Урок музыки на тему Традиции русского народа. Масленица

Конспект включает в себя материалы по традициям русского народа, в частности сведения о Масленице. Кратко знакомит с биографией и творчеством Чайковского. Включены стихи для детей. а также песенный материал, необходимый для урока. Конспект опробирован в рамках открытого мероприятия на районном методическом объединении учителей музыки. В доступной форме знакомит детей с историей возникновения праздника, ритуалами, традициями.
Раздел Музыка
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока музыки в 4 «В» классе.

Этап урока: 1.Организационный момент и мотивация

Задачи этапа:

  1. Включить учащихся в учебную деятельность

  2. Организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые универсальные учебные действия

Музыкальное приветствие.

«Мы урок начнем с разминки,

Выпрямляем свои спинки,

Влево, вправо повернитесь

И друг другу улыбнитесь.»

Поприветствуйте, пожалуйста, наших гостей, передайте частичку своего хорошего настроения друг другу.

От ваших улыбок стало ярче, уютнее, светлее в классе.

-Сегодня наш урок будет необычным.

Дети входят под славянскую музыку.(славянские мотивы)

Коммуникативные

Планирование учебного сотрудничества и с учителем и сверстниками

Регулятивные:

-нацеливание на успешную деятельность.

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнавать новое

Этап урока: 2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности.

Задачи этапа:

  1. Актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала

Наши предки-славяне тоже были добрыми и отзывчивыми людьми. В те далекие времена поклонялись природе - солнцу, ветру, лесам, полям, камням, Матери-земле. В их воображении природа была населена добрыми и злыми духами. Духов необходимо было одаривать, чтобы они не мешали человеку в труде. Волшебными свойствами наделялись не только окружающие предметы, но и явления природы.. Свои чувства наши предки выражали при помощи музыки, вот и сегодня на урок вы вошли под мелодию, которая соответствует окончанию зимы и встрече весны.

А. Сокерин «Февраль»

Февраль. Свирепо свищут вьюги, Яна П.
Сугробы снежные растут,
Но очень скоро, ветры с юга
Весну на крыльях принесут.

Он переменчивым бывает,
Он - ветродуй и зимобор,
Ветрами зиму выдувает
И с ней ведет упрямо спор.

Он бокогрей. С утра морозит,
А в полдень пригревает бок,
Февраль весну уже ворожит,
Февраль - зимы последний срок.

У крыш, хрустальной бахромою, Семён Ю.
Сосульки длинные висят,
Прощаясь с матушкой - зимою,
Синички радостно свистят.

И воробьи повеселели, Карина К.
Уже чирикают смелей,
А на пригорке, возле ели,
Снег зимний стаял до корней.

И оживились в стаях галки,
Уже недолго до весны,
В домах проворные хозяйки,
Пекут…(на масленку блины.)

-А на какой праздник пекут блины?

-Правильно, значит тема нашего урока? (Масленица) 1слайд.

Б. Кустодиев «Масленица»

Не только писатели, поэты, но и художники и композиторы старались передать свои впечатления об этом веселом русском празднике.
Я предлагаю вашему вниманию репродукцию картины Б.М.Кустодиева «Масленица». 2 слайд
Внимательно вглядитесь в эту картину.
- Что вы видите на картине?
(Картина очень пестрая с резкими контрастами, вместе с тем очень цельная. Обратите внимание, как мастерски художник объединил разные детали - люди, тройки, театральное представление в одно единое целое. Фоном для действия служит белый снег зимнего пейзажа, контрастом ему - яркие, сочные краски народного гуляния).
- Если внимательно вслушаться в эту картину- звучит она безмолвна?
- Что вы услышали?
(Шум разноголосой праздничной толпы, народные наигрыши, которые исполняет гармонист, песни, перезвон бубенцов под дугой лихой тройки, голоса артистов и музыку балагана - кукольного театра, голоса людей, несущиеся со сцены кукольного театра).
- Какую бы вы написали музыку к этой картине, если бы были композиторами? (веселую, задорную, легкую, быструю)

-Давайте послушаем музыкальное произведение и решим созвучно ли оно этой картине. (Чайковский. «Масленица» оркестр.)

