Конспект по музыке «Музыкальный образ, воплощенный в вальсе… Французский вальс»

"Описание материала: Урок музыки и танца. Цель: "познакомить с вальсом, научить замечательный вид искусства, действенное средство воспитания детей. Она помогает развить чувство ритма, научить правильно воспринимать язык музыкальных образов. Музыка – это сам жизнь, естественно подвластна законам жизни, по этим законам существует, развивается и воздействует на людей. Задачи: определение построения произведения, характера образов, драматургического развития и т.п. Выработка самостоятельного творческого мышления учащихся. Материал: опера С.Прокофьева «Война и мир», вальс из второй картины и ария Кутузова из 10-й картины, французский вальс» описание танца И.Боровковой
Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: «Музыкальный образ, воплощенный в вальсе… Французский вальс.»

Урок музыки и танца.

Цель: познакомить с вальсом, научить его исполнять

Музыка - один из ярких и эмоциональных видов искусства, наиболее эффективное и действенное средство воспитания детей. Она помогает полнее раскрыть способности ребенка, развить слух и чувство ритма, научить его правильно воспринимать язык музыкальных образов. Музыка - это сам жизнь, естественно подвластна законам жизни, по этим законам существует, развивается и воздействует на людей.

Задачи: определение построения произведения, характера образов, драматургического развития и т.п. Выработка самостоятельного творческого мышления учащихся.

Материал: опера С.Прокофьева «Война и мир», вальс из второй картины и ария Кутузова из 10-й картины, французский вальс» описание танца И.Боровковой

План.

  1. Знакомство с образами лирического и лирико-эпического характера.

  2. Два эпизода из оперы С. Прокофьева «Война и мир»: вальс из 2-й картины и ария Кутузова из 10-й картины.

  1. Краткое содержание оперы «Война и мир» С. Прокофьева.

  2. Что представляет собой вальс?

  3. Образ мира и Наташи, образ войны и Кутузова.

  4. Разучивание с детьми «Французского вальса» Д. Львов-Компанеец

  5. Итог урока

Ход урока

1. Знакомство с образами лирического и лирико-эпического характера.

Приветствие. Объявление темы и цели урока.

В начале урока ребятам необходимо сказать, что круг музыкальных образов, с которыми ребята знакомятся в первом полугодии, весьма широк. Но среди них можно выделить образы, тяготеющие к лирическому, лирико-эпическому началу, и образы драматические. К первой линии образов можно отнести Вальс Наташи из оперы «Война и мир», С. Прокофьева, «Песню туристов» из оперы К. Молчанова «Зори здесь тихие», романсы С. Рахманинова, поэтичнейший Вальс до-диез минор Ф. Шопена, романтическую песню А. Пахмутовой «Звездопад», полный безграничной печали «Вальс» Я. Сибелиуса.

2. Два эпизода из оперы С. Прокофьева «Война и мир»: вальс из 2-й
картины и ария Кутузова из 10-й картины.

Знакомство с образами лирико-эпического характера происходит на примерах арии Кутузова, песен, связанных с образами военных дорог, образом солдата. Это образы-воспоминания о подвигах наших солдат в годы Великой Отечественной войны: «Дороги» А.Новикова, «Баллада о солдате» В. Соловьёва-Седого, народная песня «Шёл ленинградский паренёк.» Эти произведения выражают, с одной стороны, грусть, размышления человека о происшедших событиях, с другой - в какой - то степени передают и сами эти события, само действие. Не случайно поэтому песенное начало в них сочетается с маршевой поступью.

Линия драматических образов открывается балладой Ф. Шуберта «Лесной царь.» Затем ребята встретятся с образами мужественной, героической борьбы в этюде

А.Скрябина, увертюре Л.Бетховена « Эгмонт « и др.

Освоение новой темы, как обычно, лучше начинать на уже знакомой учащимся музыке. В данном случае это могут быть два эпизода из оперы С.Прокофьева «Война и мир»: вальс из второй картины и ария Кутузова из 10-й картины. Ребята уже слышали эту музыку в пятом классе и теперь вернутся к ней с новых позиций.

3. Краткое содержание оперы «Война и мир» С. Прокофьева.

Учитель должен очень кратко рассказать ребятам о том, как нашествие французской армии во главе с Наполеоном разрушило мирную жизнь в России, как война всколыхнула весь русский народ, как, отдав неприятелю Москву, великий русский полководец Кутузов спас русскую армию и она, погнав наполеоновские войска, победительницей вошла в Париж. В романе и в опере сцены мира чередуются со сценами войны.

