Методическая разработка на тему Зверев А. Детский альбом

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образовательное учреждение дополнительное образование детей « Железногорская детская школа искусств»

Управление культуры администрации г. Железногорска Курской области.


Методическая разработка по сборнику пьес А. Зверева « Детский альбом».

Авторы: Скрипник Н. Р., Блинова И. С. преподаватели высшей квалификационной категории.

Г. Железногорск

2010г.

В разработке принимали участие преподаватели: Скрипник Н. Р., Блинова И. С., концертмейстеры: Кузнецова С. Г., Кузнецова О. И. и учащиеся народного отделения: Сауткин А., Головань И., Шаполов А., Коваль Ж., Шафоростова Н., Слесаренко И., Башкирцев И., Шитаков Д., Шитаков А.,Середенко С., Тельнова Л.

«Подвести ребёнка к органичному восприятию музыки наших дней во всём её богатстве и полноте - сложная задача воспитательного значения» (Н. Кончевский)

Это высказывание подтверждает и практика многих преподавателей ДШИ. Из опыта работы с детьми можно сделать следующий вывод: если, занимаясь с ребёнком музыкой упустить время и,

обратится к современным произведениям не с самого начала обучения, то эти произведения часто воспринимаются значительно хуже и с большими трудностями.

Воспитываясь на классической музыке, ребёнок привыкает к некоторым её особенностям: мажорно - минорный, главным образом гармонические лады с преобладанием вводного тяготения в мелодии, периодичность строения, 2-х и 3-х дольные метры и т. д. Изучение современной музыки требует освоения новых интонаций, иного характера мелодии, постижения новых ладогармонических средств музыкального языка.

При этом важно в первую очередь уделять внимание специфическим явлениям в области лада, ритма, формы. Помня о том, что современная музыка должна изучаться параллельно и одновременно с классической и народной, не обгоняя и не опережая её.

Для изучения современной музыки мы взяли «Детский альбом» А. Зверева.

Для детской музыки важен музыкальный образ, яркое построение. Главная роль отводится образности. Детская музыка должна быть направлена на воспитание музыкального слуха и мышления, она должна готовить детей к восприятию классической литературы ХХ века.

В современных детских пьесах важно обратить внимание на:

1.разнообразие ладов(dur-moll), пентатонику, лады народной музыки;

2.усложнение гармонии-резкие диссонансные сочетания, созвучия;

3.многообразие метроритма (переменные размеры, неквадратное строение т. д.).

В основе детских пьес лежат песенные мелодии, но часто встречаются мелодии инструментального типа, выразительное звучание которых неразрывно от задуманного автором тембра, отсюда и различные сонористические эффекты (по деке, за подставкой и т. д.).

1 . «Лошадки»- оживлённая пьеса, передающая скачку лошадок (быстрый темп, ритмическое остинато). Для того чтобы добиться ровности и чёткости шестнадцатых длительностей, мы решили исполнять их ударами вниз.

Трудности:

  1. исполнение крещендо и диминуэндо;

  2. ритмическое остинато;

  3. сексты неудобные для исполнения, чтобы они звучали хорошо, требуется определённая подготовка ученика;

  4. исполнение шестнадцатых длительностей терциями.

2. «На верблюде» - мелодия восточного характера из коротких секвенционных попевок с октавами, хроматическими ходами. Использован дважды гармонический минор с ув.2, дорийский лад.

Трудности:

  1. глиссандо и октавный скачок на 4-й палец;

  2. работа над тремоло и фразировкой;

  3. работа над форте

3. «Ку-ку» - природная зарисовка, где надо передать имитацию голоса кукушки.

Трудности:

  1. игра стаккато, ритм на слабую долю;

  2. приблизить тембровое звучание второй струны к первой струне;

  3. сочетание разнообразных приёмов игры, как средство передачи основного музыкального образа (бряцание, вибрато, пиццикато Б.П.);

  4. переклички с партией фортепиано.