- Почему созвучна? От картины исходит свет, радость, праздничность, веселье. - А от музыки тоже исходит?( радость, веселье, даже местами игривость, весёлая, русская пляска, а также целая картина шумного, многолюдного праздника. Я тоже считаю, что музыка созвучна.

-Как вы думаете эта музыка народная или композиторская?

-Эту музыку написал великий русский композитор П.И. Чайковский. (3 слайд) Родился он в 1840 году в Вятской губернии в семье горного инженера. Детство прошло в городе Воткинске, с ранних лет Пётр обучался игре на рояле. В семье очень любили музыку, устраивали семейные концерты. Петр Ильич очень любил природу, много путешествовал, не чурался общения с простыми людьми. Принимал участие в народных гуляниях. Свои впечатления, переживания, эмоции выражал в музыке, которая включает в себя песенные и танцевальные народные интонации. Вот и произведение, которое мы с вами прослушали является фрагментом из цикла «Времена года» и соответствует месяцу Февраль.

-Давайте еще раз послушаем эту музыку и обратим внимание в каком исполнении она звучит. Чайковский рояль

- Какие инструменты звучали? (рояль)(4 слайд)-картина
Если внимательно вслушаться в музыку, то можно услышать
будто не рояль звучит, а балалайка, гусли, рожки, так и кажется, что играет целый оркестр русских народных инструментов, звучание рояля имитирует, подражает звучанию целого оркестра.

-Мы проанализировали два разных произведения искусства - картину и музыку - они отражают одну и ту же тематику, одно и то же жизненное содержание - радость жизни, веселье, атмосферу Масленичных гуляний.

Вот и мы на уроке с вами постараемся узнать…..(о Масленице, о народной музыке), а также будем…..(петь, танцевать, радовать друг друга)

Познавательные:

- сравнение, обобщение;

-осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Регулятивные:

-фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии;

-волевая саморегуляция в ситуации затруднения

Коммуникативные:

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.













М/П - овладение способностью принимать цели и задачи учебной деятельности

Этап урока: 3. Выявление места и причины затруднения.

Задачи этапа:

  1. Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности.

- Итак, Масленица.
- А что вы знаете об этом празднике?(5 слайд)-масленица
Масленица - самый любимый, весёлый и разгульный праздник, так как длился целую неделю. Целую неделю народ провожает надоевшую зиму, ярмарки, уличные игры, выступления ряженых, песни, пляски.
Возник он в глубокой древности. Начиналась масленица за неделю перед Великим постом или за 7 недель до Пасхи.
Это последняя неделя перед постом, когда можно есть молоко, яйца, сыр. Всё же главное угощение - блины, круглые, румяные, горячие символизируют солнце, которое восходит всё раньше и раньше, удлиняя день, приближая весну и лето. По народным преданиям считалось, что Солнцу надо помочь победить злую Зиму. Недаром говорили:

Блины брюха не портят.

Не всё коту Масленица.

Масленица любит на горах покататься, в блинах поваляться.

(Пословицы)

На наших столах блины, а в центральной России помимо блинов, использовали и другие символы солнца -горящие колеса, спускаемые с гор.
Также из соломы мастерили чучело масленицы. Соломенное чучело, олицетворяющее злую, суровую, подчас голодную для многих крестьянских семей зиму везли на окраину села, пели, плясали вокруг него, блинами закликали на двор весну - красну, а в конце праздника чучело Зимы- масленицы сжигали на костре. Но перед сжиганием припоминали, что зима принесла не только морозы, метели, вьюги, простуды, но и различные зимние забавы: увлекательные катанья на лыжах и коньках, на сноубордах. Новогодние праздники, за елку, подарки, зимние каникулы. Поэтому зиму-масленицу хоть и провожали со двора, но с большим почетом и уважением. Называлась она в разных регионах по-разному: честная, широкая, веселая, объедуха, однако все же чаще - просто масленица или сырная неделя.

Познавательные:

-постановка и формулирование проблемы.

Коммуникативные:

-аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

Этап урока: 4. Построение проекта выхода из затруднения.

Задача этапа:

  1. Организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия, устраняющего причину выявленного затруднения.

