- Преподавателю
- Музыка
- Музыка и искусство слова
Музыка и искусство слова
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Лутченко Л.Н. |
Дата | 03.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Тема: «Музыка и искусство слова»
Подтема: «Поэзия и музыка Ф. Шопена. Романтизм»
Тип урока: обобщающий.
Цель:
Дать представление о неразрывной связи музыки и литературы на примере произведений Ф.Шопена .Дать понятие романтизм.
Обобщить знания детей о взаимосвязи и взаимопроникновении музыки и литературы.
Задачи:
-
Познакомить детей с произведениями Ф.Шопена, помочь им ощутить и почувствовать их связь с поэзией;
-
Развивать способность детей ассоциировать услышанный музыкальный образ на языке литературы; развивать творческие способности детей, их воображение; вокально-хоровые навыки;
-
Воспитывать любовь и интерес к музыке и литературе, расширять кругозор детей в разных областях искусства.
Оборудование и музыкальный материал:
Музыкальный центр, диски с произведениями Ф.Шопена: «Мазурка
a-moll», «Вальс-минутка», «Ноктюрн Es-dur»; С.В. Рахманинов «Вокализ» (обработка Зинчука); фонограмма песни «Замела метелица»; компьютер, проектор, презентация, интерактивная доска.
Эпиграф к уроку:
«Слово и музыка - два великих начала, две стихии искусства».
«Где кончаются слова, там начинается музыка» Гейне.
Ход урока:
ⅠОрг. момент
Цель: Собрать внимание детей, подготовить их к обобщению темы полугодия.
Методы: наглядно-слуховой
Организованный вход в класс под музыку.
(Звучит музыка С.В.Рахманинова «Вокализ» ( современная обработка)
Учитель читает стихотворение:
«Послушай: музыка вокруг
Она во всем - в самой природе
И для бесчисленных мелодий
Она сама рождает звук.
Ей служит ветер, плеск воды,
Раскаты грома, звон капели,
Птиц несмолкаемые трели
И сказки тоже рядом с ней...»
Ⅱ Беседа по теме полугодия.
Цель: Выявить знания детей, полученные в первом полугодии.
Методы и приемы:
обобщения, словесный.
Творческое задание 1
Творческое задание 2
Цель: Развитие творческих способностей, выявление уровня усвоения темы.
У: Неправда ли, ребята красивая музыка и прекрасные стихи!
? Если мы их соединим, какой жанр у нас получится?
Д: Песня.
У: ? Итак, какие же виды искусства необходимы, чтобы получилась песня?
Д: Музыка и литература.
У: - Сегодня мы и подведем итог нашей теме полугодия
СЛАЙД № 1 («Музыка и искусство слова»)
У: ? А вы узнали песню, которая сейчас прозвучала, ведь ее никто не пел, это была современная обработка.
Д: Это «Вокализ» Рахманинова, а вокализ - это песня без слов.СЛАЙД № 2
У: Посмотрите на это четверостишие, вставьте недостающие слова и прочтите его
СЛАЙД № №3(Четверостишие о песне)
ЧТОБЫ СПЕТЬ НАМ _________________(ПЕСНЮ)
(МУЗЫКА)_______________ НУЖНА
А ЕЩЕ ДЛЯ __________________(ПЕСНИ)__
(ПОЭЗИЯ)__________________ВАЖНА.
1.Дети вставляют недостающие слова
2.Исполняют его ритмический рисунок
! Превратим это четверостишие в песенку (попевку)
3. ? Какой будет музыка? (придумывают мелодию)
4. Выбирают лучший вариант, исполняют
5. Делимся на группы: 1гр. - поет, 2гр. - исполняет ритм.
У: ?А каких еще музыкальных произведений могло бы не быть без литературы?
Д: Опер (Римский-Корсаков «Садко», Глюк «Орфей и Эвредика»),
балетов (К.Хачатурян «Чипполино»), романсов,
муз. пьес, написанных на мелодию ранее созданных песен
(Балакирев «Жаворонок»).
СЛАЙД № 4 (творческое задание 2)
Вам предлагается цепочка музыкальных слов, которые исчезли бы из литературных произведений, если бы не было музыки.