4. «Колыбельная»- светлая лирика, мелодия плавная, мажорная. В середине - параллельный минор.

Трудности:

  1. переменный размер;

  2. работа над легато, фразировкой.

5. «Караван»- неторопливая пьеса, передающая движение каравана в пустыне. Основная тема - это восемь тактов, претерпевающая динамическое, фактурное изменение.

Трудности:

  1. внимание на ритмические особенности (акценты, синкопы);

  2. короткие фразы.

6. «Утром у озера»- лирическая зарисовка с яркой гармонией.

Трудности:

  1. работа над фразами, темпом;

  2. в средней части меняется тональность - фа # минор, услышать переклички с партией фортепиано;

  3. работа над динамикой в третьей части

7. «Обида»- в основе жалобная мелодия (разрешение секундовых интонаций).

Вариационное изложение влечёт за собой показ, обновление темы.

Трудности:

  1. переменный размер-2/4, 3/4.;

  2. динамическое форте в кульминации;

  3. дослушать половинную длительность, работа над тремоло;

  4. смена темпа.

8. «Песня вольницы»- это быстрая, энергичная пьеса.

Трудности:

  1. играть ровным бряцанием, двойным пиццикато;

  2. отработать скачки на сексту, терцию;

  3. услышать мерцающие терции;

  4. играть глиссандо на фортиссимо.

9. «Воспоминание»- лирико-драматическое произведение(b-moll). Триольный ритм в партии фортепиано передаёт состояние взволнованности.

Трудности:

  1. работа над тремоло, фразами, интонацией;

  2. работа над кульминацией во второй части на форте триолями и нотами третьей октавы;

  3. работа над тремоло на второй и третьей струнах.

10. «Вечером у озера»- лирическая зарисовка, мелодия спокойная, темп неторопливый, лад мажорный. Вторая часть более оживлённая. Третья часть - это динамическая реприза, где происходит фактурное изменение. Тремоло на второй и третьей струнах. В фортепианной партии колористические эффекты.

Трудности:

  1. работа над звуком, легато;

  2. пунктирный ритм, октавные скачки;

  3. разнообразные приёмы;

  4. переменный размер- 3/4, 4/4

11. «По ягоды»- основная тема написана в плясовом жанре. Музыка звучит легко, игриво, непринуждённо, весело. Трёхчастная форма.

Трудности:

  1. резкая смена динамики;

  2. сочетание двойного пиццикато с тремоло;

  3. органный пункт у балалайки, надо внимательно слушать мелодию у фортепиано.

12. «Дедушкин рассказ»- в основе лежит былинное, эпическое повествование. Широкое, величественное вступление. Мелодия фортепиано дублируется у балалайки.

Трудности:

  1. работа над тремоло, длинной фразой;

  2. квинтовый скачок терциями с подготовкой кульминации;

  3. тремоло на второй и третьей струнах.

13. «Гавот» - танец французского происхождения. Пьеса написана в умеренном темпе. Лёгкость и галантность - основные черты, присущие этому танцу.

Трудности:

  1. сочетание легато и стакатто, акценты;

  2. динамические контрасты, лёгкие разрешения в каденции.

14. «Вальс»- романтическая, изысканная, утончённая мелодия.

Трудности:

  1. передать логику интонационного развития темы: секвентность и ходы на широкие интервалы, октавные скачки;

  2. динамика, показать кульминацию.

Обучение на инструменте преподаватель должен строить на базе постоянного расширения музыкального кругозора ученика. Репертуарный план ученика предусматривает знакомство с произведениями различными по жанрам и стилю. В репертуар учащегося должны включаться произведения народного творчества, русской и зарубежной классики, а также лучшие образцы современной музыки. В последнее время уровень исполнительства на балалайке необычно вырос. В концертные программы известных балалаечников включены не только обработки русских народных песен и танцев, но и оригинальные сочинения современных композиторов.



Муниципальное образовательное учреждение дополнительное образование детей « Железногорская детская школа искусств»

Управление культуры администрации г. Железногорска Курской области.