4. Что представляет собой вальс?

В основе вальса три разнохарактерные вальсовые темы. Мягкая, грациозная тема, плавная и легкая, открывает вальс. Ее сменяет более быстрая, кружащаяся, легкая мелодия. Третья - напевная, медленная тема - рождает ощущение размышлений.

В чем же заключается неповторимое своеобразие ритма вальса? Прежде всего, в его музыкальном размере - 3/4. В этом размере написаны все вальсы мира, не только венские, но и французские, русские, немецкие ... Равномерное чередование одной сильной и двух слабых долей такта сразу же навевает образ плавного кружения, изящного и легкого бального танца

Так же как многообразны музыкальные ритмы, многообразны и музыкальные размеры. Например, размер 3/4, только что названный основным признаком вальса, в той же мере является обязательным и для мазурки, и для полонеза, и для болеро! Однако почему-то, несмотря на общность размера, эти жанры очень трудно спутать друг с другом. Главное действующее лицо в сцене, когда звучит этот вальс, - юная Наташа Ростова - счастливая, нежная и чистая в соей любви к жизни, в своих мечтах о счастье. Раскрывает ли этот вальс целостный образ Наташи? Конечно, нет! Наташе предстоит еще перенести много радостных и еще больше печальных минут. Но вальс воплощает самые ценные черты Наташи и рисует важнейшую минуту ее жизни, когда на балу встретила она молодого князя Андрея Болконского. Ведь эта встреча определила всю ее дальнейшую судьбу. А раскрывает ли вальс всю картину мира, царившего в России до нашествия Наполеона? Конечно, нет Но все же в сцене с вальсом Прокофьев с наибольшей глубиной и силой выразительности дает нам ощутить всю прелесть и красоту спокойного, ничем не тревожимого мира. Поэтому мы можем назвать вальс образом Наташи и образом мира.

5. Образ мира и Наташи, образ войны и Кутузова.

Так возникают два важнейших образа - образ мира и Наташи, образ войны и Кутузова. Каждый из этих образов един, хотя они и содержат в себе по несколько частей- вальс написан в форме рондо с двумя эпизодами, ария - в трехчастной форме (в подлиннике - сложная рондообразная форма, сокращенный вариант для звучания и исполнения в классе - простая трехчастная форма). Эти части служат тому, чтобы высветить различные грани обоих образов (сопоставление непреклонной решимости с глубокой тревогой в образе Кутузова; большая или меньшая взволнованность в образе Наташи) Подчеркнуть, что в этих образах слиты воедино судьбы отдельных людей и судьба всего народа (мир и война). Так бывает почти всегда, потому что жизнь одного человека неразрывно связана с жизнью его народа, со всем, чем живет его эпоха.

Можно заметить также, что Прокофьев сочинил эту музыку «по-своему», «по-прокофьевски». И то, что ее сочинил именно Прокофьев, не случайно; он обращался к сюжетам из далекой русской истории не раз: «Александр Невский», «Иван Грозный», «Война и мир», даже «Скифская сюита», и русский эпический стиль вообще очень характерен для творчества Прокофьева.

6. Разучивание с детьми «Французского вальса» Д. Львов-Компанеец. Описание танца И.Боровковой. Учитель музыки, концертмейстер исполняет вальс, а хореграф разучивает с детьми движения танца.

Возможно «Французский вальс» создан и не во Франции, но если судить по лукавому доброму юмору, заключенному в неожиданно возникающей шуточной позе танцующих, эта версия вполне допустима.

Для того, чтобы станцевать «Французский вальс», не обязательно знать … вальс, что де­лает танец доступным для самой широкой аудитории, как правило, не очень уверенно чувствующей себя в тех случаях, когда надо вальсировать. Композиция занимает 16 так­тов. Музыкальный размер -3/ 4, темп умеренно-быстрый.

ОПИСАНИЕ ДВИЖЕНИЙ

Исходное положение: танцующие стоят по кругу парами, взявшись за руки, локти согнуты и опущены, кисти подняты до уровня плеч. Партнер стоит спиной к центру круга, партнерша лицом. Ноги в первой позиции.

Конспект по музыке «Музыкальный образ, воплощенный в вальсе… Французский вальс»

1-й такт. На счет «раз» - шаг правой ногой назад (друг от друга), слегка сгибая колени обеих ног. Соединенные руки вытянуть вперед.