Услышав лишнее слово, хлопайте в ладоши.
ПЕСНЯ, НОТА, РОЯЛЬ, СТРОКА, ДИРИЖЕР, ОПЕРА, СЛОГ, РИТМ, ОРКЕСТР, РАССКАЗ, КВАРТЕТ
! ЗАДАНИЕ УСЛОЖНЯЕТСЯ:
«Лишние» - слова-омонимы, которые могут употребляться и в музыке и в литературе.СЛАЙД№5
ГОЛОС, КЛЮЧ, РАЗМЕР, БУКВА, ОБРАЗ, ФРАЗА, КНИГА, ИНТОНАЦИЯ
У: !Молодцы, ребята, вы справились и с этим заданием!
У: ?А для чего же литературе нужна музыка?
Д: Не было бы музыкальных сказок, мифов, басен, рассказов, стихов о музыке.
Ⅲ Слушание.
Ф.Шопен
«Мазурка» (a moll); «Вальс - минутка»
Цель: На примере музыки Шопена помочь почувствовать детям поэзию музыкального языка композитора.
Вспомнить танцы «мазурка», «вальс».
Методы и приемы:
словесный,
наглядный
осознания личностного смысла муз. произведения,
«возвращения» назад и «забегания» вперед, словесный,
анализ.
У: - Не только стихов о музыке и о великих композиторах, но возможно и не было бы поэтической музыки Фридерика Шопена, так как его музыка была глубоко поэтична, а самого Шопена называли поэтом фортепиано.
? С какими его произведениями мы уже знакомились раньше?
Д: «Полонез». «Мазурка», «Вальс a - moll»
СЛАЙД № 6 (Портрет Ф.Шопена, тема урока
и высказывание Г.Г.Нейгауза)
«Каждая нота, каждая фраза дышит поэзией с неповторимым совершенством, с предельной ясностью и силой целостный поэтический образ - видение поэта»
Г.Г.Нейгауз.
Уже в детские годы Шопен проявил необыкновенные музыкальные способности. Его восприимчивость и музыкальная впечатлительность проявлялись бурно и необычно. Он мог плакать, слушая музыку, вскакивать ночью, чтобы подобрать на фортепиано запомнившуюся мелодию или аккорд.
Голубые глаза Шопена блистали умом; мягкая и тонкая его улыбка никогда не переходила в горькую или язвительную. Тонкость и прозрачность цвета его лица прельщали всех; у него были вьющиеся светлые волосы, он был небольшого роста, хрупкого, тонкого сложения. Манеры его были изысканны, разнообразны: были полны такой порядочности и аристократизма, что его невольно встречали и принимали, как князя…
СЛАЙД № 7 (Дом, где жил Шопен в Варшаве)может кто то знает сведения о тв-ве Шопена?
Фридерик Шопен родился 22.02 1810 г. в деревне Желязова Воля, недалеко от Варшавы, а вскоре их семья переехала в Варшаву. В1830 г. он навсегда покидает Польшу. Эта разлука с родиной была причиной его постоянной скрытой скорби - тоски по родине.
СЛАЙД № 8 (Дом в Париже, где жил Шопен)
В 1831г. он поселился в Париже, где и прожил до конца жизни. Шопен сильно заболел и 17 октября 1849 г. его не стало.
СЛАЙД № 9 (Колонна Церкви Св. Креста)
Сердце Шопена было, согласно его воле, отправлено в Варшаву, где оно замуровано в колонну Церкви Святого Креста.
СЛАЙД № 10 (черты музыки)
Отличительные черты его музыки - нежность , мечтательность и романтизм.
Шопен принадлежал к музыкантам-романтикам.
В произведениях эпохи романтизма воплощено широко распространенное среди людей искусства того времени чувства тоски. Реальный мир со всеми его пороками, политическим гнетом и бездуховностью вызывал у них отвращение. Поэтому, они мечтали о лучшем, более справедливом, идеальном мире, искали избавления от земных бед в искусстве и спасались бегством в фантазии, в сокровенные мечты и утопии.
Музыку писал он исключительно для ф-но. Многие танцы нашли отражение в творчестве Шопена, это настоящие миниатюрные поэмы. Если бы не было музыки Шопена, не было бы многих стихотворений русских поэтов, которые были рождены под впечатлением его произведений.
