Использование ИКТ на уроках музыки

 Применение современных компьютерных технологий в обучении является одним из наиболее устойчивых направлений развития образовательного процесса в наше время. С помощью использования современных технических средств можно повысить мотивацию ученика. В качестве основной цели использования информационных технологий на уроке музыки можно рассматривать активизацию познавательной и творческой деятельности обучающихся. А предмет музыка, как никто другой, располагает возможностями для творчества, так как...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГБОУ Педагогическая академия последипломного образования

Кафедра методики преподавания дисциплин

художественно-эстетического цикла


Итоговый исследовательский проект

«Использование современных ИКТ на уроках музыки»

«ДЖАЗ, ДЖАЗ, ДЖАЗ»


Музыкальный вечер для старшеклассников.

Широбоковой Ирины Владимировны,

учителя музыки МБОУ «Михневская СОШ С УИОП» п. Михнево, Ступинского муниципального района, московской области,

слушателя курсов повышения квалификации 2012/2013 учебного года

«Компьютерные технологии в музыкальном образовании

(синтезатор и миди-клавиатура)»

(вариативный кафедральный модуль 72 час.)

Руководитель курсов - Ю.В. Шмалько

к.п.н., доцент


Москва 2012

Оглавление

Введение………………………………………………………………………… 3

1. Теоретическая часть:

Информационные технологии ………………………………………..………….6

Использование ИКТ на уроках музыки………………………………………….7

Актуальность использования ИКТ на уроках музыки……………………….…8

2. Практическая часть: Сценарий музыкального вечера для старшеклассников «Джаз, джаз, джаз» ………………………………………..14

Заключение………………………………………………………………………27

Литература……………………………………………………………………… 29

Приложение: презентация на тему «Джаз, джаз, джаз»







Введение

Применение современных компьютерных технологий в обучении является одним из наиболее устойчивых направлений развития образовательного процесса в наше время. С помощью использования современных технических средств можно повысить мотивацию ученика. В качестве основной цели использования информационных технологий на уроке музыки можно рассматривать активизацию познавательной и творческой деятельности обучающихся. А предмет музыка, как никто другой, располагает возможностями для творчества, так как музыка - есть предмет сотворчества на уровне личности автора музыкального произведения, личности учителя и личности учащегося, его потребность и способность к творчеству, самореализации, совершенствованию.

Наиболее значимыми отличительными чертами ИКТ являются: непрерывное и опережающее образование, его фундаментальность, направленность на личностное ориентирование обучение и развитие творческих способностей обучаемых, широкое и постоянное применение информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе.

Цель проекта:

  • использования ИКТ для активизации познавательной и творческой деятельности учащихся на уроках музыки;

  • формирование всесторонне развитой, гармоничной, творческой личности учащегося.

  • создать мультимедийное пособие на тему «Джаз», с использованием компьютерных музыкальных программ.

Задачи проекта:

  • определить направления использования ИКТ;

  • расставить приоритеты в уровнях взаимодействия объективно - субъективных отношений при работе с материалами, создающимися с помощью компьютерных технологий на уроке;

  • изучить материалы курсов «Компьютерные технологии в музыкальном образовании», литературу и музыкальные компьютерные программы, соответствующие теме;

  • подобрать материалы (аудио, видео, иллюстрации) по теме «Джаз»;

  • создать презентацию по проекту.

  • выработать навыки поиска информации о музыкальных явлениях с помощью различных источников информации (книги, словари, справочники, энциклопедии, журнальные и газетные публикации, Интернет, видеофильмы).

Музыка и компьютер - совершенно совместимые вещи. Хотите, чтобы учащиеся ходили к вам на уроки без пропусков, ловили каждое ваше слово? Используйте современные технологии, и результат не заставит вас ждать. Изобразительное искусство и художественный труд, литературное чтение, знакомство с окружающим миром. В каждом из данных направлений выработаны свои методы и приемы организации музыкального воспитания учащихся общеобразовательной школы, реализация которых предполагает определенную подготовку самого учителя.

В конце XX и начале XXI века отмечается распространение информационных и коммуникационных технологий практически во всех сферах деятельности человека, включая образование. В области образования имеют место процессы компьютеризации, информатизации. Данные процессы во многом преобразуют составляющие методической системы обучения. Образование характеризуется направленностью на личностно-ориентированное обучение и развитием творческих способностей обучаемых, а также внедрением информационных и коммуникационных технологий в образовательный процесс, созданием единого интерактивного образовательного информационного пространства и, наконец, переходом к открытому образованию. Применение современных компьютерных технологий в обучении является одним из наиболее устойчивых направлений развития образовательного процесса в наше время. С помощью использования современных технических средств можно повысить мотивацию ученика. В качестве основной цели использования информационных технологий на уроке музыки можно рассматривать активизацию познавательной и творческой деятельности обучающихся. А предмет музыка, как никто другой, располагает возможностями для творчества, так как музыка - есть предмет сотворчества на уровне личности автора музыкального произведения, личности учителя и личности учащегося, его потребность и способность к творчеству, самореализации, совершенствованию.

Наиболее значимыми отличительными чертами ИКТ являются: непрерывное и опережающее образование, его фундаментальность, направленность на личностное ориентирование обучение и развитие творческих способностей обучаемых, широкое и постоянное применение информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе.

В процессе использования ИКТ в музыкальном образовании и воспитании школьников формируется информационная компетентность учителя музыки, педагога-музыканта дополнительного образования - способность и умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий.

