- Преподавателю
- Музыка
- Фрагмент рабочей тетради по предмету «Музыка» для первого класса к учебнику «Музыка» издательства «Атамүра». Авторы Ш. Б. Кульманова, М. А. Оразалиева, Б. Р. Сулейменова, С. А. Елеманова, Р. Н. Валиуллина, А. К. Маханова
Фрагмент рабочей тетради по предмету «Музыка» для первого класса к учебнику «Музыка» издательства «Атамүра». Авторы Ш. Б. Кульманова, М. А. Оразалиева, Б. Р. Сулейменова, С. А. Елеманова, Р. Н. Валиуллина, А. К. Маханова
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Бондарева М.Н. |
Дата | 19.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Памятка
Посмотри внимательно на эти знаки они укажут тебе задание, которое нужно выполнить в классе или дома:
- домашнее задание - игра
- играй на детских музыкальных инструментах
- подумай, сочини, отгадай
Первая четверть
Музыкальные звуки-какие они?
Урок 1
Звуки высокие и низкие.
Найди картинки с музыкальными звуками
-
Выучи слова песенки о «Музыкальном звонке» Е.Тиличеевой:
«Сейчас музыкальный начнется урок,
Об этом пропел нам веселый звонок,
Сказал, заливаясь на ноте высокой:
«Друзья, поздравляю с началом урока!»
-
Нарисуй животное, издающее
низкие звуки высокие звуки.
Урок 2
Звуки высокие и низкие. Регистр. Ступенька «СОЛЬ».
Подбери картинки к
-высоким
-низким
-средним звуком.
Нарисуй ноту «соль»
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какое строение имеет пьеса И.Арсеева «Красная шапочка и Серый Волк»
Творческое задание
Прочти стихотворение разными голосами: слова Медведя в низком регистре, слова Мышки - в высоком, слова Петуха - в среднем регистре.
Медведь: Эй, хозяева, откройте-ка добром,
А не то мы вам ворота разнесём!
Мышка: Это кто пришёл к нам на ночь?
Медведь: Михаил!
Мышка: Какой?
Медведь: Иваныч.
Петух: Ты не суйся в теремок - кука-
реку! Или шпорами тебя я засеку!
Медведь: Не хотят меня хозяева впустить, Не хотят меня обедом угостить!
Нарисуй картинку к пьесе «Красная шапочка и серый волк».
Урок 3
Звуки долгие и короткие. Четверти и восьмые.
- четвертная нота - «1 и» (раз и
- восьмая нота -1 (раз) или «и»
Прохлопай ритмический рисунок
Прохлопай попевку:
Запиши попевку.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Необычный концерт
Музыка В. Дементьева
1.На поляне под сосной
Собрался народ лесной:
Мишка, хрюшка-пятачок
И лягушка - скок-поскок.
Припев:
Ля, ля, ля, ля, ля, ля, ля...
Хрю, хрю, хрю, ква, ква, ква!
Что за танцы, что за песни!
Пойте с нами вместе!
2. Удивлён зелёный бор:
Необычный нынче хор!
Раззадорился медведь -
Только соло хочет петь.
Припев.
3. Ничего, что хлынул дождь -
Всё равно концерт хорош.
Мы на празднике своём
Все танцуем и поём!
Припев.
Урок 4
Ступеньки «Соль» и «ми». Интонация зова.
-чередование разных длительностей называют словом ритм
Интонация зова
1.Запиши попевку «Два кота»
2.Научись петь попевку «Два кота», показывая звуки ручными знаками.
3.Что такое ритм? Прохлопай ритм попевки «Два кота».
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Творческое задание
Покажи голосом, как кричат заблудившиеся
мышонок, медвежонок, носорог.
Урок 5
Ступеньки «соль» и «ми». Тихое звучание-пиано.
p - если этот знак встречаем
тихо музыку играем.
Скрипичный ключ - необычный, означает ноту «СОЛЬ».
Пропой попевку «Дождь». Спой ее с показом ручных знаков
Фортепиано
(«громко-тихо»).
Большое, концертное фортепиано стали называть словом «рояль» (королевский), а комнатное - «пианино» (маленькое пианино).
Исполни песню А.Филлипенко «Веселый музыкант», сыграй ритмический рисунок мелодии на барабане (или ладонью по парте).
Выучи слова песни:
Нарисуй скрипичный ключ
Урок 6 Ступеньки «соль» и «ми»- интонация просьбы. Пауза.
