными темпами и «отворим калитку в былое», окунёмся в мир старины.

У каждого из вас на парте лежит лист с таблицей, которую вы должны будете заполнить.

(таблица для каждого ученика. См. раздатку)

Звучит романс «Белой акации гроздья душистые» муз. В.Е.Баснера, сл. М.Матусовского.

Слушают, заполняют таблицу

СЛАЙД 2

- Какой музыкальный инструмент вы видите? Что можете о нём рассказать?

Да, это гитара, известный издавна музыкальный инструмент.

- Как вы думаете, какой жанр вокальной музыки объединяет музыкальное произведение, которое прозвучало в начале урока и этот музыкальный инструмент?

Если дети затрудняются, то задаю наводящий вопрос:

(- А как называются вокальные произведения для голоса, которые чаще всего исполняются в сопровождении гитары?)

Струнный музыкальный инструмент гитара.

Слушают, вступают в свободную беседу


Романс.

СЛАЙД 3

Звучит романс «Напрасные слова» муз. Д.Тухманова, сл. Л.Рубальской в исполнении Александра Малинина и гитары.

Слушают, заполняют таблицу

Назовите тему нашего урока и спланируйте свою деятельность на уроке.

Учитель подводит итог и называет тему урока.

СЛАЙД 4

«Старинный русский романс» И сегодня я приглашаю Вас в музыкально - поэтическую гостиную, т.к. романс - это жанр камерной музыки, а камерная, значит, предназначенная для небольших (камерных) помещений и для небольшого количества слушателей. Думаю, это будет интересно Вам. А заодно выясним, популярен ли сегодня романс так, как раньше?

Выдвигают версии, называют тему урока и планируют свою деятельность.

5. Этап усвоения новых знаний.

Вы знакомились с жанром романс и в 3, и в 5-м классах.

- Вспомните происхождение этого слова?

СЛАЙД 5

На самом деле «романс» возник в Испании в Средневековье в 15 веке.

Романс - название, которое возникло от испанского слова «romance», что и значит романский, то есть исполняемый на «романском» (испанском) языке. Появилось это название тогда, когда в Испании получили большое распространение так называемые «светские» песни.

В отличие от церковных песнопений, которые в католических странах исполнялись всегда на латыни, «светские» песни пели на испанском языке.

СЛАЙД 6

В XVI - XVII веках романс перешагнул границы Испании и стал очень популярен во Франции.

Что представляет собой этот вид вокальной музыки?

СЛАЙД 7

Черты вокального романса

Романс - вокальное произведение для голоса в сопровождении какого-либо инструмента - гитары, фортепиано и др. В романсе воспевается великое чувство - любовь, а вместе с ней смятение души и радостное волнение, восторг встреч и горечь разлуки, воспоминание о прошлом и надежда на счастье.

СЛАЙД 8

А уже из Франции пришел в Россию и первоначально пелся только на французском языке в аристократических кругах русского общества.

СЛАЙД 9

До сегодняшнего урока мы не задумывались, что одни романсы называют старинными, а другие классическими, или профессиональными. Старинный романс - это совершенно особый жанр со своей собственной эстетикой. Исполнение старинных романсов требует особых навыков, особого мастерства.

СЛАЙД 10

Любили старинный русский романс М. Глинка, Н. Рубинштейн, П. Чайковский, Рахманинов. Все они находили в нём самый живой и искренний язык для воплощения любовных чувств, любовной культуры. По этой же причине старинный романс любили и любят за рубежом, находя в нем одно из неповторимых достижений русской музыки и поэзии.

Старинный русский романс - целый пласт отечественной музыкальной культуры. Мелодии, популярные в те далекие времена, не потеряли своего очарования и первозданной свежести и сегодня. Трудно представить себе людей, не слышавших "Очи черные", «Гори, гори моя звезда», «Калитка», «Я вас любил» и др. Многие русские композиторы прославились благодаря сочинению именно романсов.

Слушают, вступают в свободную беседу

Слушание и восприятие музыки.

Давайте попробуем отвлечься от повседневной суеты, своих забот и посторонних мыслей, и «отворить калитку в былое», проникнуться этой прекрасной, удивительной музыкой.

СЛАЙД 11 Пушкин и Глинка.

Слушаем романс «Я помню чудное мгновенье…»

Учитель. - Узнали произведение?

- Кто авторы этого произведения?

- В каком жанре оно написано?

- Кому посвящено стихотворение Пушкина?

(чей образ проходит через весь романс?)

- Историю создания романса прочитаете в учебнике

Слушают, вступают в свободную беседу, заполняют таблицу.

Романс Михаила Ивановича Глинки «Я помню чудное мгновенье» на стихи Пушкина прозвучал в исполнении великого тенора Ивана Козловского, чудный голос которого наверняка слушали ваши бабушки и мамы.

СЛАЙД 12

Сейчас прозвучит ещё один старинный романс

Звучит романс «Я вас любил» муз. Б.С.Шереметьева, сл. А.С.Пушкина

Слушают, заполняют таблицу

Назовите общие черты прозвучавших романсов?

