Открытый урок по сольфеджио на тему Написание мелодических диктантов

Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок

Преподавателя 1-й квалификационной категории

МОУДОД «Усть-ордынская детская музыкальная школа»

Казанцевой И.В. 14 мая 2015 года

Тема урока:

«Начальный этап в написании мелодических диктантов на уроках сольфеджио»

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: показать формы и методы работы для формирования навыков написания мелодического диктанта.

Задачи урока:

Образовательные:

-закрепить полученные теоретические знания: гамма; ступени: устойчивые, неустойчивые, вводные; тоническое трезвучие; ритм, размер, фраза, длительности и группировки длительностей.

-применить полученные теоретические знания в написании мелодического диктанта;

Развивающие:

- развитие слуха, памяти,

- быстроту восприятия музыкальных явлений,

-метроритмические и звуковысотные навыки. Воспитывающие:

- усидчивость, собранность, быстроту мышления.

Методические приемы:

-словесный, наглядный, практический;

-активизация слуха, обращение к музыкальному восприятию ученика;

-прямая и наводящая формы воздействия.

Оборудование: фортепиано, доска, болгарская столбица, нотные пособия, ритмические карточки.

Применение педагогических технологий:

Здоровьесберегающая:

- тренируются зрительная память, реакция, влияющие на мыслительные процессы головного мозга;

- рациональная организация урока: физкультминутка, включение игровых моментов, упражнения на расслабление мышц; - чередование различных видов учебной деятельности (пение гамм, упражнений сменяется прохлопыванием, протопыванием ритмических упражнений.

Предварительная подготовка:

- разучивание гамм;

- работа над мелодическими моделями с использованием устойчивых и вводных звуков

-освоение ритмических группировок в размерах 2\4 и 3\4

Ученики: смешанная группа ( 7 учащихся народного и фортепианного отделений) по сольфеджио 2 класс - срок обучения 7 лет.

План урока:

1.Вводная часть для преподавателей с методическим сообщением.

2.Работа с группой:

- ритмические карточки и группировки в размерах 2\4 и 3\4

-пение комплекса гамм До и Соль мажор с использованием пособий и остинатного ритма -устные диктанты: слушание и пение коротких примеров из 4-х тактов с транспонированием из До мажора в Соль мажор -сопоставление 2-х и 3-х дольного метра - слушание примеров -занимательные диктанты

Ход урока:

  1. Методическое сообщение.

Музыкальный диктант представляет важный раздел в курсе сольфеджио, развивающий память учащихся их внимательность и быстроту восприятия музыкальных явлений. Диктант закрепляет также метроритмические и звуковысотные навыки, приобретенные учениками в сольфеджировании. Прежде чем приступить к написанию музыкальных диктантов, нужно достаточно гармонично подготовить к этому ребят: научить хорошо ориентироваться в ладовой звуковысотности, то есть быстро определить конкретную ноту тональности, которая звучит в данный момент, разбираться в метроритмической структуре диктанта, фразировке, запоминать ритм и отдельные звуки. Подготавливая учащихся к восприятию звуковысотности, педагог может использовать метод интонационных упражнений «по лесенке». Первый тип лесенки употребляется на самом начальном этапе обучения, когда дети запоминают название музыкальных звуков. Второй тип (гамма, выписанная на доске) нужен для усвоения нот на нотоносце. И наконец, третий тип лесенки - болгарская столбица - способствует развитию ладового мышления учащихся, их быстрой сообразительности. На последней лесенке педагог показывает ступени тональности в методически целесообразных последовательностях, учащийся поет их, называя звуки. Занятия с лесенкой очень оживляют урок, но их успех во многом зависит от творческой инициативы педагога, так как мало показать ступени, важно из них создавать еще и музыкальные фразы. В начальный период обучения желательно ограничить круг интонаций повторностью звуков, поступенным движением вверх или вниз, а также пением тонического трезвучия. Нужно помнить, что поступенное движение и повторность звуков с опорой на тоническое трезвучие является фундаментом всего курса сольфеджио и музыкального диктанта в частности. Скачки в упражнениях вводятся весьма постепенно и планомерно. Когда первоначальные навыки будут достаточно хорошо освоены группой, вводятся новые упражнения. Например: после настройки, в медленном темпе играю звуки тональности в различных последовательностях, а ученики вслед поют каждый звук. Этот прием хорошо развивает быструю реакцию учащихся. Кроме того, полезно петь отрезок гаммы от заданного звука к тонике. Ритмические навыки, также как интонационные, должны опережать трудности, дающиеся в письменном диктанте. Очень важно научить ребят тактировать - активно двигать рукой с резкими торможениями в конце каждого движения. Только при таком активном тактировании возможно осознание метрической доли, а следовательно, и ритмических соотношений звуков. Локти при этом класть на стол не рекомендуется, так как ученики перестают ощущать метрическую пульсацию. Можно сольмизировать пример с тактированием или простучать ритм, отсчитывая вслух метрическую пульсацию. Хорошим упражнением является сопоставление разных ритмов в одновременности. Сущность этого упражнения заключается в том, что при сольфеджировании примера ученики вместо тактирования хлопками в ладоши исполняют остинатную ритмическую фигуру. Чем больше подобных упражнений будет использовано в классе, тем больше уверенности в том, что ученики легко справятся с ритмом диктантов. Развитие музыкальной памяти учащегося является важнейшей задачей музыкального диктанта, для этого надо тренировать память. При многократном проигрывании диктанта подобной тренировки не происходит - не возникает необходимость запоминать мелодию целиком, ведь ученик при каждом проигрывании записывает одну-две ноты, не напрягая памяти. В этом случае важно подобрать такие диктанты, которые осваивались бы после трех-четырех проигрываний. Причем, во время проигрываний и в перерывах учащиеся слушают и запоминают мелодию и только после этого записывают ее. Перед написанием диктанта идет начальный этап обучения чистописанию; для этого мы используем «Рабочие тетради» Г. Калининой. Одновременно дети учатся настраиваться в тональности До мажор и сольфеджировать простейшие мелодии. Особое внимание нужно уделить упражнениям подготавливающим учащихся к мелодиям небольшой протяженности.