На современном уроке музыки все более значимыми становятся информационные технологии. Под информационными технологиями понимаются не только технологии использования компьютера и сети Интернета с неограниченными возможностями приобретения и трансляции художественного, в том числе и музыкального материала, но также и многочисленные компьютерные обучающие программы, цифровые образовательные ресурсы, аудио- и видеоматериалы, мультимедийные презентации.

Итак, тема данного проекта является актуальной.

В педагогике существует понятие информационной технологии обучения. Это понятие характеризует процесс подготовки и передачи информации обучаемому. Средством осуществления данного процесса выступают компьютерная техника и программные средства.

В информационных технологиях обучения выделяются два компонента, служащих для передачи учебной информации:

  • технические средства: компьютерная техника и средства связи;

  • программные средства, которые могут быть различного назначения.

Для разработки уроков с применением компьютера преподаватель должен знать функциональные возможности и условия применения каждого из данных компонентов. Как технические, так и программные средства обладают своей спецификой и определенным образом влияют на учебный процесс.

Методическим возможностями информационных технологий считают:

  • усиление мотивации обучения (посредством игр, средств мультимедиа);

  • формирование умений принимать оптимальное решение в сложной ситуации;

  • развитие определенного вида мышления (например, наглядно-образного);

  • формирование культуры учебной деятельности;

  • формирование информационной культуры;

  • экономию учебного времени.

Модернизация музыкального образования, повышение его качества, разработка и внедрение инновационных подходов и перспективных методов в практику обучения - задачи, стоящие перед каждой общеобразовательной школой. Предположение о том, что использование компьютерных технологий на уроках музыки в общеобразовательной школе является эффективным средством формирования познавательной активности школьников. Данный проект предполагает внедрение компьютерных технологий в урок музыки в общеобразовательной школе. А также возможности интеграции дисциплин «информатика» и «музыка».

Использование ИКТ на уроках музыки

Педагогические цели использования информационных технологии в музыке

Современный урок музыки - это урок, в ходе которого применяются современные педагогические технологии, компьютерные технологии, используются электронные музыкальные инструменты. Урок музыки характеризуется созданием творческой обстановки, так как содержание музыкальных занятий составляют эмоции и их субъективное переживание. Подобное специфическое содержание обуславливает выбор разнообразных методик, видов работы и новых мультимедийных средств.

Компьютер предоставляет широкие возможности в творческом процессе обучения музыки, как на профессиональном уровне, так и на уровне любительского творчества.

Музыкальные компьютерные технологии открыли принципиально новый этап технического воспроизводства музыкальной продукции: в нотопечатании, в жанрах прикладной музыки, в средствах звукозаписи, в качественных возможностях звуковоспроизводящей аппаратуры, в театрально-концертной деятельности, в звуковом дизайне и трансляции музыки (в том числе трансляции по Интернету).

Одним из ведущих направлений в области музыкальной педагогики ХХI века выступает знакомство обучающихся с информационно-компьютерными технологиями. Освоение информационно-компьютерных технологий необходимо: во-первых, для профессиональной подготовки композиторов и исполнителей; во-вторых, для использования как источника вспомогательного учебного материала (справочного, обучающего, редактирующего, звукозаписывающего, звуковоспроизводящего и т.п.). Сегодня существуют еще одно, немаловажное и актуальное направление в обучении музыки - это применение Интернета.

Актуальность использования ИКТ на уроках музыки

В качестве основной цели, использования ИКТ на уроках музыки, можно рассматривать активизацию познавательной и творческой деятельности учащихся. Если учитель музыки будет использовать современные технологии, то учащиеся будут ждать встречи с уроком искусства и результат не заставит ждать.

Музыка и информационные технологии - совместимы! В школе в последние годы компьютерная техника и другие средства информационных технологий стали все чаще использовать при изучении многих учебных предметов, в том числе и музыки. Мы имеем возможность по-новому использовать различную информацию и тем самым обогатить методические возможности урока.

Компьютер - оперативное средство наглядности в обучении, возможность дополнительных творческих поисков детей, помощник в отработке практических умений и навыков учащихся.

ИКТ можно использовать как при проведении многоцелевых уроков (с точки зрения типологии), так и в ходе комбинированных занятий. Информационные технологии обучения - это своеобразная подготовка и передача информации ученикам, где средством является компьютерная техника и другие программные технические средства, которые могут быть различного назначения. При разработке уроков с компьютерной поддержкой важным является знание функциональных возможностей и условий применения каждого из вышесказанных компонентов. Как технические, так и программные средства вносят свою специфику и оказывают свое влияние на учебный процесс. Эффективность использования информационных технологий зависит от четкости представления места, которое они должны занимать в образовательном процессе. В этом смысле важно разделить ИКТ по категориям для последующего обоснованного и грамотного применения этого ресурса на уроке.

Необходимо изменить роль ученика на уроке: из пассивного слушателя сделать его активным участником процесса обучения. В этом случае отношения между учеником и учителем изменяются в сторону партнерских, а ученик из объекта педагогического воздействия превращается в субъект учебной деятельности.

Одним из условий успешного обучения на уроках аудио- и видеоматериалов, применение современных технических средств обучения (компьютера, видеомагнитофона, музыкального центра и т.д.) позволяет добиться желаемого результата.

Одной из важнейших составляющих успешного обучения является мотивация ученика. Использование современных информационных технологий на уроках музыки делает обучение ярким, запоминающимся, интересным для учащегося любого возраста, формирует эмоционально положительное отношение к предмету.

Введение в обучение цифрового инструментария позволяет превратить подростков в творцов музыки, аранжировщиков, звукорежиссеров.

Информационно-коммуникационные технологии входят в практику обучения детей музыке, и учитель должен знать о тех преимуществах, которые несет использование компьютера в музыкально-образовательном процессе.