Методическая разработка: Развитие инструментальной музыки 19 века.

Автор: Блинова И. С. , преподаватель высшей квалификационной категории.

Кузнецова С. Б., преподаватель первой квалификационной категории.

Г. Железногорск

2010г.

В разработке принимали участие преподаватели: Кузнецова С. Б., Блинова И. С., концертмейстеры: Кузнецова С. Г., Горобцова Г. В. и учащиеся народного отделения: Молошников А., Пилипенко Б., Жбанов А., Костиков П., Прохорова Н., Филимонов Н., Шевлякова О.

Богаты, разнообразны виды музыкального искусства - от народного напева, наигрыша на самодельном народном инструменте до сложных оперных арий, разнообразных форм оркестровой музыки-увертюра, симфония, симфоническая поэма.

Музыка-искусство звукового высказывания, воспроизведения окружающей жизни в звуковых образах. Музыка с большой художественной силой выражает всё то, чем живут люди: их радость и горе, заветные думы, стремления, мечты о счастье, жизненную борьбу.

В широком смысле музыкальные жанры-раз личные виды музыкальных произведений - трудовая песня. Колыбельная, романс, танец, марш, прелюдия, увертюра.

Жанр (от французского - вид, род). Впервые понятие «жанр» стало употребляться в живописи. Подобно другим областям художественного творчества, музыкальное искусство богато разнообразными жанрами. Объединяя однотипные музыкальные произведения в более крупные жанровые группы можно наметить следующие виды музыкального творчества.

  1. народно-бытовая музыка - песенная и инструментальная;

2) лёгкая бытовая и эстрадная - развлекательная музыка;

3) камерная музыка;

4) симфоническая музыка;

5) хоровая музыка;

6) театрально - драматические произведения (опера, балет, музыкальная комедия, оперетта).

В более крупном плане все музыкальные жанры можно разделить на две особые группы: вокальную и инструментальную музыку.

Европейская инструментальная музыка исторически развивалась позднее вокальной. На протяжении средневековья и раннего Возрождения она довольно долго сохраняла характер служебный, сопровождая различные моменты жизни горожан: торжественные и траурные процессии, городские и придворные балы, выезды на охоту. В домашней обстановке играли песни и танцы на щипковых струнных инструментах - на лютне. Позднее, 16 веке, получают распространение клавишные инструменты: клавесин, клавикорд, клавичембало, в Англии - верджинал. В репертуар лютнистов, клавесинистов входили инструментальные мелодии и простые танцевальные ритмы. Остановимся подробней на инструментальной музыке.

Бурре - старинный французский народный танец дровосеков (от французского - вязанка мелких дров). В 16-18 веке бурре распространено в придворном и городском быту, превратившись в подвижный, весёлый танец. Размер 2/4 , начинается затактом на четвёртую долю. Бурре часто встречается в сюитах 18 веках (английских, французских сюитах Баха), изредка в музыке 20 века (в балете «Золушка» Прокофьева).

Х. Глюк «Бурре» исполняет ученик 3 класса Пилипенко Борис.

Баллада - жанр народного происхождения в Англии, Франции и Италии. Это повествовательные песни о подвигах народных героев. Как инструментальная музыка возникает в 19 веке под воздействием литературной романтической баллады. Раньше других такие пьесы создал Шопен . После него к зтому жанру обращались Лист, Брамс, Григ, Дворжак, Лядов.

Григ «Баллада» исполняет ученица 4 класса Шевлякова Оксана.

Чакона - испанский величавый танец-шествие, сопровождающий религиозные процессии. Пишется в миноре, в 3-х дольном размере с акцентом на второй доле. В творчестве композиторов 17-18 веков чакона представляла собой цикл вариаций на неизменно повторяемую тему в басовом голосе.

Дюран «Чакона» исполняет ученица 5 класса Прохорова Наташа.

