• Преподавателю
  • Музыка
  • Интегрированный урок в 5 классе Связь музыки и литературы в произведенииНочь перед Рождеством

Интегрированный урок в 5 классе Связь музыки и литературы в произведенииНочь перед Рождеством

 Интегрированный урок музыки и литературы в 5 классе Тема:  Музыка и литература дополняют друг друга. Название урока:  Связь музыки  литературы в  произведении  «Ночь перед Рождеством»  Дидактическая  цель:  создать условия для  осознания учащимися   народного характера  через  произведения писателя и композитора,  осмысления их замысла и обобщения  знаний по данным произведениям  средствами новой технологии-  метода проектной деятельности. Тип  проекта: комбинированный. Цели по содержанию: Обра...
Раздел Музыка
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Нижнекулойская средняя школа»



Интегрированный урок музыки и литературы

в 5 классе

Связь музыки литературы в произведении

«Ночь перед Рождеством»


Составила:

Степановская Светлана Александровна,

учитель музыки,

первая квалификационная категория




2013-2014 учебный год

Интегрированный урок музыки и литературы в 5 классе

Тема: Музыка и литература дополняют друг друга.

Название урока: Связь музыки литературы в произведении «Ночь перед Рождеством»

Дидактическая цель: создать условия для осознания учащимися народного характера через произведения писателя и композитора, осмысления их замысла и обобщения знаний по данным произведениям средствами новой технологии- метода проектной деятельности.

Тип проекта: комбинированный.

Цели по содержанию:

Образовательная - познакомить учащихся с традициями и обрядами, с бытом и верованиями славянских народов через эпоху, отраженную в повести «Ночь перед Рождеством», способствовать формированию понятий: «образ-символ», «этический идеал», «народность произведения».

Развивающая - создать условия для развития у учащихся умений сопоставительного анализа, работы в творческих группах, нахождения информации в разных источниках и ее обработки

Воспитательная - способствовать воспитанию у школьников интереса к народным традициям, национальной культуре; формирование гражданско-патриотических чувств и нравственно-эстетических идеалов.

Задачи:

Научить чувствовать поэтичность, музыкальность и живописность художественность образов в произведениях Гоголя и Римского-Корсакова.

Сравнить и сопоставить образы героев в произведениях композитора и писателя через средства музыкальной и словесной выразительности.

Связать литературные эпизоды с реальной жизнью.

Ход урока:

1. Орг. м Музыкальное приветствие.

2. Введение. Интересный начинается урок

Об этом нам сказал звонок.

Ребята, давайте с вами вспомним как звучат темы первого полугодия уроков музыки? («Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?» и «Что стало бы с литературой, если бы не было музыки?»). На протяжении прошедших уроков мы знакомились с музыкальными и литературными произведениями и пришли к выводу, что музыка и литература дополняют друг друга. И вот сегодняшний урок будет необычный, проведем мы его вместе с Ольгой Владимировной.

- О чем пойдет речь на уроке? Послушайте музыку и определите какой жанр звучит.

Слушают колядку

Разбор: - какой жанр прозвучал? (песня)

- о чем песня?

- как называют такие песни?

- когда исполняются такие песни?

- что такое колядка? (сообщение) (1Слайд)

Колядка - это старинная рождественская и новогодняя обрядовая песня. (С.И.Ожегов)

Коляда - старинный рождественский и новогодний обряд.

- когда исполняются колядки? (В зимние святки)

- что такое святки? (сообщение) (2 Слайд)

- когда начинаются святки?

- как называется праздник? (Рождество) Именно с Рождества Христова начинается отсчет нашего времени и сейчас уже заканчивается какой год? (2013)

Каждый год мы празднуем этот праздник, соблюдая обычаи и обряды и, конечно же, эти события нашли отражение в творчестве композиторов, писателей, художников.

Все очень ждут этот праздник и долго готовятся к нему, ведь эти дни самые интересные,

Но самым таинственным считается ночь с 6 по 7 января и почему нам нужно выяснить.