К.Сен-Санс «Кукушка в глубине леса»
Творческое задание
«Разговор двух кукушек»
Белая березонька
1
Белая березонька плакала,
С веточек дождинками капала:
/«Был вчера из золота мой наряд,
А сегодня начался листопад»./-2 раза
2
Белая березонька, потерпи,
Наклони головушку и поспи,
/А зима на цыпочках подойдет
И наряд серебряный принесет./-2 раза
3(1 куплет)
Напиши нотную строчку четвертной паузы.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
-
Что такое пауза?
-
Спой песню кукушки так, чтобы была слышна пауза.
-
Прохлопай попевку «Липка». Спой её с показом ручных знаков.
-
Нарисуй картинку к пьесе К. Сен-Санса «Кукушка в глубине леса».
Урок 7
Ступенька «ля».
Интонация повествования. Громкое звучание-форте.
f - форте - громко
f - этот знак нам говорит
«Громко музыка звучит»
П.И Чайковский.»Баба-яга»
Придумай и расскажи сказку к прослушанному произведению.
Музыка по характеру:
________________________________
________________________________
________________________________
________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1. Покажи ручной знак «ля».
2. Что означает слово «форте»? Что такое фортепиано?
3. Перепиши попевку про лису в тетрадь.
Творческое задание
Поиграй с друзьями в «Эхо». Ты поёшь одну фразу из песни громко, а друг повторяет её тихо. Потом поменяйтесь. У кого получится самое далёкое эхо?
Урок 8
Ступенька «ЛЯ». Аккомпанемент.
Аккомпанемент-это музыкальное сопровождение мелодии.
К.Сен-Санс «Куры и петухи».
Утро в деревне
Музыка Л. Лепина
Стихи Е. Александровой
Ясное солнышко рано встаёт, Песню петух на заборе поёт:
Ку-ка-ре-ку! Ку-ка-ре-ку!
Песню петух на заборе поёт.
Свинка на завтрак ведёт поросят,
Круглые глазки, как бусы, блестят.
Хрю-хрю-хрю-хрю! Хрю-хрю-хрю-хрю!
Круглые глазки, как бусы, блестят.
Утки спешат искупаться в пруду,
Жёлтой цепочкой по тропке идут.
Кря-кря-кря-кря! Кря-кря-кря-кря!
Жёлтой цепочкой по тропке идут.
Скачет по травке козлёнок - скок-скок!
Весело лает у будки щенок:
Гав-гав-гав-гав! Гав-гав-гав-гав!
Выдался славный сегодня денёк!
Творческое задание:
Продолжи ряд звукоподражаний:
А) мяу, кукареку …
Б) тук, щелк, хлоп …
Нарисуй ноты- «соль», «ля», «ми».
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Урок 9
Ступенька «ля» в игрушечном домике. Темп.
Д.Кабалевский «Клоуны»
Темп-скорость исполнения музыкального произведения.
Творческое задание
В два стаканчика из-под йогурта положи горстку крупы. Склей стаканчики. У тебя получится музыкальный инструмент маракас. Спой попевку «Ди-ли-дон», аккомпанируя себе на маракасе.(можно сделать из футляра киндр-сюрприза, наполнив наполовину крупой)
Урок 10
Утенок и короткая пауза.
-короткая пауза (восьмая)
Напиши восьмую паузу
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Камиль Сен-Санс «Аквариум»
Прохлопай песенку «Утенок» так, чтобы была слышна короткая пауза.
Придумай ритмический рисунок к тексту:
Целый год без забот _______________________________________
Цап-царап у нас живет _______________________________________
И скажу я вам, ребята, _______________________________________
С ним полным-полно хлопот. _______________________________________
раскрась картинку.
Нарисуй восьмую паузу.
Урок 11
Колыбельная. Половинка - долгий звук.
А.Лядов «Колыбельная»
Колыбельная - это народная песня, которой убаюкивают ребенка.
Народными называют песни, автор которых неизвестен. Когда-то давным-давно кто-то сочинил песню и спел её друзьям. Другой певец запомнил и тоже стал петь, но по-своему. Так, песня передавалась устно от певца к певцу. Давно уже забыли, кто был автором. Но песня полюбилась и живёт в народе от поколения к поколению.
-
Что такое колыбельная песня?
-
Перепиши ноты попевки «Баю-бай!» в тетрадь. Прохлопай ритм, выдерживая точно половинную длительность.
-
Сочини свою колыбельную песню.
-
Придумай движения под эту песню.
Урок 12
Спускаемся на ступеньку «ДО».
Ландыш
Музыка М. Красева Стихи Н. Френкель
Солнце светит, шепчут листья.
На поляне я один.
Под кустом в траве росистой
Кто звенит: динь-динь?
Это ландыш серебристый
Смотрит в ласковую синь.