Каждый день масленицы имеет своё название и значение:
1 день (понедельник) - Встреча масленицы. (6слайд)
Понедельник (первый день) - «встреча масленицы». В этот день встречают масленицу, встречали масленицу всегда сытостью и довольством. Чем богаче масленицу праздновали, тем богаче год будет.
Изготавливали и наряжали куклу - чучело.

Обратите внимание на нашу выставку.

В эти дни звучали весёлые песни.

(Группа девочек. Песня «Пришла к нам Масленица»)
2 день (вторник) - Заигрыши. (7 слайд)
Второй день масляной недели назывался Заигрыши. Конечно, тут вспоминались все зимние игры и потехи, строились снежные и ледяные крепости. Родственники ходили друг к другу в гости, пели песни, шутили. В этот день начинались игрища.
- И мы с вами поиграем в Снежки. (Ах вы сени, мои сени)
3 день (среда) - Лакомка. (8 слайд)
Но вот наступил третий день масляной недели. По мне, так он лучше всех. Одно название чего стоит - лакомка. Сколько услад готовилось по домам, не перечесть. За одним столом сто и двести разных блюд и закусок - и блины, и пироги, и вареники, и шанежки, и крендельки.
Но кто-то все же в этот радостный день был на особом счету. Кто же это? Зять. В этот день зятья (папы) приходят на блины к тёщам - маминым мамам. У милой тещи блины подаются с икрой, грибами, творогом, яйцами, луком. По поводу такого угощения гости нередко по-доброму шутили: Где блины, там и мы…
На Руси каждая хозяйка имела свой рецепт приготовления блинов, и держала его в секрете.
- А мы узнаем этот рецепт из песни «Блины».

Игра «Блины»
Исполнение песни «Блины»
4 день (четверг) - Разгул. (9 слайд)
Следующий день - самый пик праздника. С четверга масленичный разгул развертывался во всю ширь: с погремушками, с бубнами, балалайками, разгуливали по ярмарке ряженые. Всем миром, в качестве участников или активных заинтересованных зрителей, выходили на кулачные бои, спускали всю злость и ярость, накопившуюся за год.
Игра «Перетягивание каната» -мальчики. (коробейники)

Игра «Бег в коробках» - девочки.

«Калинка» оркестр. (калинка)
5 день (пятница) - Тёщины вечеринки. (10 слайд)
Вот и пришел пятый день - тещины вечеринки. Здесь, наоборот, зять тещу к себе приглашает, блинами угощает, да не просто так, а если будет приглашение, и чем сильнее зазывал зять тещу, тем больше оказывал ей почета и уважения.

Игра «Одень тёщу»-1 девочка,3мальчика. (барыня)

Песня «Бабушка Варвара»
6 день (суббота) - Золовкины посиделки. (11 слайд)
Суббота. Что делать, опять идти в гости? Увы. День так и назывался Золовкины посиделки. Кстати, золовок, т.е. сестер мужа могло быть много: пять или десять… Невестка приходит и дарит золовкам подарки.

Хоровод «В хороводе были мы»
7 день (воскресенье)- Проводы или прощеное воскресенье.(12 слайд) Настало воскресенье или прощеный день. В этот день все люди просили друг у друга прощение за ранее нанесенные обиды и старались не держать в своем сердце никакого зла. В этот день заканчивается обжорство и веселье. К этому дню чучело из соломы и тряпок несли через всю деревню, а к вечеру всем миром сжигали чучело масленицы - символ холода и мрака, а пепел развеивали по полю, чтобы был хороший урожай.
Игра «Ручеёк» (разрумяными блинами)

Загадки.

Упало солнышко в снега,

Влилась молочная река.

Плывут в горячую страну,

Там делать в дырочках луну…(блины)

Праздник этот знаем мы-

Время проводов зимы.

Люди в этот день должны

Веселиться, печь блины. (Масленица)

В Масленично Воскресенье

Все старался старый Тит.

Попросить у всех прощенья

И ответить…..(Бог простит!)
Вот и перелистали мы все 7 листков короткого календаря. Прошла неделя. Отгуляла честная пятница. А завтра? Завтра первый день Великого поста.