- Ребята, догадались ли вы, о чем пойдет речь на уроке?

3. Объявление темы.

Урок наш называется (3 Слайд)

«Связь музыки и литературы в произведении «Ночь перед Рождеством»»

- Что хотели бы на уроке сегодня более подробно узнать, с чем познакомиться?

- Какие же поставим цели перед собой?

( 3 СЛАЙД)

Цели: - вспомнить произведение «Ночь перед Рождеством» и разобрать образы

- познакомиться с музыкальными фрагментами оперы «Ночь перед Рождеством»

- вспомнить обычаи и песни, связанные с этими событиями.

4. События Рождества очень хорошо переданы в произведении известного писателя, на творчестве, которого мы сегодня остановимся.

Задание. Кто этот писатель?

4 СЛАЙД. Выберите писателя, в творчестве, которого отображаются события Рождества. )

1. - Горький

2.- Гоголь

3.- Лермонтов

-Как называется произведение, которое написал Гоголь?

- Когда происходят события в повести?

- Что такое сочельник? Послушайте.

4.1. Рассказ о сочельнике. (аудиозапись) (5 слайд)

В ночь на Рождество, по народному поверью, творятся всякие чудеса. Считается, что в эту ночь «отверзаются» небеса, все земные воды, источники наделяются волшебной целительной силой. Загаданное в эту ночь желание обязательно сбудется. Существует обычай в рождественскую полночь смотреть на небо: взорам людей, живущих праведной жизнью, открываются небесные высоты немыслимой красоты. В канун Рождества на Руси соблюдали обычай колядования. Парни и девушки собирались и ходили по домам, распевая песни-коляды, и выпрашивали у хозяев угощения и деньги. Ночь перед праздником - время благоприятное для действий черта. Это время особой свободы поведения. Праздник и, связанные с ним поверья выводят жизнь из её обычной колеи и делают невозможное возможным.

- Назовите героев повести.

- Почему в повести так много героев? (Это повесть о целой стране, о «племени», а не только о нескольких людях.)

4.2. Сравнение 2 образов.

- Первыми перед читателями предстают два персонажа повести: ведьма и черт.

Слушаем сообщение. ( Сообщение 2 человека 1- о Ведьме, 2- о Черте.) (7 Слайд с изображением черта и ведьмы))

-Почему черту осталась последняя ночь шататься по белому свету? (Потому, что события происходят в ночь перед Рождеством, когда светлые силы победят темные)

- Страшны ли в повести Гоголя фантастические существа?

- Почему они вызывают скорее улыбку, чем страх?

- Похожи ли они на людей?

- Чем занимаются?

Вывод: герои не столь страшны, сколько комичны, не волшебны, а будничны. Не случайно автор…..(см матер. С.137)


  1. Музыкальные образы Солохи и Черта, сравнить с литературными.

Сюжет повести Гоголя, опубликованной в 1832 году в сборнике «Вечера на хуторе близ Диканьки», давно волновал одного композитора. Он задумал сочинить музыкальное произведение в сказочном жанре.

- О ком идет речь?

- Какой композитор написал оперу по мотивам повести Гоголя?

(8 Слайд портрет композитора)

- Ребята, какими словами охарактеризовали бы вы этого композитора?

(Н.А.Римский-Корсаков - русский композитор, дирижер, писатель, общественный деятель, профессор Петербургской консерватории, директор Бесплатной музыкальной школы,

Давайте послушаем, как удалось композитору изобразить музыкой героев, о которых только что вы говорили.

Слушают «Дуэт Солохи иЧерта» (9 слайд Солоха и черт в полете)

-как звучит музыка?

-какие услышали голоса? (женский и мужской)

- как называется ж.голос, который вы слышали? ( контральто)

-как называется мужской голос? (тенор)

-из какого музыкального жанра этот фрагмент? (опера)

-что такое опера? (ответы) (10Слайд)

-как называется опера? («Ночь перед Рождеством»)

-Какой музыкальный жанр является основным в творчестве Римского-Корсакова? (Опера - 15 опер)._

- И почему его называли композитором -сказочником?