Все вышеперечисленное позволило мне органично включить ИКТ во все уроки музыки. ИКТ сочетает в себе много компонентов, необходимых для успешного обучения школьников. Грамотное использование компьютера помогает решить дефицит наглядных пособий, преобразить традиционные учебные предметы, оптимизировать процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, поднять на неизмеримо более высокий уровень интерес к предмету Музыка.

Кроме того, фрагменты уроков, на которых используются мультимедийные презентации, отражают один из главных принципов создания современного урока - принцип фасцинации (принцип привлекательности). Благодаря мультимедийным пособиям, учащиеся стали отличаться высокой активностью на уроках (высказывать свое мнение, размышлять, рассуждать).

Демонстрационный зрительный ряд выполняет функцию эмоционально-эстетического фона восприятия музыки. Основой развития музыкального мышления детей становится неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных сочинений, что позволяет учащимся устанавливать разнообразные интонационно-образные связи музыки с историей, литературой, различными видами изобразительного искусства, архитектурой, скульптурой, художественной фотографией и т.д.

Современным этапом аудиовизуальных средств являются «Цифровые образовательные ресурсы» для учебно-методических комплексов «Музыка» которые могут быть выполнены в формате мультемидийных проектов.

Видеоряд: фрагменты из опер, балетов, мюзиклов, музыкальных кинофильмов, концертов классической и популярной музыки. фрагменты художественных и документальных фильмов о жизни и творчестве композиторов, фрагменты народных праздников.

Синтезированный зрительный ряд - это портреты композиторов, исполнителей, и исполнительных коллективов, исполняющих произведения мировой музыкальной классики, народной и духовной музыки, современные сочинения; тематические рисунки; нотная графика; фрагменты рукописей музыкальных произведений репродукции произведений изобразительного искусства (живопись, декоративно - прикладное искусство, скульптура, архитектура, графика, иконопись и др.); материалы из мемориальных музеев композиторов, исполнителей; документальных и художественных фотографии.

Дикторский текст - комментирующий различные явления музыкальной культуры. Звуковые фонограммы музыкальных произведений, а также песен («плюсовки» и «минусовки»), которые дают возможность школьникам участвовать в их исполнении в процессе работы с цифровым образовательным ресурсом.

Литературный ряд: доступные, емкие, выразительные информативные тексты, раскрывающие содержание предлагаемых для восприятия фрагментов музыкальных художественных образов (эстетически-нравственный фон); отрывки стихотворений, прозы, созвучные музыке; словарь ключевых терминов и понятий, соответствующих данной учебной теме, эмоциональный словарь (вербальная, (словесная) характеристика музыкального произведения); фрагменты писем, воспоминаний, цитаты и высказывания композиторов, исполнителей, слушателей и др.

Творческие (интерактивные) задания для учащихся: вопросы диагностические тесты, проблемные ситуации, направленные на осмысление учебного материала и выполняющие функции контроля за успешностью развития музыкальной культуры школьника.

Сегодня компьютер, аудио и видеозапись прочно вошла в нашу жизнь, помогает лучше провести досуг, чаще слушать хорошую музыку, формировать художественный вкус, углублять знания музыкальной литературы. Сделать эту работу более результативной и интересной поможет музыкальная фонотека - собрание звукозаписей на CD, DVD диски.

Наша жизнь немыслима без телевидения и Интернета. Это и демонстрация на уроках презентаций, разработанных мною и моими учениками к изучаемым темам, и использовании, CD, DVD, MP3 - дисков с записями лучших образцов классической музыки, оперных и балетных спектаклей, мюзиклов, и рок - опер.

Информация, представленная на компьютерных дисках, позволяет проводить виртуальные экскурсии по музею музыкальных инструментов, путешествовать по странам и эпохам, знакомясь с образцами музыкального искусства, с лучшими исполнителями мира, с разнообразными стилями и направлениями в музыке. Все это помогает реализовать на практике те идеи, которые способствуют эффективному решению образовательных задач, достижению нового качества обучения.

С помощью этих средств массовой информации каждый учитель музыки может пополнять свою фонотеку, быть в курсе музыкальной жизни не только в России, но и во все мире.

Узнать об интересной передаче, о музыке мне помогают программы, которые публикуются на страницах газет, в Интернете.

Создавая презентации для своих уроков, я стараюсь использовать различные методики (анализ и оценку, интерпретацию и т.д.)

Использование ИКТ на уроках музыки бывает у нас в виде докладов, проектов с компьютерной презентацией в программе Power Point, PhStori, Photoshop Movie Maker Nero и т.д. Цель использования таких форм - создать комфортное условие обучения, при которых ученики взаимодействуют между собой.

Электронные презентации, используемые на уроках, позволяют более наглядно представить либо иллюстративный материал к уроку, либо творческие работы учащихся.

Почти на каждом уроке мы имеем возможность просмотра различных видео фильмов с балетами, операми, мюзиклами, рок-операми. Путешествовать по странам и эпохам, знакомясь с образцами музыкального искусства. Все это помогает реализовать на практике те идеи, которые способствуют эффективному решению образовательных задач, достижению нового качества обучения.

Огромную помощь в работе мне оказывают также компьютерные диски, например такие, как «Энциклопедия классической музыки» (диск содержит большой информационный материал, словарь музыкальных терминов), «Соната» (это электронный путеводитель по собранию современных записей, европейской и русской классики, джазовой и популярной музыки, всех стилей и направлений). Мультимедийное издание на DVD «Энциклопедия популярной музыки Кирилла и Мефодия - 2008» и т.д.