На счет «два» приставить левую ногу к правой, поднимаясь на полупальцы, колени выпрямить. На счет «три» - пауза.

2-й такт. На счет «раз» - шаг правой ногой вперед (навстречу друг другу), слегка приседая. Соединенные руки согнуть, локти опустить.

На счет «два» приставить левую ногу к правой, поднимаясь на полупальцы, колени выпрямить.

На счет «три» - пауза.

3-й такт. На счет «раз» - то же, что на счет «раз» 1-го такта. На счет «два» - пауза.

На вторую восьмую счета «три» - хлопнуть в ладоши и одновременно приставить ле­вую ногу к правой, поднима­ясь на полупальцы, колени выпрямить.

4-й такт. На первую восьмую счета «раз» хлопнуть в ладоши, опуститься с полупальцев на всю стопу. На 1 счет «два, три»-пауза.

5-й такт. Соединить руки и повторить движения 2-го такта.

6-й такт. Повторить движения 1-го такта.

7-й такт. Повторить движения 2-го такта.

8-й такт. На счет «раз» разъединить руки.

На счет, «два, три» танцующие два раза хлопают в ладоши в позе, показанной на рис

Конспект по музыке «Музыкальный образ, воплощенный в вальсе… Французский вальс»

9-й такт. На счет «раз» партнеру сделать шаг левой ногой влево, партнерше шаг правой ногой вправо. Партнер соединяет правую руку с левой рукой партнерши, соединенные и свободные руки отвести немного в стороны.

На счет «два, три» плавно поднять свободную ногу вперед и провести накрест перед опорной (партнеру поднять правую ногу, партнерше - левую). Соединенные руки провести вниз, затем немного вправо.

Конспект по музыке «Музыкальный образ, воплощенный в вальсе… Французский вальс»

10-й такт. Повторить движения 9-го такта с другой ноги в другую сторону, меняя также и положение рук (партнер соединяет левую руку с правой рукой партнерши, затем соединенные и свободные руки проводят вниз и влево).

11-й такт. На счет «раз» партнеру сделать шаг левой ногой влево, правую ногу вытянуть в сторону, скользя нос ком по полу, партнерше - шаг вправо, левую ногу вытянуть в сторону, скользя носком по полу, партнерше - шаг вправо, левую ногу вытянуть в сторону.Руки разъединять и отвести немного в стороны.

На счет «два, три» -пауза.

12-й такт. На счет «раз» приставить свободную ногу к опорной (партнеру- правую, партнерше- левую). Руки согнуть, опустив локти.

На счет «два, три» сделать два хлопка перед грудью.

Конспект по музыке «Музыкальный образ, воплощенный в вальсе… Французский вальс»

Рис. 4

13-й такт : На счет «раз» - шаг правой ногой вправо..

Левые руки поднять вперед и соединить, правые руки опустить и отвести немного в сторону.

На счет «два, три» плавно поднять левую ногу вперед и провести накрест перед: правой.

14-й такт. Повторить движения 13-го такта с другой ноги в другую сторону, не меняя положения рук.

15-й такт. На счет «раз» - шаг правой ногой вправо. Левую ногу вытянуть в сторону, скользя носком по полу. Руки разъединить и отвести в стороны. Корпус повернуть немного влево.

На счёт «два, три» - пауза.

16-й такт. Поворачивая корпус немного вправо, каждый из танцующих оказывается уже напротив другого партнера, первоначально стоящего справа, и два раза хлопает в ладоши, приставляя левую но­гу к правой, как в 12-м такте.

Танец повторяется.

Ноты:

Конспект по музыке «Музыкальный образ, воплощенный в вальсе… Французский вальс»

Конспект по музыке «Музыкальный образ, воплощенный в вальсе… Французский вальс»

Конспект по музыке «Музыкальный образ, воплощенный в вальсе… Французский вальс»


7 Итог урока.

Вывод: каждый новый пример должен укреплять в сознании учащихся понимание того, что музыкальный образ - это воплощенная в музыке жизнь, хотя бы небольшая ее частица: чувство, переживание, мысль, размышление, поступок, действие человека, нескольких или многих людей; какое-либо проявление природы, какое-либо событие из жизни человека, народа, всего человечества и т.д. Иначе говоря, музыкальный образ - это всегда преломленное через сознание художника отражение жизни. Единство жизненного содержания и художественной формы. И это все выражается в осмысленном понимании танца, его исполнении.

© 2010-2022