Аллеманда - в переводе с французского - немецкая. Как придворный танец появилась в середине 16 века в Англии, Франции, Нидерландов. Это торжественный групповой танец в размере 4/4, темп умеренный, мелодия плавная.

Л. Бетховен «Аллеманда» исполняет ученик 3 класса Молошников Саша.

Сарабанда-танец - шествие мавритано-испанского происхождения. С середины 17 века сарабанда становится постоянной частью инструментальной танцевальной сюиты. Темп медленный, характер шествия, трёх дольный размер.

Г. Гендель «Сарабанда» исполняет ученик 3 класса Пилипенко Борис.

Колыбельная - распространённый жанр народной песенности многих народов. Характерно спокойное замедленное движение, повторы попевок и ритмических фигур. С конца 18 века вошла в профессиональную музыку - вокальную лирику. В 19 веке появляются инструментальные колыбельные, прежде всего для фортепиано в размере 6/8.

Стоянов «Колыбельная» исполняет ученица 5 класса Прохорова Наташа.

Менуэт (от французского - маленький, мелкий) - старинный французский народный танец. Произошёл от народного танца, постепенно превратился в придворный танец и стал «танец королей». Многие композиторы вводили его в оперы, сюиты. Как самостоятельная инструментальная форма первоначально складывалась из двух частей по 8 тактов с повторениями каждой части. В процессе усложнения формы, возникли 3-х частные менуэты в 3-х дольном размере, темп умеренный, плавный.

И. Бах «Менуэт» исполняет ученик 2 класса Жбанов Андрей.

Контрданс (от французского - деревенский танец). Старинный английский народный танец. Размер-2/4, 6/8. В 18- 19 веках очень популярен в Европе, в том числе в России. Его разновидности: кадриль, экосез, англез, лансье, котильон и другие.

Л. Бетховен «Контрданс» исполняет ученик 3 класса Молошников Саша.

Музыкальный момент - небольшая музыкальная пьеса, характеризующаяся непосредственностью лирического высказывания. Обозначение вошло в обиход в 19 веке, когда приобрели популярность шесть музыкальных моментов Ф. Шуберта. В последующие время наиболее значимые являются шесть музыкальных моментов С. Рахманинова.

Ф. Шуберт «Музыкальный момент» » исполняет ученик 6 класса Филимонов Николай.

Ноктюрн (от французского - ночной). Ему присущ песенный склад. В 18 веке это лёгкие пьесы для ансамблей струнных и духовых инструментов. В 19 веке ноктюрн становится одночастной пьесе певучего лирического характера. Первым стал сочинять ноктюрны ирландский композитор Д. Фильд. Однако после ноктюрнов Шопена пьесы Фильда были почти забыты.

Алар « Ноктюрн» исполняет ученица 4 класса Шевлякова Оксана.

Полонез - величавый танец - шествие, открывавший балы, размер трёх дольный. Полонез сыграл огромную роль в формировании польской профессиональной музыки. Со временем полонезы стали сочиняться как концертные произведения: Огинский, Шимановский, Монюшко. Классической вершиной развития полонеза остаются произведения Ф. Шопена.

А. Моцарт «Полонез» » исполняет ученик 2 класса Жбанов Андрей.

Прелюдия - небольшая пьеса импровизационного склада, служащая обычно вступлением к следующей пьесе и связанная с ней общностью настроения. Большинству прелюдий присуще быстрое, оживлённое движение, но вместе с тем существует немало напевных, выразительных прелюдий. Бахом написан «ХТК», в который вошли 48 прелюдий и фуг во всех тональностях мажора и минора. ВО второй половине 18 века и позднее композиторы перестали писать прелюдии. И только в 19 веке первым к ним обращается Шопен. У него есть цикл из 24 прелюдий во всех тональностях. Новый вид прелюдий широко развивали русские композиторы: Лядов, Скрябин, Рахманинов, зарубежные - Дебюсси, советские - Кабалевский, Шостакович.

Дварионас «Прелюдия» исполняет ученик 3 класса Молошников Саша.

