Конспект урока по музыке

Раздел Музыка
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

5 класс

23 урок

Тема: Колокольность в музыке и изобразительном искусстве.

Цель: 1. Дать учащимся представление о видах колокольного звона.

2. Развивать образное мышление учащихся

3. Воспитывать культуру слушания музыкальных произведений любви к

прекрасному, пробуждать интерес к колокольным звонам.

Ход урока.

I. Оргмомент. Мотивация: звучит колокольный звон, презентация. Сообщение темы и цели урока. Введение новых знаний

1) Знакомство с Пасхальным звоном

- беседа о Пасхе

- отрывок из рассказа А.Куприна «Мой паспорт»

- слушание

- беседа о ритме

2) Знакомство со звоном Софийского собора

- слушание

- беседа о характере произведения

3) Знакомство с русской народной песней «Вечерний звон»

- беседа о картинах И. Левитана

- слушание песни «Вечерний звон»

- беседа

IV. Рефлексия.

V. Итог.

Колокольный звон на фоне видеоряда учитель читает стих.

Чистые, чудные звуки любо душою ловит (слайд1)

Ими тревожные муки в сердце больном хоронить. (слайд2)

Колокол русский, народный. Колокол церкви святой (слайд3)

Чуден твой голос свободный, люб отголосок мне твой.

1. Оргмомент. Мотивация.

- Ребята, вы знаете, каждый колокол обладает своим голосом. Густой и сильный, его называют колокольным звоном.

- Как вы думаете, где находятся колокола? (На колокольне, в звоннице).

- Правильно.(слайд 4) Колокольня - это башня с колоколами на здании церкви или у церкви. Она является одной из необходимых принадлежностей храма.

- А кто звонит в колокола? (Звонарь)

-Звонарь - (слайд5) это очень сильный человек, ведь колокола подчас весят от 320 кг. до 32 тонн, и только сильный человек способен справиться с такими инструментами.

Интересный факт: От сильного и частого звона звонари нередко глохнут, но, чтобы сберечь слух, многие их них кладут в уши круглые ягоды, например рябины, калины или затыкают уши ватой.

И конечно, звонари должны обладать внутренним чутьём, хорошим чувством ритма, прекрасным знанием звукоряда и владеть техникой исполнения.

Русский народ соединил со звоном свои торжественные и печальные события, потому звон служит выражением и радости, и грусти, и торжества. Отсюда и появились различные виды колокольного звона, и каждый из них имеет своё название и значение.

Сообщение темы. Цели урока.

- Сегодня на уроке мы послушаем только некоторые из звонов и откроем для себя удивительный, таинственный мир загадочных созвучий. Наша задача - понять о чём они рассказывают и определить, что главное в колоколах - это ритм и характер.

- В конце апреля все православные люди будут отмечать великий праздник - Пасхи. ( слайд 6)

Пасха - это главный праздник в году для всех верующих христианского мира.

Пасха - это церковный праздник, поэтому в ночь с субботы на воскресенье во всех православных церквях проходит служба, где звонарь исполняет пасхальный звон. Этот праздник (слайд 7) есть залог мира, источник примирения, истребления врагов.

В этот святой день в церкви на колокольню разрешено подниматься детям и звонить в колокола. (слайд 8)

Послушайте, как описывает Александр Куприн эти впечатления. (Читает Павлова Н.)

«Колокольня. Какая весёлая, пьянящая, головокружительная пестрота внизу, под моими ногами. Небо страшно близко: вот - вот дотянешься рукой до белого пухлого ленивого облачка. О, верх детского счастья - наконец - то в моих руках верёвка от самого главного, самого большого колокола.

Грушевидный язык его тяжёл и долго скрипит своим ухом, пока его раскачиваешь. Ба - ам! Теперь уж больше ничего не видишь, не слышишь и не понимаешь. В ушах больно от мощных медных колебаний, Ещё!...ещё». (Слушаем пасхальный звон).

- Что вы представляли, когда слушали пасхальный звон?

- Я думаю, вы услышали, что звонили в разные колокола.

- Как вы думаете, какой колокол был ведущий: большой, средний или маленький?

- А какой ритм был у большого колокола? (длительности нот большого колокола были целыми и половинные.)

2. - Но не только по праздникам звучал колокольный звон, каждая церковь имеет свои перезвоны.

-Я предлагаю вам послушать выразительные звоны Софийского собора (слайд 9) и определить, что лежит в основе этого звона? (Слушаем Софийский звон).

- Какой характер передал нам этот колокольный звон? Обратитесь, пожалуйста к своим словарям для выражения эстетических эмоций. (торжественный, гордый, уверенный, жизнеутверждающий).

- Какие колокола исполняли мелодию и какой из колоколов был за основу? (большой колокол - основа, а средние и малые колокола исполняли мелодию.)

3. -Не только музыканты, писатели, но и художники обращались к теме колокольного звона.

- Перед вами три картины известного художника Исаака Левитана. (слайд10) Что объединяет эти картины? (церковь, природа, вода, широта русской природы). (слайды с 11-14)

- Скажите, «тихо » или «громко» звучат они? («тихо»).

- Если бы вы были композиторами и вам предложили написать музыку к этим картинам, какой характер вы бы выбрали для своего произведения: песенный, танцевальный или маршевый? (песенный).

- Я предлагаю вам послушать песню, и подумать: какой картине она созвучна? (Слушают «Вечерний звон»).

- Как вы думаете, как называется песня? («Вечерний звон».)

- Да, это русская народная песня «Вечерний звон».

- А какую картину можно назвать также 1, 2 или3? (После утверждения детей слайд15)

- Что добавил колокольный звон в эту песню? Как по - новому зазвучала эта песня с колоколами? (Колокола обогатили песню, украсили её).

IV. Рефлексия.

- Ребята, сегодня на уроке мы слушали различные колокольные звоны. Учились определять их характер, настроение.

- Какой звон вам понравился больше? Почему?

V. Итог.

Наш долг (слайд 16) после многих десятилетий забвения национальных русских святынь позаботиться о возрождении колокольных традиций, вернуть былую славу колокольным звонам. Пусть наши города и сёла заполнятся торжественным перезвонам, с которым рождались, жили и умирали наши отцы и прадеды. Кто знает, может быть, православная музыка поможет очистить наши души от злобы, зависти и нетерпения.

3


© 2010-2022