Под моим руководством ребята готовят творческие работы, презентации, рефераты, исследовательские проекты.

2. Сценарий музыкального вечера для старшеклассников «Джаз, джаз, джаз».

Введение джаза в обучение школьников направлено на расширение музыкального кругозора учащихся, на развитие осознанного восприятия музыки академического стиля, на формирование способности адекватной оценки музыкальных явлений прошлого и современности.

Джазовый стиль обладает широким спектром специфических возможностей в области музыкального языка, которые могут быть эффективно использованы в обучении в целях расширения знаний учащихся о музыке XX века и обогащения двигательного, сенсорного и коммуникативного музыкального опыта ребенка. Джазовая музыка развивает у учащихся гармонический, мелодический, тембровый слух, чувства метроритма, творческие способности.

Джазовая музыка воспитываю вкус, музыкальную разносторонность, вносит в школьную работу радость.

Цель и задачи:

рассказать о возникновении джаза, характерных чертах джазовой музыки

актуализация знаний детей о джазовой музыке

прививать любовь к музыке.

Оборудование: компьютер, мультимедиа, экран, презентация; звукозаписи джазовой музыки.

Джаз, джаз, джаз.

(Слайд 2).

(Слайд 3).

Джаз как явление

Джаз, как разновидность музыки, в сущности, феномен - исторический, эстетический и социальный. Он не сопоставим ни с одним классическим музыкальным жанром, чьё развитие совершалось веками. Возникнув немногим более 100 лет назад в замкнутой социальной среде, традиционный джаз стал явлением, без которого невозможно представить культуру ХХI века.
Джаз не популярная музыка, но он обладает той неиссякаемой
внутренней силой, которой популярная музыка лишена. Джаз завоевал любовь миллионов людей на Земном шаре. Для многих общение с ним стало насущной потребностью, составной частью их духовной жизни.

Джаз - уникальное музыкальное направление, которое сформировалось в США на рубеже 19-20 веков и дало толчок к развитию целой плеяды различных музыкальных жанров. Из джаза вышли би-боп, рок-н-ролл, ритм-энд-блюз, джаз-рок, фьюжн, фанк. Джаз можно назвать прадедушкой практически всех современных музыкальных жанров.

Музыка и мода. Моден ли джаз? (Слайд 4). Мода - временное господство тех или иных вкусов, каждый человек воспринимает моду по-своему - это зависит от его возраста, воспитания, характера, культуры, одним словом - от личности. А джаз сейчас моден?

Джаз - музыка вне моды. Как вся классическая музыка, созданная вплоть до наших дней, своими корнями уходит в творчество великого немецкого композитора И.С. Баха, так и джаз стоит у истоков поп-музыки. Джаз дал начало ритм-энд-блюзу, рок-н-роллу, рок-музыке. С появлением джаза связано возникновение такого понятия, как массовая культура.

Истоки джаза. (Слайды 5). Истоки джаза следует искать в смешении, или, как говорят, в синтезе европейской и африканской музыкальных культур. Как это ни странно, джаз начался с Христофора Колумба. Разумеется, великий первооткрыватель не был первым исполнителем джазовой музыки. Но, открыв Америку для европейцев, Колумб положил начало взаимопроникновению европейской и африканской музыкальных традиций. Вы спросите: а причем здесь Африка? Дело в том, что, (Слайды 6) осваивая американский континент, европейцы стали привозить сюда чернокожих рабов, переправляя их через Атлантику с западного побережья Африки. В период с 1600 по 1700 годы количество рабов на американском континенте перевалило далеко за сотни тысяч.

(Слайды 7). Европейцы даже не догадывались о том, что вместе с рабами, переправленными на американский континент, они привезли туда африканскую музыкальную культуру, которая отличается потрясающим вниманием к музыкальному ритму. На родине африканцев музыка являлась непременным компонентом различных обрядов. Ритм имел здесь колоссальное значение, являясь основой коллективного танца, коллективной молитвы, иными словами, коллективного обряда. Характерными чертами африканской народной музыки являются полиритмия, ритмическое многоголосие и перекрестная ритмика. Мелодика и гармония здесь находятся практически в зачаточном состоянии. Этим определяется то, что африканская музыка более свободна, в ней имеется большее пространство для импровизации. Итак, вместе с чернокожими рабами европейцы привезли на американский континент то, что стало ритмической основой джазовой музыки.

А какова же роль европейской музыкальной культуры в формировании джаза? Европа привнесла в джаз мелодику и гармонию, минорные и мажорные стандарты, солирующее мелодическое начало.

Как же получилось, что негритянская музыка становится интересной и популярной в стране, где процветала расовая нетерпимость? Работорговцы, которые за несколько веков вывезли из Африки сотни тысяч негров, не могли себе представить, что созданная потомками этих рабов музыка своей красотой и оригинальностью покорит весь мир.

Если мы говорим "африканский ритм", то надо иметь в виду, разумеется, что западноафриканские черные никогда не играли "джаз" как таковой - речь идет всего, лишь о ритме как составной части их бытия на родине, где он был представлен ритуальным "хором барабанов" с его сложной полиритмией и многим другим. Но рабы не могли брать с собой в Новый Свет никаких музыкальных инструментов, и первое время им в Америке даже запрещалось изготавливать самодельные барабаны, образчики которых значительно позднее можно было увидеть только в этнографических музеях. К тому же никто из людей любого цвета кожи не рождается с готовым чувством ритма, все дело в традициях, т.е. в преемственности поколений и окружающей обстановке, поэтому негритянские обычаи и ритуалы сохранялись и передавались на территории США исключительно устно и по памяти от поколения к поколению афроамериканских негров.