Пришло время с Масленицей проститься
И друг другу повиниться
Все обиды и ссоры простить,
Чтоб красиво и честно зажить.

(13 слайд)


предметных результатов обучения

- умение воплощать музыкальные образы при исполнении вокально-хоровых произведений.

М/П

  • - взаимодействие со сверстниками при решении творческих задач;

  • - овладение логическими действиями сравнения, обобщения;

  • - освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии, самооценка своих музыкально-творческих способностей;

-умение размышлять, отвечать на вопросы;

-развитие умения осмысливать полученную информацию

  • Личностные:

  • -развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей.

Этап урока: 5.Первичное закрепление.

Задачи этапа:

  1. Зафиксировать изученное учебное содержание во внешней речи.

-Вот и пролетела Масленичная неделя с играми, плясками и песнями. И каждый год мы с нетерпением ждём этот весёлый праздник, корни которого уходят в глубину веков. Также как и мы сейчас наши предки-славяне веселились, пели и встречали весну. Недаром русская музыка берёт своё начало в славянских мотивах.

Познавательные:

-извлечение из музыкального произведения необходимой информации;

Коммуникативные:

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Личностные:

  • - формирование целостного взгляда на мир;

  • - формирование основ уважительного отношения к русской культуре, осознание национальной принадлежности;

Этап урока: 6этап. Включение в систему знаний и повторение.

Задача этапа:

  1. Повторить учебное содержание

А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру.

1 команда: Вспомните название всех дней в неделе по порядку и хлопните в ладоши!

2 команда: Вспомните название каждого дня Масленицы и хлопните в ладоши!

А теперь 2 команда называет дни недели, а 1 их название.

Что мы сделали пока играли в игру? Повторили названия всех дней Масленицы.

А ещё на уроке мы рассмотрели….(картину Б.Кустодиева «Масленица»)

Прослушали произведение……( П.И. Чайковского. «Февраль. Масленица»)

А также …….(пели, плясали, играли)


  • Предметные:- освоение начальных форм познавательной деятельности

Регулятивные:

-развитие умения осмысливать полученную информацию

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше на следующих уроках

Этап урока: 8этап. Рефлексия.

Задача этапа:

  1. Оценить собственную деятельность на уроке.

-У вас есть карточки. Прошу вас ответить на вопросы и оценить работу своей команды.

Рефлексия: Что узнали? (14 слайд)-синквейн

Как настроение?

Оцените свою работу (смайл)

-А пока наши команды думают, жюри подведёт итоги. (15 слайд)-смайл

-Озорной, весёлый праздник,

Солнца возрождение.

Вам - удачи, море счастья,

Наши поздравления!

Частушки.

Приходите, заходите на румяные блины.

Нынче Маслена неделя, будьте счастливы, как мы!

Как на Масленой неделе со стола блины летели,

И сыр , и творог - все летели под порог!

Прилетали Марсиане, остались довольные

Их тарелки не пустые, а блинами полные!

Улыбается народ, дружно водит хоровод!

То ведь Масленица, добра Масленица!

Веселись, честной народ, набивая свой живот!

Эта Масленица, праздна Масленица!

Широкая Масленица, мы тобою хвалимся,

На горах катаемся, блинами объедаемся!

Я на Маслену готов скушать 50 блинов!

Закушу их сдобою, похудеть попробую!

Веселей играй гармошка, Масленица не грусти!

Приходи весна скорее, зиму прочь от нас гони!

Масленица белоножка, задержись у нас немножко,

На недельку на денёк, на единственный часок!

С наступленьем воскресенья, просим мы у всех прощенья!

Наши добрые стремленья вызывают восхищенья!

На прощанье весь народ Масленицу подожжёт!

Разгорайся поскорей, чтоб жилось нам веселей!

Этот праздник ключ к надежде

Так давайте жить, как прежде!

Чтобы Русская земля

Стала как одна семья!

Спасибо за урок! Угощаем блинами.

Познавательные:

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности и личностной рефлексии;

-самооценка своих музыкально-творческих способностей;

  • творческая переработка изученной информации

Личностные:

-самооценка на основе критерия успешности;

-адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности.

Коммуникативные:

-аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;

-выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.







© 2010-2022