Слайд №11 стих-е «мазурка Шопена» Б.Ахмадулинной
Стихотворение Беллы Ахмадулиной «Мазурка Шопена» на фоне звучания «Мазурки»
«Какая участь нас постигла, как повезло нам в этот час,
Когда бегущая пластинка одна лишь разделяла нас!
Сначала тоненько шипела, как уж, изъятый из камней,
Но очертания Шопена приобретала все слышней
И тоненькая, как мензурка, внутри с водицей голубой,
Стояла девочка - мазурка, покачивая головой.
Как эта с бледными плечами, по-польски личиком бела,
Разведала мои печали и на себя их приняла?
Она протягивала руки и исчезала вдалеке,
Сосредоточив эти звуки в иглой расчерченном кружке.
У: ? Что такое «мазурка»?
Д: Танец, где нет заранее придуманных фигур. Его импровизировали партнеры под веселую, задорную мелодию в 3-х дольном размере.
У: ? Какой еще знаком вам танец в 3-х дольном размере?
Д: Вальс
У: Вальсы Шопена, а их у него всего 14, вводит в концертные залы, где они звучат уже как произведения для слушания, как своеобразный «лирический дневник» Шопена.
! Сейчас мы послушаем его «Вальс - минутку», который длится всего 60 сек., а вы подумайте, почему под него невозможно танцевать?
Слушание «Вальса»
Д: Меняется ритм, темп
У:Если сравнить его с литературой, что он напоминает?
Д: Разговорную речь
У: Сколько образов в этом разговоре? (два)
У: ?Чем отличается их речь? На что похожа речь 1-го человека?
Д: На скороговорку. (короткие звуки, мелкие длительности)
У: ! Вспомните любую скороговорку и проговорите ее, как она звучала в музыке. ( дети проговаривают сначала быстро, потом медленно и опять быстро)
У:? Какая здесь форма музыки? (3-х ч.)
(Дети изображают графически на доске)
Ⅳ Творческое задание 3,
Цель: Развитие творческих способностей, выявление уровня усвоения темы.
У: А сейчас проверим ваши знания
СЛАЙД № 12 ( Задания муз. викторины)
Музыкальная викторина
Необходимо из предложенных вариантов выбрать правильный ответ
1. Музыкально-сценическое произведение, где только поют:
КОНЦЕРТ
ОПЕРА
БАЛЕТ
2. Полный литературный текст к опере, балету, оперетте:
СЮЖЕТ
СЦЕНАРИЙ
ЛИБРЕТТО
3. Выбрать цифру, обозначающую «кварту»:
2, 4, 6, 8
4.Назвать инструмент, который не входит в состав струнного квартета:
АЛЬТ
ФЛЕЙТА
ВИОЛОНЧЕЛЬ
КОНТРАБАС
5. Назвать одного из героев балета К.Хачатуряна «Чипполино»:
КАПУСТА
ГРУША
ЧЕСНОК
6.Назовите автора оперы «Тарас Бульба»:
В.А.Моцарт
Н Лысенко
Л.Бетховен
7. Как называется вступление к опере, балету, муз. - драматическому спектаклю, кинофильму?:
АНТРАКТ
АФИША
УВЕРТЮРА
Ⅴ Исполнение песни.
Цель: Развитие вокально-хоровых навыков
СЛАЙД № 13
ВЫВОД: Литература и музыка неразделимы. Их союз навсегда отмечен печатью благородного воздействия друг на друга, потому, что и музыка у литературы и литература у музыки учились только лучшему. А людям они несут вдохновение на творчество, на создание чего - то нового, прекрасного.
А я хочу поздравить всех с наступающим праздником и предлагаю разучить песню «Замела метелица»
(дети исполняют песню под фонограмму)
Под музыку «Ноктюрна» Шопена учитель выставляет оценки за урок и дети выходят их кабинета.
Наш урок подошел к концу, и я хочу сказать всем ребятам: «Большое спасибо!» за работу на уроке, поздравить всех с наступающим Новым годом и пожелать вдохновения, творческих успехов и повторить слова нашей песни: «В добрый путь, в добрый час!»