Итак, родиной джаза стали Соединенные Штаты Америки.

(Слайды 8) Джаз возник в США в результате синтеза многочисленных элементов переселенных музыкальных культур народов Европы, с одной стороны, и африканского фольклора - с другой. Эти культуры обладали принципиально разными качествами. Африканская музыка по природе своей импровизационна, важнейшую функцию в ней несет ритмическое начало, ритмическое многоголосие. В европейской же музыке более развито мелодическое и гармоническое начало. Музыка для африканцев часто связана с трудовой деятельностью, с обрядами, с культом и выступает не самостоятельно, а в соединении с танцем, пластикой, молитвой, декламацией, т е синкретична.

(Слайды 9) У негров-рабов, попавших в Новый Свет, не было ничего, кроме лохмотьев. Работорговцы не могли отобрать у черного раба то, что он хранил в душе. Однако свой язык, свои традиции, свой уклад приходилось менять, приспособить к новым условиям существования. Это касалось не только языка, обычаев, религии, но и музыки. Оставалось только то, что могло выжить, а что не могло - изменялось, и в результате американским неграм-рабам удалось создать свою собственную культуру, которая отличалась от культуры белых, в чьей среде она развивалась.
У негров уложилась своя этика взаимоотношений, которую они не заимствовали в культуре белых, а создавали сами, исходя из условий своего нового существования. Точно таким же образом их музыкальная практика соприкасаясь с музыкой белых, во многих аспектах отличалась от нее. При этом следует учесть, что разнообразные жанры негритянской музыки основаны на одних и тех же принципах и художественных приемах, позволявших американским неграм создавать любые необходимые им музыкальные формы. Затруднительно найти точное определение для этой музыки. Но, пожалуй, самое удобное - "музыка американских негров" или "музыкальный фольклор американских негров".
Музыка американских негров рождалась постепенно в течение нескольких десятилетий. Первое время негры в Америке продолжали, насколько это было возможно, исполнять понятную им африканскую музыку. На Юге барабаны и духовые инструменты были запрещены, но на Севере неграм позволяли устраивать выступления и фестивали музыки и танца, во многом похожие на их африканские прообразы. Но большинство этих мероприятий не пережило 18 век, да и огромное число негров, работавших на южных плантациях, не имело возможности в них участвовать. Кроме того без организованных обрядовых форм африканская музыка не могла существовать, поэтому ее старая музыкальная традиция постепенно угасала.
В течение 17 и 18 веков многие негры, а возможно и большая их часть повсеместно соприкасалась с европейской музыкой. Негры, посещавшие церковь, постепенно усваивали европейскую манеру пения. Другие учились на самодельных инструментах европейского типа, подражая окружающим белым.
С течением времени европейская музыкальная практика оказывала все большее и большее влияние на старую африканскую традицию.

Слайд. 1.4. Жанры музыкального фольклора. (Слайд 10).

Чему же посвящали эти негры свои редкие часы отдыха? Музыке. Негры обладали развитым музыкальным инстинктом, природной склонностью к музыке, особым чувством ритма. Закончив трудовой день, негры собирались в поле или на берегу реки и начинали петь, аккомпанируя себе ударами палок по ящикам, пустым бидонам, по всему, что оказывалось под рукой, а то и просто хлопая в ладоши. Это были африканские песни и ритмы.

Миссионеры, их хозяева, старались привить неграм европейскую культуру, обращали рабов в христианство, обучали их гимнам европейского происхождения. Но негры пели эти мелодии по-своему, в песнях они просили Бога вывести их из мира горя, нищеты и угнетения. Так появились негритянские религиозные песнопения - спиричуэлс.(Слайд 11).

Черные не возражали против приобщения к новой вере, ведь она давала им надежду на освобождение. Церковь трактовалась ими и как возможность ухода от страшной реальной жизни. Спиричуэлс сочетают в себе отличительные элементы африканских исполнительских традиций (коллективная импровизация, характерная ритмика глиссандо, нетемперированные аккорды, особая эмоциональность) со стилистическими чертами пуританских гимнов. Они представляли африканца как мыслящее человеческое существо и были первым и наиболее выразительным средством, благодаря которому весь мир познакомился с негритянской музыкой.
Религиозная музыка американских негров очень многообразна и включает такие виды песен, как :
-"ринг-шаут" (песня "исполняется" всем телом во время танца всех участников по кругу против часовой стрелки);
-"сонг-сермон" (песни-проповеди)
-"госпел" и
-"джюбили сонгс" (песни прославления с короткой, ритмичной мелодией).
Наиболее древним жанром духовной музыки считается ринг-шаут - групповой танец поющих в молитве негров. В своей кульминации этот обряд достигает высокого эмоционального накала, участники его кричат, впадают в экстатическое состояние. Жанр спиричуэл - это уже церковные гимны, песнопения, подвергнувшиеся изменениям, пришедшим из ринг-шаут, это смешивание европейских и африканских традиций. Он значительно повлиял на зарождение, формирование и развитие джаза.

С отменой рабства в 1865 году несчастья негров не кончились. Между негром и белым все время пытались установить отношения низшего к высшему: негры были домашними слугами, чернорабочими. И понятно, что негритянская музыка развивалась обособленно, лишь изредка соприкасаясь с музыкой белых. (Слайд 12). В этот период расцветает народная песня американских негров - блюз. (Это слово произошло от сочетания двух слов: «блу», «девл» - меланхолия, хандра, грусть, печаль).