Колокольчиком душистым
Он звенит: динь-динь.
Ступенька ДО пишется на добавочной линейке.
Д.Кабалевский «Вальс - шутка»
Напиши ноту До.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Творческое задание
Сделай три карточки и нарисуй на них колокольчики разных размеров. Самый большой - «до», поменьше - «ми», самый маленький - «соль». Раскладывай их на столе в разном порядке и пой получившиеся мелодии.
Урок 13
Ступенька «до» и строительство домика.
Арам Хачатурян. Балет «Чипполино».
«Строительство домика»
«Смешной человечек»
Я спешил к вам, друзья,
С жутким нетерпеньем.
Я моторчик не зря
Смазывал вареньем.
У меня за спиной
Вертится пропеллер,
Я хочу, чтоб со мной
Все ребята пели.
Я хочу, чтоб со мной
Все ребята пели.
Припев Смешной человечек на крыше живет.
Смешной человечек ириски жуёт,
Смешной человечек скучать не привык,
Смешной человечек- большой озорник.
Смешной человечек на крыше живет.
Смешной человечек ириски жуёт,
Смешной человечек скучать не привык,
Смешной человечек- большой озорник.
Я готовил обед для друзей, подружек.
Суп варил из конфет, а компот из плюшек.
Ну, а сам похудел килограмм на двести-
Двести бубликов съел
С пряниками вместе.
Двести бубликов съел
С пряниками вместе.
Припев
Если даже чуть - чуть загрустит приятель-
Я в окошко влечу, словно воспитатель.
Попляшу с малышом, поиграю в прятки.
Если дом ходуном,- значит всё в порядке.
Если дом ходуном,- значит всё в порядке.
Припев
Нарисуй все ноты, которые ты знаешь.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Творческое задание
Постучи карандашом по краю пустого стакана или банки. Затем медленно наливай воду, продолжая постукивать. Как меняется звук? Он становится ниже или выше? Возьми два стакана и, наполнив один водой, сыграй карандашом песенку «Мы построим дом». Сколько воды нужно налить во второй стакан, чтобы мелодия звучала правильно?
Нарисуй домик для кума Тыквы и к нему столько ступенек, сколько нот ты знаешь.
Урок 14
Ступенька «до» и обезьянки.
К.Сен-Санс «Птичник».
«Зверобика»
Ст.А.Хайта и А.Левенбухина муз.Б.Савельева
Уселась кошка на окошко
И стала лапкой уши мыть.
Понаблюдав за ней немножко,
Ее движенья можем повторить.
Припев:
Раз, два, три. Ну- ка повтори!
Раз, два, три. Ну- ка повтори!
Три, четыре, пять. Повтори опять!
Три, четыре, пять. Повтори опять!
Очень хорошо!
Змея ползет лесной тропою,
Как лента, по земле скользит.
А мы движение такое
Рукою можем вам изобразить.
Припев
Весь день стоит в болоте цапля
И ловит клювом лягушат.
Не трудно так стоять ни капли
Для нас, для тренированных ребят.
Припев
Живет на свете очень много
Мартышек, кошек, птиц и змей.
Но человек- ты друг природы,
И должен знать повадки всех зверей.
Припев
Придумай движения к песне «Зверобика»
Прохлопай этой ритм песни.
Урок 15
Ступенька «до» и еще один гость. Лига.
Лига-знак в виде дуги.
Он обозначает, что играть на инструменте или петь надо плавно
Спой попевку «Ослик» с показом ручных знаков.
Исполнение ритмодекламации и игра с музыкальными инструментами « Осеннее настроение»(импровизация).
Тихо бродит осень по дворам,
Вьются в пляске листья тут и там.
Тихо плачут ниточки дождя,
Ветер гонит тучи никуда.
Игра «Хлопай- топай»
Хлоп,хлоп,хлоп-2 раза
Хлопают хлопушки.
Хлоп,хлоп,хлоп-2 раза
Слушают их ушки:
Осень к нам пришла, листьев принесла.
Шлёп, шлёп, шлёп-2 раза
Шлёпают шлепушки.
Шлёп, шлёп, шлёп-2 раза
Слушают их ушки:
Осень к нам пришла, фруктов принесла.
Топ, топ, топ - 2 раза
Топай топотушки.
Топ, топ, топ - 2 раза
Слушают их ушки:
Осень к нам пришла, грибов принесла.
Щёлк, щёлк, щёлк- 2 раза
Щёлкают щелкушки.
Щёлк, щёлк, щёлк- 2 раза
Слушают их ушки:
Осень к нам пришла, радость принесла.
Стук, стук, стук - 2 раза
Стукают стукушки.