(Действительно, он создал множество эпических и сказочных опер)

Он задумал свою оперу в сказочном жанре, с привлечением фантастического элемента. Хотелось ему также связать этот сюжет со старинными языческими поверьями.

Обобщение: удалось ли композитору показать образы Солохи и Черта такими какими они переданы в повести Гоголя? (да)

-с помощью чего, каких средств, композитору удалось изобразить этих героев?

(с помощью музыкальных средств - тембр, темп, динамика)

Можно ли сказать, что музыка дополняет литературу? (да, более красочно представились образы)

6.Образы Оксаны и Вакулы.

6.1.Образ Оксаны.

То время, о котором рассказывает Гоголь, Диканька была небольшая деревенька…

(стр. 43)

Рассказ про Диканьку. ( 11 Сдайд с иллюстрацией Диканьки)

Вместе с автором посетим Диканьку и заглянем к Оксане ( 12 Сдайд с Оксаной),

(отрывок, где Оксана любуется собой, не замечая Вакулу. стр. 170-173 чтение по ролям)

-Какие качества характера проявляет Оксана в этом эпизоде?

-Что вы можете сказать об отношении автора к Оксане.

- Автор любуется Оксаной или подсмеивается над ней?

Вывод: Оксана-живой человек. Однако в ее качестве нет ничего отталкивающего. Она выглядит довольно просто, а иногда комично.

Приход подружек

Выразительное чтение по ролям от слов «Кучи девушек с мешками вломились в хату Чуба, окружили Оксану…» до слов «Девушки увели с собою капризную красавицу». (С.182))

- Чем отличается Оксана от положительных героинь народных сказок?

(Образы героинь народных сказок схематичны. Оксана - живой человек. Гоголь не идеализирует героиню. Однако в её кокетстве нет ничего отталкивающего. Она выглядит довольно просто, а иногда и комично).

- Почему капризная красавица стала еще лучше?

- Похоже ли испытание, придуманное Оксаной для Вакулы, на испытание героя в народных сказках?

Слайд с иллюстрацией «Достань черевики, выйду замуж!» Художник А. П.Бубнов.

6.2. Образ Вакулы (12 слайд)

- Каким изображён кузнец Вакула? Назовите ключевые слова, которые могут рассказать о характере кузнеца Вакулы.

- Чем похож Вакула на героя сказки? (Вакула, как и любой положительный герой сказки, описан крайне скупо, образ его несколько схематичен. Он искусный кузнец и талантливый художник. Герой очень силён, благочестив, набожен. Описания любовных переживаний Вакулы позволяют понять, что это человек, умеющий тонко чувствовать, искренне любить).

- Где начинается сказка для Вакулы? ( стр. 137)

- То, что Вакула - художник, очень важно для Гоголя. Гоголь считал искусство, способное воскресить душу России, самым сильным средством для борьбы со злом.

- Что мы узнаем о Вакуле художнике? Пересказ (стр.162)

- Выразительное чтение от слов «В досужее от дел время кузнец занимался малеванием…» до слов «… и с той поры черт поклялся мстить кузнецу».

- Почему Вакула оказывается сильнее черта? ( см. с.136)

- Что еще помогло герою одолеть черта?

Вывод: Вакула красит заборы, расписывает миски, хаты и сундуки, но при этом может и картину нарисовать, и оценить по достоинству европейскую живопись того времени, когда видит её во дворце в Петербурге. Вакула - художник, он посрамляет черта не только крестом, но и искусством, рисуя его в позорном виде.

7. Слушают колядки из оперы.

«Сказка-складка, песня-быль»- снабдил свою оперу Римский-Корсаков , тем самым композитор как бы подчеркнул, что его произведение носит сказочно-фантастический характер, а музыка его пронизана песенностью, связанной со старинными украинскими и русскими обрядами. С этой целью Римский-Корсаков тщательно изучил подлинные напевы колядок (то есть песен, исполняемых под рождество - при колядовании), которые послужили основой для оперы.