Главная черта блюза - так называемые блюзовые ноты, которые соответствуют 3 и 4 ступеням гаммы. Они не принадлежат к мажору или минору, а являются чем-то средним. Поэтому блюзовые ноты нельзя извлечь на инструменте со строго определённой высотой звуков, например на фортепиано. Ведь блюзовые ноты не совпадают со звучанием фортепианных клавиш, но зато их можно воспроизвести на гитаре, потянув струну.

Поэтическое содержание блюза чаще всего печально рассказывает о событиях обычной жизни. Самые старые блюзовые формы, по-видимому, существовали без аккомпанемента, в них на первом месте была в основном просто мелодия, а потом уже появились банджо, гитара. Как во всякой народной музыке, авторы многих старых блюзов неизвестны, но позднее появились грамотные музыканты, которые стали собирать и записывать на ноты фольклорный блюзовый материал.

Блюз до сих пор живет среди нас - как в популярной музыке, так и в джазе. После гражданской войны и отмены рабства в 70-е - 80-е годы 19 века негритянское население Северной Америки постепенно перемещается в города, где и возникает новый вариант блюза, называемый городским. В городской среде он начинает постепенно профессионализироваться. Его исполнителями, в основном, остаются мужчины. Выход блюза на коммерческую эстраду в начале 20-х годов привел к появлению в этом жанре женщин, многие из которых достигли необыкновенных высот, затмив мужчин.

Если спиричуэлс - песни надежды, то блюзы песни отчаяния. Блюз - это жалоба, крик протеста. Негры поют блюз не для того, чтобы расчувствоваться и отяжелеть от своего страдания, от своих несчастий, а чтобы освободиться от них.

(Слайд 13). Эта особенность характера негров находит отражение и в тексте блюзов: на музыку с драматическим оттенком часто поются комические куплеты и наоборот. «Блюз Западной окраины» в исполнении оркестра под управлением Луи Армстронга. «Блюз наполняет меня с головы до ног, я печален сегодня, я полон мрачных предчувствий, когда я еду на западную окраину, где меня ждет так много страданий» - об этом поет Луи Армстронг. (ЗВУЧАНИЕ).

(Слайд 14). Золотой век рэгтайма приходится приблизительно на 1898 - 1908 годы, но возник он раньше. К 1897 году страну охватило повальное увлечение регтаймом. Это было сущее безумие, одно из многих, которые Америка пережила в связи с популяризацией различных форм негритянской музыки. В период между 1910-1915 годами регтайм доминировал в популярной музыке США. Регулярно устраивались конкурсы регтаймов, получили распространение школы регтайма, издавались популярные книги и учебные пособия. Мода перекинулась в Европу, где композиторы стали использовать темы регтаймов в своих сочинениях. Наиболее известное из них «Galliwog's Cakewalk» К. Дебюсси. Регтайм по происхождению связан с «трактирной» музыкой североамериканских негров. Он был музыкой, всецело предназначенной для фортепиано. Именно этот инструмент был самым распространенным, «домашним», доступным в исполнительском смысле, инструментом Америки той поры. Сам рэгтайм похож на польку, что особенно подчеркивается аккомпанементом левой руки пианиста; однако правая настолько сильно синкопировала, что возникал ритмический диалог. Однако рэгтайм практически не содержал блюзовых элементов. Основой регтайма является негритянский танец кейкуок и европейские танцевальные мелодии (вальс, мазурка, полька и другие). Самое большое влияние на регтайм оказал марш. Марш был самой популярной музыкальной формой, и поэтому именно он сыграл решающую роль в становлении регтайма.

Источником рэгтайма явилось творчество первоначально провинциальных негров - пианистов. Для их импровизационной манеры было характерным использование ритмических сдвигов, "неправильных" акцентов. Слияние спиричуэлс, блюза и рэгтайма дало начало принципиально новой музыке. Вначале никто даже не понимал толком, что именно происходит, и этот результат, этот стиль музыки назвали словом джаз. (Слайд 15).

Историки жанра полагают, что название возникло из бытовавшего тогда выражения: «джэзинг ит ап», т.е. «играть с воодушевлением, энергично, грубо, беспорядочно». Каждый участник оркестра должен уметь импровизировать на своем инструменте, т.е. сочинять музыку на ходу, что может далеко не каждый.

Ведь основа джаза - импровизация, джазмен немыслим без умения импровизировать. Особенности джазовой музыки заключаются в сплаве элементов двух музыкальных культур: в мелодии и гармонии можно узнать влияние «белой» (европейской) культуры, а вот сложный и разнообразный ритм - это и синкопы, и полиритмия, и свинг (эффект раскачивания), грубоватый тембр звучания - это влияние африканской культуры.

Джаз. (Слайды 16-17) Колыбелью джаза стал город Нью-Орлеан. Считается, что произошло это 17 ноября 1887года. Одним из отцов джаза был темнокожий весельчак Термидус Браун, музыкант-любитель, парикмахер, имевший кличку Джаз-бо (джазовичок-страшилка)-уж очень этот Браун любил модные костюмы. Ночью 17 ноября в новоорлеанском ресторанчике «У Чокнутого» этот самый Браун вытащил свой видавший виды КОРНЕТ-духовой медный инструмент, похожий на трубу, и начал наигрывать незатейливую мелодию. Но вдруг Браун начал сбиваться с мелодии, которая благодаря этому приобрела совершенно необычный ритм и странную тональность. Эта удивительная мелодия привела публику ресторанчика в неописуемый восторг.

Такое необычное, с неровным ритмом звучание, вскоре переняли многие музыканты из оркестров, исполнявших в Нью-Орлеане танцевальную музыку. В такой манере стал играть и Чарлз Болден по кличке Бадди-Дружище, который работал репортёром в маленькой газете. Прославился Бадди прежде всего тем, что в новомодной манере играл ужасно громко. Благодаря громкой игре именно Бадди, а не Термидус Браун, остался в истории джаза как основатель этого нового музыкального направления.