Стук, стук, стук - 2 раза
Слушают их ушки.
Осень к нам пришла, дождик принесла.
Тук, тук, тук - 2 раза
Тукают тукушки.
Тук, тук, тук - 2 раза
Слушают их ушки:
Осень к нам пришла, холод принесла.
Урок 16
Музыкальный ветерок.
Наступила осень.
П. И. Чайковский. « Осенняя песня»
Осенние дорожки
1
За осенними тучами где-то
Журавлиный затих разговор
На дорожке,где бегало лето
Разноцветный улегся ковер
Припев. Осенние дорожки.
остывает синева
Трет ладошкой о ладошку тополиная листва
2
Воробей загрустил за окошком
Не привычно притихли дома
По осенним ковровым дорожкам
Незаметно приходит зима
Припев.
Творческое задание
Сыграй в игру «песни ветра». Ты поешь песню с закрытым ртом, а друзья должны угадать, что это за песня и повторить ее , но уже со словами.
Урок 17
Ступеньки «соль» и «до»- интонация утверждения и белочки
Н.Римский -Корсаков «Белка»
-
Как музыка передаёт характер белочки - быстрой, ловкой, весёлой?
-
Какие ты услышал звуки - долгие или короткие, высокие или низкие?
(подчеркнуть нужное)
Интонация утверждения
Белочки
Музыка 3. Левиной Стихи Л. Некрасовой
1. Листики падают, осень пришла.
Рыжие белочки, как у вас дела?
- Мы набрали шишек для свои детишек,
Цоп! Цоп! Цоп! Цоп!
Листьев полное дупло - будет нам зимой тепло.
2. Листики падают, осень пришла.
Рыжие белочки, как у вас дела?
- Насушили ягод, чтоб хватило на год,
Цоп! Цоп! Цоп! Цоп!
И орехи есть у нас, и грибов большой запас.
3. Листики падают, осень пришла.
Рыжие белочки, как у вас дела?
- Будем в шубках новых жить в лесах сосновых,
Цоп! Цоп! Цоп!
Шубки серенькие мы надеваем для зимы.
1 . Грецкими орехами простучи аккомпанемент к пемне «Белочка»
2 . Нарисуй картинку к попевке, песне или пьесе Н.Римского-Корсакого.
Урок 18
Прощальная песенка.
Вспоминаем, повторяем.
-
Назови музыку и композитора, ее написавшего:
-
Что такое ритм?
-
Что такое пауза?
-
Исправь ошибку: форте-это тихое звучание.
-
Что такое темп?
-
Какие ноты ты знаешь? Какой длительности бывают ноты?
-
Что такое пиано?
-
Нарисуй лигу.
-
Спой по нотам
-
Как называются эти песни?
-
Напиши ритмический рисунок попевки:
12.
Рабочая тетрадь
ученика(цы)1 «___»класса
Затобольской школы-гимназии
______________________
Государственный Гимн Республики Казахстан
Слова Жумекена Нажимеденова, Нурсултана Назарбаева
Музыка Шамши Калдаякова
Алтын кун аспаны,
Алтын дөн даласы,
Ерліктің дастаны
Еліме қарашы!
Ежелден ер деген,
Даңқымыз шықты ғой.
Намысын бермеген,
Қазағым мықты ғой!
Қайырмасы:
Менің елім, менің елім,
Ғолің болып егілемін,
Жырыњ болып түгілемін, елім!
Туған жерім менің - Ќазаќстаным!
Үрпақа жол ашқан,
Кең байтақ жерім бар.
Бірлігі жарасқан,
Төуелсіз елім бар.
Қарсы алған уақытты,
Мөңгілік досындай.
Біздің ел бақытты,
Біздің ел осындай!
Қайырмасы:
Менің елім, меніњ елім,
Ғолің болып егілемін,
Жырың болып түгілемін, елім!
Туған жерім менің - Ќазақстаным!
В небе золотое солнце,
В степи золотое зерно.
Сказание о мужестве - моя страна.
В седой древности
Родилась наша слава,
Горд и силен мой казахский народ.
Припев:
О, мой народ! О, моя страна!
Я твой цветок, взращенный тобой.
Я песня, звенящая на твоих устах,
Родина моя - мой Казахстан.
У меня простор неоглядный
И дорога, открытая в будущее.
У меня независимый,
Сплоченный, единый народ.
Как извечного друга
Встречает новое время
Наша счастливая страна, наш народ.
Припев:
О, мой народ! О, моя страна!
Я твой цветок, взращенный тобой.
Я песня, звенящая на твоих устах,
Родина моя - мой Казахстан.