а) Запоминание и пение на память с названием нот просольфеджированной 2-3 раза простейшей 4-х тактной мелодии. б) Короткие двухтактные устные диктанты для отдельных учащихся. в) Устные диктанты по методу «2 такта играются - 2 такта поются». Сущность этого упражнения заключается в следующем: после насторойки в определенной тональности по указанию педагога дается один такт дирижирования в размере 2\4 без музыки. Далее педагог играет двухтактную фразу без какого либо перерыва. Дети поют эту фразу, называя звуки тональности. Затем играется новый двутакт и т.д. Если группа не определила правильно мелодию, педагог повторяет фразу заново и добивается полного ее усвоения. Это упражнение представляет собой устный диктант, в котором участвуют все дети. Можно транспонировать простейшие мелодии в другие изученные тональности.

2) Работа с группой:

-ритмические карточки и группировки в размерах 2\4 и 3\4

заранее розданы карточки с ритмами каждому ученику, каждый ритм прорабатывается

-пение комплекса гамм До и Соль мажор с использованием лесенки и столбицы : гамма, разрешение не устойчивых в устойчивые, вводные ступени, Т53. Гамму можно петь в заранее выбранном ритме или, разделившись на две группы, одна группа поет гамму, а другая стучит заранее выбранный остинатный ритм, затем поменяться заданиями. Слуховой анализ ступеней гаммы: I- III- V- VI- V- III- II- VII- I

-устные диктанты: слушание и пение коротких примеров из 4-х тактов с транспонированием из До мажора в Соль мажор. После двукратного проигрывания учащиеся пытаются пропеть сначала первые два такта, затем следующие. Диктант записывается на доске и поется в транспонированном виде в Соль мажоре. - слушание примеров 2-х и 3-х дольного метра. Ощущать разницу 2-х и 3-х дольного метров, уметь различать их на слух: Б. Кравченко «Подарки», Словацкая народная песня, Русская народная песня «Шалуны», Русская народная песня «Три синички»

Физкультминутка.

Упражнение для глаз: подвигать глазками ( вправо, влево, вверх, вниз)

Упражнение на раскрепощение мышц шеи, рук, плечевого пояса: поднимаясь на носки, медленно и плавно, вместе со вздохом, поднять ненапряженные руки вверх. Затем легко развести руки в стороны и вместе с выдохом, свободно наклонившись вперед, тяжело уронить расслабленные руки вниз. Руки свободно раскачиваются, пока не остановятся.

Упражнение: свободные повороты головы (вправо, влево, вверх, вниз).

-занимательные диктанты - даны заготовки диктантов, задача учащихся состоит в том, чтобы определить размер, разделить мелодию на такты и указать длительности нот.

Используемая литература:

1.Абелян Л.М. Как Рыжик научился петь. М. Из-во Советский композитор, 1989

2. Боровик Т.А.Звуки, ритмы и слова. Минск, Книжный дом, 1990

3. Долматов Н.А. Музыкальный диктант М. Музыка, 1992

4. Калинина Г. Рабочая тетрадь по сольфеджио для учащихся 1,2 классов ДМШ, М. Музыка,2000

5. Калинина Г. Занимательные диктанты для учащихся младших классов ДМШ, М. Музыка,2000

6. Кончаловская Н.П. Нотная азбука, Киев, 1987

7. Котляревская-Крафт М.А. Сольфеджио, Л. Музыка,1988

8. Ромм Р.Д. Изучение тональностей в музыкальной школе. М. Музыка, 1994

9.Н.Федотова «Учимся, играя» (сольфеджио в начальных классах детской музыкальной школы). Иркутск - 2001.


14 мая 2015 года

Преподаватель сольфеджио ___________________ И.В. Казанцева


Открытый урок по сольфеджио на тему Написание мелодических диктантов

© 2010-2022