Особенностями джаза являются сложный ритм с акцентами (резким выделением одного звука), бит - пульс, удар, биение, драйв - гонка, езда, атака, свинг - ход, мерное качание. Джаз - музыка оркестровая. В состав джаз-оркестров входят труба, тромбон, кларнет, саксофон, виолончель, контрабас, фортепиано, гитара (банджо), разнообразные ударные инструменты. Первое время в джаз-оркестрах играли только чернокожие музыканты - джазмены. А когда появились белые исполнители, их джазовые ансамбли стали именоваться диксилендами.

Выдающиеся джазовые исполнители. (Слайды 18, 19) Луи Армстронг. Сообщение: Родился в бедности, в Новом Орлеане 1900 г. Дед был рабом, мать - прачкой Мэри Энн. Любовь сына к матери. Родители разошлись. Воспитывала бабушка по отцовской линии. Начал играть на корнете с 14 лет, не зная нот. В 23 года - лучший джазмен своего времени. 28 лет - серия записей, решительно повлиявших на развитие джаза. Удивительно, что он вышел. 1913 год - Новый Орлеан шумно отмечал праздник торжеством и фейерверками. Раздобыв пистолет, выстрелил в воздух. Отправлен в колонию для малолетних цветных. «Уэйорс Хоум». Там медный духовой оркестр, его привлекли к творческой работе. Руководитель - Питер Девис, он сделал его горнистом колонии, затем научил играть на корнете. «Эта колония для меня была скорее школой - пансионатом, нежели тюрьмой». (Он хорошо овладел игрой на корнете). Через 3 года отец забрал его для нянчания (нянчил сводного брата от второго брака отца), сбежал к матери. 16 лет - разносил и продавал угль. Организовал маленький оркестрик, который играл в дешевых барах и на вечеринках.

(Видео Луи Армстронг) (Слайд 20).

Одной из выдающихся джазовых исполнительниц считается Элла Фитцджеральд. (Слайд 21). Ее вокал по праву считается самым изящным во всей истории джаза, хотя многие могут поставить на высшую ступень также и Билли Холидей. Наделенная природой великолепным голосом с широким диапазоном, Элла могла перепеть кого угодно. Люди всегда понимали, что именно она поет, каждое ее слово. Единственным ее постоянным недостатком было то, что Элла была крайне жизнерадостной и не могла петь слишком лирически, как того требовал текст песни.

Как бы то ни было, если оценивать ее карьеру целиком, то певиц такого класса больше попросту не было, В начале своего творческого пути Элла Фитцджеральд никогда не отличалась жестким голосом, который был присущ Билли Холидей. Из-за сильной нищеты в определенный момент Элла осталась по-настоящему бездомной. В пении наступил большой перерыв. В 1934 она выступает в Аполло театре, в Гарлеме, где побеждает в любительском конкурсе с песней Judy.

После непродолжительной работы с Tiny Bradshaw, Benny Carter (посетивший Аполло) представил Эллу вниманию музыканта по имени Chick Webb. Его не очень впечатлила внешность девушки, и он с неохотой предложил 17-летней Элле попеть в клубе с его оркестром. Испытание было пройдено успешно, и известный барабанщик очень быстро понял, что она обладает серьезным коммерческим потенциалом. Начиная с 1935 Элла представляет собой поп-свинговую певицу, сильную в балладах, с необыкновенно юным голосом. Ее голос набирает должную силу.

(Видео Элла Фитцджеральд) (СЛАЙД 22)

ДЖАЗ-МУЗЫКА ОПЕРНАЯ. (СЛАЙД 23)

Создателем первой американской оперы считают композитора Джорджа Гершвина. Он создатель эстрадной музыки, множества оперетт, мюзиклов, музыкальных комедий, музыки к кинофильмам. Всё в его творчестве было новым и необычным. В его музыкальных произведениях соединялись традиции европейской музыкальной классики и афро-американского фольклора.

(СЛАЙД 24) Вершиной творчества Джорджа Гершвина является опера «Порги и Бесс», написанная в 1935году, либретто которой основывается на реальном происшествии. Бездомный калека-негр застрелил жену за то, что его посадили в тюрьму. Но в опере Гершвина всё заканчивается относительно хорошо: Бесс уезжает, а Порги отправляется на её поиски.

В-2 Что бы лучше узнать быт и нравы своих чернокожих героев, Гершвин почти год жил в негритянском рыбачьем посёлке Фолли-Айленд, что в Южной Каролине. Он изучал негритянский фольклор, записывал народные песни, даже пел в негритянском хоре. В опере используются африканский барабан и банджо (это нововведение), спиричуэл, трудовые песни и блюзы вместе с эстрадными мелодиями.

(ЗВУЧИТ «Колыбельная Клары» из оперы «Порги и Бесс»)

Джаз в России. (Слайд 25 -29). 1922г. в Советской России поэт и хореограф Валентин Парнах под впечатлением от услышанных им в Париже негритянских джаз-оркестров сформировал свой «эксцентрический шумовой джаз-бэнд» и дал несколько концертов. Но воспринимался отечественный джаз не как музыка, а как экзотическое действо.

1926г. Гастроли в России негритянской водевильной группы «Шоколадные ребята» с оркестром Сэма Вудинга при участии Сидни Беше и других джазовых знаменитостей.

1927г. В Москве Александр Цфасман дебютировал со своим регтайм-бэндом «АМА-Джаз». В Ленинграде начал выступать концертный джаз-бэнд Леопольда Теплицкого (первый в СССР профессиональный эстрадно-джазовый коллектив).