Скерцо (с итальянского - шутка). Темп быстрый, ритм чёткий, размер 3/4 .Классический тип скерцо установлен Бетховеном, который ввел его в сонатный цикл, вместо менуэта. Постепенно скерцо преобразуется, чаще оно служит названием пьесы, с 3-х частным строением. Шопен первым придал скерцо значение самостоятельной пьесы. Русские композиторы - Мусоргский, Бородин создают оркестровое скерцо как самостоятельную пьесу.

Й. Гайдн «Скерцо» исполняет ученик 4 класса Костиков Павел.

Баркарола ( с итальянского - песня лодочника). Для неё типичен размер 6/8, мягкое движение мелодии, монотонный ритмический рисунок сопровождения, минорный лад. В 18 веке баркарола стала жанром профессиональной музыки. Особое распространение получила в 19 веке. В таких баркаролах стали использовать мажорный лад, размер 12/8, 3/4 и т.д. В инструментальной музыке это своего рода «песня без слов».

Ф. Шуберт «Баркарола» исполняет ученица 5 класса Прохорова Наташа.

Экспромт-одночастная инструментальная пьеса, возникшая кА бы внезапно, в виде импульсивного, эмоционально непосредственного высказывания. Стройные по форме, обычно

3-х частные экспромты Шуберта, Шопена, Балакирева, Чайковского, Скрябина привлекают своим задушевным лиризмом, напевностью, выразительностью.

Лаптев «Экспромт» исполняет ученик 6 класса Филимонов Николай.

Гавот-это старинный французский народный танец. Вначале был хороводным двухдольным танцем, умеренного темпа, начинается из-за такта, нередко бывает 3-х частным. В 17 веке стал придворным танцем, приобрел грациозный, жеманный характер. Представлен Люлли и Рамо в операх и балетах. В русской музыке высокохудожественные образцы создали Чайковский, Глазунов, Прокофьев.

Мартини «Гавот» исполняет ученик 4 класса Костиков Павел.

Этюд (от французского - упражнение, изучение). Инструментальная пьеса, основанная на использовании одного или двух технических приёмов. Первоначальные этюды представляли собой не более чем техническое упражнения (Клементи, Крамер, Черни). Под воздействием виртуозных скрипичных «Каприсов» Паганини возникает жанр концертного фортепианного этюда (Шопена, Шумана, Листа). У Ф. Листа этюды имеют поэтические заголовки - «Шум леса», «Хоровод гномов», «Метель».

А. Шишаков. Этюд h- moll исполняет ученик 3 класса Пилипенко Борис.

Серенада (от французского, итальянского - вечер). Песня, представляющая обращение к возлюбленной. Исполнялась в ночное или вечернее время под окном возлюбленной на лютне, мандолине, гитаре. Со временем вошла в оперу. И хотя этот термин употреблялся и раньше, но

Ф. Шуберт «Серенада» исполняет ученица 4 класса Шевлякова Оксана.

Песня - жанр вокальной музыки, широко распространен в народном музыкальном творчестве. Исключительно художественную ценность представляют песни народные, воплощающие сокровенные думы и надежды народа и являющиеся плодом коллективного творчества многих поколений.

А. Зверев «Русская песня» исполняет ученик 4 класса Костиков Павел.

Рапсодия-это род инструментальной фантазии, преимущественного на темы народно-песенного склада. Термин этот древнегреческого происхождения. «Рапсодами» в старину назывались певцы, исполнители героико - эпических сказаний. И хотя этот термин употреблялся и раньше, но

Создателем этого жанра справедливо называют Ф. Листа. Во многих его « Венгерских рапсодиях» медленные напевные мелодии чередуются с музыкой быстрого темпа. Завершаются обычно рапсодии стремительной пляской.

В. Попонов « Карельская рапсодия» исполняет ученик 6 класса Филимонов Николай.

Материалы разработки очень познавательны и полезны, как ученикам, так и преподавателям

ДШИ. Эта разработка поможет в работе над пьесами.



© 2010-2022