Прослушаем как звучат колядки из оперы

. Прослушивание фрагментов оперы (акт 2, картина 2 - колядные песни).

(Улица на селе. Лунная ночь. На переднем плане - кузница Вакулы. Он оставляет мешки у кузницы и берёт с собой лишь маленький мешок, полагая, что в нём его кузнечные принадлежности. Собираются парни и девушки, Они поют колядные песни. Они шутят над подкутившим Панасом и над Вакулой. Кузнец решает пойти к запорожцу Пацюку, колдуну и чародею. Парни и девушки развязывают мешки, из которых вылезают Чуб, Дьяк и Голова. Молодёжь догадывается про проделки Солохи и вышучивает злополучных донжуанов.)

Разбор особенности исполнения.

- как звучит коляда?

-на каком языке?

Музыка или фольклор какого народа передается в жанре композитора? (Музыка украинского народа)

Нарисуйте, как выглядят герои. (Словесно рисуют) (13 слайд)

См. картинку с колядующими. - Какое настроение у колядовщиков? (веселое, шутят….)

Шумнее и шумнее раздавались по улицам песни и крики. Парубки шалили и резвились вволю.

А сохранились- ли обычаи, обряды до нашего времени? Какие? (рассказывают)

Исполнение колядок учащимися

- В чем схожесть колядок украинских и русских. ( сюжет их об одном и том же)

Обобщение: что можем сказать о музыке из оперы по отношению к произведению Гоголя? Музыка дополняет литературу.

8. Самостоятельная работа.

Чтобы достать Оксане черевички…. (Черевички - что это?.. (14 слайд) Вакула вынужден отправиться в Петербург. Черт принесет его к запорожцам.

-Кто такие запорожцы? (15 Слайд с иллюстрацией запорожцев, когда они пишут письмо царице)

Рассказ о запорожцах. ( «ж» с.43)

16 Слайд с изображением костюмов (разбор)

На Украине костюм девушек и молодых женщин всегда был нарядным. Покупка его требовала целого состояния и была доступна лишь зажиточному крестьянину. Наиболее распространенными были белый цвет и разные оттенки красного. Большое значение в украинском народном костюме придавалось нашивным украшениям, они выполняли не сколько роль эстетическую, а больше магическую (оберега от злых духов, болезней)

Орнаментом украшали рукава, горловины, воротник, подол.

Верхняя одежда называлась - свитки.

Она шилась из домотканого сукна натурального белого, серого или черного цветов.

Вопросы для обобщения по литературе:

- В чём сходство и различия в звучании оперы и повести? (Объединяющим началом являются народные мотивы, звучащие в повести и опере. В финале повести возникает неожиданный мотив: страх перед нечистой силой).

- Есть ли для этого основания? Ведь чёрт посрамлён: Вакула нарисовал картину, на которой нечистая сила изображена в неприглядном виде?

- Выразительное чтение финала повести от слов «Проезжал через Диканьку блаженной памяти архиерей…» и до конца. (с. 215)

Повесть похожа на сказку: добро побеждает.

Итог:

Повесть Гоголя заставляет поверить в чудо. Вот почему к ней обращались в своем творчестве многие художники и композиторы.

Вопросы для обобщения по музыке:

- С какой оперой познакомились?

- Почему автора называли композитором-сказочником?

- Какие исторические события раскрыл композитор?

- Какие образы были фантастическими, а какие реальные?

- Какими музыкальными средствами раскрывает музыкальные образы автор?

Итог: Ребята, что мы можем сказать о музыке и литературе?

(они обогащают и дополняют друг друга)

Все таки традиции, обычаи из далекого прошлого возрождаются и сохраняются и передаются следующим поколениям благодаря разным видам искусства и музыке и литературе и изобразительному искусству и истории и фольклору. Праздник Рождество один из любимых праздников и у нас и об этом мы расскажем песней.

17слайд С Рождеством!

Исполняется песня «Рождество Христово».

© 2010-2022