1929г. Подошла к концу «золотая эра» классического джаза. Центр джазовой жизни из Чикаго переместился в Канзас-Сити, затем в Нью-йорк. На первый план стали выдвигаться оркестры коммерческой танцевально-развлекательной музыки в свинговом стиле и шоу-бэнды.

В СССР с успехом прошли первые концерты ленинградской джаз-капеллы Георгия Ландсберга и «Теа-джаза» Леонида Утёсова, Якова Скоморовского.

1934г. На экраны вышел первый советский «песенно-джазовый» кинофильм «Весёлые ребята», музыку к которому написал Исаак Дунаевский.

1938г. в Москве основан Госджаз СССР под руководством Матвея Блантера и Виктора Кнушевицкого (первое выступление этого оркестра открылось исполнением популярной песни «Катюша». Позднее «госджазы» появились и в других советских республиках.

(Слайд 30) На протяжении своего существования джаз и терпел поражение, и возрождался, и переживал кризисы, но, тем не менее, искусство джаза сохранило свою притягательную силу.

(Слайд 31)

Заключение

Подводя итог нашего исследования, мы можем сделать следующие выводы:

Применение информационных коммуникационных технологий в музыкальном обучении:

  • помогает формировать навыки активного восприятия музыки;

  • прививает им знания, что в целом является важной предпосылкой обогащения музыкальной культуры школьников.

Уже сейчас стало необходимым и актуальным использование ИКТ на уроках музыки. Различные электронные пособия и презентации делают урок не только более интересным и содержательным, но и продуктивным.

Сегодня мы говорим об использовании на уроке учебного проекта, который ориентирован на использование учениками мультимедийных информационных технологий в самостоятельной и урочной деятельности.

Уроки становятся яркими и интересными, а главное в уроке музыки - творчество, поэтому использование ИКТ не должно быть самоцелью. Если нет возможности - ничего страшного. Творчески работающий учитель найдет массу других средств. Важно, чтобы урок музыки был уроком ТВОРЧЕСТВА.

Использование информационных технологий открывает практически неограниченные возможности для творческой деятельности как обучаемых, так и преподавателей. Однако следует отметить бесполезность их применения при традиционном информационно-объяснительном подходе к обучению.

Опытно-исследовательская деятельность с применением учебного, демонстрационного оборудования, базирующегося на новых информационных технологиях, обеспечивает широкое внедрение исследовательского метода обучения.

Кроме того, необходимо отметить тот факт, что использование новых информационных технологий в учебно-воспитательном процессе инициирует процессы развития наглядно-образного и теоретического типов мышления, а также благоприятно влияет на развитие творческого, интеллектуального потенциала обучающихся.

Информационные технологии - это неотъемлемый компонент процесса обучения музыке и связанных с ней предметов. Развитие компьютерных технологий в музыке перспективно, актуально и объективно необходимо.

Так, например, уроки-презентации широко используются во время знакомства с творчеством композиторов, художников.

Для проведения уроков использую фонограмму песен на CD дисках.

Помощь в работе мне оказывают программы Adobe Audition; Geniesoft; Overture. Создание данных уроков требует от учителя умения пользоваться компьютерной техникой и большого времени.

Применение компьютерных технологии на уроках музыки позволяет значительно повысить эффективность образования.


Литература

1. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. - М., 1983.

2. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях: Учебное пособие для студентов музыкальных факультетов педвузов. - М.: Академя, 2002.

3. Коган Л.Н. Художественный вкус. - М.: Просвещение, 1981.

4. Конен В.Ц. Рождение джаза.- М., 1984.

5. Ломакина Н.С. Слушательская культура как многокомпонентное качество личности подростка // Культура. Образование. Педагогика искусства. Сборник научных трудов. Выпуск 3 / Отв. ред.: докт. пед. наук, проф. Л.Г. Арчажникова, докт. пед. наук. Л.А. Рапацкая. - М., РИЦ МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2006.

6. Ломакина Н.С. Формирование слушательской музыкальной культуры школьников-подростков. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - М., 2006.

7. Мархасев Л. В легком жанре: Очерки и заметки. - Л., 1986.

8. Мозгот В.Г. Формирование художественного вкуса личности. - Ростов-на-Дону: Р.Г.У., 1992.

9. Школяр Л.В., Красильникова М.С., Критская Е.Д., Усачева В.О., Медушевский В.В. Школяр В.А. Теория и методика музыкального образования детей. - М., ФЛИНТА - НАУКА, 1998.

10. Шостак Г.В. Музыка массовых жанров как фактор формирования музыкальной культуры подростков. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - Киев: Национальный педагогический университет им. М.П. Драгоманова, 1996.

11. Шубинский В.С. Педагогика творчества учащихся. М., 1988.

12. Энциклопедия для юных музыкантов. - СПб., 1997.

13. nietzsche.ru

14. Коган Л.Н. Художественный вкус. - М.: Просвещение, 1981. С. 22.

15. Конен В.Ц. Рождение джаза.- М., 1984. С. 11.

16. Афанасьева О.В. Использование ИКТ в образовательном процессе - pedsovet.org/

17. Никитина Н.Н. Организация учебного процесса с использованием возможностей ИКТ. pedsovet.org/

18.​ Чепкасова О.А. «Использование ИКТ на уроках образовательной области

«Искусство». Материалы сайта it-n.ru «Сеть творческих учителей».

Приложение 1. Презентация «Джаз, джаз, джаз», к музыкальному вечеру для старшекласников.


© 2010-2022