-Можем определить музыкальный образ этого произведения? Какой?

Какая тема затрагивается в этих двух романсах? Любовь - великое человеческое чувство, которое вызывает в нас смятение души и радостное волнение, восторг встреч и горечь разлуки, воспоминания о прошлом и надежду на счастье.

- Что значит быть счастливым в любви? (размышления ребят)

-Может ли рождать светлые чувства безответная, неразделённая любовь?

- Образ какой любви воплощён в романсе «Я вас любил». Почему?

- Продолжает ли любить герой романса свою возлюбленную? Объясните.

- Какими чувствами наполнен романс «Я вас любил»?

затрагивается внутренний мир человека, душа, чувства; тоже слышится размышление, воспоминание о чём-то ушедшем, дорогом.

Лирический

Тему любви


Слушают, вступают в свободную беседу.


(неразделённой)

Любовь, нежность, искренность, волнение, благодарность, сомнение.

- В какую эпоху были созданы эти произведения?

Девятнадцатый век - век Пушкина и Глинки - золотой век русского романса. Тогда любовь к романсам была настолько сильна, что к нему обращались целые плеяды поэтов, композиторов, мастера вокального искусства.

Слушают, вступают в свободную беседу

СЛАЙД 13-14

Жанровые признаки романса.

СЛАЙД 15

Звучит романс «А напоследок я скажу»

муз. А.Петрова, ст. М.Цветаевой

Слушают, заполняют таблицу.

Вступают в свободную беседу по плану:

- Какое настроение было у этого романса?

- О чем рассказала нам эта музыка?

- А что передает смысл этого романса слова или музыка?

- Какую роль играют слова в романсе?

СЛАЙД 16

Звучит романс «Возвращение романса»

муз. О Фельцмана, сл. И Кохановского

СЛАЙД 17

Звучит романс « Мне нравится, что вы больны не мной»

муз. М.Таривердиева, ст. М.Цветаевой

6. этап проверки понимания учащимися нового материала.

Популярен ли сегодня романс так, как раньше?

- Какой жанр вокальной музыки сегодня в приоритете?

Я предлагаю вам как настоящим музыковедам провести маленькое исследование этой проблемы.

- Для это разделимся на группы. Представители первой группы будут жителями 19 века, а второй - 20 века, и третьей - сегодняшнего дня.

Попробуйте выдвинуть предположения.

Так как вы люди современные, может быть вам поможет в этом компьютер с выходом в интернет.

Слушают, вступают в свободную беседу




- Ну что, юные исследователи, теперь охарактеризуйте черты своей эпохи.

С течением времени изменился ритм жизни (спокойный/стремительный)

Изменилось времяпровождение человека, как вы раньше развлекались, люди 19 в.? (читали книги, играли на муз.инструментах, встречались в салонах, музыкально-поэтических клубах)

Изменилось отношение к жизни, женщине, Родине (раньше - романтические, светлые, чистые, искренние чувства, умели ценить красоту)

Изменилась музыка, какая музыка ближе вам, людям 21 века? (заводные песни, нежели романсы; сегодня трудно удивить слушателя звучанием живого голоса и одного инструмента).

Таким образом, всё подстраивается под эпоху и время!

И романс как жанр музыки тоже способен отвечать запросам времени!

Нам удалось выявить влияние эпохи на романсовую культуру. Теперь нам следует обозначить особенности современного романса и условия его бытования.

В каких видах искусства и музыкальных направлениях бытует современный романс?

СЛАЙД 18

Сегодня романс прекрасно уживается в театре, кино, на эстраде.

Ежегодно в Москве проходит международный конкурс исполнителей русских романсов «Романсиада», лауреатом которого когда-то стал 19-летний Николай Басков. Недавно в Москве открылся Дом романса, о чем мечтал еще в свое время Римский-Корсаков.

7. Этап закрепления нового материала.

Очень жаль, что русские романсы в современное время уже не так волнуют сердца людей, как раньше. Но, так или иначе, романс - это связующая нить между прошлым и будущим. Место романса в любой эпохе - это сфера человеческих чувств. И пока живет на свете человек со своими радостями и страданиями, будут жить и романсы.

СЛАЙД 19.

Я предлагаю исполнить «Как упоительны в России вечера»

Муз. А.Добронравова, сл. В.Пеленягрэ в соответствии с жанровыми особенностями романса. Перечислите.

Объясняют как будут исполнять.

Разучивание и музицирование.


  1. Этап инструктажа по выполнению домашнего задания.

  1. Сделать выводы по таблице.

  2. Выполнить задания в творческой тетради с. 7.

  3. Разучить романс.

Записывают задание в дневник.

  1. Итоговый этап.

О чём сочиняли романсы русские композиторы?

Что могут рассказать нам старинные русские романсы?

Что нового для себя узнали на уроке?

Что показалось интересным на уроке?

Какую тему хотелось бы развить?

Наше занятие подходит к концу. Но лирические песни и романсы не умолкнут никогда, пока есть на земле любовь к женщине, природе, жизни.

СЛАЙД 20

Ученики говорят об этих моментах, объясняют свой выбор.


© 2010-2022